Fornit
 
Это – копия оригинальной страницы, взятая из инета,
адрес которой http://temporology.bio.msu.ru/TERMS/razumovsky_determinizm.htm

Этот документ использован в разделе О детерминизме.

Отношение - способ существования объектов разного рода и общая, универсальная форма, в которой в рамках бытия и мышления преодолевается и компенсируется недостаток или избыток чего-либо в объектах любой природы, способных к рефлексии. Исторически, понятие О. в философии и науке вообще возникло благодаря Аристотелю (который не мыслил самостоятельного бытия О. без вещей). В большинстве философских систем оно является философской категорией. На его основе существует т.н. "реляционная концепция времени" в философии и в темпорологиии. Понятие О. является также общенаучным понятием - достоянием теории систем, а также кибернетики, теорий управления и связи, других общенаучных теорий, фундаментальных наук, начиная с математики и физики, кончая многочисленными частными и прикладными науками. Оно является основой для понимания сущности таких важных категорий философии и общенаучных понятий как взаимоотношение, связь, взаимосвязь, прямая и обратная связь, взаимодействие и др.

Само представление об О. в рамках познания возникает на основе сравнения по какому-то выбранному признаку. Так, например, понятие числа появляется как продукт сравнения и сопоставления каких-то величин. Аналогично возникает представление о времени появления или исчезновения чего-либо, и т.д.

Подчеркнем, что первым объективным условием и предпосылкой появления О. будет наличие рефлексии объектов. Вне нее никаких О. не возникает. Формой рефлексии является познание. Вторым будет существование объектов в пределах границ их поля активных действий и влияния (актуальной среды, локуса существования). Третьим условием появления О. будет неоднородность, различие, несходство, разнообразие объектов и их аспектов в чем-то. Аристотель в своей "Метафизике", например, отмечал, что временные О. суть такие, которые устанавливаются по причине неравенства сторон О., которые могут быть количественно определенными и неопределенными. Четвертым условием и предпосылкой можно считать возможность преодоления различия и сходства в результате собственной внешней или привнесенной активности сторон О. на основе внутренней потенции объектов. Пятым условием является возможность необходимой дополнительности сторон в рамках их соединения / разъединения. В - шестых, О. появляется при наличии как минимум двух сторон - полюсов О, вида А - В, когда имеются объекты А и В. Седьмым условием и предпосылкой можно считать условную полярность сторон О, их противопоставленность. Восьмым - относительную симметричность сторон О. Девятым - наличие их сродства, тождества сущности в О., их отчужденность и альтернативность, оппозиционность в случае отсутствия сродства. Десятым условием будет транзитивность сторон О. Одиннадцатым - их возобновляемость, повторимость, которые ведут к появлению тенденции и закономерности О. Двенадцатым можно считать динамичность, относительную стабильность / нестабильность, устойчивость / неустойчивость как О, так и полюсов. Тринадцатым будет их существование в среде, а, тем самым, их обусловленность не только сторонами О., но и средой. Пятнадцатым мы назовем ограниченность, лимитированность О. и сторон. Можно указать и другие условия и предпосылки. Все они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Все это существует в пространстве возможностей и ограничений, включая возможные, но нереализуемые О.. В итоге появления О. возникают взаимная и другая - простая или сложная, прямая или обратная зависимость объектов, включая системы и их компоненты, при этом зависимость / независимость сама может рассматриваться как вид О. В целом, существует множество О. вещей и явлений: пространственные и временные, причинно - следственные, О. части и целого, общего, особенного и отдельного, формы и содержания, внешнего и внутреннего, возможного и действительного и др. В обществе выделяют специфические социальные О.

Вообще, данное понятие - главная характеристика реляционности (от лат. relatio - отношение) как всеобщего свойства объектов любого рода. Она является центральной в рамках реляционизма как одной из концепций роли О. в теории бытия и познания. Противоположным свойством будет обособленность, изоляция. Последнюю можно считать вырожденным случаем О. Такое важное понятие как связь можно рассматривать как вид О, а, именно, как устойчивое, прочное, интенсивное и тесное О. Существуют системы и сети отношений, которые образуют реляционные сочетания и иерархии О. и связей.

Выделение в познании категории О. - это абстрактизация реального: в бытии целого и его окружения (среды) любые О. и связи органичны (имманентны) этому бытию, включая познание как бытие отношения познания. В познании мы раздваиваем мир на (1) вещи и (2) О. (См.: С.А.Яновская. Идеализм в математике // Сборник статей по философии математики. - М., 1936. - с.65). Корни О. находятся в самом существовании, бытии чего-то. Однако Г.Лейбниц считал, что О. находится вне субъектов познания, то есть оно должно быть чем-то объективно идеальным - ни субстанцией, ни акциденцией. По принципу обратной связи О., в свою очередь, обеспечивают существование, бытие этого чего-то. Можно сказать, что целое - это не только элементы целого, но и всегда О., понимаемое как его, целого, внутренний и универсальный каркас.

В онтологии реляционизма субъект, он же и объект, - укоренен в целом как универсуме через О. и благодаря О. хотя каким-нибудь одним уровнем или аспектом своей сущности. "Всякое познание достигается тем, что мы отыскиваем О., в которых находятся предметы, и каждый предмет, который мы узнаем является для нас поэтому системой отношений" (См.: Х.Гёффдинг. Очерки новейшей философии // Мировоззрения великих философов. - СПб, 1906. - С.65). Так что, О. (и связи), их системы и др. рисуют нам картину бытия, существования, включая дление и мгновения этого существования, никогда не исчерпывая в целом объем и характер познания любого объекта. При этом в познании, выявление О. есть результат сравнения любых двух объектов - членов или субъектов О. не произвольно, а по выбранному основанию.

Представление любого О. как бинарного - это предельный и простейший случай формы его существования и идеализация, имеющая основания в самой действительности. О. - это целостность, включающая всегда две органичные для нее части: 1) стороны, полюса и, 2) собственно О., которые не существуют в отрыве друг от друга. Совершенно ясно, что при этом необходим анализ свойств полюсов. Его можно найти, например, в работах американского философа, специалиста по философии органицизма и дзен-буддизма А.Бама, подход которого предусматривает анализ полюсов через общие условия для появления О. Правда, Бам ограничивается при этом всего тремя основными: оппозицией полюсов, их дополнительностью и "напряжением" между ними, прибегая также к помощи субъкатегорий. Понятие "напряжения" можно понять как "собственно О.". Фактически, надо все время иметь в виду, что стороны О. и собственно О. сами находятся в О. разного рода: они тоже полюса, они сами дополнительны друг к другу, они тоже находятся в "напряжении" друг к другу. И, если посмотреть на остальное с точки зрения генезиса все более высоких форм О. вообще, то, если "собственно О." вместе с полюсами - это некий первый , "низший уровень" (по Баму), то вторые образуют более высокий, второй уровень, в том числе здесь присутствуют и соизмеримость полюсов, и соизмеримость полюсов с "собственно О.". Третьим уровнем по развитости можно считать связи, четвертым - сети О., а пятым - сочетания, системы О. и связей. Что касается полюсов, то между ними также существуют "напряжения": между полюсами, между их дуальностью, а также между их собственными аспектами и свойствами.

Бам справедливо указывает, что полюса О. любого рода могут быть сами относительно устойчивы, они могут быть более или менее многосторонними, аспектными, динамичными, симметричными / асимметричными и гармоничными / дисгармоничными. Могут быть и вариации в их взаимозависимости, в напряжении, включая разные уровни существования (например, как элементов, как подсистем, как систем и др.). О. в целом не есть только его стороны: гравитация, например, не есть сами тяготеющие массы, она относительно самостоятельна, главное, имеет свое особое качество; любовь (влечение, симпатия, дружба и др.) не есть сами партнеры любви и др., это всеобщие состояния психики партнеров и их чувства. Но субстрат самого О. в целом не познаваем и не измерим без полюсов О., как и они не познаваемы и не измеримы без них. При этом под субстратом О. здесь понимается сущностная природа, субстанция объекта, его сторон. Это также, - аспекты сущности, выраженные через характеристики полюсов и возникших О. (физических, химических, биологических, социальных, аксиологических, любых идеальных, этических, эстетических, экономических, политических и др.). Заметим, что сущностные характеристики О. определяют природу других О. - как общих, так и специфицированных. Разделение О. на внутренние и внешние, широко принятое в науке и в философии, представляется исключительно релятивным, условным, относящимся в первую очередь к их пространственно - временной природе. Оно также относится к масштабам, ракурсам рассмотрения объектов и смысла конкретных задач анализа.

В целом, свойства и характеристики О., включая предпосылки, можно выстроить в виде следующей последовательности связанных друг с другом видов: 1) пространственно - временные; 2) морфные (от греч. morphe - форма); 3) сущностные; 4) функциональные. Первые из них можно рассматривать отдельно: как пространственные (геометрические, например) и хрональные (темпоральные). Такие характеристики, как психолого - эмотивные, аксиологические, этические, эстетические, философские, религиозные, когнитивные, праксеолого - деятельностные и др. можно отнести к функциональным характеристикам. Рассмотрим названные четыре вида свойств отдельно. При этом, общие пространственно - временные характеристики О. в контексте данного словаря представляют особый интерес. Разберем их подробнее, а свойства и особенности других - более кратко и ближе к контексту темпорологии.

Пространственно - временные (иначе - спатиально - хрональные) характеристики. Заметим, что здесь речь идет о том, что сами-то О.существуют в пространстве и времени (в кинематике О.), о том, что это обстоятельство предопределяет особенности любых О. Собственно пространственно - временые О. - предмет отдельного анализа. Среди данных характеристик укажем следующие: 1) хрональность / ахрональность; 2) поместность и протяженность (вместе - "спатиальность"); 3) пространственно - временная локализованность; 4) постоянство, стабильность / изменчивость, включая случайность; 5) направленность (канализованность) / точечность (ненаправленность); 6) геодезичность (как экстремальность); 7) ритмичность / аритмия и спорадичность; 8) регулярность / хаотичность (иррегулярность); 9 теснота, плотность / разреженность, рыхлость, и др.

Поясним в первую очередь, что существуют ахрональные О., такие как в математике, например, числовые О., геометрические (но они спатиальны), тригонометрические и др. В бытии (физическом и ментальном) стороны О. (полюса) не вечны, а потому не вечны и сами О. Возникая сначала как тенденции вместе со своими полюсами, они вместе с ними живут, функционируют, а также вместе с ними и гибнут. Те и другие существуют в единстве в своем конкретном бытии в рамках целого. Вместе с тем, О., кроме числовых, всегда поместны, то есть находятся в данное время в данном месте или находятся в промежутке когнитивного и, вообще, деятельностного следования, вроде того, как следуют друг за другом мысли, мысль и действие, цель и операция, потребность и интерес и т.д. Спатиальны и отношения между уровнями строения сложных иерархических систем, а не только элементы одного уровня. При этом как обязательная тенденция выполняется условие хрональности (см.: Бам А., с.16 - 17).

В целом, разбираемые О., кроме числовых, вместе со своими полюсами локализованы (существуют в локусах), причем речь идет об обобщенных пространствах - геометрических, физических, когнитивных, эмоциональных, ценностных, актуально - деятельностных и т.п. Все это и отображается как поместно - временные характеристики данного О., но надо иметь в виду все время параметры изменения и постоянства (инвариантности) любого О., включая различные усиления, замедления и ускорения. В рамках локуса О. по своему направлению не размещается как угодно, оно соединяет полюса. Подчеркнем, что, за исключением фундаментальных законов природы как инвариантных О. и связей, бесконечных по масштабам и вечных по времени О. никто еще не наблюдал: они наукой просто не обнаружены.

В общем случае О. канализованы, направлены от полюса к полюсу и, в случае одностороннего О., векторизованы. Широко представленными образами последнего свойства в теоретической механике являются различные силовые функции, которые суть О., абстрактные и выделенные в познании от сторон, полюсов. Математически они могут описываться и изучаться сами по себе, отдельно. Предельным и вырожденным случаем направленности данного отношения будет точечность, понимаемая в обобщенном смысле, а не только геометрически и хронографически. Изменчивость О. благодаря неповторимости и повторяемости внутренних и внешних условий, а также в силу поведения самих полюсов создает специфический по характеру хрональности сорт свойств О. - ритмический - основу ритмов вообще. Вырожденными случаями ритмов можно считать аритмичность, спорадичность, прерывность. Данные характеристики не только хрональны, но и поместны (находятся в определенном месте пространства по отношению к какой-либо системе отсчета или в локусе существования). Их значения, достигшие нулевой отметки, могут считаться как бы аспатиальными, если у них нет никаких значений в каких-либо интервалах существования.

В целом, пространственно - временные характеристики О. относят к явлениям регулярным / беспорядочным. При этом регулярность можно считать общей формой О., а проявлением ее будут как закономерное (закон), так и, в случае вырождения регулярного, - беспорядочное, хаотическое, иррегулярное. Вопрос о том, что существует раньше, - регулярное или хаотическое (нечто вроде вопроса о том, что раньше - курица или яйцо), - сегодня решается в синергетике. Здесь же, сейчас важно лишь зафиксировать всеобщность данных характеристик О. любого рода, а, главное, - их пространственно - временную форму.

