Итоги программной реализации систем индивидуальной адаптивности на основе жизненный параметров.
Схемотехнический подход не нов. Еще до бума нейросетей было очень много попыток создать решатели проблем или хотя бы создать подобие разумных ответов. Особенно много усилий приложили разработчики игровых ИИ. Но у этих разработок не было главной основы: собственного гомеостаза и следующей за ним системы значимости, ни у кого не возникало даже мысли о том, насколько это важно и основополагающе. Но без этого нет критериев даже для рефлекторного обучения, нет возможности организовать иерархию контекстов (не говоря про дерево понимания), невозможно привлечение внимания к значащему. Невозможным оказывалось само понятие «смысл».
Два проекта программной реализации живых существ велись независимо в выбранных направлениях применения принципов индивидуальной адаптивности, известных из фактических данных исследований.
Это – промежуточные итоги за год.
В обоих случаях (fornit.ru/bot1 и fornit.ru/bot2) были получены системы, обладающие собственным набором жизненных параметров с необходимостью поддерживать их нормальные значения (гомеостаз), используя поведенческие реакции разного уровня механизмов индивидуальной адаптивности.
Для обоих проектов авторами были подготовлены итоговые статьи.
Главное, что было практически показано: используя схемотехнический подход и принципы индивидуальной адаптивности, начиная с наличия собственного гомеостаза, возможно создание любого вида живых существ, обладающих способностью поддерживать состояние своих жененных параметров в норме, в том числе приближаясь к достигнутым в природе видам по принципам организации системы механизмов индивидуальной адаптивности, вплоть до обладающих полноценными механизмами психики.
С помощью схемотехнического подхода можно сконструировать любой вид адаптивного поведения любой сложности. Даже используя самые простые принципы, природа сотворила очень сложное поведение пчел и муравьев.
Принцип иерархических контекстов поведения дает огромные возможности для организации ветвлений любых условий с любыми откликами, чего так не хватает игровым ИИ.
Можно творить очень странные и очень разные системы живых (имеющих собственный гомеостат) существ, что и сделал глубоко ушедший в одно из заинтересовавших его направлений Алексей Парусников.
Фактические данные исследований природной реализации на примере спектра эволюционно усложняющихся живых существ, реализованных схемотехнически, будет во всем иметь преимущества перед био-существами.
О статье «Чат-бот. Рефлекторный уровень реагирования»
Короткий адрес статьи: fornit.ru/bot1
Краткая аннотация от автора:
Этот проект чат-бота попытка последовательно пройти по предполагаемым ступеням эволюции нервной системы, чтобы возникло более четкое понимание причин и следствий возникновения все более усложняющихся вариантов реагирования вплоть до появления феномена сознания. Проект не закончен, и доведен лишь до уровня рефлекторного реагирования, но с возможностью боту самостоятельно модифицировать рефлексы. И собственно термин «самостоятельно» является самым интересным в плане понимания: как вообще программа может «думать сама», с какого момента это начинается, какой минимум для этого необходим, как рефлекторное (алгоритмическое) реагирование становится «осмысленным». В проекте показано, как постепенно, на основе прежде созданных механизмов, по причине каких преимуществ, возникают новые, более продвинутые, которые не отменяют работу старых, а дополняют ее. В природной реализации все наработки напоминают папье-маше, где меняется только верхний слой, а старые, оставаясь неизменными, так и передаются далее в новые модели.
Принципиальное отличие от существующих на данный момент чат-ботов - это построение реагирования как достаточно близкое к природной реализации нервной системы. Данный проект наглядно демонстрирует, что нет никаких принципиальных сложностей, чтобы программно реализовать нервную систему по принципу иерархии индивидуальной адаптивности. И хотя бот еще не может «думать», как это обычно представляется «как человек», но он уже чувствует, у него есть примитивные цели и стремления.
Когда мы только приступали к проекту, были большие сомнения по поводу возможности моделирования нервной системы без привлечения огромных вычислительных мощностей потому, что ставшее уже привычным представление о таких моделях подразумевает моделирование нейронов и всех связанной с ними систем функционирования. Но как оказалось, моделировать нейрон вообще не понадобилось, так же как и зрительные, тактильные сенсорные системы и внушительный пласт связанных с ними моторных реакций. Потому, что у бота всего один канал связи, а вместо нейронов вполне можно использовать специализированные функции, если не пытаться просто копировать их связи, а опираться на теорию.
В качестве теоретической основы используется модель волевой адаптивности психики (
Интерфейс программы выполнен с использованием Web-технологий: html, php, javascript, ajax. Программная часть выполнена на языке Go, но это совершенно не принципиально и программа может быть реализована в любом другом варианте.
О статье «Мозг и Бот. Сопоставление принципов адаптивности природной и схемной реализации»
Короткий адрес статьи: fornit.ru/bot2
Краткая аннотация от автора:
Задачей проекта является программное моделирование системы механизмов индивидуальной адаптивности, прослеживающей последовательность эволюционного усложнения механизмов, реализующих определенные принципы такой адаптивности.
Попросту схема Бота (как-то нужно было назвать) призвана повторить в действующей модели то, как развивается человек от младенчества, последовательно проходя все необходимые стадии развития.
Проект, безусловно, не претендует на решение всех проблем изучения психики, а только открывает новые возможности для огромной работы в этом направлении.
Работа ведется на основе большого задела в понимании такой модели адаптивных механизмов (
Цель проекта - не демонстрация Бота в какой-либо версии теста Тьюринга, а показ возможностей и достижимости системы адаптивности в виде наиболее общих принципов последовательной иерархии усложнения механизмов, в которой появление каждого нового способа информированности о происходящем дает новое качество механизмов адаптации.
Дополнительной целью является сопоставление принципов адаптивности природной и схемной реализации.
Уже существующая версия Бота может очень быстро и эффективно развита для игровых диалогов или чат-ботов. Быстрее, чем за время, которое понадобилось на сбор “навыков” Яндекс-Алисы (было потрачено несколько лет множества участников).
Как самый ощутимый результат, в первой главе сделано общее описание принципов организации психики, которое оперирует уже ясными, определенными понятиями и создает до очевидности наглядное представление о системе.
| ||||||||||||