Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
В физических процессах механизмов психики нет ничего нематериального, все строго следует причинам и следствиям взаимодействий, а сами механизмы представляются собой причинно-следственные схемы.
Все это недоступно с точки зрения самого субъекта. Эта точка зрения сводится только к динамике обновляемой информационной картины (fornit.ru/68522). Информационная картина представлена так же физической структурой, удерживающей состояния значимых сигналов психики в виде откликов разных видов конечных образов (восприятия, действия, силы значимости, вида эмоционального контекста и т.п.). В случае программной реализации языком инфо-картины являются целые числа (идентификаторы ID).
Информация в общей инфо-картине выполняет роль контекста, влияющего на процессы осознания. С каждым шагом цикла осознания эта информация обновляется, создавая новый влияющий контекст. Таким образом, на процесс осознания влияет физическая суть структуры данных информационной картины. Нет никакой проблемы влияния на осознание какой-то нематериальности.
Изменения инфо-картины происходит только после отработки очередного шага осознания как физического процесса. И только после этого шага, когда уже получена новая информация, в том числе о решении, меняется инфо-картина и становится возможным следующий шаг осознания. Этим полностью исчерпываются все результаты осознания.
В случае программной реализации, для внешнего наблюдателя, который бы получил доступ к обновляемому состоянию инфо-картины, и имеющему расшифровку всех ее ID(как определенных образов и связанных с ними значимостях) в виде инструмента показа состояния инфо-картины, стало бы возможным подглядывать за динамикой процесса осознания так, как если заглядывать в чужую душу. При этом нет ничего такого сверх вот этих IDи их расшифровки, что присуще любому разумному существу.
Стало бы возможно увидеть, что при осознании было принято решение (с некоторой задержкой на выполнение шага осознания - эффект Бенджамина Либета). Стало бы возможным наблюдать любые отклики души.
Научившись быстро интерпретировать ID элементов инфо-картины по подсказкам инструмента отображения динамики инфо-картины, такой наблюдатель стал бы сопереживателем субъективных ощущений. И никакой такой проблемы квалиа тут бы не возникло. Наблюдатель получил бы возможность смотреть на осознание с точки зрения самого процесса осознания в его конечной информационной части.
Абстракциями в этом случае можно было бы назвать образы в составе модели понимания (fornit.ru/69260). Для субъективного переживания оказываются доступны только их информационные данные, получаемые при обработке памяти таких моделей (фактически эпизодической памяти) специализированными функциями (fornit.ru/68522). В этом смысле абстракции – это всегда субъективные элементы понимания значимости. В природе нет объективных абстракций.
Возникший новый образ восприятия (стимул) вызывает начало его обработки (fornit.ru/68516) и если в данном шаге обработке диспетчер, управляющий обработкой в зависимости от текущего состояния инфо-картины (диспетчер: fornit.ru/69385) активирует функцию, которая по данному образу получит информацию его значимости в данных условиях или его связи с другими образами в данных условиях, то эта полученная информация обновит инфо-картину и возникнет состояния определенности – понимания того, что значит данный образ в текущем контексте. Подглядывающий администратор тоже это увидит.
Но в природной реализации такое наблюдение недоступно.
Понятно, что абстракции – это лишь сохраненные данные о взаимоотношениях, и не они, а процесс принятия решения с их участием как контекст приводит к поиску приемлемого (с позитивным прогнозом) решения.
Из-за того, что исследователи психики напридумывали множество различных терминов в попытках отразить отдельные проявления процессов осознания, возникает настоящий шквал проблем приведения этих терминов к системной модели взаимодействия механизмов осознания. Многие из таких терминов, после достаточно адекватной утряски просто могут оказаться невостребованными, потому что процессы осознания станут описываться более простыми и ясными понятиями. Философия уступит привычно простым формулировкам.
