Чтобы понять суть субъективности, суть самоощущения с точки зрения самого субъекта "(квалиа"), необходимо проследить процесс последовательного развития всех атрибутов абстрагирования от внешнего мира с образованием самостоятельной формы восприятия.
Начальный процесс абстрагирования в онтогенезе формирует распознаватели образов, никак не зависимые от текущего состояния жизненных параметров, а непосредственно отражающих рецепторные картины при внешнем (и внутреннем так же) воздействии. Это не осознается, пока к такому объекту не будет привлечено осознанное внимание и тогда такое извлечение в область осознания порождает квалиа - осознаваемую значимость воспринятого и такой образ квалиа будет здесь рассмотрен по существу.
Каждый из первичных распознавателей активируется по жестко определенному набору входных признаков восприятия. Поэтому такие корреляты внешнего мира могут давать иллюзии, когда разные воздействия активируют один и тот же образ. Такие иллюзии могут не мешать ориентироваться или приводить к серьезным промахам реагирования, требующим уточнения.
Никогда не бывает так, чтобы внешний мир при новом восприятии оказался точно таким же, каким он был ранее зафиксирован образами восприятия. Всегда есть что-то новое. Это значит, что особь может или мириться с неточностью реагирования или суметь приспособиться.
Для уточнения реакций в новых условиях у людей эволюционно возник огромный блок нахождения и проверки новых решений, занявший половину мозга fornit.ru/66411. Особенностью этого блока является то, что в отличие от жестко зафиксированных образов первичного восприятия, здесь образы учитывают выход жизненных параметров из нормы и возвращение в норму. Они также учитывают текущий активный стиль поведения (пищевое, половое, оборонительное и т.п.). И еще - учитывают то, что может значить тот или иной образ в предвидении плохого или хорошего fornit.ru/66643. Все это (и еще немало других компонентов) создает картину информированности в блоке о текущем состоянии, и его изменениях в зависимости от ситуации и попыток действий.
Образ текущей информированности соответствует философскому понятию "квалиа" (будет показано почему) и представляет собой самоощущение (информированность) значимости ситуации (fornit.ru/50394).
Такая абстракция оказывается окончательно оторванной от реальности мира и обладает качеством целенаправленной произвольности (отличием от жестко воспринятого и жестко зависимых реакций). Произвольностью будем называть все, что отличается от привычного и призвано заменить привычное в новой специфике условий. Образ информированности обладает особыми свойствами субъективных абстракций (fornit.ru/103).
Как и любой образ, имея в своем составе более простые образы, абстракция способна представлять наиболее значимые из них в общей информационной картине и по наработанному опыту (причинно-следственных взаимосвязей) предугадать возможные последствия, чтобы выбрать лучшее реагирование взамен привычному. Это и дает эффект осознанного (произвольного) процесса оценки и выбора.
В огромном разнообразии видов живых существ можно
проследить, как эволюция добавляла все новые полезные для эффективности
произвольности компоненты, и это в случае человека привело к системе
произвольности огромной сложности. Такую систему удалось проследить технически и описать в главных
принципах (теория
Вот результат обобщения периодов развития функциональности осознания:
Здесь "семантическая память" и "эпизодическая память" - понятия, принятые в психологии, а не то, что было выявлено при моделировании Beast (fornit.ru/67560).
Взрослый человек, в попытке самонаблюдения своей
субъективности, сталкивается с очень сложным информационным образом, большая
часть которого находится в области неосознаваемого (точнее эта часть формируется
за счет работы неосознаваемых информационных функций - наследственно
предопределенных образований, выполняющих специфические роли в извлечении
информации из нескольких видов памяти по запросу текущего актуального стимула в
последовательности, которая определяется другими видами памяти, см. модель fornit.ru/66141). Поэтому взрослый "видит" очень немного из имеющейся информационной картины и
не понимает, как именно ему следовало бы направлять свое внимание, чтобы "увидеть"
детали. Теория
Самым основополагающим в инфо-картине (первым узлом дерева) является оценка базового состояния (Плохо-Норма-Хорошо). Информация об этом сначала поступает как первичный образ состояния жизненных параметров организма (жесткая первичная абстракция), но в ходе осознания другие факторы могут произвольно изменить значимость базового состояния: хотя организму Плохо, некоторые стимулы или даже мысли о них могут предсказывать, что скоро будет Хорошо: или будет утолена жажда (голод и т.п.) или изменится отношение окружающих, которое вознесет в область Хорошо и т.п. Это - самый ранний по периодизации развития компонент информационной картины квалиа.
