В.А.Непомнящих обсуждает экспериментальный материал и теоретические выкладки Бьорна Брембса, на основании которых тот заключает о чисто количественных различиях между свободностью воли у беспозвоночных и человека (и сомневается в выводах).
Мне думается, о «свободе воли» здесь речи нет, ибо нет волящего индивида (хотя бы сравнимого с таковым в анонимных и бесструктурных стаях птиц), а есть
В обоих случаях разворачивающееся поведение не однородно и не структурировано случайным образом, в нём проявляется вполне определённая структура. Животное определённым образом «меняет галсы»: то достаточно продолжительно реализует один из альтернативных типов поведения в данной ситуации (скажем, плывёт вдоль кольца или прикрепляет поданную частицу, в противоположность повороту в данной точке или отвержению частицы после «тестирования» и движения по чашке Петри в поиске новых), выдавая серию соответствующих поведенческих актов, при положительной связи между элементами серии. Затем вдруг оно переходит к реализации противоположной активности, и тоже её реализует серией и пр. (см.
Стохастичность организации поведения, проявленная в опытах Бремса – антитеза детерминизму, да. Но то и другое имеет слабое отношение к свободе воли, главное в котором – отнюдь не «свобода выбора» или принципиальная возможность поступить по-иному в тех же обстоятельствах, а способность субъекта раз за разом поступать должным образом в должной ситуации, несмотря на сбивающие «помехи», «давления» etc., идущие что от обстоятельств снаружи, что от мотивации изнутри. Как говорил Кант, свобода воли – это способность следовать долгу (научному, жизненному, нравственному) не только вопреки обстоятельствам, но и независимо от плохого (или хорошего) настроения, которое возникает в связи со следованием «внутри» нас.
Поэтому свобода воли – это, конечно, не детерминизм, но не надо её путать и со стохастикой. Реально это величина – обнаруживаемая не «в поведении», а «в психологии», да простят меня коллеги-этологи. Способность ещё до развёртывания того поведения, в котором возникнет необходимость выбора, в ходе специальной тренировки, обучения или игры создать и отработать в действиях разные варианты «должной реакции».
Как
Свобода воли – в свободном создании разных вариантов поведения и их эффективном применении для разрешения ситуации в свою пользу вопреки обстоятельствам, внешним и внутренним, детерминация от которых «сбивает», её надо уметь преодолевать и пр.
Поэтому мне вообще представляется странным такой ажиотаж вокруг известных данных Бенджамена Либета о задержке осознания и «потенциале готовности» (появляющемся раньше совершаемого действия и как бы позволяющего предсказать вроде бы свободный выбор). Во-первых, см. о них из Величковского. «при анализе сознательной регистрации событий, так и при оценке момента принятия произвольного решения, ведущего к осуществлению некоторого движения, обычно наблюдается систематическая задержка (около 500 мс) осознания по отношению к коррелирующим с ними нейрофизиологическим изменениям (Libet, 1989). Особенно явно физические движения тела опережают осознание их произвольной инициации в случае чрезвычайно быстрой глазодвигательной активности, например, при чтении вслух, игре на музыкальном инструменте с листа или словесном описании сцены (см. 7.2.3). Например, когда мы описываем для партнера предметную сцену, наши глаза забегают вперед по отношению к местоположению описываемых и отчетливо осознаваемых в данный момент предметов. Сравнительно медленное рефлексивное осознание, таким образом, как бы следует в фарватере быстрой автоматической обработки. Сознание оказывается эпифеноменом, комментирующим, но не направляющим развитие событий.
Следует отметить, однако, что подобное опережение сразу же исчезает при возникновении трудностей, а также тогда, когда партнер по общению задает уточняющий вопрос (Velichkovsky, Pomplun & Rieser, 1996). Можно предположить поэтому, что при принятии сложных решений и осуществлении выбора (особенно в условиях смены задачи — см.4.4.2) наше сознание могло бы, в чисто временном отношении, соучаствовать в формировании текущей активности. Более того, комментарий, даже данный post factum, может серьезно изменить характер последующих решений. Весь этот комплекс вопросов требует дальнейшего изучения» (
«Почему наше сознание говорит, что мы видим огромное, наполненное светом и цветом пространство? Потому, что когда мы только начинаем спрашивать себя: «А вижу ли я отчетливо мое окружение, скажем, слева от рассматриваемого сейчас предмета?», наше внимание и глаза уже переместились туда и еще не вполне сформулированный вопрос прерывается ответом: «Вижу, конечно вижу!». Точно так же обстоит дело и со стабильностью видимого мира (см.3.1.1). Всякий раз, когда мы задаем себе вопрос о положении предметов, процессы быстрой пространственной локализации, оказывается, уже успели дать нам ответ. В результате у нас возникает впечатление непрерывного во времени и пространстве стабильного образа окружения.
