Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5392
или fornit.ru/ax1-37-136

Эго

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: эго (nan)


  • Это - гипотетическое обобщение раздела

    Эго, Сознание, Разум, Воля и т.п. понятия вокруг да около намекают на нечто, относящееся к самоощущению, к Я. Попытка психологов рассматривать психические явления как "черный ящик", - лишь по внешним их проявлениям, не зная их механизма реализации, попытка создать систему понятий, основанную на качествах, которые слишком по-разному проявляются у разных людей и в разных ситуациях, приводит к появлению недостаточно определенных абстрактных понятий, которые оказываются правильными только в отдельных частных случаях. Это похоже на попытку подобрать понятия для описания компьютера без понимания сути его работы, а лишь по тому какая программа в данный момент проявляет себя: игрушка-стрелялка, текстовый или графический редактор, видеоклип или мониторинг промышленного процесса. По этой аналогии (вполне удачной) можно сказать, что все проявления психических явлений, такие как "интеллект", "эмоции", "сознание", "внимание", "воля" и т.п. - являются внешними проявлениями одного и того же базового принципа. ... Система значимости - всегда соотносит оценку именно с данным организмом, со своим "Я", таким образом начиная выделять его из окружающего. Оценка базируется на опыте уже случавшегося и предназначена для того, чтобы Я соответствовало реальности происходящего в подобных ситуациях наилучшим для него образом. Прислушавшись к своему Я, к своему базовому Эго, в первую очередь можно прочувствовать, как все воспринимается в смысле значимости для Я, навевая осознанные, но чаще не осознаваемые ассоциации, понимается в смысле новизны воспринимаемого, понимается так, что новизна, окрашиваемая значимостью привлекала бы или отталкивала, побуждала к тому, что ранее приводило к желательному исходу и сдерживала бы от того, что кончалось плохо. Из всего воспринимаемого эта совокупная оценка "новизна и значимость" привлекает внимание к тому, что имеет наивысшую такую оценку, при этом подталкивая к желательному и остерегая от нежелательного. В этом - суть базового самоощущения. Базовое самоощущение реализуется на том общим фоне, который максимально способствует эффективной реализации поведения в данных условиях - эмоциональный контекст поведения. Это достигается за счет того, что для каждых условий, требующих своей специфики стиля поведения (любовь, ярость, страх, голод и т.п.) возникает и развивается более специфичная модель поведения Я, которая сама по себе обладает всеми качествами личной системы оценки (см. Этапы жизни ребенка: от доверия до активности). Таким образом, в разных ситуациях роль управляющего моста между восприятием и действием берет на себя специализирующаяся на этом подсистема оценки значимости или можно назвать ее подличностью. Оценка значимости разных подличностей для одного и того же может различаться вплоть до противоположности: то, что в одном эмоциональном состоянии было желательно, в другом - совершенно не желательно. Развитие подличнотей происходит поэтому обособлено друг от друга так, что в одном организме для различных стилей поведения формируются и живут в общем содружестве множество подличностей, каждая из который принимает на себя управление в нужный момент. Каждая подличность приобретает и оттачивает жизненный опыт почти вне зависимости от опыта других подличностей, примерно так же, как опыт одного человека может быть доступен для другого только в виде сведений, которые еще нужно проверить на своей шкуре и только тогда приобрести собственный опыт. Поэтому то, чему удается в одних обстоятельствах, оказывается вдруг недоступно для других условий. ... То первое, чистое, базовое самоощущение - вне личностных различий настолько общее, что совершенно одинаково у всех, начиная, может быть, от рыб. И в шоке, бывает, сознание тоже сужается до этого уровня, фактически почти до бессознательности (торможение, вызванное факторами стресса - как неприемлемое для организма, блокирует практически все контексты текущего восприятия), но здесь блокировка уже не позволяет выбраться, пока не исчезнут причины шока. А после глубокого сна (или наркоза, гасящего активность мозга или клинической смерти) опрос, в первую очередь, состояния рецепторов жизнеобеспечения (насколько энергетически истощен или обеспечен организм, нет ли боли и неудобства и т.