О свойствах тесноты О. и их нетесноты, рыхлости и т.п. Под теснотой отношений в смысле хрональности - спатиальности можно понимать степень удаленности или близости сторон О., то есть А и В. Теснота обуславливает и общее состояние всего О. в смысле его рыхлости, размытости, определенности, нечеткости и т.п., или - цельности, прочности, определенности данного диполя. Среди всех форм О. наименее тесной является корелляция. В ней между А и В находятся промежуточные, демпфирующие и гасящие интенсивность и активность компоненты, какие-либо посредствующие звенья, что схематически выглядит как А, c, d, e, … B. Ярким примером такой схемы малой тесноты О. и корелляции является зависимость земных биологических и социальных циклов от деятельности Солнца и др. Они активно исследуются в науке, особенно благодаря работам русского ученого А.Л.Чижевского. Сами характеристики тесноты / нетесноты О. можно понимать как в пространственно - временном смысле, так и в формальном, в содержательно - сущностном и в функциональном. Они сами образуют необходимые прдпосылки для других О.

Морфные характеристики О. Выражают внешнее проявление (облик) содержания и сущности О., а также внутреннюю организацию, стуктуру и меру О, порядок и последовательность изменений О и т.п.. Между ними имеются свои О. Общей для всех О. минимальной формой (структурой) будет простой симметричный диполь как соединение оппозиционных полюсов А - В. Уединенный полюс (монополь) уже и не полюс, а самостоятельная сущность. Вместе с тем, формы О., кроме некоторых математических О., всегда хрональны, они поместны и изменчивы, транзитивны, так как зависят от состояний полюсов и условий (их метаморфоз). Изменчивы и поместны также аспекты О. Крайним проявлением изменения форм О. будет аморфность как итог его деморфизации. Обратный процесс - морфизация или морфогенез.

В целом совокупность всех О. многообразна (полиморфна). Видами полиморфизма О. будут униморфность (однообразие, единообразие), гетероморфность (многообразие, неоднородность) и гомоморфность (однородность) внешних форм и строения О. и их аспектов. Существует также и выделенность, уникальность каждой из обособленных форм О.: 1) как уединенность, отличимость и локализация О. в границах их разнообразия и униморфности О.; 2) как специфичность данного конкретного О. в связи с его аспектами и условиями; 3) как уникальность данного типического среди особенного в общем множестве форм О. и т.п. Синтезом униморфности и множественности О. будет изоморфность (одинаковость форм) вплоть до тождества при наличии разного субстрата сторон О.

Форма связи полюсов - геометрическая симметрия. В силу разной природы субстрата полюсов О. и их аспектов полная симметрия невозможна. Она может быть только частичной, неполной, относительной, условной, подвижной и хрональной. Все это отображается в целом в геометрических, теоретико - множественных и фундаментальных физических симметриях, таких как сохранение (симметрия) энергии, импульса, момента импульса, сдигов и обращения времени, пространственных сдвигов и вращения, зарядовых и др.симметрий, их комбинаций и разного рода нарушений. С общей идеей симметрии связано представление об инвариантах, прежде всего - фундаментальных инвариантных О. Определенность О. в мерологическом смысле проявляется в максимумах и минимумах (экстремумах). Форма экстремали как кратчайшей из всех возможных характеризует предельную форму наиболее вероятной при данных условиях линии, стягивающей полюса О. Наиболее выпукло эту форму отражают в обобщенных пространствах типа конфигурационных и фазовых (которые могут включать пространственные и временные характеристики) при помощи вариационного исчисления различные принципы наименьшего действия.

В целом, проблемы морфности, а также взамосвязи формы и содержания изучаются в философии в виде, например, диалектики формы и содержания. Их исследуют математика; специально - в морфологии - биология, грамматика и др.

Сущностные (эссенциальные) свойства. Они определяют особенности всех других О. Важнейшими сторонами этих характеристик можно считать субстратность О, их субстанциональность: как полюсов, так и самого О. Речь идет также и о природе рефлексии сторон О., о различии и оппозиции как полюсов, так и О., их сущности и проявленности, взамозависимости и независимости О., их противоречивости и дополнительности, тенденциях, динамичности, интенсивности и пассивности, причинности индетерминированности, устойчивости и неустойчивости, закономерном и случайном (стохастическом), равновесности и неравновесности, организованности и неорганизованности, об эмерджентности (качестве), мерологичности О., обусловленности и спонтанности (внутренней и внешней), определенности и неопределенности, активности и пассивности и др. Все эти вопросы издавна были предметом изучения философии (в рамках онтологии и теории познания), а также многочисленных наук, поскольку они исследуют мир и человека, бытие вообше.