В этом же контексте следует рассматривать и другую классическую проблему, в равной мере важную для моральной философии, психоанализа и когнитивной нейронауки. Мы объясняем наши действия и поступки в терминах свободно принимаемых решений, сознательных целей и намерений (см.1.1.2 и 9.1.3). Но так ли существенны эти интенциональные состояния на самом деле, или они лишь оправдывают наши действия postfactum?
В последние два десятилетия были проведены эксперименты, в которых можно было сравнивать время, когда испытуемые сообщали о том, что хотят совершить некоторое произвольное движение, и когда они реально начинали его делать или, по крайней мере, к нему готовиться. О последнем можно было судить по активации моторной коры (Libet et al., 1983) или по переводу взгляда в нужную область пространства (Velichkovsky, 1995). Эти признаки внимания и подготовки действия возникали за 300—500 мс до того, как испытуемые отдавали себе отчет в том, что они хотят осуществить соответствующее действие. Не означает ли это, что настоящее решение было принято раньше, некоторым «мозговым политбюро» (или «исполкомом» — см. 9.4.3), а наша интроспекция представляет собой лишь последующую инсценировку в духе картезианского театра?
Данная проблема чрезвычайно сложна. В ряде случаев есть все основания полагать, что чувство волевого усилия — это просто иллюзия, дающая нам видимость объяснения причин наших действий (Wegner, 2002). Иными словами, волевое усилие — это не сама причина, а отражение наших предположений о возможной причине, разновидность метакогнитивных мыслей о самом себе (higher-order thoughts — Rosenthal, 2003). В самом деле, отчетливое впечатление причинно-следственной связи может возникать иллюзорно, при чисто случайном совпадении двух событий, как, например, в
С другой стороны, эти факты, видимо, ещё недостаточны, чтобы в принципе поставить под сомнение свободу воли, ведь наблюдаемая в упомянутых экспериментах ранняя физиологическая активация и последующий субъективный отчет в норме никогда не противоречат друг другу, разворачиваясь в русле некоторого единого действия на нескольких уровнях, имеющих разную временную «гранулярность». Процессы целеполагания в «верхней части» иерархии вполне могут начинаться раньше, запуская всю иерархию относительно элементарных процессов поддержки, а кончаться позже некоторых из низкоуровневых операций. Интересно, что при намечающейся трактовке функциональная архитектура произвольного действия становится похожей на иерархию монад, как их описывал, решая по сути дела ту же задачу, Лейбниц…
Следует отметить также, что реальные физиологические изменения и внешние движения обычно опережают осознания волевого усилия лишь в условиях гладкого протекания действия, когда справедливо утверждение, что «сознание медленное, а внимание быстрое». При возникновении трудностей это опережение сокращается и даже полностью исчезает… Поскольку произвольное действие, связанное с сознательным решением, требует большего времени, чем просто рефлекторный ответ на внешние события, датский физик, Нобелевский лауреат Нильс Бор как-то высказал предположение, что в классической ситуации американских вестернов противостояние двух ковбоев чаще должно вести к гибели того из них, кто решается стрелять первым. Новые данные об опережающем интроспекцию развертывании действия в какой-то степени уравнивают шансы контрагентов…» (
Во-вторых, во всяком развёртывающемся поведении, понятное дело, есть инерция, обеспечивающая устойчивость движения к цели, несмотря на возможное противодействие оппонента, обычно организованная по принципу марковской цепи – следующие действия до некоторой степени детерминированы предыдущими на глубину 1-2-3 акта. Это верно при
Все перечисленные реакции сперва происходят непроизвольно (решение принимается не путём рассуждения или там взвешивания шансов, а на основе «автоматических» механических или эмоциональных реакций). Плюс происходящее здесь происходит помимо сознания – это в чистом виде стереотип, выработанный культурой и однотипный (не гомологичный!) инстинктам животных. Лишь после того, как кто-то извне рационализирует их механизм, люди начинают обращать на них внимание, понимать, почему они поступают именно так и как это изменить. В общем, овладевают собственным поведением также, как собственной психикой – выходя из-под власти ситуации и возвращая себе способность свободно волить. В том числе