п.) создает самое первое распознавание того, в какой ситуации оказался. Этот уровень достаточно прост: если есть боль или голод, то всего лишь такие простейшие признаки создают предпочтение того, что может быть допустимо в этих условиях, и вниманием выделяется подличность, которая предназначена для таких ситуаций. Если нет никакой аварийной рецепции, то ожидание может сильно затянуться пока восприятие не ассоциируется с подличностью, наиболее созвучной с окружающим. ... Для живого понимания сути базового самоощущения, как и вообще сути личностных ощущений, стоит уяснить одно самое главное: мы не можем осознавать то, что прямо или косвенно не было раньше связано с самой общей оценкой "хорошо-плохо", такое просто не имеет для нас никакого значения, не имеет смысла и ускользает от восприятия точно так же как ускользает все нераспознанное. Это утверждение покажется спорным, ведь стоит прислушаться к самому себе и множество вещей, казалось бы безразличны для нас. Но как только любая из этих вещей оказывается в поле нашего внимания, то в этот момент можно спросить себя, что именно заставило обратить на нее внимание и, возможно, успеть разглядеть ту значимость, которая при этом присутствовала в отношении этой вещи. Она несомненно есть: и голубое небо и облака или тучи, мобильник на столе, - все созвучно с множеством моментов когда это связывалось с одной из базовой оценок. И эта связь настолько личностная, что можно быть уверенным, даже восприятие чистого цвета самого по себе зависит от конкретной личности, а в расах, где много общего в оценках, можно выделить характерные особенности восприятия (Восприятие цветов зависит от родного языка), а у разных видов животных это еще более специфично. Даже у одного человека в течении жизни восприятие постоянно меняется, хотя он этого может не замечать. В детстве хрусталик - бледно-голубого цвета, в среднем возрасте окраска становится желтого цвета, а к старости она может быть даже коричневой. Но в любом возрасте мозг проводит цветовую коррекцию так, что мы этого даже не замечаем, поскольку уже не можем сопоставить то как выглядели для нас предметы раньше. Художник Клод Моне рисовал один и тот же сад в разные периоды жизни. Заметно, что в период первой мировой войны окраска его картин стала таинственным образом изменяться: палитра приобретала все более красный оттенок. Причина - прогрессирующая катаракта - помутнение хрусталика, которое так же компенсируется мозгом, но до определенного предела. Это не только повлияло на остроту зрения, но и цветовое восприятие тоже изменилось. В 1923 году ему сделали операцию по удалению катаракты на правом глазу. Вскоре он нарисовал сад так, как видел его раньше, смотря прооперированным глазом, а затем - еще картину - другим глазом. Картины получились совершенно разные. Мане пришел от этого в ужас и даже захотел переделать картины, написанные в период болезни и уничтожил несколько. Краски состоят из нескольких пигментов, общий цветовой эффект которых лишь создает иллюзию похожести цвета на натуральный. Это и выразилось таким вот образом. Мозг приводит в соответствие наблюдаемый цвет с тем, с чем он ассоциирован и этот процесс корректировки продолжается постоянно, всю жизнь. Можно надеть желтые очки, и если их носить постоянно, то пройдет какое-то время и общий желтый фон перестанет замечаться, все станет восприниматься по-прежнему. Таким образом, цвет мы вовсе не ощущаем как нечто самостоятельное и даже способность видеть абсолютный цвет (так же как абсолютный слух на тон), то это - всего лишь выражение каких-то наших значимых для нас ассоциаций. Коммуникативная значимость цветов (то общее значение, что создается и проявляется в общении группы людей) такова, что часто бывает трудно выявить дальтоника, это удается лишь в тех случаях, когда способность различать цвета оказывается критически недостаточной для соответствия общей значимости. У многих людей глаза видят настолько по-разному (чаще всего оттенки цветопередачи), что это легко заметить, смотря поочередно то одним, то другим глазом. Кроме того, на восприятие цвета влияют соседние цвета и то, что ими нарисовано, что