Чтобы преодолеть желание искать соотношения идеального и физического рассмотрим абстракцию Круглый, которая с опытом соприкосновения с круглыми объектами получила богатый массив связей свойств круглого с другими абстракциями. Например: круглое приятно, потому что не колется (позитивная значимость), круглое неустойчиво ненадежно на наклонной плоскости (негативная значимость) и т.п. сотни правил для Круглый в разных условиях.
Сама по себе модель понимания абстракции хранится в эпизодах памяти прошлого и выбирается из дерева памяти очень быстро в нужном качестве, когда в восприятии попадает что-то с примитивом Круглое. Если нет ничего в восприятии, то абстракция просто лежит в памяти, никак себя не проявляя.
При восприятии значимый признак круглое (т.е. важный для осмысления распознанный признак) оказывается в инфо-картине текущей ситуации. В зависимости от того, какая цель ответного реагирования при этом может быть задана ((неосознаваемый механизм целевого контекста для инфо-картины), диспетчер осознания (неосознаваемый механизм fornit.ru/69385) задает выборку дополнительной информации о том, а как может быть достигнута эта цель с помощью уже известных правил реагирования.
Происходит активация этим запросом неосознаваемого механизма выборки из эпизодический памяти. Он срабатывает раньше изменения инфо-картины от полученной инфы (решение принято до его осознания) и обновляет инфо-картину новой инфой.
Текущий контекст инфо-картины показывает диспетчеру, что решение найдено и нужно его исполнить. Это – начало осознания принятого решения. Диспетчер задает запрос на исполнение, действие выполняется, корректируясь по отдельным его этапам (потому что выполнение не автоматической, а осознанное).
Вот схемка реализации свойств модели понимания абстракции без возникших еще каких-то проблем. Все – физически регистрируемые процессы, которые невозможно понять внешнему наблюдателю, если только он не подсматривает за динамикой инфо-картины специальным инструментом.
Ни инфо-картина, ни неосознаваемые процессы вспомогательных функций не определяют “гомункулус” произвольного осознания (fornit.ru/69758), но произвольность реализуется как причинно-следственная необходимость, выясненная их модели понимания и правила наилучшего ответа – что альтернативно привычному стереотипу (иначе бы не нужен был процесс осознания и все прошло автоматом). Так что нет никаких нематериальных участников процесса, а идеальное является просто точкой отсчета относительно самой субъективности.
Чтобы понять, как такая организация системы обновления инфо-картины с получением контекста работы неосознаваемых механизмов проявляет себя как сознание со всеми его наблюдаемые снаружи и изнутри свойствами, необходимо составить свою собственную модель представления этих алгоритмов, точно так же как для понимания работы телевизора нужно освоить хотя бы самую общую схему использующихся принципов.
При этом функциональность сознания осваивается достаточно просто, и она убеждает, что обеспечивает все проявления психики (частично уже описанные с такой точки зрения в разделе Психологические эффекты книги fornit.ru/68713).
А вот для понимания того, как это выглядит с позиции (точки отсчета) самого субъекта, нужно заняться самонаблюдением за собственным процессом осознания в различных ситуациях, имея в виду уже очень хорошо освоенную модель системы взаимодействий компонентов функции осознания. Другой вариант – подсмотреть изнутри программной модели ее осознание с помощью специальной страницы, позволяющей видеть динамику изменений инфо-картины с расшифровкой участвующих компонентов. См. Аналогия для очевидности понимания сути субъективных переживаний: fornit.ru/69706.
Только так станет понятно происходящее при осознании.
Вопрос, а не автомат ли такая система, раз в ней используются наследственно-предопределенные механизмы, требует определения того, что такое автомат. У автомата нет произвольности (нахождение альтернатив привычному стереотипу в новых условиях). Автомат не способен находить решения в условиях новизны, для которых еще нет приемлемого решения. Он не способен даже оценить приемлемость привычного решения для новых условий.
Nick Fornit
18 Jan 2025