Подчеркнем, что любое О., имея предпосылкой существование сторон, может состоятся, возникнуть, а может быть и нет. Любые полюса в принципе ограничены самими собой (своей природой) и условиями. Стало быть, появление О., вообще говоря, лишь потенциально осуществимо и возможно. Спектр возможностей реализации О. как бы канализован: от невозможности в силу действия определенных тенденций, природы сторон, причин и условий он простирается не в бесконечность, а всегда находится в рамках определенного актуального окружения и ограничений. Реализация любого О. "разрешается" фундаментальными и другими законами бытия и мышления, эмоциональности и психики, ценностей и интересов. Ставшее О. становится суверенным, делается самодостаточным, но оно может попасть в зависимость от других О., то есть стать подчиненным, зависимым, побочным и т.д.: от полной свободы до полного рабства, от максимума активности, до ее минимума, от полной жизненности до гибели и т.п.

Функциональные свойства О. Все они есть следствие предыдущих характеристик О. Под функциональностью при этом понимается, во-первых, способность просто существовать в определенных границах, при обмене со средой (в потоках) и условиях (внутренняя функция), а, во-вторых, соотноситься со средой, окружением, другими О., то есть реагировать на них (за счет рефлексии полюсов) и действовать в направлениях обеспечения жизнеспособности целого и частей О., например, соорганизовываться и создавать для этого системы и сети О. и др. (внешняя функция). Все функциональные характеристики О. при наличии общей рефлексивности полюсов О. можно разбить на предпосылочные и обуславливающие. Первые - это ограниченность, ресурсность, обновляемость, а также сочетание свободы и необходимости. Безграничных, безресурсных, абсолютно необновляемых (стабильных), а также свободных от необходимости О. наука не знает. Вторые - это существование или гибель О.; актность, действие (непрерывное или дискретное); сохранение или изменчивость вплоть до толерантности; самоактивность (самодействие); агрессия в среду существования или самоизоляция; функциональная инвариантность (вплоть до алгоритмичности) или же самопроизвольность; оптимальность или неоптимальность О.; элективность полюсов; эффективность или безрезультатность О.; адаптивность или неприспособленность и др.

Не останавливаясь на всех свойствах, отметим, что функциональная инвариантность О. имеет для всех объектов такое же, примерно, значение как параметры порядка, известные в синергетике, так как эта функция ведет к организации целого, к его упорядочиванию, мобилизации и подчинению вокруг себя других О. и т.п. Реализацию инвариантного функционального О. (у человека - цели) в любом из отношений обеспечивают необходимая дополнительность полюсов, их обоюдность, их притяжение и отталкивание и многое другое. Недостаточная проявленность или незрелость этого свойства ведет к вариативности такого О., его рыхлости, нечеткости, аритмичности, ослаблению, размыванию и т.п.

Характеристики О, взятые вместе, особенно тенденциозность и направленность, активность, элективность при данных предпосылках, условиях, возможностях, ограничениях и ресурсах приводят - на основе функциональных инвариантов - к оптимальности как наилучшему из всех возможных состоянию О. в разных аспектах, по разным критериям. Оптимальность - одна из важнейших функциональных характеристик О. Она приводит непосредственно к эффективности О. В биокосном мире эта характеристика формально выражается в экстремальности О., в его минимизируемости или максимизации, в сочетании этих характеристик в эффективности, часто - в "экономности" по каким-то критериям или в геодезической форме О. в хронально - спатиальном смысле, обеспечивая в совокупности общую адаптацию О. к условиям и т.п. Объективно, скопление в некотором локусе пространства и времени множества О. и связей вместе с их полюсами неизбежно вызывет появление отношений отношений, О. связей и связи связей. Их все можно обозначит как реляционные сочетания (РС). Эти последние испытывают эволюцию или инволюцию, включая переход к сетям или системам РС разного рода. Подобное направление анализа особенно актуально для наук, занимающихся сложными системами, особенно т.н. "бихевиоральными". (Об этом см.: Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. - Новосибирск, 1993). В принципе, овладение РС (у человека познание, управление, проектирование, планирование и др.) - главное поприще, на котором и протекает вся история таких систем на всех уровнях: от биосферы и человечества до отдельных элементов субстрата жизни и индивидов в обществе.

Литература

Новоселов М.М. Отношение // Философская энциклопедия, т. 4, М., 1967. - 182-184.

Разумовский О.С. Оптимология, ч. 1. Общенаучные и философско - методологические основы. - Новосибирск, 1999. - С. 114-170.

Он же. Реляционизм и изоляционизм: пролог к теории систем // Полигнозис, 1999, № 4. - С. 11-30.

Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. - Томск, 1977.

Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М., 1963; Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. - М., 1974.

Bahm A. Polarity, dialectic, and organicity, 3-d prin. - Albuquerque (NM): World books, 1988. - P. 5-17.

О.С.Разумовский