порождает множество иллюзий. Физиологи Ж. Валравен и Дж. Вернер провели эксперимент и показав, что любой цвет может казаться белым в зависимости от сочетания с окружающими его цветами. Вот, кстати, почему невозможна прямая, "телепатическая" передача субъективного восприятия и вообще любая телепатия: у всех восприятие - сугубо личностное и это начинает проявляться во всех случаях, стоит только попытаться найти понимание на уровне чуть глубже общепринятого в данном социуме. Ощущение одинаковости мышления, созвучности душ и понимания - всегда - лишь иллюзия, которая возможна только на определенном не слишком глубоком уровне общения. И, в то же время, на самом базовом уровне личного отношения "хорошо-плохо", все люди имеют одно, главное, основополагающее свойство оценивать все воспринимаемое по отношению к себе, в критериях "хорошо-плохо", что единственное и дает возможность следовать одному и избегать другого, дает возможность проявлять волю, в зависимости от этой оценки и мотивировать этим свои действия. Все виды радости и счастья, все виды боли и страдания отличаются только лишь тем, с чем они связаны, но имеют одну общую основу, которая ни плоха и ни хороша сама по себе, а имеет вполне определенную функцию: уметь приспосабливаться к новому. И поэтому боль и страдания точно так же как и радость необходимы для того, чтобы оставаться соответствующим реалиям жизни, не выпадать из жизни, жить самостоятельно. Все, что не связано как-то с этими базовыми оценками, не осознается и выпадает из восприятия. Возможно, случалось замечать, что иногда приходится переспрашивать сказанное отдельное слово (без смысловой поддержки фразой), не воспринимая его смысл(значимость). Попытки вспомнить что же было произнесено оказываются безрезультатными если не распознано слово. Просто - констатация того, что было что-то сказано. Американские индейцы не видели корабли испанцев, стоящие на якоре, точнее никак не обращали на них внимание потому, что никогда не видели ничего подобного на море и ни в чем не распознавали значимость этого, - то, что удивило испанцев настолько, что они об этом потом рассказывали. Итак, все начинается с Я. Первые обрывки памяти раннего детства запоминаются потому, что оказались связанными с самоощущением. В этот период доличностного восприятия осознание находится в наиболее базовом уровне, такое же какое бывает после очень глубокого сна или клинической смерти. Оно - совершенно одинаково в личностном плане, как Эго у всех людей и зверей по организации выше рыб. Это - та основа, на которой возникает конкретная личность, отличающаяся от других вследствие предопределенностей тела и специфики среды. Различаются и отдельные ипостаси одной личности, приспособленные для различных условий и сосуществующие в одной голове. Особенности тела неминуемо вносят вклад в эти различия: хиляк не разовьет подличность яростного борца, но, возможно, дальше продвинется в познании мира, не отвлекаемых от этого почти ничем :) И в древней Спарте, сбрасывая хиляков со скалы, тем самым уничтожали своих ученых и мыслителей. И хоть однояйцовые близнецы людей, хоть кошка, хоть обезьяна в доличностный период имеют одинаковую основу возникновения личности - как механизма индивидуального адаптивного поведения. Только у кошки или обезьяны предопределенности ветвления нейронов мозга, различия строения рецепторов, эффекторов и других особенностей тела определяют специфику развития их личности так, что с некоторого периода развития их личности начинают неминуемо различаться в возможностях и способностях (см. Наследование признаков). Как, впрочем, и у людей, которые далеко не одинаковы в этом отношении и, подчас, кое какие из особей не поднимаются выше обезьяны в человеческих качествах.



    Источник: Базовое самоощущение
    Дата создания: 20.03.2008
    Последнее редактирование: 17.08.2018

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "эго":
  • Феномен Я и воли
  • Множественные модели личности
  • Рыбы учитывают жизненный опыт и меняют свое поведение
  • Период доверчивого обучения
  • Экспериментальные обоснования периода доверчивого обучения
  • Амазонские индейцы обходится без времени
  • Протест у ребенка и подростка - попытки жить самостоятельно

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя