Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/24363
или fornit.ru/ax1-17-592

ПЕС, КОТОРЫЙ ПОНИМАЕТ ТЫСЯЧУ СЛОВ

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Речь (nan)


  • Чейсер, бордер-колли из Южной Каролины, стала известной в 2011 году. В журнале «Поведенческие процессы» была опубликована статья о собаке, которая знает названия более 1000 объектов. 

    Но только этим достижения Чейсер не ограничивались. Собака могла связывать новое слово с уже знакомыми и даже классифицировать предметы по категориям, например, понимая, что «мячи» относятся к категории «игрушек», а «фрисби» в неё не входят.

    Спустя два года Чейсер и её хозяин, профессор психологии колледжа Воффорд, снова появились в научном журнале. На этот раз исследование показало, что Чейсер может понимать синтаксическую связь между словами, например она различает фразы «принеси мяч, а не фрисби» или «принеси фрисби, а не мяч».

    Изучение значения слова не происходит в одночасье. Как выглядит закулисье процесса дрессировки? Как Чейсер смогла настолько хорошо понимать речь человека? 

    Ответы на эти вопросы содержатся в интервью, которое Джон Пилли дал редактору блога о собаках на сайте популярного журнала Scientific American Джули Хехт, когда приехал на презентацию своей книги «Чейсер: собака-гений, которая знает тысячу слов».

    — Как Чейсер узнала названия более тысячи различных предметов?


    - Поначалу я обучал собаку только командам послушания, таким как «Сидеть!», «Стоять!», «Лежать!». Потом она освоила другие команды, например «Ешь!», «Гуляй!», «Ползи!» и др. Я использовал положительное подкрепление в самом начале обучения, но постепенно отказался от подкрепления лакомством.

    Я знакомил Чейсер с названиями предметов. Например, показывал тарелку фрисби и говорил: «Фрисби». Потом прятал предмет совсем недалеко, чтобы собака могла его найти, и спрашивал: «Где фрисби?» Когда собака находила его и брала в пасть, я хвалил её. Затем задание усложнялось, и предмет прятался уже подальше.
    Два раза в день я играл с этим предметом в течение 5 минут. Другие предметы лежали рядом, а название целевого предмета произносилось от 20 до 40 раз. И всегда хвалил собаку, когда она находила именно тот предмет, который я просил.

    У нас был метод последовательного обучения. До Чейсер я пробовал знакомить другую собаку одновременно с двумя предметами, но это не работало.


    — Как вы проверяли, что Чейсер запомнила названия предметов? Был ли у вас способ оценить её долговременную память?

    — Спустя несколько недель после знакомства с новыми предметами я проверял Чейсер. Она должна была правильно выбрать конкретный предмет из 8 других. Испытание проводилось не менее 8 раз, и объект, который собаке следовало найти, каждый раз был другим. Если она ошибалась хотя бы раз в одной серии тестов, я останавливал тестирование и снова работал с тем предметом, на котором сбилась Чейсер. В течение трех лет обучения Чейсер правильно выбирала как минимум 90% предметов, так что корректировать приходилось немного.

    Каждый месяц я проверял её память обо всех предметах, которые она узнала за время обучения. Я предлагал ей выбрать нужный объект из 20 лежащих на полу. И по очереди просил принести каждый предмет.

    — Как насчёт грамматики?

    — Чейсер вначале узнала, что её действия могут различаться для конкретных предметов. Со временем она узнала три команды: «Возьми!», «Лапа!» и «Нос!», и позднее они были привязаны к различным предметам. В зависимости от этих команд собака могла взять искомый предмет зубами, показать на него лапой или носом. Например, я говорил Чейсер: «Возьми ягнёнка». 


    Собака легко выполняла такое указание, именно беря игрушку в пасть. Если собака слышала фразу: «Возьми мяч, а не фрисби», — то не всегда действовала правильно. Мы заметили, что она ориентировалась на последнее слово. Но со временем Чейсер стала очень хорошо понимать такие фразы, как «Принеси фрисби, а не мяч» или «Возьми мяч, а не фрисби». Это доказывает, что она на самом деле стала понимать смысл всей фразы.

    — Вы использовали игру в обучении Чейсер?

    - Беспокойство и страх подавляют обучение. Игра — один из секретов обучения Чейсер.

    — Обычно люди не учат своих собак знанию различных слов, но они уверены, что собака «всё понимает». Как вы думаете, это правда?

    — Это довольно безобидное утверждение, если оно не приводит к какой-то отрицательной реакции
    вроде критики и наказания собаки. Если же её наказывают за то, что она что-то не поняла в речи человека, вот это плохо. Лучше всегда быть готовым к тому, что собака вас может не понять, если с ней не занимались обучением.


    — Помогло ли знание слов стать Чейсер более счастливой?

    — Я думаю, что когда во взаимоотношениях больше понимания, то это улучшает связь и тем самым делает счастливее.

    — Что люди могут извлечь из истории этой собаки?

    — Чейсер — обычная собака. Я надеюсь, что люди будут больше заниматься со своими питомцами, учить их чему-то новому. Я не имею в виду только знание слов, но и просто изучение своей собаки. Узнайте, что делает её счастливой, и дайте ей возможность развиваться. 



    Источник: ПЕС, КОТОРЫЙ ПОНИМАЕТ ТЫСЯЧУ СЛОВ
    Дата создания: 12.01.2019
    Последнее редактирование: 12.01.2019

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Речь":
  • Лобные доли
  • Зависимость речевых способностей от особенностей 1 гена
  • Как попугаи научились говорить
  • Связи вербальных или невербальных средств общения
  • Японцы воспринимают речь в основном на слух

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя