Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Невыразимое очарование сокровенного

или Период активного познания

Относится к   «Мистика: понятие и сущность»

Невыразимое очарование сокровенного

В жизни каждого бывает момент, когда он впервые сталкивается с чем-то удивительно-замечательным. Иногда, читая книгу, но, бывает, и в жизни непосредственно вдруг ошеломляет чудо.

Это происходит не слишком рано, а когда среди игр-протестов против ранее навязываемых порядков, почти по-взрослому, все чаще возникают неожиданные свои или услышанные мысли о других возможных порядках, пока беспомощные и эпизодические. Изредка такая мысль настолько поражает необычностью, что хочется запомнить, чтобы учитывать на будущее.

Такие эпизоды воспринимаются поначалу очень личностно, сокровенно так, что ребенок даже не всегда решается высказать другим, боясь непонимания и насмешек. Но сказать очень хочется. Рано или поздно находятся формы для выражения: иногда - художественное творчество, иногда - увлеченность исследованиями, иногда - религия.

И вдруг... в жизнь врывается нечто гораздо более завораживающее, такое, что сам придумать точно не мог, ослепляющее новизной, сулящее таинственно заманчивые возможности. И, замирая, понимаешь, что коснулся чего-то очень большого, давно поджидающего и открывающего бесконечно интересный иной мир.

Если ребенок впервые столкнулся с уже давно развиваемой в культуре сокровенной идеей в форме поражающего воображения чуда, то это может произвести на него потрясающее впечатление и овладеть им настолько, что станет постоянным контекстом его мыслей, поисков и поведения - доминантой. Затем интерес может исчерпаться и все забыться как сон, или найдется еще более интересное направление, или интерес становится все более верным предмету до конца (см. Блаженные). Почти каждый в той или иной степени заинтригованности сталкивается с немалым количеством таких идей в культуре и сложно предсказать, какие из них какое окажут на него влияние.

В развитии человек проходит качественно различающиеся по задачам адаптации стадии: 1. Период доверчивого обучения (беспрекословное перенимание правил поведения), 2. Игровой период (развивает личное отношение к ранее воспринятым авторитарным правилам и личный стиль коммуникабельности, например, см. Смех), 3. Период активного познания, который перекрывает физиологический период половой зрелости (см. Стадии психического развития). В этот последний, примерно с 10-13 и до 25-35 лет, формируются навыки творческого поиска (см. Сущность творчества) и общее мировоззрение, которое определяет понимание всего в жизни.

Эффект формирования субъективных представлений таков, что те идеи, которые в 14 лет можно посчитать гениальными, в 30 - кажутся наивными. То, что изрекает 14-летний с напористой уверенностью, свойственной еще периоду игрового преступления авторитетов, вызывает снисходительную улыбку у 30-летнего.

Очень интересно бывает читать свои собственные записи, сделанные много лет назад. Иногда кажется, что писал - совершенно другой человек... Это и в самом деле был другой человек (см. Эго).

Возникающие идеи, мечты, призрачные миры, порождаемые фантазией и раздуваемые как огонь естественными половыми особенностями этого возраста, кажутся самым заманчивым, желанным и не заменимым из всего вообразимого, без чего нет смысла и целей (смысл - личная значимость, мечты - отложенные цели).

Вот только горизонт вообразимого пока еще очень мал, и человек просто не представляет, что может существовать куда как более сложное, интересное и величественное. И так наивно сомневаться, что такое есть, что существует то, что покажется намного более значительным, интересным и увлекательным, если только суметь развиться до соответствующего уровня понимания. И детские сказки уже не будут казаться такими заманчивыми и незаменимыми :)

А дальше все может пойти очень по-разному... Кому-то повезет, и он сумеет доразвиться до понимания более величественного.

Отрезвляющая мысль: "все, я взрослый", похоже, на физиологическом уровне способствует ограничению и даже полному окончанию последнего критического периода развития, когда слои мозга третичных зон перестают обновляться за счет созревания новых нейронов-распознавателей [32]. После этого человек становится консервативен и затруднен в познании новых для него качеств в восприятии явлений.