Следующим узлом дерева ситуации является эмоциональное состояние. Оно также как базовое состояние сначала возникает из текущего стиля поведения, который формируется как очень древняя реакция из состояния жизненных параметров и особо значимых признаков ситуации (пищевое поведение, половое, поисковое, оборонительное, агрессивное и т.п.). Этот первичный неосознаваемый стиль поведения может быть произвольно заменен на другой в ходе развития информационной картины. В любом случае первичная абстракция стиля поведения при осознании приобретает независимую форму субъективной абстракции эмоционального состояния.
По шкале Эмоции видно, что их механизмы вызревают вместе со всеми другими основными атрибутами осознания (привлечением осознанного внимания Ориентировочным рефлексом к актуальному стимулу, удержанием этого стимула гиппокампом и подключения его к лобной коре для информационной обработки, эту картину впервые описал А.Иваницкий: fornit.ru/768).
Вместе с появлением актуального стимула в данной ситуации обычно уже есть какая-то привычная реакция (Автоматизм), которая при осознании будет оценена в плане пригодности в данной ситуации. А раз было привлечено осознанное внимание к стимулу, то обязательно есть некая новизна и привычный автоматизм в этой новизне может дать неожиданный, даже негативный результат, так что это нужно спрогнозировать на основе имеющегося опыта, записанного в разных видах памяти.
Описанные компоненты - самые первые по эволюции адаптивных усложнений детали инфо-картины. Ими ограничивается субъективное "видение" ребенка, у которого уже работает Ориентировочный рефлекс, т.е. начиная примерно с 4-5 месяцев. Вот и все, что содержит квалиа такого ребенка. Никаких мыслей, только эмоциональная картина, которую он пока еще не может изменить произвольно.
Произвольно - это значит, сделать что-то такое, чего не было в привычных условиях, совершить альтернативное действие. Суть произвольности в возможности совершать какие-то действия, которые следуют из необходимости для данной ситуации ("свобода - осознанная необходимость"). Это не только внешне наблюдаемые действия, но и действия по управлению своим состоянием и действия для получения нужного вида информации.
А теперь следите за руками. Даже когда ребенку плохо, мать может улыбнуться, успокоить, сделать так, что ребенок тоже улыбнется и почувствует себя лучше. Это был акт переключения эмоционального состояния. Ребенок учится ощутить то, что нужно для переключения состояния точно так же, как учится повторять любые другие действия. Взрослые учат не только внешним, но и внутренним управляющим действиям, и для этого уже должны быть образы запуска таких действий. Ребенок учится обращать внимание на конкретные вещи, связывая их со значимостью для себя в разных ситуациях. Ребенок учится ставить произвольные цели, требующие достижения и решает проблемы для их достижения. Цели так же "отзеркаливаются" у воспитателей, взамен базовых целей поддержания жизненных параметров.
Развитие способности к подражанию начинается очень рано, даже раньше, чем способность осознавать наиболее актуальное. В моменты взаимодействия с родителями у ребенка вырабатываются образы восприятия важных элементов жизни и образы запуска действий. Эти процессы замечены по активности "зеркальных нейронов", которая соответствует связям со стороны восприятия и со стороны действий. Но неважно, что заметили исследователи и как они назвали замеченное, а важно то, что формируются возможности распознавать значимости объектов в восприятии и управлять действиями. Когда начинает развиваться система осознания актуального стимула, такие "отзеркаливания" умений и образуют то, что информационные абстракции могут управлять запросами получения информации, управлять переключениями собственного состояния, чтобы выйти на альтернативную информацию о ситуации и управлять ответными моторными действиями. Так реализауется качество информационных абстракций в данных условиях к произвольности посредством немалого числа вспомогательных функций, которые не осознаются, но которыми возможно управлять.
С дальнейшим развитием происходит усложнение информационной картины и освоение все больших возможностей на основе уже имеющихся.
Вот так оживает квалиа.
Только с определенного возраста, когда сформируются необходимые связи восприятия и управления, начиная с трех лет появляется способность обращать внимание на собственное состояние и его отдельные информационные элементы. А в школьном возрасте эти способности достигают полноценного качества самосозерцания.
Но обычно мало кто и когда занимается самосозерцанием, ведь большая часть возникающих с каждым новым привлечением осознанного внимания стимулов связана со внешним реагированием. И только когда проблемой становятся вопросы собственного состояния и бытия, самосознание ориентирует инфо-картину на элементы самого себя. А вот обращать внимание на окружающее, вызывая яркие образы первичной системы распознавания или оперируя их символами, в том числе словесными, приходится почти постоянно. При этом сразу же происходит выборка прежнего опыта для получения информации о значимости образов, того, чем это грозит или что сулит. Это и образует картину текущего субъективного понимания происходящего. В каждый момент осознания возникает привычная модель понимания воспринимаемого в данной ситуации - за счет уже усвоенных значимостей и свойств, в том числе и модели самого себя в разных условиях (fornit.ru/66141).
