Несмотря на большое количество таких случаев, следует отметить, что, даже не подвергая их сомнению, их оказывается несравнимо меньше по сравнению с фактами вполне сознательного и контролируемого трезвым разумом творчества, которые свидетельствуют, что гений не только с головой уходит в процесс творчества, но и держит его под контролем с начала до конца. Поэтому и созданная на их основе теория чисто интуитивного, бессознательного творчества гения не выглядит убедительной. На самом деле работа подсознания присутствует всегда и оно включает в себя подавляющую часть активности мознга. Сознание - всего лишь осозноваемая часть подсознательного, вершина айсберга. См. О системной нейрофизиологии. Противоположную точку зрения обосновывает Е.И. Замятин в Психологии творчества, утверждая, что именно подавление сознания способствует творчеству. Но это - две крайности, и неверно разграничивать роль подсознания и сознания в то время как они совершенно неразрывно связаны в том смысле, что сознание просто само по себе не возникает, а является результатом перемещения фокуса внимания на прежде бессознательное. Более подробно об этом, с моими комментариями, смотрите в оригинальной статье. Кроме того, о том, чем еще отличается сон и художественное творчество - в Эстетика и психология художественного творчества. Подробнее о том, что такое интуиция и об ее эффективном использовании смотрите статью Эвристика. Далее идет интересная попытка понять роль подсознательного и осознаваемого в творчестве. Л.С. Выготский Искусство и психоанализПроцессы, начинающиеся в бессознательном, имеют часто свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении... психоанализ имел дело с двумя главными фактами проявления бессознательного - сновидением и неврозом. И первую и вторую форму он понимал и толковал как известный компромисс или конфликт между бессознательным и сознательным. Авторитет психоанализа, похоже, затмил ранее выделенную верную фразу о том, что "Процессы, начинающиеся в бессознательном, имеют часто свое продолжение в сознании... Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания." Нет никакого конфликта или компромисса между бессознательным и осознаваемым просто потому, что осознаваемое - это прежде бессознательное, которое стало осознаваться в виду его значимости, которая и перевела фокус внимания на это ранее не осознававшееся или дополнила (объединила) им область осознаваемого. Естественно было попытаться взглянуть и на искусство в свете этих двух основных форм проявления бессознательного. Психоаналитики с этого и начали, утверждая, что искусство занимает среднее место между сновидением и неврозом и что в основе его лежит конфликт, который уже "перезрел для сновидения, но еще не сделался патогенным". В нем так же, как и в этих двух формах, проявляется бессознательное, но только несколько иным способом, хотя оно совершенно той же природы. "Таким образом, художник в психологическом отношении стоит между сновидцем и невротиком; психологический процесс в них по существу одинаков, он только различен по степени...". Фрейд в анализе детской игры показал, что и в играх ребенок претворяет часто мучительные переживания, например, когда он играет в доктора, причиняющего ему боль, и повторяет те же самые операции в игре, которые в жизни причиняли ему только слезы и горе. Однако в снах наяву мы имеем те же явления в неизмеримо более яркой и резкой форме, чем в детской игре. Механизм фантазирования, творчества и даже беседы имеет только то сходство со сновидением (а не со всем процессом сна), что при отсутствии внешней стимуляции вся совокупность неосознаваемых образов мозга начинает затухать, при этом некоторые из них становятся все более контрастнее настолько, что прорываются в область осознания. Любое фантазирование, творчество или беседа затухнет после этого, исчерпаясь. Человек, помещенный в темную звуконепроницаемую комнату, вскоре оказывается не в состоянии думать и засыпает. Но на этом сходство и кончается потому, что при постоянной подпитке новыми впечатлениями, при сохранении интереса (значимости темы), эти процессы продолжат развиваться неопределенно долго. ... Таким образом, художественное произведение для самого поэта является прямым средством удовлетворить неудовлетворенные и неосуществленные желания, которые в действительной жизни не получили осуществления. Как результат опрометчивого выделения фантазий среди других проявлений психики - вывод о том, что фантазии касаются только желаний "которые в действительной жизни не получили осуществления". Если уж сравнивать фантазии со сновидениями, то это то, что было возбуждено какими-то небезразличными впечатлениями и затем "проигрывается" в воображении, приводя к тем или иным ассоциациям и цепочкам предвидения. Любое поразившее нас впечатление будет обыгрываться осознанно или вообще не осознаваемо, подпитываемое прогнозами и предположениями, естественно в сторону, которая представляется наиболее значимой и желаемой, даже если это сулит не радость, а лишь избавление от неприятностей. Если же прогнозы во всех вариантах "фантазирования" оказываются неудовлетворительными, то все эти варианты психологически блокируются как неприемлемые, что и приводит к эффекту "вытеснения в бессознательное", о котором так любят говорить психологи, а на самом деле блокируют опознавание в направлении развития таких вариантов. ... На этом основании целый ряд исследователей развивает теорию поэтического творчества, в которой сопоставляет художника с невротиком, хотя вслед за Штеккелем называют смехотворным построение Ломброзо и проводимое им сближение между гением и сумасшедшим. ( Чезаре Ломброзо Сумасшедшие артисты и художники) ... В основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные, то есть несоглашающиеся с нашими моральными, культурными и т.п. требованиями, влечения и желания. Именно потому запретные желания при помощи искусства достигают своего удовлетворения в наслаждении художественной формой. Думаю, что здесь все гораздо проще: то, что позволительно в фантазиях, невозможно в действительности. Поэтому именно фантазии способны моделировать, прогнозировать опасные варианты развития событий, без реального риска, что, конечно же, сопровождается положительными эмоциями избежания опасности. ... Спрашивается, почему всякий другой, не художественный рассказ не может исполнить той же самой роли? Ведь и судебная хроника, и уголовный роман, и просто сплетня, и длинные порнографические разговоры служат постоянно таким отводом для неудовлетворенных и неисполненных желаний !!! Людям нужно общение, нужно соприкосновение с душой повествующего, с его личным опытом и мироощущением, с тем, что представляет интерес как возможные сценарии собственного поведения. А простое щекотание нервов и воображения быстро надоедает, если только это не человек, потолок которого оставляет ему всю жизнь не переставать восторгаться анекдотами. Привлекает необычное и значимое не только с точки зрения автора, но и читателя. В последнем и заключается суть понимания, общения душ, подача материала в видении автора, а не просто бездушные сведения. Значит, во многом художественное творчество - это создание нового видения, отношения и новых объектов (персонажей, ситуаций, явлений), сценарии бытия которых можно примерять на себя в воображении. . Смотрите также Несколько слов об интуиции. Что нужно, чтобы ее развить. | |
Н.В. Гончаренко Безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?...итальянский невропатолог Ч. Ломброзо, написавший книгу "Гений и помешательство", в которой он на основе мастерски подобранных и тенденциозно истолкованных фактов о деятельности и поведении великих людей пытался доказать, что гениальность и невроз, в сущности, совпадают. Француз Рибо назвал книгу Ломброзо "изобилующей подозрительными и явно ложными документами", но сам также высказал мысль, что "у большинства гениальных людей встречается столько странностей, эксцентричности и физических расстройств всякого рода, что патологическая теория имеет большую вероятность". ... В качестве доказательства этого тезиса Ломброзо приводит шестнадцать отличительных особенностей гениев безумцев. Чтобы проиллюстрировать абсурдность вывода Ломброзо и его аргументов, мы некоторые из них приведем, дабы читатель сам мог составить мнение об истинности этих доказательств и правомерности авторского метода. Автор ясно и обоснованно показывает полную несостоятельность выводов итальянского невропатолога и других приверженцев подобной точки зрения, о чем можно судить по оригиналу. Если очень коротко, то автор, разобравшись явными противоречиями, подтасовками и неувязками, обратил внимание на то, что характерная черта любого гениального по результатам творчества - ясное видение замысла и такое слияние увлеченности и техники в методе достижения цели, которое доступно лишь аналитическому, творческому мышлению. Слово "безумие" часто употребляют без привнесения в него медицинского смысла о психической болезни - в таком значении его употребляют, говоря, например, о "безумных идеях"... Писатель В. Набоков говорит, что сама отдаленность галактических туманностей и звезд уже есть род безумия. Эти слова можно применить и к мысли гения. Ее безумие в ее недоступности для здравого смысла, в безумной смелости проблем и непостижимой изобретательности их решений. Д. Гранин сказал о корифеях науки: "Все они воспринимали мир чуть сдвинуто, иначе, чем обычные люди"... За невроз выдавались такие качества гениальной личности, как творческая одержимость, фанатическая преданность делу, рассеянность, односторонность, самозабвение, нестандартность поведения вообще (Жорж Санд носила мужские брюки, что в ее время было шокингом)... Были случаи, когда гении сходили с ума, но отсюда нельзя делать вывод, что от гениальности до безумия - один шаг. Это рвалась до предела натянутая струна творчества, когда нервное напряжение, достигавшее последних границ, затмевало рассудок и давало волю ранее контролируемым чувствам... если задаться целью проанализировать то, что гений сделал, как он поступил, взвесить его суждения, сопоставив их с фактами, особенно по истечении определенного отрезка времени, иногда уже после его смерти, то оказывается, что именно он поступал наиболее нормально и логично и мыслил вполне здраво, только с опережением О природе воображения и о том, насколько оно определено бессознательными и осознанными процессами - в статье Ц.П. Короленко, Г.В. Фроловой | |
Рождественская Н. Психология сценической деятельностиЭмоциональное отношение актера к мотивам действующего лица помогает ему найти личные побудительные причины для действия в одном направлении со своим персонажем. Они-то и делают возможным первый шаг на пути к перевоплощению - возникновению общности мотивов актера и его героя. В этом смысле и надо понимать основное положение системы Станиславского "идти к образу от себя", что означает, по существу, поиск своих личных оснований для действия в одном направлении со сценическим персонажем. Таким образом, общность мотивов актера и роли - первый шаг на пути к перевоплощению, к созданию сценической личности. Надо сказать, что и зритель ощущает близость с персонажем и отождествляет себя с ним только в том случае, когда ему близки мотивы поступков героя. Общность переживания наступает при совпадении мотивов сценической личности с мотивами зрителя. Процесс усвоения мотивов сложен и довольно длителен, поэтому человек, вошедший в зрительный зал в середине действия, не может сразу отдаться тем переживаниям, которыми захвачены остальные зрители. Ему нужно некоторое время для того, чтобы осознать ситуацию и в воображении как бы поставить себя на место персонажа. Этот процесс происходит в основном неосознанно. ... Чем богаче театральный опыт зрителя, чем искушеннее его вкус, тем активнее работает его воображение. Он ставит себя мысленно на место персонажа, то есть понимает и принимает близко к сердцу причины его поступков (мотивы действия). Тогда зритель может сочувствовать, сопереживать герою, отождествлять себя с ним и таким образом усваивать новые общественные установки, идеи, способы поведения. ... В ходе спектакля происходит переключение от жизненного динамического стереотипа самого актера к стереотипу ролевому. Этот процесс не менее важен, чем слияние стереотипов в репетиционный период. Способность к переключению высоко развита у опытных актеров. В психике нет принципиальной разницы между моделями самого себя и множеством моделей других людей, формирующихся по мере их узнавания. Все они реализуются на одних и тех же механизмах, локализирующих соответствующий жизненный опыт (свой или проявления чужого опыта) в определенных зонах мозга (Заметим, что эта локализация не топологическая, а пространственно рассредоточенная в зависимости от условий (контекста), сопровождающих элементы опыта.). Во время гипноза фокус внимания Я любого человека можно перевести в одну из таких моделей и человек становится другой личностью настолько, насколько хорошо он ее знает. Он может стать "талантливым" художником и т.п. Хороший актер способен сам переводить свое Я в одну из существующих в нем моделей. Для лучшего понимания механизмов переключения восприятия и вообще о том что такое на самом деле бессознательное и сознание - статья Бессознательное как явление организации памяти мозга Теперь, когда достаточно детально разобрались с нейрофизиологическими принципами организации памяти, в сущности бессознательного и осознаваемого, можно утверждать, что тот, кто думает, что воображение, фантазия и вообще творчество - это некая система ума, поддающаяся алгоритмизации, формализации вообще какому-то описанию как последовательность операций, ошибается :) Отсюда идут и заблуждения о подразделении мышления на "логическое" и "образное". Ошибается вот почему. Для того, чтобы "сработало" воображение вовсе не требуется какое-то специфическое мастерство ума, определяющее результат "работы" воображения (как раз в слове работа воображения и заложено само заблуждение о сущности воображения). Можно сказать, что в этом смысле продукт воображения не является заслугой фантазера в смысле совершенно осознаваемого развития сценария. Чаще всего этот результат удивляет самого создателя. Этот результат - одна из множества тропинок, перебранных из текущего начального состояния совокупности жизненного опыта, затрагивающего подобную тему, условий, в которых этот опыт срабатывает и некое общее направление, определяющее область желаемого результата. При этом результат может совсем даже не списаться в эту желаемую область. Воображение развертывается само по себе, по сценарию сновидения, но тематически вполне определенному и с отсеиванием промежуточных, не удовлетворяющих результатов. Путь развертывания сценария - это путь "опережающих возбуждений", которые уже упоминались, определяемых всей совокупностью личного опыта в подобных ситуациях. Он настолько же достоверен, насколько достоверен сам предшествующий жизненный опыт. Активно варьируя начальными условиями сценария, фантазер получает соответствующие им варианты возможных путей его развития. Мастерство в такого рода деятельности прямо зависит от величины багажа соответствующего опята, позволяющего получать приемлемый результат почти с каждой попытки (итерации), что и является основой импровизации у артистов. Важно то, что не только в осознаваемой активной области психики происходит такой процесс. Он происходит и в других, изолированных вниманием активностях, присущих другим условиям. И там может проявиться результат, значимость которого окажется настолько высокой, что будет преодолен порог изоляции внимания, и он выйдет на уровень осознания. Появится внезапная идея. В этом случае вообще трудно говорить о какой-либо творческой заслуге :) Вся заслуга фантазера лишь в том, что он набрал достаточно большой опыт, воспринял достаточно много различных состояний и условий, относящихся к интересующей теме, чтобы стало возможным столь продуктивное моделирование в воображении. То, что было бы возможным познать, провоцируя реальные события, было сделано мысленно, с моделями. Иногда просто невозможно что-то спровоцировать реально (поставить эксперимент), и тогда возможен только вариант, возникший в воображении как предположение. Но предположение тем и отличается от реальности, что существует возможность неучтения каких-либо свойств, которые не предполагались, но которые проявятся в конкретном случае. Поэтому любое предположение - это лишь повод решиться проверить так ли это на деле. Психоаналитические теории совершенно выпускают из вида действительные нейрофизиологические процессы (даже не делая попыток рассмотрения их) и, как следствие, превратно трактуют сущность творчества. Для сравнения - несколько статей о теориях фантазирования и творческом потенциале, которые показывают, что возможности воображения, в смысле небезынтересных для других людей результатов, зависят от богатства личного жизненного опыта и способности направлять, задавать процесс фантазирования. Если один из этих компонентов нулевой, то и результат будет нулевым. Никакое медитирование, пребывание в себе, в сноподобных и измененных состояниях не могут заменить жизненный опыт. А этот опыт складывается не просто из воспринятой массы сведений, а , в первую очередь, из тонко настраиваемого баланса связи этих сведений с практикой их использования. Любое же измененное состояние нарушает этот баланс и превращает результаты фантазирования в простую кашу новых, никому не нужных сочетаний так же как складываются быстро надоедающие узоры в калейдоскопе. Розет И.М. Теоретические концепции фантазии... Взгляд, согласно которому фантастические образы зависят от реальности, базируется на принципе познания: наши знания почерпнуты из реально существующего объективного внешнего мира. Авторы, изображавшие в своих произведениях совершенно неправдоподобные события, всегда прямо или косвенно исходили из реальных явлений. В этом отношении показательным является психолого-литературоведческий труд Лоуэза "Дорога в Ксанаду: исследование способов воображения", в котором проведен тщательный разбор работы Кольриджа над его полумистической поэмой "Старый моряк". Лоуэз на основании кропотливого анализа многочисленных материалов, в том числе заметок в записной книжке поэта, приходит к следующему окончательному теоретическому итогу: "Представление о том, будто творческое воображение... имеет мало общего с фактами или вовсе ничего общего с ними не имеет, является живучим эпидемическим лжеучением. Ибо воображение никогда не работает в вакууме. Продукт воображения - это факт, подвергшийся преобразованию". Отношение фантазии к реальности может быть весьма сложным и тонким. Так, Буарель связывает творческую деятельность с выявлением виртуально (неявно) заложенного в самой природе и вещах "инвентаря" изобретений. Иначе говоря, сам материал как бы предрасполагает к выбору решения (в глыбе мрамора уже заключена фигура Венеры). Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчестваСогласно психоаналитическим представлениям, основанным на ложных методологических предпосылках, в фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность. Творчество как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви - вот один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могут служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших современников. Обсуждению и критике этой концепции посвящена большая литература, и мы не будем останавливаться на этом подробно. Заметим лишь, что сторонники этой концепции обычно закрывают глаза на большое число примеров прямо противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми... Недавно это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным неразрешимым внутренним конфликтам. В последние годы даже в психоаналитической литературе все более настойчиво звучат утверждения, что творческая активность отражает первичный, свободный от конфликтов потенциал личности, что это не механизм компенсации невротических расстройств, а самостоятельная внутренняя потребность. Мы полагаем, что творчество - это разновидность поисковой активности, под которой нами понимается активность, направленная на изменения ситуации или на изменение самого субъекта, его отношения к ситуации, при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности... Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У животных она особенно четко выявляется в ситуациях, когда первичные потребности заведомо удовлетворены. Однако этот феномен удается обнаружить только в условиях эксперимента. Только у человека, в связи с условиями его существования, позволяющими на более или менее длительный срок гарантированно удовлетворять первичные потребности, поисковая активность проявляется в своем "чистом" виде. Так, она может принять форму так называемой надситуативной активности, когда субъект сам ставит перед собой более сложные, чем от него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенным в их выполнимости. Вероятно, такой же механизм лежит в основе прагматически неоправданного риска. "Упоение в бою" может быть иногда результатом удовлетворения высокой потребности в поиске. В подборке Смысл жизни эта активность была названа Неудовлетворенностью существуюшим. Разумеется, мы учитываем существование наряду с ней других мотивов творчества - потребности в самоутверждении, признании со стороны других членов общества и т.п. Однако мы хотели бы предостеречь от приписывания такого рода мотивам побуждающей силы именно в отношении творчества крупных художников. Для людей с низким творческим потенциалом так называемые "свободные профессии" - это чересчур тяжелый хлеб, и они обычно предпочитают другой путь социальной деятельности. Для людей же творчески одаренных сам поиск нового, в силу психофизиологических закономерностей, о которых будет сказано далее, приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более - его материальные плоды. ... Преобладающие в литературе представления, согласно которым основные отличия между двумя типами мышления сводятся к тому, что логическое мышление оперирует словесным материалом, а образное - образами, по-видимому, являются результатом недоразумения. У лиц с рассеченным мозгом правое полушарие оказывается способным к пониманию слов и простых вербальных конструкций, в то же время левое полушарие также вполне способно к опознанию образов. Основное различие между двумя типами мышления, на наш взгляд, определяется характером организации контекстуальной связи между словами и образами. (и далее обосновывается это). Также смотрите: Норман Уэйнбергер Музыка и мозг Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить?По учению Станиславского, два момента у актера совпадают: в актере получают мощь и развитие собственные его переживания, в меру того как он обращает их на познание чужой духовной жизни. Постижение того, чем живет кто-то другой, является одновременно для актера могучим средством для развития собственной духовной личности: другого он познает, а сам при этом кем-то новым становится". Способность "слышать, чем живы люди вокруг" и есть, по существу, одно из важнейших свойств общей одаренности личности. И не только, разумеется, актера. Высокий уровень сопричастности ко всему происходящему способствует установлению множественных связей между явлениями действительности. Чем многообразнее ощущаются эти связи, тем выше вариативность и возможность установления неожиданных соотношений, парадоксальных взаимодействий в процессе поиска и достижения поставленной художественной задачи. Этот процесс накапливания множественности связей, который обусловливается, обогащается миром впечатлений, работой воображения, аккумулирует работу интеллекта, создает важнейшие условия для формирования "фонда подсознания". Богатство, емкость фонда подсознания включает в себя не только объективные знания и связи, выработанные интеллектом, но связи, образовавшиеся на основе памяти чувств. Фонд подсознания является основным источником творчества. Именно его резервы, его тайники, активность его формирования обеспечивают неординарность творческого поиска, неповторимость результата его деятельности. Важно заметить также, что фонд подсознания в значительной части формируется бессознательно. Фонд подсознания способен выдать в светлое пятно сознания такое яркое видение какого-либо давно возникшего впечатления, что мы приходим в изумление от его сохраненной яркости, подробности и даже памяти переживаний далеких лет. Когда мы знакомимся с летописями жизни великих художников, музыкантов, актеров, мы не можем не отметить два важнейших компонента. Первый из них - это значение среды, общества, отдельных личностей и всей атмосферы, окружающей их бытие, способствующие или препятствующие развитию их дарования, становлению их личности. Таким образом, талант предстает перед нами не только на уровне психофизиологическом, но и на уровне социальном. Без определенных условий талант никогда не достигнет своих максимальных возможностей. Второй компонент - это история борьбы таланта за максимальное техническое совершенство. История искусств знает несчетное число примеров буквально исступленной работы художников над техникой и ремеслом своего дела во имя достижения безупречного слияния замысла и воплощения. Во имя достижения этой цели творцы всех времен не щадили ни себя, ни своих близких.... Талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности. Резюме Вот то, из исследованного к настоящему времени, на что хотелось бы обратить внимание, чтобы не пытаться постичь и охватить в одночасье с нуля то, что люди постигали веками :) У тех, кто прочел нетерпеливо, сейчас полная каша в голове :) естественно. Заложена основа (всего лишь) для более внимательного вживания в систему представлений о творчестве, и самое чудесатое - впереди. Но кое-какие выводы сразу напрашиваются. Во всем процессе творчества есть один печальный момент. Бывает (и слишком часто), особенно с начинающими творцами, когда вся прелесть внезапного озарения результатом, настолько кажется гармоничной, что вызывает убежденность в законченной истинности такого результата. Кажется, что если вот так все сошлось в чудесном согласии, то это - настоящее. Все. Истинное творчество на этом фактически заканчивается. Автор так любит свое творение, что не осмеливается подвергать сомнениям результат и во всем видит его подтверждение. Это и есть пресловутая идея-фикс. Это - шоры на глазах творца, это - основание для фанатической веры. В искусстве она приводит к ремесленничеству, а в науке - к застою. Как только человек начинает любить не сам процесс творчества как самую увлекательную из игр, а свои достижения, он ослепляет сам себя. Он смешон так же как смешон ребенок, бегающий от одного к другому со своим неказистым рисунком с целью пожинать похвалы. Вот пример теории о таланте, сотворенной попавшим в плен идеи-фикс автором: Как стать талантливым. Творчество - это игра с жизнью, которая способна увлечь без остатка. Истинные актеры получают от нее удовольствие, как и истинные ученые, как и любые другие творцы. Но она не может быть бесцельной, ее интерес - в том, что представляется наиболее значимым самому творцу, что и придает ей смысл. Даже в неразвитом воображении порой возникают удивительные картины и мысли, любой видел сны, оставляющие незабываемое впечатление и зовущие куда-то. В самой природе воображения находится то, что способно удивлять человека и поэтому те, кто обладают им, не могут оставаться спокойными созерцателями жизни. Они не могут быть удовлетворены существующим просто потому, что рано или поздно их воображение подкинем им неожиданный и захватывающий сюрприз, от которого невозможно просто так отмахнуться. Но о связи этого чисто человеческого качества - неудовлетворенности существующего с тем, что определяет цели и придает смысл, - в другом месте: О смысле жизни. Хочется надеяться, что прочитав эту статью, станет более понятна главенствующая роль личного жизненного опыта в творческих способностях и возможностях. В крайнем пределе понятно, что при рождении вообще ни о каком творчестве речи быть не может :) Хотя бытует мнение, что чем неискушеннее душа, тем более неожиданное новое и великое она способна сотворить. Что "погрязая" в знаниях, человек хоронит свою творческую оригинальность и шанс открыть глаза человечеству на то, что никто пока увидеть не сумел. Однако, открытия и творчество - разные вещи (и тем более - находки и творчество), хотя истинно значимое для общества открытие не возможно без творчества. И никогда никто не сделает такое вот значимое для других открытие на пустом месте своего невежества. История не знает таких случаев. Состояние гениального творчества это, прежде всего, постоянное нахождение в состоянии осмысливания захватившей идеи творчества, постоянная и доминирующая активность мозга (доминанта), не гасящаяся даже во сне, настолько она значима и постоянно подпитывается активностью почти любых других областей восприятия. Она не возникает вдруг и на пустом месте, а является следствием упорного исследования какой-то проблемы, очень важной для исследователя (такой проблемой может быть и любовь :) ). Но, бывает, для многих людей нет лучшего оправдания своего нежелания познавать достигнутое другими, поднимаясь на высоты понимания, чем тешить себя мыслью о непорочности знаний истинных гениев :) Они озаряются идеями, как правило, глобально всеобъемлющими, начинают фанатично любить их и популяризировать. И вал такой попсы захлестнул инет... Вот примеры таких людей, только лишь тех, что осчастливили своим присутствием сайт Fornit: Мессии, провидцы и чудо-ученые сайта Fornit. Обстоятельно о нейрофизиологических механизмах творчества и вдохновения, интуиции и развитии способностей - в статье Основные механизмы творчества . Вдохновение, как поведенческий контекст, может быть активно вызвано определенными условиями, аналогично активации инстинктивных или мотивационных состояний. Вместо пассивного ожидания вдохновения, мы можем создать условия для его появления через определенные практики и осознанные настрои. Вот некоторые методы и условия для активации вдохновения. Условия активации вдохновения: Развитие необходимых навыков: Дополнительно: |
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||