В книге Возрастная и педагогическая психология:

Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни,  в себе: семья,  профессия, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис молодости свидетельствует о том, что он переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обратим внимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать неоднократно на протяжении жизненного пути (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Стоит добавить, что кризис 30-и может и не наступить вообще, если человек так и остается в затянувшемся инфантильном (в хорошем смысле слова :) состоянии активного познания всю жизнь.

Резких границ нет у трех перечисленных периодов развития качеств адаптивности (а не критических периодов развития слоев распознавателей мозга), они для многих предметов размышления очень различны. У некоторых период познания заканчивается рано с мыслью: "все, я взрослый, и не нужно больше глупых фантазий", - обычно под давлением суровых обстоятельств, требующих не мечтать, а действовать, в то время как именно отложенные цели - мечты, - очень характерны для периода активного познания, предполагающего использование результатов лишь в неопределенном будущем. Те, кто в жизни оказывается обеспечен и может жить за чужой счет, не имеют такого стимула для окончания периода сокровенных мечтаний и могут развивать очень глубоко укореняющиеся иллюзии и неадекватности. Ничто так не способствует расцвету мистики как возможность жить за чужой счет (см. Мистика: понятие и сущность).

Но это же способствует и развитию творчества, в том числе и научного. Однако, полностью свободные художники не имеют преимущества в результатах творчества перед теми, кто ведет еще и социально активную жизнь, мало того, творчество последних оказывается намного более актуально, богаче и интересней для людей. Это, прежде всего, замечают сами творцы, если у них есть возможность такого сравнения на своем собственном опыте. Оторванные от социума в гораздо большей степени оказываются погружены в мистическую часть составляющей своих размышлений и их результатов, что отражает структуру любого творчества: от новых личных предположений - к уверенности в них при проверке реальностью. И если новые предположения порождаются уже хорошо известными старыми истинами, то они становятся и более актуальными и более востребованными в культуре, а также менее неадекватными реальности.

Мистика, в понимании ее сущности (субъективные фантазии вплоть до отчетливых признаков творческого развития), всегда предшествует субъективному нахождению объективной истины (субъективному предположению, соответствующему объективной реальности, в отличие от лжи), но вовсе не всегда приходит к такому предположению. Она часто остается на уровне так и не определенной и не сопоставленной с реальностью на опыте - на уровне субъективной истины, но при этом уверенность в истинности (в том, что это в самом деле соответствует реальности) может быть даже выше, чем уверенность при практической проверке реальностью, вплоть до предельно возможного уровня  - веры (см. Доверие, уверенность, вера).

Итак, субъективная привлекательность текущего состояния пока еще не подтвержденных реальностью идей, кажущаяся их незыблемость, вовсе не предполагает то, что на самом деле даже тот же человек не способен воспринять или развить еще более зрелые интересные идеи, но далеко не каждый способен перешагнуть ту границу убежденности, которой он огородил существующие свои представления, а если эта граница - предельно высока - вера, то сам он этого не сможет седлать никогда. Его могут вынудить к этому только очень сильные обстоятельства, которые нарушат такую границу.

Упомянутые различия в обстоятельствах развития и индивидуальных особенностях (см. Наследование признаков) приводят к тому, что люди начинают делиться на тех, кто оказывается в плену высокой убежденности и даже веры - мистиков и тех, кто более адекватно способен соотносить свои идеи с действительностью - реалистов.

На сайте уже несколько лет собираются фактические данные по этим человеческим качествам с помощью профессионального психологического теста. Результаты постоянно автоматически обновляются на этой странице с каждым новым достоверно полученным результатом (отбрасываются те результаты, которые оцениваются по специальным признакам как намеренный или несознательный обман, маскирование, небрежность, а по конкретным параметрам учитывались только крайние значения шкал: до 30% и после 70% - т.е. только достаточно уверенно распознанные). Привожу здесь наиболее интересную часть этих обновляющихся данных (так же все готовится автоматически).

К настоящему моменту психологический тест был пройден 81994 раз.
Если отсеять небрежные и слишком неискренние результаты, и принимать во внимание только совершенно уверенные значения параметров, то из оставшихся 926 составляется следующая картина .
Распределение качеств по мистикам и реалистам :
 Мистики (15 чел.)Реалисты (841 чел.)
Обманщики4 (26.7%)820 (97.5%)
Глупые1 (6.7%)0 (0%)
Наивные3 (20%)0 (0%)
Категоричные5 (33.3%)1 (0.1%)
Опытные3 (20%)2 (0.2%)
Конструктивные0 (0%)13 (1.5%)
Умные0 (0%)4 (0.5%)

Высокий уровень социальной адекватности ("умный") - как совокупность таких качеств как "конструктивное мышление", "рациональный жизненный опыт" и "Адекватность представлений", - распределение между мужчинами и женщинами :
Мужчины1 из 41 (2.4%)
Женщины0 из 885 (0%)

Видно, что значительно чаще обманщиками являются не искренне верящие люди (мистики), а реалисты, использующие свое преимущество в искушенности (не наивные) и уме. Они чаще становятся мошенниками, паразитирующими на доверчивых людях. Но и сами доверчивые часто оказываются в такой социальной нише. Собственная вера во многом помогает им казаться более убедительными, искренними для других.

Так же видно разительное различие по таким характеристикам как глупость, наивность, ум, категоричность, конструктивность мышления. В то время как жизненный опыт (приобретаемые навыки, обеспечивающие успешность адаптации к текущим условиям существования) не отличается значительно.

Результаты получились очень согласованными и многозначительными, без малейшей корректировки, подстроек и искусственной обработки  (довольно неожиданно для меня: я не думал, что получится такая разительно контрастная корреляция). Шкалы "мистицизм" и "реализм" формируются непосредственно распознаванием признаков этих явлений по ответам на специфические вопросы. Так же и независимо распознаются значения и других шкал в показанном итоге. Организация распознавания близка к той, что реализуется в мозгу для наработанных опытом автоматизмов (см. Адаптивные механизмы распознавания).

Данные иллюстрируют то, что человек, погруженный в мистику до уровня веры, заканчивает свое адекватное познание мира, что вера и познание не совместимы. Это так же коррелирует с другими публикациями:

·       Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию

·       Наука, технология и магия

·       Религиозность населения не способствует процветанию общества

·       Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью

 

Итак, невыразимое очарование мистики - вполне объяснимо началом постижения новых сторон именно реальности, или же остается реликтом этого этапа развития, но в виде веры, утратившей ту яркость наивного восприятия, которая так мотивировала познание, но с возникновением веры тускнеет яркость восприятия и остается лишь непреодолимо высокий барьер догматических убеждений, которые заменяют собой все. В самом деле, будь даже возможен чудесный мир волшебства, он был бы чудесным лишь для тех, кто вступает в него, но не тех, кто там уже давно прижился (см. Чудо). Для таких все это становится обыденностью, как тоскливые картины рая, которые с такой страстью пытались живописать, ни никогда не получалось что-то привлекательным.

Попытки представить желанный мир оказываются  малопривлекательными, если они излишне детализируют этот мир, исключают из него новое, пока не узнанное. Лишь покров неизведанности придает очарование мистическим грезам и вдохновляет на оптимистические мечты, как вуаль делает тело женщины более привлекательным, чем оно есть на самом деле.

