ЧАСТЬ I
В конце 80-х и начале 90-х годов многие предприимчивые люди - посредники «духовности», а также народ из «индустрии» Нью-Эйдж, быстро уловили, что в «перестроечной» России их, независимо от интеллекта и способностей, воспринимают, словно гуру и светочей знания. Сказывались последствия длительной информационной изоляции СССР. Причем, подобное идеализированное восприятие всего западного, имелось у многих, независимо от образования и ученых степеней. Как только не величали себя, хлынувшие в нашу страну эмиссары Нью-Эйдж – «Всемирно известный мастер», «Ученица Милтона Эриксона» и т.п.,
«Правая рука Карла Роджерса», разве что такого названия, не было…
Это было время, когда любые тренинги и семинары с гражданами нашей страны, приносили сравнительно легкий и быстрый доход.
Среди Западных пионеров, осваивавших рынок «духовных» и психотерапевтических услуг на необъятных просторах России, был и С. Гроф - чешский психиатр, один из основоположников трансперсональной психологии и метода "холотропное дыхание". В начале 60-х годов он переехал
в США, где и живет по сей день.
Короткая справка:
(http://jasmeet.net/james/CDP/html/Transpersonal%20Psychology.htm)
"Ассоциация Трансперсональной Психологии (ATP) была основана в 1971 г. среди организаторов было много основателей Ассоциации Гуманистической Психологии. Все они видели потребность в психологии, которая изучала и исследовала бы духовные явления, в которых чувство идентичности простирается вне человека или личности, охватывая более широкие аспекты человечества, окружающего мира, и космоса. Бихевиористическая теория ("первая сила"), психоаналитическая теория ("вторая сила"), и гуманистическая психология ("третья сила") испытывает недостаток в теории и практике изучающей духовность и сознание. На эту роль претендует трансперсональная психология, которая стала называть себя «четвертой силой» в психологии.
Но поскольку теории трансперсональных психологов противоречили одна другой - не сформировалось единого концептуального понимания «трансперсонального», как именно происходит духовное развитие и т.д. В результате трансперсональная психология, время от времени, раскалывается из-за внутренних споров и конкурирующих теорий. Кроме того, этот недостаток согласованных теорий, позволяет подвергнуть сомнению научный статус трансперсональной психологии. И когда трансперсональные психологи подали прошение в Американскую Психологическую Ассоциацию (APA), для создания формального трансперсонального отдела психологии в 1990, оно было отвергнуто, из-за некоторых проблем связанных с "ненаучным" состоянием трансперсональной психологии.
Вторая заявка, представленная вскоре, также была отвергнута, на сей раз частично из-за критики от видных гуманистических психологов, таких как Роллло Мей, который скептически относится к трансперсональной психологии из-за того, что последняя пытается «перепрыгнуть» через темную сторону человеческой природы, сосредотачиваясь на трансцендентных состояниях и игнорируя страдание, вину и ревность. Альберт Эллис критиковал трансперсональную психологию за ее иррациональную веру в божественные существа, тенденцию к догматизму, и оппозицию науке.
В настоящее время в APA не существует такого отдела как «трансперсональная психология», хотя отдел 32 (Гуманистическая Психология) включает трансперсональных психологов в свою коллегию и трансперсональные презентации в своих программах на годовых собраниях APA".
С. Гроф, как и некоторые другие специалисты в 1960-х годах, изучал и пытался применять ЛСД,
в психотерапевтических целях. Но эти попытки приводили к крайне противоречивым результатам, поскольку действие одного и того же количества ЛСД оказывалось непредсказуемым и очень часто приводило к тяжелым последствиями. Даже при однократных применениях ЛСД возникали неожиданно длительные психотические состояния, неподдающиеся лечению. Вы можете узнать о реальных последствиях употребления ЛСД здесь:
http://www.narkotiki.ru/expertroom.html?sid=g
В конце 1960-х годов ЛСД запретили. И тогда С. Гроф нашел другой способ погружения в так называемое «измененное состояние сознания» — холотропное дыхание.
Некоторые пытаются объяснить стремление употреблять наркотики, тем, что у человека есть потребности в неких трансцендентных переживаниях. Или, что это способ бегства от проблем и от реальности... Возможно, иногда бывает и так. Однако зачем столь обобщать? Еще в 1883 г. А. Уэльш написал книгу "Алкоголизм у животных". Он описал несколько случаев пристрастия к спиртосодержащим кормам у лошадей, на пивоваренных заводах. Отчего же, в этих случаях, "убегают" лошади?
Известно также множество случаев химической зависимости у животных, например, медведи или еноты полюбившие нюхать бензин... Выходит, еноты тоже желают "трансцендентных переживаний" или "ухода" от реальности?
(http://www.sivatherium.h12.ru/library/Korytin/glava_02.htm)
У большинства неискушенных в физике и философии людей, чтение произведений С. Грофа, чаще всего взывает чувства от интереса до восторга, и порой, даже соблазн попробовать «подышать» по его методу. «Читать труды теоретиков и практиков трансперсональной психологии увлекательно и интересно, как фантастические романы. Но только не как научно-фантастические, ибо науки в них просто нет, а скорее как модный жанр «фэнтези», заменивший современному человеку древние мифы». Пишет С. Степанов в статье «Миры и мифы трансперсональной психологии».
(http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200103918)
При беглом прочтении, похожие ощущения (интерес, восторг и т.п.) способны создавать многие радикальные постмодернистские произведения. Если же читать их более вдумчиво, то можно заметить, что многие из них, построены на ложных или бездоказательных допущениях или являются попросту набором красивых слов и научных терминов, расставленных в определенных сочетаниях – не более того. (См. Сокал А., Брикмон Ж. – «Интеллектуальные уловки»)
С. Гроф часто подводит своих читателей к мысли, что в современной физике пространство-время, перестало быть объективной реальностью. Именно на этом «научном факте» он строит некоторые положения в своей трансперсональной теории.
Давайте дадим слово самим физикам, им, наверное,
все-таки виднее:
«Говорить, что пространство-время перестает быть объективной реальностью в теории квантовой гравитации, несколько преждевременно по двум причинам: с одной стороны, такой теории еще не существует; но главным образом потому, что факт изменения нашего видения пространства-времени в следующей теории — когда, например, пространство-время перестает быть фундаментальным элементом для теории и становится приблизительным описанием, значимым в определенных масштабах — никоим образом не означает, что оно перестает быть объективным, если только не понимать это выражение в том банальном смысле, в котором столы и стулья не "объективны", потому что они состоят из атомов».
(А. Сокал, Ж. Брикмон - «Интеллектуальные уловки»)
Трансперсональные психологи любят ссылаться на наиболее субъективистские тексты Бора и Гейзенберга. При этом «забывая» отмечать тот факт, что в них они выражают, в основном свои философские взгляды, а не собственно квантовую теорию.
Все многообразие человеческой жизни С. Гроф ловко укладывает в четыре прокрустовых ложа. Называются они внушительно – базовые пренатальные матрицы (БПМ). На словах - он противник редукционизма, но в данном случае сам его воспроизводит. Гроф также утверждает, что основные детерминанты жизни человека и его и модели поведения формируются до и во время процесса рождения. Здесь он вновь, противоречит сам себе – критикуя ортодоксальную «механистическую» науку за ее детерминизм и «линейность» - он здесь же, «не отходя от кассы», постулирует детерминизм от пренатального периода жизни и «матриц рождения»...
БПМ - это четыре обобщенные группы галлюцинаторных переживаний, впервые выделенные
С. Грофом у своих пациентов, когда он занимался ЛСД-терапией. По-каким критериям, Гроф относит галлюцинаторные фантазии, образы и чувства, к тем или иным аспектам реальности – остается неясным…
Полагаю, заявления, что внутренние образы и фантазии всегда являются символами нашей жизни или конкретных событий в реальности, мягко говоря - спекуляции.
Сегодня уже мало кто без улыбки, воспринимает сексуально окрашенные, фантазийные интерпретации снов, которые предлагал З. Фрейд. Однако многие всерьез принимают, не менее фантазийные интерпретации С. Грофа - галлюцинаций, грез и образов, возникающих после приема ЛСД или во время сессий холотропного дыхания.
Если переживания невозможно связать с опытом личности пациента Гроф, в этом случае, относит их к трансперсональным. Например: «встречи с инопланетянами» или «воспоминания о прошлых воплощениях» и т.п., он трактует как аргументы в пользу трансперсональной теории...
Как говорится: «ловкость рук, и никакой магии».
Действительно некоторые из переживаний «под ЛСД» представляют собой, например, чувства и образы из далекого прошлого человека, или могут символически выражать внутренний мир, проблемы пациента. Это подтверждают и некоторые врачи-наркологи (Данилин А. - "LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости"). И здесь нет ничего сверхъестественного. Однако на каком основании, переживания и галлюцинации под воздействием ЛСД или холотропного дыхания, однозначно относятся к той или иной символике или к реальной жизни пациента? (Причем иногда буквально).
Интересно, почему никто не пытается символически интерпретировать галлюцинации при алкогольном делирии, «мультики» при интоксикации парами клея "Момент" или бензина, а вот "поинтерперетировать" галлюцинации после приема ЛСД - очередь из желающих?
Некоторые называют ЛСД – «королевской дорогой в бессознательное». Может быть, по их мнению,
и кокаин - это тоже «королевская дорожка» куда-нибудь?
С. Степанов ("Миры и мифы трансперсональной психологии») о С. Грофе:
«Описывая галлюцинации своих клиентов, он нашел там огромное количество символических образов, связанных с родами и тем самым, по его мнению, подтверждающих его теорию. Нетрудно заметить, что четыре Грофовские матрицы суть четыре этапа любого обряда инициации — от первобытных до практикующихся по сей день».
Получается холотропное дыхание – это некое подобие инициации?
В первобытных культурах, проходя обряд инициации, человек становился, к примеру - воином или шаманом. Кем же становится человек после "обряда" холотропного дыхания...?
Ортодоксальным психоаналитикам часто мерещился какой-либо сексуальный подтекст у своих пациентов. Последователям С. Грофа, повсюду грезится символика пренатального или трансперсонального...
Одна из последних статей С. Грофа называется: «Трансперсональный взгляд на глобальный кризис
и стратегия его смягчения».
(http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/38274)
Здесь он уже раздает рекомендации планетарного масштаба в политике и экономике…
Цитата из этой статьи: «Многие из людей, с которыми мы работали, увидели человечество, стоящее на решающем перепутье перед выбором: либо коллективное уничтожение, либо беспримерный по своим размерам эволюционный скачок в сознании». Очень удобно внушать свои идеи, используя «увесистый аргумент» - «многие люди».
Интересно, уж не холотропно-психоделический «скачек в сознании» подразумевается здесь? И какая подкупающая простота – «скакнули в сознании» дружно, всей планетой – и стали все разом удовлетворенными, сытыми и одетыми. И никаких тебе конфликтов интересов (они видимо в «новом сознании» будут у всех одинаковые), никаких раздоров за ресурсы, территорию и власть…
И кто же будет командовать этим парадом…?
Не упомянуть о теории «морфогенетического поля» - смертный грех в псевдонауках. И Гроф утверждает в этой же статье: «Концепции, близкие к резонансу форм и морфогенетических полей Шелдрейка являются определяющими для понимания функционирования ДНК и генетического кода, а также взаимодействия сознания, памяти и мозга...». Однако "упрямые" физики стоят на своем и пишут об этом "морфогенетическом поле" Шелдрейка: «Нет ничего в современной науке, что можно было бы упомянуть в качестве подтверждения этой "Нью-Эйджевской" фантазии, которая в любом случае не имеет ничего общего с квантовой гравитацией». (А. Сокал, Ж. Брикмон - «Интеллектуальные уловки»)
А. Сокал (профессор физики) отмечает, что очень часто Нью-Эйджевские интерпретации идей квантовой физики уводят в неоправданные спекуляции, которые за сложностью предмета, скрывают собственную пустоту и банальность. Понятия, которые характеризуют квантовую механику, употребляются в очень специальных смыслах и чтобы ясно понимать их - нужны знания математической теории. Некоторые философы и психологи самоуверенно делают абсолютно произвольные прыжки между основаниями физики, математики и психологией, или даже политикой. Склонность к тому, чтобы не позволять самому себе и другим усомниться в истинности своих фантастических теорий, представляет собой признак псевдонауки. А. Кромер отмечает:"Настоящие открытия феноменов, противоречащих сложившемуся научному опыту, приставляются большой редкостью, в то время как обман, жульничество, глупость и заблуждения, вытекающие из чрезмерного энтузиазма и огромных иллюзий, встречаются слишком часто". ("Словарь скептика" Р.Т. Кэрролл)
Никто не запрещает рассуждать и теоретизировать о чем угодно, но вводить людей в заблуждение, представляя свои идеи и теории как научные, и тем более – однозначно доказанные – это означает, как минимум, попытку дискредитировать саму науку.
Мы не будем здесь слишком глубоко вдаваться в саму теорию трансперсональной психологии.
Более подробную и детальную критику трансперсональной теории С. Грофа вы можете прочитать здесь: http://www.scorcher.ru/mist/Grof.php
На мой взгляд, основная техника псевдоцелителей всех времен и народов такова:
вначале нужно создать (или усилить) ощущение кризиса или напугать человека «шлаками», «сглазом-порчей», «травмой рождения» и т.д., а затем предложить средство избавления от этих «проблем».
Это универсальная, как сейчас выражаются, «разводка». Я не говорю о том, что нет духовных кризисов, душевных травм и страданий. Я говорю о том, что очень часто некоторые идеи и теории преподносятся в категоричной или чрезмерно обобщенной форме. Например, некоторыми утверждается, что все люди пережили «травму рождения». Вы можете себе представить, что природа изначально, с рождения, всех нас травмирует? Поинтересуйтесь, на каких основаниях и доказательствах возникает подобное утверждение...
И откуда появилось убеждение, что дискомфорт или боль, всегда и обязательно нас чем-то травмируют?
С. Гроф обосновывая свое направление в психологии, придерживается теории о «травме рождения»
и предлагает свой метод избавления от этой «травмы». Если мы хотим от нее избавиться (и не только от нее), то необходимо словно «родиться заново» с помощью холотропного дыхания. Внушается надежда на коренные изменения через это переживание «второго рождения».
"Холотропщики" предлагают духовный рост «на халяву» - не требуется усилий воли и кропотливого труда, ни длительных размышлений, ни проблем нравственности. Развитие, по их мнению, происходит, во многом, «само собой», в результате холотропного дыхания. Не правда ли знакомая картина – это напоминает стремление наркоманов получить, также «на халяву» пиковые переживания, творчество и «просветление»...
Свое направление, некоторые трансперсональные психологи, обозначают весьма скромно, например, так: «Психология Будущего - о трансперсональной, интегративной, экзистенциальной и гуманистической психологии». (http://www.apollina.ru)
Показательно и то, какими эпитетами награждают друг друга «психологи из будущего» – не иначе как «Великий»! «Революционный»!
Один из критериев псевдонаук – это глобальность во всем. За что бы они не взялись с них начинают сыпаться обещания коренных и революционных изменений и потрясений в науке. Последователи псевдонаучных теорий склонны отвечать на аргументированную критику, вместо фактов - метафорами или поговорками. Например, такой: «Собака лает – караван идет». Мол, любая критика бесполезна, а все скептики – завистники славы и успеха. Что же, С. Гроф «потрясает» науку «революционными» открытиями вот уже более 30 лет. Но «караван» науки идет по-прежнему своим ходом, поскольку «укоренен» в реальности, а не в наркотических фантазиях.
Если, как утверждает С. Гроф, холотропное дыхание «стимулирует» личностный и духовный рост, помогает найти «ответы на все вопросы», то за 30 лет свой работы Гроф уже должен стать просветленным подобно Будде…
Наркотики и психоделические состояния имеют одну особенность, в первую очередь они задерживают психоэмоциональное развитие и создают новые ассоциативные цепочки не связанные с реальным опытом. Этот юношеский максимализм и революционный настрой, неизменно присущий последователям С. Грофа…
В своих публикациях «холотропщики» пишут о множестве осчастливленных их методом людей, несомненно, что таковые есть. Даже в авторитарных сектах, где процветает насилие над адептами, найдутся подобные «счастливчики» - фанаты «гуру» и его методов. Техники, вызывающие экзальтацию и катарсис, сейчас доступны многим...
ЧАСТЬ II
В 1993 году, газета "Советская Россия" напечатала статью «Дыхание смерти». В ней автор выражает свое скептическое отношение к методу «холотропное дыхание».
(
Мои взгляды на холотропное дыхание основываются на личном опыте. Будучи еще студентом, я получил опыт «холотропа» (21 сессия). И пережил, то, что некоторые называют «повторным проживанием процесса рождения». Однако это «повторное рождение» вовсе не воспринималось мною как «рождение». Это была галлюцинация что я - это змея, которая куда-то ползет. И, все происходящее, было резко противоположно тому, как я рождался на самом деле, как по времени, так и по физическим проявлениям. И это заставляло задуматься, что же происходило на самом деле…
Во время холотропных сессий, нередки случаи, когда у «дышащих» возникает психоз - «перевоплощения» в какое-либо животное. Подобные нарушения восприятия и работы мозга описываются в психиатрии. (Психопатология. Жмуров В.А.
Считаю, что, несмотря на «повторное рождение», никакого позитивного влияния на меня и мою жизнь, эти сессии не оказали. Более того, полагаю, что многие чувства и образы, которые появлялись в процессе «холотропа» – это галлюцинаторные переживания, которые иногда, для их усиления, искусственно моделировались через психофизическое воздействие. «Холотропщики» утверждают что, специальная музыка «помогает войти» в определенные состояния. Однако если говорить более точно, то музыка вносит свой вклад в искусственное моделирование этих состояний. «Помогать» и «моделировать» - это все-таки разные вещи.
Важно отметить тот факт, что почти в любой группе найдется один, другой сверхвнушаемый человек, который может индуцировать свое психо-эмоциональное состояние на всю остальную часть группы. Люди с демонстративной структурой характера или ипохондрией – это золотая жила для подобных учений. Поскольку они очень внушаемы и обладают богатым воображением. Ко всему прочему, гипервентиляция сама по себе увеличивает внушаемость человека. (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция")
Можно также заметить, что чем «харизматичнее» ведущий группы, чем более он способен оказывать суггестивное воздействие на людей, тем более интенсивный «процесс» происходит. То есть, возникают более яркие галлюцинации. Поэтому, полагаю что, по крайней мере, часть «необычных» явлений и искажения восприятия, могут появляться по причине косвенного внушения.
Интересно, что у людей, которые, что называется «ни в черта, не в бога», реалистов и прагматиков - почти ничего сверхъестественного не происходило, кроме мышечных спазмов и невыраженной деперсонализации, которая возникает у любого человека при гипервентиляции…
Хотя, действительно, у некоторых и появлялись воспоминания из глубокого прошлого, однако, во-первых, не факт, что они истинные. А во-вторых, это вполне легко объясняется физиологическими причинами. Происходит торможение коры головного мозга, вследствие его недостаточного снабжения кровью и глюкозой. А поскольку нашей памятью заведуют более глубокие структуры мозга – так называемая лимбическая система, то вполне вероятно, что возбуждение, возникающее в этих областях, актуализирует те или иные воспоминания.
Гипервентиляция вызывает снижение уровня углекислого газа в кровотоке, что в свою очередь делает кровь более щелочной. Это называется респираторным ощелачиванием или алкалозисом. Алколозис порождает онемение и покалывание пальцев рук и ног, губ, испарину, усиленное сердцебиение, звон в ушах; дрожь, чувство страха, паники и нереальности. Еще более энергичное «сверхдыхание» может вызывать мускульные судороги, боли в груди, затрудненность дыхания и обмороки.