Понятно, что эта эндогенная детерминация нашего поведения часто проходит мимо сознания, почему может использоваться кем-то извне в своих собственных прагматических целях? И, таки да, используется - в таких быстро развивающихся и привлекательных для вложений областях, как
Другое дело, что это противоречит обычной версии механистического материализма, согласно которой «для философа мозг выделяет мысли, как печень желчь», но она внутренне противоречива (заставляет примысливать маленького человечка, который смотрит на картинку, полученную анализаторами, как лётчик на приборы, и принимает решение). На самом же деле мыслит не мозг, а действующее тело (
И действительно, два года назад Арон Шургер с соавт. перепоставили опыты Либета с некоторым видоизменением. Здесь испытуемый должен был по звуковому сигналу выбрать, нажать ему на кнопку на или нет. Так вот, пресловутый «потенциал готовности» появлялся в обоих случаях, независимо от того, что же решил человек.
Дальше авторы рассуждали так. Если мы оказываемся перед проблемой, то возбуждаемся, и дальше работающий мозг принимает решение, что делать, чтобы её разрешить. При этом он как бы рассматривает разные варианты действия, следующие из разного рода внутренних сигналов, «как бы производит смотр мыслям и желаниям» - писал ещё классик психологии Уильям Джемс. В конце концов борение разного рода оснований для действия, внешних и внутренних, ведёт к тому, что что-то пересиливает, и человек действует. Скажем, чтобы не вляпаться в плохо заметное коровье гавно, делает шире шаг и дальше уже сильней всматривается.
Дальше, в опытах Либета человек принял решение спонтанно, без каких-либо подсказок извне. То есть почти наверняка отбор вёлся среди внутренних сигналов, пока какой-то из них не превзошёл порог. А, как многажды показывал в своих статьях тот же В.А.Непомнящих, что у нас, что у низших животных активность нейронов постоянно подвержена флюктуациям, реакция нервной системы в целом на них зависит от их амплитуды. Низкие она гасит, чтобы избежать шума, а вот средние (или низкие, но устойчивые, неслучайные) – начинает усиливать, и тем больше, чем дольше они держатся (так возникают названные выше серии однотипных поведенческих актов), так что рано или поздно одна из них одолеет порог и проявится в действии.
Соответственно, они создали модель, работающую по принципу того самого усиления флюктуаций, как только они достигают половины или трети порога. Воспроизводя в ней принятие решения в ответ на некую проблему, они получили формирование того самого «потенциала готовности». Дальше они повторили опыты Либета с новой модификацией: сразу после услышанного сигнала испытуемый должен немедленно совершить некое движение. Предполагается, что самая быстрая двигательная реакция будет, когда нейронный шум максимально приблизится к пороговому значению, самая медленная – когда потенциал готовности будет мал или его не будет вообще.
Так и получилось. Иными словами, потенциал готовности – признак завершения подготовительной работы мозга по преодолению нейронной стохастики, которая на само решение не влияет. (как у той дрозофилы из самой первой работы, когда нейроны правой или левой перестают возбуждаться от поворота полос).
То есть по крайней мере эксперимент Либета свободной воле не угрожает, угрожает власть ситуации. Тогда человек или действует «автоматически», реализует стереотип, не осознаёт реальных внутренних детерминантов поведения, и не может к ним сознательно отнестись, сделать выбор. Или, опять же неосознанно, принимает встречную установку ради преодоления когнитивного диссонанса (см.
А свобода воли проявляется в противоположном – когда человек одолевает власть ситуации и возвращает себе возможности волящего субъекта, как в отношении поведения, выбора действий, так и в отношении настроения, внутренней эмоциональной оценки происходящего. И для того, что защитить свободу воли от власти ситуации в эволюции нашего вида выработались разные средства: на одном (индивидуальном) уровне
Дело в том, что
| ||||||||||||