В основе любой привлекательной мистики обязательно лежит что-то определенное, что развивается причудливой фантазией до сокровенного и манящего желанными мечтами. Боги - обладают определенными человеческими качествами, инопланетяне - вполне земными повадками, а люди далекого будущего  деловито щелкают тумблерами на пультах звездолетов. Должно быть то, что придает фантазии немалую узнаваемую значимость - смысл. Если попробовать сфантазировать абсолютно новый мир, в котором все будет неизвестным (не все, конечно, иначе кроме отдельных слов вообще не будет ничего понятным :), то он будет восприниматься как бессмысленный и неинтересный. А ведь, казалось бы, вот она - самая радикальная, во всем новая и неожиданная мистика! Но кроме компонента новизны должна быть не нулевая значимость (см. Личность, система значимости). Поэтому востребованные фантастические произведения имеют лишь несколько обозримых "шагов" между сокровенным и хорошо известным (если только они не предназначены для узкого круга, далеко зашедшего в дебри субъективных построений). А научные гипотезы - всего один такой шаг от основополагающей системы аксиоматики (иначе они теряют строгую определенность смысла, значения). Вот и все различие в творчестве научном от художественного или философии.

Часто мистические художественные произведения оставляют равнодушными (многие люди вообще не могут воспринимать авангардную фантастику и фэнтази даже в молодом возрасте). Это бывает у людей, для которых граница хорошо известного оказывается слишком далека от актуальной темы произведения, а им хочется чего-то более реального. Но даже в самых реалистических художественных произведениях есть мистика сокровенного, есть фантастика, придающая интерес новизной. Стоит в детективе узнать, кто убийца, и приходит конец интересу :)

Кроме новизны интерес напрямую зависит от важности, значимости. В сравнении вымышленного с реалистическим, при той же новизне увиденного, даже действительно высокохудожественные картины воспринимаются куда как с меньшим энтузиазмом, не говоря о прагматической актуальности, чем те картины, которые изображают что-то необычное в реальности (при условии понимании того, что вообще изображено). Поэтому всегда стараются все фантазии сделать как можно больше похожими на реальность (особенно это заметно при создании "фотографий" под натуру), иначе будет не так интересно и ценно.

       
     

Ни одна фантазия не способна наделить картину таким многообразием нового-значимого на самых разных уровнях восприятия, как это бывает в изображениях реальности. Ведь субъективные модели - лишь блеклая тень объективно существующей реальности.

Каждый человек творец потому, что сознательные механизмы у людей развиты именно в области творческого нахождения новых возможных вариантов развития известных ситуаций (см. Сущность творчества). И у каждого есть нечто для него небезразличное, поддерживающее его внутренний интерес, что основывается все на той же формуле произведения новизны и значимости. Партнеры, не связанные предельно значимой силой отношений или взаимосвязанными поведенческими автоматизмами (взаимно приспособленные с использованием друг друга) могут делать практические выводы :)

Навыки личного творчества развиваются, изменяя при этом актуальность интересов и контекст самого творчества. Все люди в норме проходят обязательный этап развития активного познания, когда очень многое легко производит чудесное впечатление, и в норме то, что казалось чудесным вчера, завтра уже оказывается наивным...

Стоит прочесть сборники произведений любых писателей, составленные по времени создания произведения, как видно: много более далекой от реальности мистики в молодости и мало, а чаще вообще уже нет, - в позднем творчестве.

Но есть те (их очень немало), кто настолько завышает значимость чудесного, что она становится непреодолимым барьером дальнейшего творческого развития. Они остаются в своем наивном мире, часто, на всю жизнь.

Или же во время тяжелых испытания человек не выдерживает, и происходит регрессия к тому раннему периоду развитию личных представлений, которое греет надеждами, пусть с далеко отложенным исполнением, сулит избавление и не требует задумываться.

И тогда сокровенное бережется от других, чтобы не быть подвергнуто поруганию, как это было когда-то в детстве...

 

Тема статьи настолько сложна и многоуровневая, что далеко не раскрыта, а лишь показаны основные моменты, точки кристаллизации для развития понимания :)

Дополнительно:

·       Стадии психического развития

·       Наследование признаков

·       Мировоззрение

·       Доверие, уверенность, вера

·       Разумный скептицизм

·       Вера и сумаcшествие

·       Познание жизни



Обсуждение Сообщений: 8. Последнее - 06.11.2009г. 19:11:50


Дата публикации: 2009-11-01

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 2
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Целевая мотивация

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:21312646

Авторские права сайта Fornit