Субъективный образ (информационный образ, абстракция) оказывается скроен из всех компонентов текущей информационной картины, начиная с фиксированных первичных образов (отражающих все доступные особенности ситуации), включая компоненты образа текущего стиля повеления с возможностью произвольного его изменения, образы того, что данная ситуация и ее отдельные компоненты значат для субъекта и многие другие информационные компоненты (в прототипе Beast - 19 различных типов образов). Но главным предметом осмысливания является наиболее актуальный образ восприятия, определяемый механизмами "ориентировочного рефлекса" - того, что именно привлекло осознанное внимание.
С некоторого возраста текущая информационная картина фиксируется в эпизодической памяти в моменты осознанного привлечения внимания как со стороны внешних стимулов, так и произвольно и может быть позже воспроизведена. Это дает еще один мощнейший инструмент получения информации. Результаты произвольных действий фиксируются в нескольких видах памяти различного назначения (в системе Beast их девять), которая используется специализированными функциями для получения нужной информации и ее обобщения в понимание ситуации и выбор действия.
Следуя ориентировочному рефлексу, мы переводим фокус нашего субъективного внимания на наиболее актуальные элементы восприятия, выделяя их среди всего. Но фокус внимания может переводиться и произвольно - внутренней ориентировочной реакцией, в основе которой - также рефлекс - наследственно сформированная функция выбора наиболее актуального среди элементов ментальной картины.
От каждого такого внимания остается важный элемент информационной картины, удерживаемый циклами в гиппокампе и лобной коре.
Мы обращаем внимание на важные образы, следим за ними, не забывая предыдущие и каждый такой образ тянет свой значимостью прогностические выборки так, что возникает общая картина понимания ситуации. В нашем ментальном пространстве образуется, все время дополняется и удерживается вся картина происходящего, составляющая квалиа.
В образах информационной картины, в квалиа нет ничего потустороннего, а есть только конкретные идентификаторы (ИД) образов (номера выходов нейронов-распознавателей образов). Кадр эпизодической памяти фиксирует эти ИД как входы распознавателя общего образа эпизода, что позволяет произвольно активировать эту совокупность образов и восстановить информационную картину. Или же использовать историческую последовательность кадров для различных ментальных функций извлечения полезной информации (опыта).
У процесса осмысления есть четыре качественно различающихся по функциям уровней, которые формируются строго поочередно, так, как они развивались в ходе эволюционного совершенствования. Первые два из них быстрые и не вызывают мыслительных образов, не вызывают самоощущения. Они позволяют "на лету" ориентироваться и выбирать наиболее подходящие действия. Именно эти уровни участвуют в сновидениях или обсуждениях, когда нет времени или возможности задумываться.
Но если это оказывается невозможно (нет достаточного опыта), то возникает проблема, требующая процесса размышления с использованием, опять же, накопленного опыта ментальных правил. Это - третий уровень произвольности, то, что бывает в "осознанных" сновидениях или размеренном обсуждении.
И только в самых сложных случаях проблема запоминается как Доминанта (доминирующая активность, воскрешающая проблему) для решения в подходящих случаях. Это - творческий уровень произвольности.
Кстати, о квалиа пишут:
Эта проблема заключается в том, что мы либо должны признать, что не существует натуралистического объяснения сознания, либо же должны трансформировать естественно-научную картину мира, вписывая в неё ментальные свойства как фундаментальные характеристики реальности.
Другими словами, это или нечто нефизическое и не познаваемое или же есть что-то такое физическое, о чем мы пока ничего не знаем. Второе предположение заведомо нелепо с точки зрения современной физики, первое - нелепо с точки зрения признания волшебства. Но при всем этом у многих не хватает опыта и разума, чтобы понять, что есть третий вариант, не только примиряющий первые два (типа идеальное - не материально, что чистая правда: fornit.ru/1132), но как бы даже объединяющая их в один феномен. О таком варианте было сказано Т. Нагелем в 1974 г. Его суть заключается в том, что знание о данностях сознания, которое доступно субъекту, является знанием, полученным из уникальной перспективы – перспективы первого лица. Только субъект определенного сознательного состояния знает, каково это пребывать в данном состоянии. Наличие этой перспективы – существенное свойство сознания. Именно она конституирует нашу субъективность, феноменальное измерение нашего сознательного опыта.
Другими словами, квалиа доступно только субъекту и никому более. Конкретное воплощение механизма реализации такого феномена и было предложено в статье.
Итак, принцип процесса осознания: fornit.ru/67865
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||