Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей подробнее >> Системная нейрофизиология
|
Автор: nan Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1 |
Краткое описание: |
Это - база фактического материала исследований и их обобщений различных авторов для текста О системной нейрофизиологии. В качестве реферативного сборника эта база опубликована как Сборник по исследованиям психических явлений. Это пока еще не завершенный раздел. Добавить новый материал Вы можете создать свою предметную область и свободно доавлять материал там. Предложить новый материал Чтобы добавить материал в предметную область системной нейрофизиологии заполните форму. |
[19] Адаптация к изменениям средыВысшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Формирование навыка происходит строго только для тех условий, в которых этот навык нарабатывается. Для других условий требуется своя выработка этого навыка.
[11] Анатомически выделяемые органы мозгаЭпизодическая память сохраняется дольше, чем время, после которого человек затрудняется вспомнить эпизод.
Без участия гиппокапма не фиксируются новые осознаваемые образы.
Размер гиппокампа напрямую зависит от количества наработанных стереотипов поведенческих реакций.
В 1975г. вышла книга Виноградовой О.С. Гиппокамп и память (скачать).
Последствия лоботомии: собака с разрушенными лобными долями реагирует на любой побочный раздражитель: так, увидев опавшие листья на садовой дорожке, она схватывает, жует и выплевывает их; она не узнает своего хозяина и отвлекается на любые побочные раздражители; у нее возникают нетормозимые ориентировочные реакции в ответ на посторонние раздражители, что нарушает планы и программы ее поведения, делает ее поведение фрагментарным и неуправляемым. Иногда осмысленное целенаправленное поведение заменяется у такого животного инертным воспроизведением раз возникших стереотипов. Так, собаки, которые ранее получали пишу из двух кормушек, расположенных справа и слева, после удаления лобных долей начинают совершать длительные стереотипные «маятникообразные» движения, многократно перебегая от одной кормушки к другой, несмотря на подкрепление.
Как показали ранние наблюдения Джекобсена (1936), обезьяна, лишенная лобных долей, может успешно осуществлять простые акты поведения, направляемые непосредственными впечатлениями, но оказывается не в состоянии синтезировать сигналы, поступающие из разных участков зрительного поля, и, таким образом, выполнять сложные программы поведения, требующие сохранности мнестических функций. Опыты ряда авторов показали, что удаление лобных долей приводит к распаду отсроченных реакций и к невозможности для животного подчинить свое поведение известной программе (например, программе, основанной на последовательной смене — или альтернации — сигналов). Позднейшие работы показали, что разрушение лобных долей ведет не столько к нарушению памяти, сколько к нарушению возможности тормозить ориентировочные рефлексы на побочные, отвлекающие раздражители: так, в опытах Малмо (1942), Прибрама (1959, 1960), Вейзкранца (1964 и др.) и других оперированное животное было не в состоянии выполнять задачи на отсроченные реакции в обычных условиях, но могло выполнять их при устранении побочных, отвлекающих раздражителей (полная темнота, введение успокаивающих фармакологических средств и др.). Все это указывает на то, что разрушение префронтальной коры приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения и к выраженному растормаживанию непосредственных реакций на побочные раздражители (гиперреактивность), в результате чего выполнение сложных программ поведения становится невозможным. Мозжечок — это функциональное ответвление главной оси «кора больших полушарий — спинной мозг». С одной стороны, в нём замыкается сенсорная обратная связь, то есть он получает копию афферентации, с другой стороны, сюда же поступает копия эфферентации от двигательных центров. Говоря техническим языком, первая сигнализирует о текущем состоянии регулируемой переменной, а вторая даёт представление о требуемом конечном состоянии. Сопоставляя первое и второе, кора мозжечка может рассчитывать ошибку, о которой сообщает в двигательные центры. Так мозжечок непрерывно корректирует и преднамеренные, и автоматические движения. У низших позвоночных информация в мозжечок поступает также из акустической области, в которой регистрируются ощущения, относящиеся к равновесию, поставляемые ухом и боковой линией, а у некоторых даже от органа обоняния.
Чем более тяжёлыми были галлюцинации у человека, тем меньше активности замечалось в мозжечке. Данный мозговой отдел играет важнейшую роль в планировании и координации будущих движений; при этом процессе необходимо постоянное обновление перцептивного образа окружающего мира.
активность нескольких групп гранулярных клеток связана не с движениями, а с реакцией на ожидаемую, полученную и не полученную награду
Мозжечок реализует достаточно хорошо алгоритмируемую функцию чтобы его было возможно реализовать с помощью универсального модуля, что было проделано.
нейросети мозжечка легко настраиваемы под любые новые условия, и некоторые специалисты полагают, что мозжечок занят постоянным обучением, соотнося поступающую сенсорную информацию с результатами выполнения моторных функций и предсказаниями коры, что позволяет поддерживать точность движений вне зависимости от текущих обстоятельств.
[59] Бессознательное[36] ВниманиеРезкие изменение, новое в зрительном поле - значимо для организма.
Основу субъективных образов составляет кольцевое самоподдержание активности через переключатель гиппокампа, связывающее воспринимаемое, эмоциональное отношение и возможные варианты стереотипных реакций.
Важность нового такова, что оно отслеживается разными механизмами на разных уровнях и при этом возникает необходимость распознавания его смысла (значимости) - опознания.
При утрате новизны внимание возможно удержать только искусственно придавая этому повышенную значимость.
Новизна и значимость - необходимые условия привлечения осознанного внимания.
Сознание появилось как необходимость в новом типе адаптивных личных способностей, а отличие от эволюционных.
Новизна связана с механизмом привлечения осознаваемого внимания.
Канал осознаваемого внимания - только один и работает с раздражителями поочередно.
Основа ориентировочного рефлекса или непроизвольное внимание не требует участия лобных долей, т.е. это и в самом деле "рефлекс", автоматизм, не требующий осознания.
Примерно четыре раза в секунду, каждый раз, когда активность падает, мы бегло оцениваем обстановку в поисках потенциально интересных или опасных изменений, важных для выживания.
[10] Возбуждение и торможениеФункция механизма латерального торможения в глазу — та же, что и в большинстве других сенсорных систем: обеспечить выявление и усиление контраста.
[9] ДоминантаЕсли стимул, противодействующий рефлексу, оказывается сильнее стимула, вызывающего рефлекс, то вырабатывается тормозящий сигнал s. Выработка этого сигнала осуществляется некоторой схемой (не показанной на рис. 2.1), которая осуществляет сравнение двух действующих стимулов и формирует сигнал, соответствующий действию наиболее сильного (или значимого) стимула.
[61] Игровое поведение[12] Индивидуальное развитиеСтатистически более высокая активность префронтальной коры у тех, кто откладывает удовольствие ради большей награды в будущем.
Сначала выучивается начальное движение (часто имитацией), которое затем повторяется и модифицируется под особенности различных ситуаций, вырабатывая в конечном счете собственную манеру - контекстно-зависимые навыки.
Детерминация процессов, посредством которых RGCs образуют топографические связи, крайне важна для выявления роли graded guidance молекул в становлении карты и создания моделей этого процесса. Тщательный количественный анализ показал, что это единственный механизм образования карты и в настоящее время начала вырисовываться относительная важность направления роста аксонов, их ветвления и роль «управляющих» молекул в контроле создания топографических карт
пинки и тычки руками в утробе матери позволяют еще не родившемуся ребенку составлять «карту» собственного тела и, таким образом, определять его положение в пространстве.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Преодоление непосредственного, ситуативного поведения составляет основу овладения собой в дошкольном возрасте. В возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ ``Я''.
Дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого.
[32] Критические периоды развития[28] Локализация свойств личностиРазличные особенности реагирования личности могут локализоваться в разных местах мозга и при этом проявлять взаимно неидентичные реакции.
В ходе приобретения личного опыта в мозге формируются модели выделенных его вниманием объектов, которые с их изучением дополняются все новыми свойствами.
Формирование навыка происходит строго только для тех условий, в которых этот навык нарабатывается. Для других условий требуется своя выработка этого навыка.
В личности формируется множество моделей объектов внешнего мира (и своих собственных -для разных условий), выделенных вниманием. При определенных условиях самоощущение личности (ощущение своего Я) способно привязываться к одной из моделей (в норме - только своих собственных).
Различные навыки и особенности личности локализуются в разных частях мозга.
[27] Локализация функций в мозгеДля осуществления управляющей деятельности во многих случаях не нужен весь мозг, а достаточно пары нейронов.
за категориальное мышление у мышей отвечают нейроны префронтальной коры
[22] МедиаторыНейромодуляторы помогают связать работу гормонов и нейромедиаторов. Нейромодулятор можно представить как нейромедиатор, который распространяется на большие территории нервной системы, оказывая влияние на множество других нейронов.
[18] МотивацияВысшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Закрепление опыта избегания или стремления происходит после совершенных действий и оценки результата - для фиксированных условий, в которых совершалось действие.
В случае нарушения системы оценки последствий пробного действия, негативный опыт не формируется, реакция не блокируется.
Важность нового такова, что оно отслеживается разными механизмами на разных уровнях и при этом возникает необходимость распознавания его смысла (значимости) - опознания.
При утрате новизны внимание возможно удержать только искусственно придавая этому повышенную значимость.
Собственная агрессия подкрепляется системой вознаграждения.
Сила реакции зависит от степени новизны.
Новизна и значимость привлекает осознанное внимание.
Центр удовольствия закрепляет долговременную память - как желательное.
Базовые потребности и соответствующая мотивация действий проистекает от состояния систем гомеостаза и определяется рецепторами отклонения параметров гомеостаза.
[38] Наследование способностейГены лишь предопределяют, дают (не)возможность возникнуть связям в мозге, но возникнет ли она в реальности зависит от условий.
Исследование демонстрирует условия реализации наследственно предопределенных реакций и роль регуляторных РНК в этом механизме. Это – низший уровень иерархии системы адаптивных механизмов мозга.
некоторые паттерны врожденного поведения проявляются только в определенные возрастные периоды в ответ на некие специфические стимулы
[21] Нейронные сетиДля осуществления управляющей деятельности во многих случаях не нужен весь мозг, а достаточно пары нейронов.
1. Кортикальная колонка представляет собой обрабатывающее устройство с входом и выходом. Число других участков, передающих сигналы в традиционно определяемую область коры и получающих их от нее, может варьировать приблизительно от 10 до 30. Выборка, образуемая любой данной подгруппой модулей из этой области, как правило, гораздо меньше и варьирует от подгруппы к подгруппе, перекрываясь.
2. Расположение в виде колонок делает возможным картирование одновременно нескольких переменных на двумерной матрице. 3. Между упорядоченными группами колонок в разных областях коры и между группами корковых колонок и модулями подкорковых структур имеются специфические связи. Таким образом, при прохождении через такие области и между ними могут сохраняться топологические отношения с топографическим (географическим) картированием или без него. 4. Параметры, по которым идентифицируются колонки и упорядоченные группы колонок, могут варьировать внутри данной традиционно определяемой области коры резко различаться в разных областях. 5. Колончатая функциональная модель допускает частично сдвинутое перекрывание относительно топографического представительства, совместимое с динамической изоляцией активных элементов колонки посредством определенной формы латерального торможения вокруг колонки. 6. Внутренние пути колонки, дивергирующие к разным выходам, делают возможной селективную обработку («извлечение свойств») определенных параметров входного сигнала для определенного назначения на выходе. в множество нейронов в одной кортикальной колонке выполняют одну и туже функцию, многократно дублируя и усиливая друг друга, как множество клеток в одной мышце, многократно дублируют друг друга и увеличивают общую силу мышцы, которую они совместно образуют.
Подобный способ построения из множества нейронов кортикальной колонки также говорит о том, что она является универсальным вычислительным элементом, перестройка структуры которой за счёт изменения связей между образующими её нейронами, либо очень сложна и длительна по времени, либо вообще невозможна в принципе, поскольку для изменения логики её работы необходимо, чтобы соответствующие связи были перестроены между всеми образующими её и дублирующими друг друга нейронами. В противном случае её функционирование в процессе перестройки связей будет невозможно ни согласно старой функции, которую данная колонка выполняла до начала перестройки связей, ни согласно новой функции, для выполнения которой связи должны принять новую конфигурацию. Нейроны вертикальной колонки получают от проекционных нейронов таламуса афферентные сигналы, характеризующие определенную субмодальность. Несколько вертикальных колонок, связанных с разными субмодальностями, образуют функциональный модуль, способный перерабатывать всю информацию, связанную с различными субмодальностями. Информацию от соседних областей перерабатывают другие функциональные модули, организованные по тому же принципу. Взаимодействующие друг с другом модули образуют распределенные системы коры.
Внутри колонки связи как бы замыкаются, формируя своеобразную память колонки.
Идущая в мозг информация через переключения в нижележащих глубинных структурах поступает в нижний слой коры. Информация, обработанная в нижнем слое, перемещается в вышележащий. Так происходит уточнение и обобщение получаемого сигнала внутри колонки. Но таким нейронам, например, важен не только контраст и наклон полоски, но и ее длина. Каждый слой формируется в строго определённый момент индивидуального развития
Первыми возникают наиболее поверхностный и глубокий слои коры. Затем возникают очередные последовательные волны миграции групп нейробластов, которые дифференцируются в нейроны V-гo, затем IV-гo слоя и д. т. Таким образом, нейробласты очередной волны миграции преодолевают слой нейронов, возникших от более ранней волны миграции. Это создает послойную (экранную) цитоархитектонику коры большого мозга.
Основная функция этих нейросетей — предсказывать следующее слово или его часть, ориентируясь на предшествующие. По сути, она просчитывает связи между словами и предлагает наиболее вероятную последовательность. Модель работает по принципу автодополнения — почти как функция Т9 в смартфонах. Отталкиваясь от одной или двух фраз, она может мгновенно сгенерировать текст на несколько страниц.
[35] Новизна-значимостьДействия, которые сопровождаются положительными эмоциями повторяются, а действия, за которыми следуют негативные переживания избегаются.
Резкие изменение, новое в зрительном поле - значимо для организма.
Основу субъективных образов составляет кольцевое самоподдержание активности через переключатель гиппокампа, связывающее воспринимаемое, эмоциональное отношение и возможные варианты стереотипных реакций.
Важность нового такова, что оно отслеживается разными механизмами на разных уровнях и при этом возникает необходимость распознавания его смысла (значимости) - опознания.
Сознание появилось как необходимость в новом типе адаптивных личных способностей, а отличие от эволюционных.
Сила реакции зависит от степени новизны.
Новизна и значимость привлекает осознанное внимание.
Новизна связана с механизмом привлечения осознаваемого внимания.
1. Гиппокам является ключевым элементом организации субъективного восприятия-действия, обеспечивая переключение осознаваемого внимания.
2. Нейроны гиппокампа обслуживают все возможные эмоциональные контексты, т.к. специфичны ко всем видам нейромедиаторов. С помощью гиппокампа за один раз фиксируется новая и важная связь с вариантом реагирования для условий, отличающихся от привычных.
"Ориентировочный рефлекс" - внешне наблюдаемое проявление фокусировки осознанного внимания на новом и значимом для формирования реакции, соответствующей этим новым условиям.
Негативная оценка результата реагирования (в норме) затрудняет, блокирует такую реакцию впредь.
Столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства объекта
Актуальная значимая новизна формирует новый вариант реагирования.
Неофобия — боязнь нового — часто мешает животным (да и человеку) приспосабливаться к новым изменившимся условиям.
Внимание привлекает то, что обладает наивысшим сочетанием нового и важного
Холинергическая система обусловливает возникновение ориентировочного рефлекса, включение непроизвольного внимания, а также обработку информации во время парадоксального сна.
Е.Н. Соколов [1958] вводит понятие условного ориентировочного рефлекса, возникающего на значимый сигнальный стимул. Он показал, что придание раздражителю сигнального значения (обычно с помощью инструкции или речевого подкрепления, побуждающих человека отвечать определённой реакцией на определённый стимул) восстанавливает и усиливает ОР на условный сигнал. Эффект усиления ОР сохраняется до тех пор, пока условный рефлекс не достигнет стадии автоматизации.
Ориентировочный рефлекс с полным набором компонентов возникает не у всех испытуемых, что выражает их индивидуальные различия.
Ориентировочный рефлекс может рассматриваться как непроизвольное внимание. Параметры сигналов анализируются детекторами признаков — селективно настроенны¬ми нейронными цепями. Изменение стимула отображается в сдви-ге максимума возбуждения по цепочке таких пейронов. Кодиро¬вание номером канала применительно к механизмам реализации реакций основано на командных нейронах. Каждый специфиче¬ский командный нейрон связан с целым набором мотонейронов, которые определяют специфическую реакцию. На командных нейроиах конвергируют выходы детекторов признаков. Эта конвер-генция является пластичной и изменяется в процессе обучения.
Другими словами, ориентировочный рефлекс возникает в определенных условиях – контексте выполнения той или иной моторной реакции. Если изменение ситуации сопровождается безусловным раздражением, т.е. подкрепляется им, то на основе ориентировочной реакции может выработаться условный рефлекс; индифферентный раздражитель становится существенным, значимым для организма. Если новый раздражитель оказался для организма незначимым, повторное его применение ведёт к "привыканию" и ориентировочная реакция угасает.
Основная зона мозга, которая определяет, является ли информация новой или нет – это супрамаммилярные ядра (SuM) гипоталамуса. Они представляют собой своеобразный хаб новизны в нашем мозге. SuM реагируют на новую информацию, определяют ее тип и посылают в соответствующие зоны мозга. При этом при контекстуальной новизне SuM активирует один нейронный путь, а при социальной новизне – другой.
В маленькую область гиппокампа CA2, которую часто игнорируют из-за небольшого размера, шли сигналы о социальной новизне. В зубчатую извилину – зону гиппокампа (GD), которая известна тем, что в ней рождаются новые нейроны, приходила информация о контекстуальной новизне. [7] Пейсмейкерная активность нейронаПонимание механизма генерации спонтанной активности в развивающихся нейросетях представляется фундаментальной научной задачей, поскольку, как было показано, явление не является особенностью какой-то одной структуры, а отражает общую тенденцию.
Вскоре после того как они появляются, такие гранулярные клетки проявляют повышенную возбудимость по сравнению с их старшими "коллегами". Но после шести недель эта активность спадает. Авторы научной работы считают, что первоначальный всплеск возбудимости может быть ключом к "захвату" воспоминаний, необходимому для процесса сепарации паттернов.
[29] Переход осознаваемого в автоматизмУже созданный автоматизм ("рефлекс", "инстинкт", поведенческий стереотип) после его образования может использоваться без сознания.
"Интуиция" - проявление обработки информации мозгом на неосознаваемом уровне с осознанием наиболее нового и важного в результатах.
Негативная оценка происходящего сознанием вызывает реакцию избегания.
Режим осмысления возникает только в условиях достаточного времени на это, иначе возможен только отслеживающий режим сознания, - оперативный выбор наиболее подходящего продолжения поведенческого или мыслительного автоматизма.
"Поведенческий стереотип" или автоматизм - результат личной адаптации восприятия и реагирования к новым условиям.
Функция сознания - нахождение нового варианта реакции в новых условиях.
Неосознаваемые решения - самые выверенные для данного человека.
Сознание вырабатывает реакции с наиболее желательными последствиями негативной или позитивной оценкой этих последствий.
Все новые формы движения, в основе которых лежит формирование новых координационных отношений, полностью зависят от обратной связи со стороны рецепторов, сигнализирующих о результате действия.
Автоматические процессы характеризуются активацией, возникающей, во-первых, без сознательного намерения, во-вторых, без сопутствующего осознания и, в-третьих, параллельно с активацией других подсистем.
Как только деятельность становится умственно пассивной, семантика, лежащая в ее основе, больше недоступна для сознательной когнитивной обработки или даже для проверки.
Только новое в условиях совершаемой реакции позволяет ее сознательно корректировать. Нет нового, нет осознания.
[6] Повреждающие воздействия[33] ПрогнозЛичный опыт позволяет прогнозировать не только свои реакции, но и реакции моделей других личностей.
С получением определенных оценок результатов действий сознательно формируется и оценка (не)уверенности, что закрепляется в виде специализированных распознавателей уверенности.
При осознании возникают образы предыдущего реагирования с оценками желательности результата, что и помогает сделать прогностический выбор наилучшего.
Сознание замечает различия между ожидаемым и тем, как это происходит в реальности, используя это для того, чтобы в последующем выбрать действие с желаемым результатом.
[16] Программы поведенияПри осознании возникают образы предыдущего реагирования с оценками желательности результата, что и помогает сделать прогностический выбор наилучшего.
Формирование навыка происходит строго только для тех условий, в которых этот навык нарабатывается. Для других условий требуется своя выработка этого навыка.
[60] Произвольность у животных[63] Простейшие нейронные сети[55] Развитие и регенерация нейросети1. В гиппокапме созревают новые нейроны, которые используются для поддержки новых осознаваемых образов.
2. Нейрогенез в гиппокампе стимулируется интенсивностью обучения новому. С помощью гиппокампа за один раз фиксируется новая и важная связь с вариантом реагирования для условий, отличающихся от привычных.
У взрослого человека ежедневно образуется около 700 нейронов в каждом гиппокампе, а ежегодная частота обновления этой субпопуляции нейронов составляет примерно 1.75% в год с невыраженной тенденцией к снижению с возрастом.
Данный случай свидетельствует о том, насколько гибким может быть наш мозг.
Процесс нейрогенеза охватывает практически все сферы функционировапния мозга. Развивающегося. Здорового. Стареющего. Больного.
Нейрогенез во взрослом мозге ограничен несколькими зонами: гиппокампом и областями, прилегающими к латеральным мозговым желудочкам, а также неокортексом.
В пораженных участках мозга опорные клетки, так называемые астроциты, начинают превращаться в нервные клетки.
Новые нейроны возникают во взрослом мозге в переднем мозге — в желудочках, а также в гиппокампе, в префронтальной коре — обители интеллекта и логики. а также в других областях взрослого головного и спинного мозга.
Нейрогенез может активироваться гормонально.
Новые нервные клетки, образующиеся во взрослом мозге, позволяют старым нейронам сосредоточиться на специфической информации.
Ген OSTN стал включаться в активно работающих нейронах. Сигнальный белок, кодируемый геном OSTN (красные кружочки), выделяется в межклеточную среду и регулирует рост дендритов.
рост нервных клеток в человеческом мозге может продолжаться до глубокой старости.
[41] Развитие психических функцийМолодые животные обучаются приемам охоты и добывания пищи в основном у родителей.
К семи годам у детей формируются стереотипы использования лжи.
Столкнувшись с необычной ситуацией, дети лучше запоминали свойства объекта
Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей.
Обширные контексты условий и более частные их специфики, присущие культуре социума и в которых поведение приобретает определённый смысл - называют социальными ситуациями, в которых необходимо следовать определенным правилам поведения.
Развитие гиппокампа до функциональной зрелости происходит задолго до развития префронтальной лобной коры.
Запоминание происходит в специфическом контексте условий.
Т.к. мозг развивается "по мужскому типу", то смена предпочтений на мальчиковые происходит не в результате предрасположенностей развития мозга, а в результате все большего отнесения себя к мальчикам, т.е. принимаются культурные атрибуты данного пола. Это противоречит утверждениям С.Савельева об определяющей роди структур мозга в гендерных различиях мотивации.
обществу наиболее выгодно, когда большая часть индивидуумов тратит менее половины своего времени на генерацию новых идей. Оставшиеся часы члены такого оптимального общества занимаются копированием (то есть, воплощением на практике) созданных концепций.
генерировать идеи должны не более 30% сотрудников, а применять их на практике - 70%.
Слова в своей основе - заменители (символы) действий или желаний для коммуникаций.
[26] Распознавание образовНейроны первичных зон мозга проявляют функциональность распознавателей профиля входных признаков.
Функцию любого нейрона нейросети можно описать моделью однослойного персептрона, но с более грубыми возбуждающими и тормозными связями.
"вычисления" в мозге происходят и на более низком уровне – на уровне одного нейрона.
Для формирования самой настоящей памяти — как кратковременной, так и долговременной — достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой.
Развитие распознавания символов и их значения (всегда - для данной личности) можно соотнести с обучением конкретных распознавателей - детекторов символов восприятия.
Нейроны специализируются как распознаватели определенного профиля входного возбуждения не только в первичных зонах, а во всех областях мозга.
Любую иллюзию возможно скорректировать осознанным дополнением необходимых признаков для распознавания - за счет навыка такого распознавания.
Значение воспринимаемого зависит от условий, в которых это воспринимается.
Внимание выделяет область рассмотрения, в которую попадает все, что относится к ней по признакам распознавания. В дальнейшем, с осознанным обучением, область выделения объектов внимания сужается при уточнении с опытом.
Чем более тяжёлыми были галлюцинации у человека, тем меньше активности замечалось в мозжечке. Данный мозговой отдел играет важнейшую роль в планировании и координации будущих движений; при этом процессе необходимо постоянное обновление перцептивного образа окружающего мира.
[13] Реверберация возбужденийДлительность следовых процессов в центрах головного мозга - десятки минут, часы и даже дни и очень велика в коре больших полушарий -= до нескольких десятков лет.
Память о недавних событиях сохраняется за счет реверберации возбуждения.
Механизм кpатковpеменной памяти связывают с pевеpбеpиpующим возбуждением, когда возбуждение само себя усиливает по пpинципу положительной обpатной связи.
Основу субъективных образов составляет кольцевое самоподдержание активности через переключатель гиппокампа, связывающее воспринимаемое, эмоциональное отношение и возможные варианты стереотипных реакций.
Доминанта характеризуется двусторонними связями.
Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов.
Во сне вспоминаются не сами события, а мысли о них.
Реверберация возбуждения при участии гиппокампа обеспечивает формирование и длительное удержание в нервной системе АРД.
Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических импульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную память. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физическому разрушению следа памяти и его исчезновению.
Консолидация памяти при взаимодействии коры и гиппокампа происходит не только во время сна, но ипри при спокойном бодрствовании.
помимо тесных двусторонних связей имеются более сложные пути в виде замкнутых цепей, напр. эмоциональный круг Пейпеца: гиппокамп - маммилярные тела гипоталамуса - передние ядра таламуса - поясная извилина - гиппокамп.
Периода реверберационных процессов коррелирует с потенциалами ЭЭГ.
Для лобных отделов коры, характерны замкнутые нейронные круги типа "ловушек", в которых импульсный поток может циркулировать (реверберировать).
[17] РечьУстную речь японцы воспринимают на слух в большей степени, чем жители англоговорящих стран, которые воспринимают сказанное не только ушами, но и глазами.
[15] Система значимостиВ мозге найдены центры удовольствия, формирующие положительные эмоции, и центры неудовольствия, формирующие отрицательные эмоции.
В мозге сравнивается желаемое и получаемое и в зависимости от результате корректируются реакции.
1.Новое и значимое вызывает корректировку долговременной памяти.
2. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. Действия, которые сопровождаются положительными эмоциями повторяются, а действия, за которыми следуют негативные переживания избегаются.
Закрепление опыта избегания или стремления происходит после совершенных действий и оценки результата - для фиксированных условий, в которых совершалось действие.
В случае нарушения системы оценки последствий пробного действия, негативный опыт не формируется, реакция не блокируется.
1. Базовая функция "эмоций" - в быстром переключении стиля реагирования.
2. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов. Центры (не)удовольствя являются наиболее базовыми мотивирующими основами поведения.
Собственная агрессия подкрепляется системой вознаграждения.
Негативная оценка происходящего сознанием вызывает реакцию избегания.
Центр удовольствия закрепляет долговременную память - как желательное.
После оценки результата действия как удачного происходит запоминание правильности такого действия, чтобы воспроизвести его и в следующий раз.
В образ восприятия-действия входят признаки условий внешних и внутренних, в контексте которых проявляется значимость образа и его активация.
На основе сравнения всей информации сознание обеспечивает выбор определённой схемы поведения.
Базовые потребности и соответствующая мотивация действий проистекает от состояния систем гомеостаза и определяется рецепторами отклонения параметров гомеостаза.
Эксперимент снова показал, что фактическое содержание воспоминаний и их эмоциональная окраска хранятся в различных участках мозга и могут меняться независимо друг от друга.
Социальная депривация приводит к депрессии и нервному истощению.
При удовлетворении «первичных» и «вторичных» потребностей в коре головного мозга активируются также разные части фронтальной области коры головного мозга.
Многие нейроны центральной амигдалы работают подобно системе подкрепления. Система подкрепления срабатывает, когда мы добиваемся какой-то цели и получаем в итоге приятные ощущения. В систему подкрепления входит целый ряд корковых и подкорковых нервных центров, в том числе и небезызвестный центр удовольствия.
[31] СознаниеЛишь один объект внимания может быть сознательным в конкретный момент.
1. Корректировка автоматизмов происходит при осознании корректируемых фаз автоматизма.
2. Двигательные автоматизмы локализуются в области мозжечка, обеспечивая координацию движений для разных сочетаний условий. Сознание оценивает желаемое и получаемое чтобы скорректировать поведение для данных условий.
Сознание появилось как необходимость в новом типе адаптивных личных способностей, а отличие от эволюционных.
"Интуиция" - проявление обработки информации мозгом на неосознаваемом уровне с осознанием наиболее нового и важного в результатах.
1. Кольцевое движение нервных импульсов с «центральной станцией» в проекционной коре достоверно коррелирует с ритмами мозговой активности (ЭЭГ).
2. В основе возникновения субъективных феноменов лежит механизм повторного входа возбуждения в те же нейронные группы после дополнительной обработки информации в других группах или поступления сигналов из внешней среды. 3. Сознание позволяет делать выбор поведенческого ответа на основе субъективной, по реально существующей оценки значения того или иного фактора или мотива поведения. С получением определенных оценок результатов действий сознательно формируется и оценка (не)уверенности, что закрепляется в виде специализированных распознавателей уверенности.
Функция сознания - нахождение нового варианта реакции в новых условиях.
В детстве субъективное время тянется гораздо дольше, так как мы постоянно впитываем новую информацию. Чем старше мы становимся, тем больше полагаемся на выработанные автоматизмы и меньше возникает новых ситуаций.
Даже в минимальном сознании человек способен формировать реакции в новых обстоятельствах.
Сознание вырабатывает реакции с наиболее желательными последствиями негативной или позитивной оценкой этих последствий.
Оценка желательности последствий реакций осуществляется структурами лобных долей мозга.
Канал осознаваемого внимания - только один и работает с раздражителями поочередно.
У ящериц уже есть механизм личной адаптивности к новому.
Размер гиппокампа напрямую зависит от количества наработанных стереотипов поведенческих реакций.
Локализация последовательности касаний сознания (последовательности перевода фокуса внимания) осуществляется в области лобной доли мозга.
Запоминание последовательности обращения внимания происходит в одной зоне мозга, а формирование поведенческих автоматизмов - в другой.
Воспоминания помогают обратить внимание на то в прошлом, что приносило наибольшую выгоду или вред.
Эксперименты показали, что собаки составляют мысленные представления об объектах, с которыми взаимодействуют.
Наблюдения активности мозга рыб показали, что они переживают фазы, подобные нашему медленному и парадоксальному сну.
[24] Сон1. Лишение человека «быстрого» сна приводит к значительным нарушениям психики: повышаются раздражительность и эмоциональная расторможенность, появляются галлюцинации, а при углублении этого состояния могут появиться параноидальные (навязчивые) идеи.
2. «быстрый» сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой ситуации и для усвоения только такой информации, к восприятию которой индивид не готов. 3. Психическая активность в стадии «сонных веретен» сходна с «фрагментарным мышлением», вспоминанием мыслей, предшествующих засыпанию. 1. Общее нарастание торможения во время сна приводит к контрастированию еще активных структур.
2. Сновидения запускаются мозговой структурой, которая выбирает какую из контрастированных структур подвергнуть сновидческому моделированию для выяснения возможных последствий. При засыпании остаются островки - незаторможенные участки коры, и под действием внутренних или внешних раздражителей из них "извлекается" какая-либо информация, события, произошедшие с нами наяву, что и является основой возникновения нереальной реальности.
Сон общим торможением локализует оставшиеся дневные активности.
Во сне вспоминаются не сами события, а мысли о них.
Сон выделяет наиболее значимое из того, что произошло за день из оставшихся дневных активностей, формируя предварительные (предположительные) варианты поведения.
Всегда критично угнетение именно парадоксального сна, что и приводит к поражениям вплоть до летальных.
Кратковременная память характеризуется временем хранения информации от секунд до суток.
При осознании возникают образы предыдущего реагирования с оценками желательности результата, что и помогает сделать прогностический выбор наилучшего.
Среднестатистический человек, с невероятными усилиями способен продержатся не более 3-4 суток.
Во сне интенсивно перерабатывается та информация, которая была получена в предшествующем бодрствовании и хранится в кратковременной памяти.
1. Мы видим в сновидениях различные комбинации того, что происходило с нами во время бодрствования: в коре головного мозга во время поверхностного сна или при переходе сна из одной стадии в другую, при засыпании остаются островки - незаторможенные участки коры, и под действием внутренних или внешних раздражителей из них "извлекается" какая-либо информация, события, произошедшие с нами наяву, что и является основой возникновения нереальной реальности.
2. Сновидения реализуют подсознательные модели ожидаемых событий. Не сезонность смены дня и ночи, а другие необходимости заставляют северных животных на протяжении большей части года менять цикл сна-бодрствования протяженностью немного меньше 24 часов.
Во время сна мозг сохраняет активность, «сортируя» воспоминания.
Формирование воспоминаний во время сна подразумевает некий отбор информации из огромного ее количества, поступающего в мозг в течение дня, и отбор по-настоящему важных вещей для запоминания.
Активности, возникающие во время бодрствования во сне коренным образом меняются.
Мозг во сне обрабатывает то, что произошло с человеком/животным за день.
Именно фаза медленного сна является ключевой для закрепления осознанных воспоминаний.
Вовсе не воспоминания передаются в кору головного мозга в течение сна. По мнению исследователей, гиппокамп служит временным хранилищем воспоминаний и на следующий день очищается, в то время как информация, поступающая в мозг, записывается в том числе и на новую кору (неокортекс), где и сохраняется.
Чтобы кратковременная память превратилась в долговременную, в мозге должны образоваться новые межнейронные контакты, а формирование таких контактов лучше всего происходит во время сонной активности нервных клеток.
Чем больше дневных новых и значимых впечатлений, тем более необходим сон.
Структуры, подготавливающие блокировку мышц одновременно и активируют сознания для его готовности к развертыванию прогностических цепочек, начиная от одной из оставшихся дневных активностей, что функционально означает возможность осмысливать событие, на которое днем не было времени - в виде сновидения.
Под продолжительность суток оптимизировано множество процессов в организме
в отличие от быстрого сна, когда мышцы расслабляются «принудительно», благодаря активному торможению ретикуло-спинальной нисходящей системы, в медленном сне мышцы расслабляются из-за постепенного снижения тонической активности антигравитационной мускулатуры
Важным фактором качества сна выступают реакции на эмоционально значимые стимулы во время бодрствования.
Наблюдения активности мозга рыб показали, что они переживают фазы, подобные нашему медленному и парадоксальному сну.
Одновременное отключение миллиардов нейронов во время фазы медленного сна заставляют спиномозговую жидкость омывать мозг, очищая его. Во время бодрствования подобное невозможно.
[8] Сохранение памятиДлительность следовых процессов в центрах головного мозга - десятки минут, часы и даже дни и очень велика в коре больших полушарий -= до нескольких десятков лет.
1.Новое и значимое вызывает корректировку долговременной памяти.
2. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. Если физиологические последствия какого-то события значительны, организм сделает все возможное, чтобы надолго сохранить память о нем.
Забывание — это затруднение доступа к энграмме, а не разрушение ее самой.
События, наиболее счастливые или несчастливые, могут запомниться на всю жизнь, даже, если они ни pазу больше не повтоpятся
Механизм кpатковpеменной памяти связывают с pевеpбеpиpующим возбуждением, когда возбуждение само себя усиливает по пpинципу положительной обpатной связи.
Память «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти.
Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов.
Долговременная память сохраняется за счет укрепления синаптических связей между нервными клетками.
Эмоционально окрашенный опыт может весьма эффективно забываться под воздействием «отвлекающих» мыслей и конкурирующих воспоминаний. Однако то, что было забыто, можно вспомнить снова.
Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических импульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную память. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физическому разрушению следа памяти и его исчезновению.
Кратковременная память характеризуется временем хранения информации от секунд до суток.
Консолидация памяти при взаимодействии коры и гиппокампа происходит не только во время сна, но ипри при спокойном бодрствовании.
Миндалевидное тело (эмоциональный центр мозга) заставляет гиппокамп («релейную станцию» памяти) создавать новые нейроны. В значимой и новой ситуации эти новорожденные нейроны активизируются миндалевидным телом и обеспечивает подключение нового образа восприятия-действия.
Область нейросети, где нужно формировать долговременные связи метится белком-маркером.
1. В гиппокапме созревают новые нейроны, которые используются для поддержки новых осознаваемых образов.
2. Нейрогенез в гиппокампе стимулируется интенсивностью обучения новому. Во время переобучения долговременная память не формируется заново, а модифицируется.
Кроме осознанного запоминания новых и важных моментов восприятия-действия, существует более древний механизм образования долговременных адаптивных связей, без осознанного учета их значимости для организма.
В момент извлечения старой памяти активируется очень похожие молекулярные механизмы, похожие на те, которые активируются в момент запоминания.
После отвлечения внимания предыдущие переживания не только продолжают обрабатываться вне сознания, но и влияют на последующее усвоении схожей информации.
Сначала фиксируются образы восприятия-значимости-действия в теменной ассоциативной коре закольцовкой гиппокапмпа. При этом начинает формироваться модель понимания в данных условиях в префронтальной коре, которая затем приобретает доминирующее значение (осознанная произвольность) и интерпретирующие фонкции (уверенное понимание ситуации).
Эпизодическая память сохраняется дольше, чем время, после которого человек затрудняется вспомнить эпизод, т.е. просто затрудняется доступ из-за потери оригинального контекста.
[34] ТворчествоЗакрепление опыта избегания или стремления происходит после совершенных действий и оценки результата - для фиксированных условий, в которых совершалось действие.
[20] Условия образования связей1.Новое и значимое вызывает корректировку долговременной памяти.
2. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти. При интенсивной активности эффективность передачи сигнала в возбуждающих синапсах значительно повышается.
Центр удовольствия закрепляет долговременную память - как желательное.
Сознание вырабатывает реакции с наиболее желательными последствиями негативной или позитивной оценкой этих последствий.
[2] Физиология нейрона[54] Функции гиппокампаБез участия гиппокапма не фиксируются новые осознаваемые образы.
1. Стимуляция гиппокампа вызывает активацию соответствующих осознаваемых образов, которые это звено гиппокапма замыкает для самоподдерживания активности.
2. Гиппокамп обеспечивает запоминание осознаваемого образа. Гиппокамп активируется всякий раз, когда необходимо удержать в фокусе внимания внешние ориентиры, определяющие вектор поведения.
В 1975г. вышла книга Виноградовой О.С. Гиппокамп и память (скачать).
1. В гиппокапме созревают новые нейроны, которые используются для поддержки новых осознаваемых образов.
2. Нейрогенез в гиппокампе стимулируется интенсивностью обучения новому. 1. Гиппокам является ключевым элементом организации субъективного восприятия-действия, обеспечивая переключение осознаваемого внимания.
2. Нейроны гиппокампа обслуживают все возможные эмоциональные контексты, т.к. специфичны ко всем видам нейромедиаторов. Функция гиппокампа — оживлять следы памяти — тесно связана с его способностью инициировать ориентировочные реакции.
С помощью гиппокампа за один раз фиксируется новая и важная связь с вариантом реагирования для условий, отличающихся от привычных.
Обучение, усвоение новой информации сопровождается появлением новых синапсов, с помощью которых формируются новые нейронные цепи.
У взрослого человека ежедневно образуется около 700 нейронов в каждом гиппокампе, а ежегодная частота обновления этой субпопуляции нейронов составляет примерно 1.75% в год с невыраженной тенденцией к снижению с возрастом.
Кроме осознанного запоминания новых и важных моментов восприятия-действия, существует более древний механизм образования долговременных адаптивных связей, без осознанного учета их значимости для организма.
Благодаря «взрослому» нейрогенезу у человека каждый день появляется около 700 новых нервных клеток, которые встраиваются в нервные цепочки зубчатой извилины гиппокампа.
Гиппокамп может быть заменен искусственным протезом, выполняющим переключательную функцию.
эмоциональная окраска памяти кодируется в нервных цепочках, связывающих амигдалу с гиппокампом, и амигдала в данном случае работает исполнителем: когда гиппокамп сигналит об опасном окружении, миндалевидное тело генерирует страх. Но такая ассоциация может быть нарушена благодаря высокой пластичности связей между амигдалой и гиппокампом.
энграммные («ключевые») нейроны отвечают за доступ к записанной информации
Развитие гиппокампа до функциональной зрелости происходит задолго до развития префронтальной лобной коры.
Максимум функциональных возможностей гиппокампа приходится, начиная с возраста 37-40 лет, т.е. это - пик интеллектуальных способностей.
задержка при передаче сигнала от одной зоны гиппокампа к другой по времени очень близка к периодичности тета-ритма. Тета-ритм — основной в работе этого отдела мозга.
Оказалось, они «прописывают» траекторию движения – по их активности можно предсказать, где тело окажется «в будущем».
Тонкая настройка молодых нейронов во время фазы быстрого сна важна для формирования и сохранения контекстно зависимых воспоминаний в быструю фазу сна. Эта работа дополняет понимание о том, как устроены механизмы памяти и зачем нам нужны новые нейроны и адекватный сон.
[23] Функции глииМеханизм кpатковpеменной памяти связывают с pевеpбеpиpующим возбуждением, когда возбуждение само себя усиливает по пpинципу положительной обpатной связи.
[3] Функции нейрона1. На мембране нейрона происходит процесс алгебраического суммирования положительных и отрицательных колебаний потенциала.
2. Ответный разряд нейрона возникает лишь тогда, когда изменения мембранного потенциала достигают порогового значения — критического уровня деполяризации. Импульсацией нейрона кодируется только интенсивность его активности.
Конструкция мембран нейронов, включая каналы, также примерно одинакова у всех организмов Земли.
Свойства отдельных нейронов во многом сходны независимо от того, идет ли речь о моллюсках, насекомых, амфибиях или млекопитающих.
"вычисления" в мозге происходят и на более низком уровне – на уровне одного нейрона.
Для формирования самой настоящей памяти — как кратковременной, так и долговременной — достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой.
Во всех зонах мозга от первичных до ассоциативных нейрон выполняет роль распознавателя специфического профиля возбуждения.
Для осуществления управляющей деятельности во многих случаях не нужен весь мозг, а достаточно пары нейронов.
Систематическая когнитивная активация может способствовать интенсивному ветвлению дендритов у жертв инсульта или черепно-мозговой травмы
[64] Функции поясной извилиныФункцией является поддержка распознавания значимости в контексте текущих условий в качестве интегратора различных систем мозга для формирования конечного сигнала значимости.
[5] Функции синапсаФункционально возбуждение передается только через синапсы.
Наличие пресинаптической мембраны с медиатором и хеморецепторов на постсинаптической мембране обеспечивает одностороннюю передачу возбуждения.
При интенсивной активности эффективность передачи сигнала в возбуждающих синапсах значительно повышается.
Память «локализуется в синапсах» и изменения функции синапса являются основными в процессе формирования различных типов памяти.
[1] Эволюция нервной системыМозг рыб имеет структуры, также образованные в процессе эволюции. Это такие части мозга млекопитающих, как, например, миндалины и гиппокамп, играющие ключевую роль в формировании эмоций и осуществлении познавательной деятельности.
[37] эгоВ ходе приобретения личного опыта в мозге формируются модели выделенных его вниманием объектов, которые с их изучением дополняются все новыми свойствами.
Рыбы учатся, наблюдая друг за другом.
Молодые животные обучаются приемам охоты и добывания пищи в основном у родителей.
[14] Эмоции1. Эмоции обеспечивают избирательный характер поведения в ситуациях со многими выборами.
2. Эмоции определяют "ориентировчных рефлекс", фокусировку осознанного внимания. Действия, которые сопровождаются положительными эмоциями повторяются, а действия, за которыми следуют негативные переживания избегаются.
1. Базовая функция "эмоций" - в быстром переключении стиля реагирования.
2. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего, возникает эмоции как нерациональное принятие или отвержение.
Эмоции отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Мозг располагает специальной системой — биохимическим анализатором эмоций. Этот анализатор имеет свои рецепторы и детекторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения.
Центры (не)удовольствя являются наиболее базовыми мотивирующими основами поведения.
Обнаружен нейропептид S (NPS), являющийся передатчиком сигналов торможения, блокирующего воспоминания, связанные с негативной их оценкой - ассоциированные с негативным откликом "центров" эмоциональной оценки в миндалине.
На основе сравнения всей информации сознание обеспечивает выбор определённой схемы поведения.
Миндалевидное тело (эмоциональный центр мозга) заставляет гиппокамп («релейную станцию» памяти) создавать новые нейроны. В значимой и новой ситуации эти новорожденные нейроны активизируются миндалевидным телом и обеспечивает подключение нового образа восприятия-действия.
Значение воспринимаемого зависит от условий, в которых это воспринимается.
Эмоциональный контекст придает значимость воспринимаемому и памяти об этом.
[4] Энергозатраты мозга |
Последние комментарии для описаний: |
Список существующих аксиоматик |