Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Эффект Манделы — это феномен, при котором большое количество людей помнит событие или факт иначе, чем это было на самом деле. Название этого эффекта произошло от имени Нельсона Манделы, который, как помнят многие люди, скончался в тюрьме в 1980-х годах, хотя на самом деле он вышел на свободу в 1990 году и стал первым чернокожим президентом ЮАР, скончавшись в 2013 году.
Известные примеры эффекта Манделы:
• Фраза из фильма «Звездные войны»: Многие фанаты помнят знаменитую фразу «Люк, я твой отец» (Luke, I am your father) как эту, хотя на самом деле в фильме говорится: «Нет, я твой отец».
• Все помнят старый мультфильм «Жил-был пес» и фразу волка дословно: «ну, ты это, заходи, если че», однако в действительности, фраза была несколько иной: «ты заходи, если что!».
• В старой новогодней песне про 5 минут нет слов «это много или мало». Всех запутал Валерий Леонтьев.
• Многие помнят, что Борис Ельцин в своем новогоднем обращении 31 декабря 1999 года сказал фразу «Я устал, я ухожу». На самом деле, он сказал: «Я ухожу. Я сделал все, что мог».
• Считается, что Никита Хрущев стучал своим ботинком по кафедре в ООН, обещая всем «кузькину мать». На самом деле, он действительно стучал ботинком, но когда он сидел у себя на месте. Выступая в ООН, он грозил кулаком, но есть даже фотография, где ему прифотошопили ботинок. Он правда грозил показать «кузькину мать» американской делегации, только тогда они приезжали к нему в Москву.
• В 2015 году пользователи социальных сетей обсуждали цвет платья, которое было представлено на фотографии. Многие видели его в разных оттенках, таких как бело-золотистый или сине-черный, в то время как другие видели его в других цветах.
• В повседневной жизни можно встретить примеры, когда люди вспоминают события из прошлого, которых, по утверждению их родственников, не было или они происходили совершенно по-другому.
Прежде, чем пытаться объяснить этот эффект особенностями субъективной памяти или влиянием параллельных миров, стоит заметить, что для появления схожих воспоминаний у большого числа людей просто необходимо, чтобы сведения об этом были так или иначе показаны всем этим людям. При этом сведения должны касаться узких границ условий, а не быть универсальными.
Например, мы много раз имели дело с яблоками разных сортов и видов и если нам кто-то заявит, что яблоки - это плоды золотистого цвета, то, каким бы он ни был авторитетным, наше представление о множестве цветов яблок не изменится. Но если в популярном кулинарном шоу любимый зрителями ведущий заявит, что правильно испеченные яблоки в курице должны всегда иметь золотистый цвет, то у очень многих это западет в памяти. Хотя на самом деле запеченное в курице яблоко скорее коричневое или сохранит первоначальный цвет.
В памяти сохраняется образ только для текущих условий и ситуации (fornit.ru/6756), так что когда мы хотим вспомнить, какого цвета несозревшее яблоко, то множество кадров памяти прошлого опыта сойдутся в уверенном результате: зеленый цвет. Но когда нам предложат вспомнить, какой цвет у созревшего яблока, возникнет заминка, потому что у взрослого выбранные кадры памяти с условием "созревшее яблоко" окажутся разного цвета, а у ребенка, который видел всего пару раз яблоки, могут давать один цвет.
Если же спросить у людей, которые видели кулинарную передачу с приукрашенным цветом от ведущего, то они все хором ответят, что запеченное яблоко имеет золотистый цвет.
Объяснение эффекта Манделы исчерпывается тем, что люди развивают свои представления об объектах в виде моделей понимания (fornit.ru/69260).
Принципиальная модель того, что происходит с психикой описана в теории МВАП и реализована в виде действующей системы Beast (fornit.ru/beast). Вот как интерпретируется эффект Манделы.
Всякий раз, видя объект внимания, запоминается то его наиболее значащее свойство, которое входит в состав условий для данного момента, т.е. конечными признаками условий будет тот образ яблока, что видим, что и сохраняется в кадре эпизодической памяти. Это могут быть очень разные по наблюдаемым признакам образы, но все они оказываются связаны со словом "яблоко", который представляет собой вербальный образ.
Когда нам говорят: "вспомни цвет яблока", то с каждым словом возникает понимание его смысла (fornit.ru/66643) в текущем контексте уже понятой информации (fornit.ru/68540) и в рамках общей темы (простейшие темы: кушаю, играю, слушаю, учусь: fornit.ru/69412). С последним словом мы понимаем, что от нас хотят получить ответ по цвету яблока.