Ринад Минвалеев, к.б.н., доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета и заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института здоровья, говорит в одном из интервью:
«Речь идет не о развитии мозга, а о его деградации, потому что гипервентиляция, происходящая во время сессии холотропного дыхания, ведет не просто к сужению мозгового кровотока, но и к гибели нервных клеток» (
Ринад Минвалеев полагает, что все так называемые «трансперсональные переживания» во время холотропного дыхания вызываются недостаточным кровоснабжением головного мозга, поскольку из-за гипервентиляции из крови вымывается СО2. В ответ на удаление углекислого газа из организма происходит рефлекторное сужение сосудов головного мозга. При дефиците СО2 также уменьшается количество кислот в крови и затрудняется переход кислорода из крови к тканям мозга. Гипервентиляция, приводит к легкой форме эйфорического психоза, именно на этом, полагает Ринад, строится популярность холотропного дыхания и всей трансперсональной психологии.
Интересующимся этой темой, Ринад предлагает просто разобраться с термином гипервентиляция, например, по книге Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция" или по любому учебнику физиологии человека, где достаточно подробно рассматривается понятие гипервентиляции. И вы сможете сами убедится в галлюцинаторных основаниях так называемых "пренатальных матриц".
(
Отрывок из работы Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция":
«Одной из причин вегетативных нарушений часто является гипервентиляция нейрогенной природы. Известно, что любая стрессовая реакция сопровождается усилением дыхания. При повторных стрессах гипервентиляция закрепляется, изменяя дыхательный цикл. Став стабильной, она влечет за собой серьезные биохимические сдвиги: снижается СО2 в крови (гипокапния), происходит ощелачивание (алкалоз), возрастает тропность кислорода к гемоглобину (эффект Бора: при повышении рН - алкалозе, - захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется, а при снижении рН - ацидозе, - наблюдается обратная реакция), возникает минеральный дисбаланс и др. В результате происходит снижение мозгового кровотока, возникает гипоксия мозга, а это усугубляет нарушение регуляции дыхания. Наиболее частым клиническим проявлением гипервентиляционного синдрома являются цефалгии и разнообразные вегетативные пароксизмы. Затем к ним присоединяются кардиальные проявления синдрома нейроциркуляторной дистонии, абдоминальные боли нейрогенной природы, мышечно-тонические расстройства и т.п.»
Под все эти физиологические проявления, возникающие во время гипервентиляции, «холотропщики» подводят произвольную теоретическую базу, изобилующую допущениями, переходящими порой в чистой воды фантазию. Например, некоторые трансперсональные психологи объясняют спазмы мышц во время гипервентиляции так - это «блоки и зажимы», на поддержание которых организм расходует огромное количество энергии. Если у людей возникает рвота, это часто объясняется тем, что они, мол, годами жили с «зажимами и блоками», и тут вдруг они «снялись» и т.д и т.п.
На самом деле, так называемые мышечные «блоки и зажимы» - это всего-навсего мышечные спазмы (тетании), которые возникают у большинства людей при длительной гипервентиляции. То есть, у этих мышечных спазмов не психологические, а физиологические основания. «Холотропщики» на эти аргументы возражают тем, что при последующих сессиях, выраженные мышечные спазмы у многих людей пропадают.
Однако они не договаривают вот что:
1) Происходит определенная тренировка (т.е. повышается устойчивость к гипервентиляции и к тем физиологическим изменениям, которые она вызывает)
2) Многие просто перестают слишком интенсивно и глубоко дышать, из-за усталости (переутомление грудных мышц и пр.).
3) Исследования электрической активности мышц при гипервентиляции показывают, что та или иная по выраженности судорожная готовность возникает всегда и у всех.
(Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция")
Еще один важный фактор, при гипервентиляции, которому не уделяют должного внимания «психологи из будущего» – это уровень сахара в крови.
