Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Кыргызстан - страна религиозных конфессий: состояние и перспективы

Относится к   «Культура и стабильность»

Автор: Абытов Б.К. доктор исторических наук, профессор ОшГУ

Общеизвестно, что Кыргызстан, как часть Ферганской долины – это одна из редких стран мира, где сохранились пласты различных культур и цивилизаций с древнейших времен до сегодняшнего дня. Благодаря своему выгодному историко-географическому положению, он оказался на территории трансконтинентальной трассы Великого Шелкового пути, что давало возможность обмениваться не только политичес­ки­ми, социально-экономическими, торгово-мате­риаль­­ными, но и культурными цен­нос­тями различных цивилизаций, стран и наро­дов. Здесь на протяжении мно­гих веков тесно переплетались интересы и культуры таких крупных этносов как иранцы, китайцы, тюрки, монголы, кыргызы, русские и другие. Здесь мирно сосу­щес­тво­вали, а време­нами жестоко противостояли друг другу, четыре мировых религии: зоро­астризм, буддизм, христианство и ислам.

Ислам в общественно-политической, культурной и духовной жизни мно­гих народов стран средних веков, нового и новейшего периода играл такую же значительную роль, как и на территории Кыргызстана. В обществен­ную жизнь Кыргызстана и стран региона ислам во­шел как своеобразный синтез религии, поли­ти­ческих и правовых норм, нрав­ственно-моральных, бытовых предписаний. Не секрет, что для многих ис­тин­ных мусульман ислам – и вера, и образ жизни. Более того, история свидетельствуют, что многие государства на территории Кыргызстана, в прошлом, ислам объяв­ляли государственной религией.

Особое отношение не только к исламу, но другим религиозным конфессиям сло­жи­лись в годы советской власти. Ряд историко-политических фактов свиде­тель­ствуют об ограниченности деятельности рели­гиоз­ных конфес­сий в период социа­лиз­ма. В годы советской власти и коммунистической идеологии деятель­ность религиозных конфессий была строго ограничена. До 1990 г. население Кыргызстана причисляло себя в основном к двум религиоз­ным кон­­фессиям – суннитскому исламу и православному христианству. Кро­ме них бы­ли течения христианства - Свидетели Иеговы и католики, которые регис­три­ро­вались органами государственной влас­ти в 1956 г. и 1969 г. соответ­ственно. Позже, из-за возведения атеизма в ранг государственной политики, ввоз рели­гиоз­­ной литературы из-за рубежа был строго запрещен, а деятельность религиозных конфессий  фактически запрещена.

Обретение республикой суверенитета и независимости, рост национального самосознания ее граждан снял все запреты и ограничения на свободу вероисповедания. Во многом обеспечение новых реаль­ных условий демократизации общества в первые годы независимости способ­ствова­ло полноценному развитию религий и религиозных конфессий в респуб­ли­ке. Как-то неожиданно, но прочно вошло в общественную жизнь кыргызстанцев ряд доселе неизвестных кон­фессий, во многом чуждого для местного населения.

В последние пятнадцать лет суверенитета республики с проникновением в страну ряда нетрадиционных религиозных течений, возникла в некоторой степе­ни угроза самому исламу. Стра­на становится многоконфессиальной. Дело в том, что наблюдается отход опреде­лен­­ного количества мусульман от ислама, причем не только молоде­жи, но и впол­не зрелых людей. В чем причина отхода кыргызов от веры отцов и дедов? Почему лю­ди, чьи пред­ки веками веровали в ислам, вдруг стали уходить из исла­ма?

Это связано с тем, что кардинальные изменения произошли не только в общественно-политической и культурной жизни республик бывшего СССР, но и в его религиозной составляющей. Новая жизнь создала необходимые условия для существенной сме­ны ре­ли­гиоз­ной ситуации. Сво­бо­да вероиспове­да­ния граждан приве­ла и к неогра­ни­­чен­ной свободе веры. В результате чего на терри­то­рии Кыргызстана появилось множество религиоз­ных течений, учений, об­щин, и даже ре­ли­гиозных партий экстремистского и тер­рористического толка. Конец ХХ и начало ХXI века ознаменовались появлением доселе неведомых религиозных тече­ний, которые повели активную борьбу за духовную жизнь людей. Так, за период независимости Кыргызская Республи­ка стала многокон­фес­­сиальной страной. На сегодняшний день на территории Кыргызстана насчиты­вается более 30 религиозных конфессий. Это прежде всего:

  1. Суннитский ислам;
  2. Православное христианство (Русская православная церковь);
  3. Храм покрова Божей матери (сторонники старого православия);
  4. Евангельская церковь христиан-баптистов;
  5. Христиане Адвентисты седьмого дня;
  6. Христиане пятидесятники (представлены в двух ветвях «Союз цер­квей хрис­­тиан Веры Евангельской и религиозное объединение «Кудай жамааты»);
  7. Евангелистско-лютеранская община;
  8. Евангело-христианские церкви;
  9. Евангельско-христианская пресвитерианская церковь;
  10. Религиозный центр Свидетелей Иеговы;
  11. Христианская церковь полного Евангелия («Сун Богом»);
  12. Христиане Новоапостольцы (община);
  13. Поместная церковь Иисуса Христа;
  14. Союз церквей христиан Веры Евангельской;
  15. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней;
  16. Лютеране;
  17. Саентологическая церковь;
  18. Лютеранская церковь «Конкордия»
  19. Община бахаи;
  20. Общины католиков;
  21. Общины протестантов;
  22. Буддийская община;
  23. Иудейская община;
  24. Мессианская еврейская община «Бейт Ешуа»
  25. Община русской православной церкви (не относящаяся к РПЦ);
  26. Община древнеправославных Христиан-поморцев (староверов-поморцев, не относящиеся к РПЦ);
  27. Неденоминированные религиозные организации протестантского направ­ления (представлены 13 церквями);
  28. Универсальная церковь (деятельность которой, на сегодняшний день при­оста­новлена);
  29. Ахмадийское общество мусульман и др.

Кроме них на территории Кыргызстана нелегально действует ряд рели­гиозных организаций и отдельные ячейки религиозно-экстремистских пар­тий. Следуют отметить, что экстремизм и незаконность их действий определены Вер­хов­­ным судом Кыргызской Республики, Духовным управлением мусульман Кыр­гыз­­стана и Уз­бекис­тана и силовыми структурами двух республик. В их числе:

  1. Хизб ут-Тахрир аль Ислами («Исламская партия освобождения», в Кыр­гыз­стане появилась в середине 90-х годов ХХ в.);
  2. Группа «Акромия» (откололась от партии Хизб ут-Тахрир в 1997 г.);
  3. Группа «Хизб ан Нусра» («Партия победы», откололась от партии Хизб ут- Тахрир в 1999 г.);
  4. Вахха­биты (ортодоксальные мусульмане);
  5. Фалунгунь;
  6. Церковь объединения Сен Мен Муна;
  7. Белое братство;
  8. Синий лотос;
  9. Сатанизм;
  10. Учения культа Шри Чинмоя;
  11. Международное общество сознания Кришны;
  12. Школа менеджмента Махариши и др.

На сегодняшний день только на юге Кыргызстана дей­ствуют, и ве­дут свою агитационно-пропагандистскую работу среди мест­но­го на­се­ления, в т.ч. и молодежи, верующих в ислам, одновременно около 20 кон­­фес­­сио­наль­ных тече­ний: Храм Аристратига Божий Михаила (Русская пра­во­­славная церковь); Храм покрова Божией матери (сторонники старо­го право­славия); Евангельская церковь христиан-баптистов; Поместная церковь Ад­вен­тистов 7-го дня; Церковь огонь Божий (пятидесятники); Еван­гель­ско-лютеранское об­щина; Евангело-христианская церковь Сло­во бога; Евангель­ско-христиан­ская цер­ковь «Ынтымак»; Евангельско-христианская церковь «Умут жыйыны»; Хрис­тианский церковь полного Евангелия («Сун Богом»); Поместная цер­ковь Иисуса Христа; Община Ба­хаи; Ахмадийское общество мусульман и др. Это только те религиоз­ные течения, которые прошли регистра­цию в Ошском областном отделе Государственной комиссии по делам религии при прави­тель­стве Кыргызской Республики. В числе указанных только в первых двух течениях нет представи­телей коренного населения. Во всех остальных боль­шинство прихо­жан состав­ляет молодежь, люди сред­него и пожилого возраста - представители мест­ного населения. Более того в 4-5 из вышеуказанных конфес­сий богослужения ведутся на кыргызском языке И нет никакого сомнения в том, что их количество в дальнейшем еще больше увели­чится.

Для традиционного общества Кыргызстана такие явления не типичны. Реальное обеспе­че­ние государством прав человека, включая право на вероисповеда­ние и религиоз­ное убеждение, создало условия для развития многоконфес­сиаль­ности в об­ществе и возникновению ряда новых, не традиционных и чуждых для населе­ния Кыргыз­стана религий и религиозных течений разных мастей. Многоконфессиальное пространство Кы­­ргызской Респуб­лики за столь короткий срок сформировалось за счет сле­дую­щих факторов: во-первых, новые возможности независимого Кыргызста­на - демократизация об­щес­тва и обес­печение реальных прав и свобод лю­дей, обеспечение всех норм прав че­ло­ве­ка, в том числе и на вероисповедание. Во вто­рых, легализация ряда религиозных кон­фес­сий, ранее не получивших офи­циаль­­ного признания. В-третьих, это результат интеграционных процессов, благодаря кото­рым на территорию Кыргызстана проникли ряд новых, ранее неиз­вестных рели­гиозных конфессий. Все это соз­да­ло благоприят­ную почву для возникновения, создания и развития в республике много­чис­ленных конфессий. Вышеприведенные аргументы дают нам право ут­вер­­ждать, что Кыргызстан сегодня – это многоконфессиальная страна. Разумеется, большинство конфес­сий в своей деятельности придерживается принци­па мирного сосуществования. Однако проблемой является то, что не все стремятся к этому. Многие вышеперечисленные конфессии в борьбе за умы людей, все чаще используют недопустимые, нелегаль­ные методы и пути привлечения новых сторонников.

В настоящее время новые религиозные течения обладают круп­ными финан­совыми средствами, мощной материально-технической базой, огромным опытом миссионерской деятельности. Приш­лые конфессии свободно закупают эфирное время на радио, коммерческих каналах телевидения, арендуют престижные залы, крупные и заметные здания для открытого проведения массовых миссионерских акций. Идет самая настоящая борьба между конфес­сия­ми за умы и духовную жизнь насе­ления, которые вполне могут привести к межконфессиональным конфлик­там. Уже сейчас многие представи­тели духовенства и народов Кыргызстана выра­жают обеспокоенность и выступают против открытого проведе­ния различных акций богатыми западными религиозными сектами и течениями, чтобы не допус­тить дальнейшего обострения межрелигиозных отношений. В то же время не вид­но должной озабоченности со стороны местных властей, по попустительству которых, религиозные конфессии действуют без каких-либо ограничений, тем самым, оказывая негативное влияние на общую межконфессиальную стабиль­ность в стране.

Кыргызстан сегодня является объек­том борьбы разных конфессий за духовную жизнь людей, идет процесс их религиозно-идейного соперничества. Страна превратилась в своеобраз­ную аре­ну противодействия двух полюсов: с одной стороны, тради­цион­ные, классические религии – ислам, христианство и буддизм. С другой стороны – новые, нетра­ди­ционные, которых насчитывается уже более тридцати.

В целом в среде как местных, так и зарубежных ученых, экспертов еще не сформировалась единая точка зрения по данной проблематике. Вместе с тем, учи­тывая специфические особенности республики, большинство полагает, что Кыргызстан, во всяком случае, в настоящее время, не является активным субъек­том только одной ислам­ской или какой-либо другой конфессии. В стране мирно сосуществуют более 30 религиозных конфес­сий, течений и сообществ. Это есть исторический факт сегодняшнего дня многоконфессиального Кыргызстана. Однако возникает вопрос: хватит ли и у коренного населения терпимости для мирного сосуществования рядом с исламом и христианством иных экзотических религий?



Последнее редактирование: 2022-01-07

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Материя | Пространство время материя | Роль мотивации в изучении инос... | Простые способы повысить эффек... | Абсолютное пространство | В мире распространяется атеизм | Восприятие времени в космическом пространстве | Базовые представления о мире | Научная картина мира | Научная религиозная картины мира | О картине мира и чем они обосн... | окружающий мир | Религии мира | Религиозное мировоззрение | Религиозные картины Мира | Религиозные теории | Философия религии | Гипноз | Измененные состояния сознания | Сессии холотропного дыхания | Эффекты ЛСД | Генетические свойства юмора как эффективное средство преодоления кризисных состояний личности | Гипнотические состояния | Зависимые состояния | Научение и память: системная перспектива Ю.И. Александров | О перспективах искусственного интеллекта | Реформирование российской науки: результаты и перспективы бюрократических игр » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ | (23 марта 2012)Международная научно-практическая конференция «Социальная политика России: опыт, тенденции и перспективы» (VAKIZDAT.ru) | Перспективы влияния на автоматизмы
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:11
Всего:64096712

Авторские права сайта Fornit