Если у нас есть более важные проблемы, то мы просто проигнорирует вопрос - общий информационный контекст требует других целей для осмысления. Но мы можем решить ответить, и тогда целью в данный момент станет получение информации о цвете яблока. Мы можем не облекать этот мысленный (ментальный) запрос в слова, потому что слова нужны для передачи смысла другому, а с самим собой обходиться без слов. Поставленная цель - это информация, дополнившая контекст общей информационной картины. Теперь специализированная функция-диспетчер (fornit.ru/69385) выберет для достижения цели определенную функцию получения нужной информации и активирует ее (fornit.ru/68522). Активная функция считает касающуюся ее информацию из глобального инфо-контекста и сделает выборку в эпизодах памяти, связанных со словом "яблоко". Для каждого цвета яблока будет накапливаться повторяемость, так что останется выбрать наиболее уверенную группу или, если группы примерно равны, то выдать информацию о каждой.
Полученная информация из кадров памяти дополнит глобальную инфо-картину и теперь диспетчер ментальных запросов для достижения цели выберет функцию формулировки ответа в виде слов и выдачи ответа речевым аппаратом.
Если мы сами хотим вспомнить какими бывают цвета яблок, то нам не нужны слова, у нас есть обобщенный образ всех блок, лишенный различных особенностей. Такой образ предшествует более точному образу в ветке дерева распознавания (fornit.ru/66797) и мы делаем ментальный запрос по этому образу, получая все ту же информацию из эпизодической памяти.
Ранние детские воспоминания (семантическая память) еще не содержат результатов собственных действий (fornit.ru/7656, fornit.ru/12789), они наблюдательны и формируют лишь смыслы (fornit.ru/66643). Если бы удалось посмотреть те образы, которые запомнились в раннем детстве, то это - просто сохраненная картинка образа, пока не связанная с пониманием того, что это может значить в разных условиях, модели понимания будут собираться, когда возникнет эпизодическая память (о том, как развивается память и возможность субъективных переживаний: fornit.ru/67439). И тогда, стоит вспомнить раннее воспоминание, как оно обрастет смыслом и будет уже восприниматься совершенно по-другому. Тоже происходит и с более поздними воспоминаниями: они дополняются новым смыслом и модифицируются (fornit.ru/5357) тем, что дополняет новый кадр эпизода памяти и свойствами более поздней модели понимания.
Новые переживания своих мыслей или воспринятое извне модифицируют модели понимания образов, и особенно сильно - при авторитарном воздействии, потому что каждый эпизод, отзеркаленный с опыта авторитета, имеет наивысшую значимость доверия.
У каждого человека есть множество ложных воспоминаний, которые воспринимаются как собственные, потому что эпизодическая память - сугубо личное хранилище и все в ней воспринимается как истинные сохраненные эпизоды. Это проявляется только при убедительном обнаружении несоответствия с реальностью и вызывает повышенное удивленное внимание. Такие воспоминания исправляются точно так же, как любые другие иллюзии (fornit.ru/69403).
Наша память не предназначена для протоколирования точного события, у нее адаптивные функции сохранения полезных или вредных действий, а также смысла в данной ситуации, что используется для поиска действий, приводящих к желаемому результату. Но следователи на допросах пытаются получить именно первоначальную и точную картину, а с каждым новым подходом картина воспоминания недопустимо меняется, что дает основание заподозрить в сокрытии. Это также объясняет, почему у свидетелей или подозреваемых могут быть различные версии событий: каждый из них может воспринимать одно и то же происшествие по-своему, основываясь на своих эмоциях, убеждениях и контексте, в котором они находятся.
Самыми драматичными проявлениями эффекта Манделы оказывается внедренные в головы людей мифы и ложные представления (fornit.ru/69403).
В фильме "Эффект Манделы " после гибели дочери программист начинает думать, что мир — компьютерная симуляция. Религиозные люди думают, что мы живем в божественной симуляции. Голливуд целенаправленно формирует примитивные штампы качеств фильмов с целью обеспечения максимальных сборов. Соцсети целенаправленно формируют общезнаментальные ценности, одуряя людей ради рекламы. Государства с помощью СМИ
С точки зрения психогигиены нужно постоянно помнить и учитывать эффект Манделы, чтобы сохранять собственную, а не суррогатную адекватность реальности.
С развитием технологий и массовых коммуникаций мифы и легенды становятся более доступными и разнообразными. Интернет, социальные сети и средства масс-медиа позволяют мгновенно распространять идеи и образы, порождая новую мифологию, основанную на современных реалиях. Таким образом, новые мифы могут сосуществовать с классическими, создавая уникальный культурный контекст.
Люди склонны искать смысл и упрощение в сложном мире. Мифы предлагают готовые ответы на жизненные вопросы, помогают справляться с неопределенностью и страхами. Они создают иллюзию контроля над обстоятельствами и обеспечивают эмоциональную поддержку в трудные времена. Наконец, переход от научного мировосприятия к интеграции метафорического и символического мышления также свидетельствует о мифологизации. Научное объяснение становится лишь одним из множества способов осмысления реальности, и нарративы обретает новые значения и интерпретации, адаптируясь к социальным и культурным изменениям.
Общество мифов: fornit.ru/19875
Nick Fornit
26 Oct 2024