Вот что пишут об этом Вейн А.М., и Молдовану И.В. изучавшие гипервентиляционный синдром:
«Интересен факт колебания уровня сознания у больных с ГВС в состоянии персистирующей гипервентиляции и в связи с изменениями уровня сахара крови. Последний определяет характер обмороков. После еды или в другое время, когда уровень сахара выше, клиническая симптоматика проявляется главным образом в ощущениях онемения, покалывания в конечностях. Во время дневных колебаний сахара крови симптоматика "смещается" на церебральный уровень - появляются головокружения, ощущение легкости в голове, липотомий, обмороки. У некоторых больных проявления ГВС и клинических колебаний зависело в большой степени от пищевого рациона. Во время голодных ("постных") дней учащались изменения со стороны сознания, во время "сытых" - преобладали парестезии и тетанические нарушения». (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Неврогенная гипервентиляция")
Автор книги
На сеансах Грофа участники, имеющие повышенное давление в легочных артериях, входят в галлюцинаторные состояния. Это не имеет какого-нибудь лечебного или оздоровительного эффекта, это всего лишь говорит об одном факте - люди, побывавшие в галлюцинаторном состоянии, нуждаются в нормализации давления в легочных артериях». (
Существует еще одна опасность, которая не афишируется ведущими холотропных сессий - это то, что продолжительная гипервентиляция может спровоцировать непроизвольное апноэ (остановку дыхания). И такие случаи, хоть и редко, но происходят во время сессий холотропного дыхания…
В медицине делались попытки использовать гипервентиляцию для коррекции внутричерепной гипертензии. Поскольку повышение сосудистого тонуса, при гипервентиляции, приводит к снижению объема крови в полости черепа и уменьшению ВЧД. (
«В ранних работах показано, что гипервентиляция может уменьшать ВЧД за счет вазоконстрикции и снижении объема крови в мозге (S.S. Kety, C.F. Schmidt, 1948; N. Lundberg et al., 1959). Были также установлены факты неврологического улучшения после проведения гипервентиляции (A. Bricolo et al., 1972). Существует и обратная сторона медали. Снижение кровенаполнения из-за повышения сосудистого тонуса может сопровождаться уменьшением церебрального кровотока, уже сниженного из-за отека мозга и сдавления сосудов. В связи с этим в современных исследованиях не удалось подтвердить положительные эффекты гипервентиляции, по крайней мере, при ее профилактическом применении. Применение гипервентиляции вызывало снижение насыщения гемоглобина кислородом в оттекающей от мозга крови и увеличение артериовенозной разницы по кислороду у здоровых, а также у больных с ЧМТ (S.P. Gopinath et al., 1994). Рандомизированное проспективное исследование I класса, посвященное изучению профилактического применения гипервентиляции при ЧМТ (J.P. Muizelaar et al., 1991), показало негативное воздействие данного метода лечения на отдаленные исходы повреждений мозга».
Общий вывод всех этих исследований таков: «…проблема безопасного использования гипервентиляции в настоящий момент далека от решения».
Вы не найдете ни одной статьи, достоверно раскрывающей механизмы позитивного влияния холотропного дыхания. Не говоря о том, что не велось серьезных исследований в плане вреда или пользы для затрагиваемых психических функций.
На сайте «психологов будущего» выложена статья Ю. Бубеева и В. Козлова «Экспериментальные психофизиологические и нейропсихологические исследования интенсивного дыхания» (http://www.apollina.ru/Library/Holotrop_sbornik/kozlov2.php)
В ней авторы, подобно паре насадок миксера, старательно взбивают псевдонаучный коктейль,
который можно назвать - «Галопом по Европам». Людям, заботящимся о своем здоровье, стоит лишний раз подумать, прежде чем употреблять подобные «коктейли».
Вы можете внимательно прочитать аргументированную критику статьи Ю. Бубеева и В. Козлова здесь:
Вы можете также сравнить, монографию Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция" и статьи Ю. Бубеева и В. Козлова. Вейн А.М., и Молдовану И.В. приводят огромное количество ссылок на различных ученых и их эксперименты с гипервентиляцией. Все написано в подлинно научном стиле, непредвзято рассматривающем различные точки зрения. Без самоуверенно-нездоровых заявлений «перевернуть науку», на основании одного - двух исследований, проведенных в нестрогих научных условиях.
Не смог пройти равнодушно, мимо холотропного дыхания и наш отечественный коллекционер сказок и хохм Малахов Г.П. Он мужественно решил дать ответ западным производителям «психодуховноцелительных» товаров и услуг. В напряженном, высокоинтеллектуальном труде, он создал новый метод - "Дыхание Счастья". Возможно, озарение пришло к нему, когда он вдруг вспомнил сказку, в которой два мужика состязались, рассказывая друг другу небылицы.
В своей многотомной фантасмагории «Целительные силы» том 4, Генеша сочинил следующее о методе "Дыхание Счастья":
«Гроф подчёркивает, что в идеальном варианте активное дыхание само по себе активирует материал бессознательного (под "бессознательным" понимается кармические отложения непосредственно в первичном сознании и менее глубокие в полевой форме жизни), способствует его высвобождению. Но если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, он рекомендует применять особую работу с телом.
Если вы внимательно прочтёте несколько раз вышеописанные методы и сравните их между собой, то поймёте, что все они имеют в виду одно и то же с небольшими вариациями и различными подходами. Разработанный мной, на основе их анализа и практического опробования, метод "Дыхания Счастья" - наиболее быстрый и эффективный. Дианетическая терапия уступает в скорости и эффективности Ребёфингу и Холотропной терапии. В свою очередь последние проигрывают моему методу, т.к. не учитывают биоритмологию».
Отдадим должное скромности и научной честности естественноиспытателя Генеши и, вернемся к нашим, не менее честным и скромным, «психологам из будущего».
Помимо всего вышенаписанного, у метода "холотропное дыхание" есть еще одна проблема - сам по себе катарсис не терапевтичен, без интеграции чувств и без когнитивного научения. Однако, некоторым, по-видимому, проще рассказывать сказки про самоинтеграцию и самоисцеление... Психотерапевт Ирвин Ялом о катарсисе: «То, что понял Фрейд, а впоследствии все психотерапевты динамического направления, так это то, что катарсиса недостаточно. В конце концов, мы испытываем эмоциональные переживания, иногда очень сильные, в течение всей нашей жизни и безо всяких последствий. Факты подтверждают этот вывод. Исследования Либермана, Ялома и Майлза и исследование Берзона ясно иллюстрируют пределы катарсиса, как такового». (http://www.psychol-ok.ru/lib/yalom/gp/gp_04.html)
Было бы интересно узнать, как именно С. Гроф пришел к тому, чтобы использовать гипервентиляцию вместо ЛСД, я не нашел об этом никакой информации. Научные факты о том, что гипервентиляция вызывает нарушения сознания, известны с начала ХХ века. Другое дело, никому не приходило в голову, намерено искривлять сознание человека и подводить под эти нарушения восприятия и мышления метафизические концепции, произвольно сдабривая их терминами из квантовой физики.
С. Гроф заявляет, что его наблюдения, полученные во время психоделических сеансов и сессий «холотропа», ставят под угрозу материалистические представления о человеческой психике и устройстве Вселенной, основанные на "ньютновско-декартовской парадигме". Именно поэтому, считает С. Гроф, у значительной части академических кругов возникает «сопротивление» к его «открытиям». Теория А. Эйнштейна также ставила многое под «угрозу». Однако Эйнштейну, почему-то не понадобилось 30 лет потрясать своими наблюдениями и "угрожать материалистической науке"…
Любые теории и взгляды имеют право на существование. Однако вряд ли стоит бездоказательно преувеличивать их научность и ценность. И уж совсем не стоит, активно применять неоднозначные методы, последствия и механизмы действия которых, плохо изучены и неясны. Здравомыслящему человеку и в голову не придет, утверждать, что наркотики дают духовный рост и «отвечают на все вопросы». А эффект от "холотропного дыхания" во многом схож с наркотической интоксикацией.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||