Короткий адрес страницы: fornit.ru/50522

«Секреты» талантливого мышления

Относится к   «Список теоретических статей»

Фрагменты из книги ""Секреты" талантливого мышления". Полностью второе издание книги вышло в издательстве СОЛОН-Пресс. Методологической основой исследования является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Основное положение: талант, гениальность - не врожденные качества, а сложная, но доступная для освоения программа, технология мышления.

Относится к разделу Талантливое мышление

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

«Секреты» талантливого мышления

 (Фрагменты из книги)

 1. «Научная» мифология

 Понятия «талант», гениальность» окружены толстым слоем мифологии. Таким толстым, что долгое время не удавалось сквозь него проникнуть.

 Мифов о таланте много. Но при ближайшем рассмотрении все они сводятся к нескольким нехитрым и достаточно беспомощным идеям.

 1. Талант имеет божественное происхождение. Правда, непонятно, по каким критериям бог отбирает тех, кого он собирается наградить талантом. Можно, конечно, прикрыться заклинанием «пути господни неисповедимы». Но если бог не отчитывается перед нами, то откуда уверенность, что именно бог раздает таланты?

 2. Талант – это некое генетическое, наследственное явление. Но и тут концы с концами не сходятся. Ни среди предков, ни среди потомков Пушкина, Эйнштейна, Теслы и множества других нет ни одного действительно талантливого человека. А наличие немногих талантливых династий лучше объясняется семейными традициями воспитания, чем наследственностью.

 А если мы обратимся к генетике, то идея передачи по наследству культурных качеств человека вообще развалится в прах. Такой передачи просто не существует. С помощью генов передаются только биологические качества.

 3. Талант – это подключение к некоему информационному полю Вселенной. То есть, где-то во Вселенной летают пьесы Шекспира, формулы Максвелла, и конструкция автомобиля. Кто подключился – тот и открыл. Но странное это поле. В нем одновременно сосуществуют и система Птолемея с Землей в центре, и система Коперника с Солнцем в центре и круговыми орбитами планет, и система Кеплера с эллиптическими орбитами планет. Прямая, как стрела, геометрия Евклида и кривая, как арабская вязь, геометрия Лобачевского. Поразительное поле! А главное, вы не знаете, к чему именно вы подключаетесь – к новой гениальной теории или к устаревшей на пару тысяч лет.

 4. Талантливое мышление – это болезненные отклонения от нормы. Талант объясняют при помощи: шизофрении, отклонений в строении мозганеравномерного развития мозга, дислексии и т.д. А известный исследователь гениальности Эфраимсон в качестве одной из причин гениальности назвал подагру.

 Только и тут концы с концами принципиально не сходятся. Если шизофрения – причина таланта, то шизофреники должны быть великими открывателями, изобретателями, художниками. Но талантливых людей, которым можно обоснованно приписать эту болезнь, раз-два и обчелся. А остальные шизофреники? Или у них неправильная шизофрения?

 Уж не говоря о том, что, если верить этой «теории», то здоровые люди талантливыми быть не могут. Скажем, футболист, горнолыжник и яхтсмен, Нобелевский лауреат по физике, один из создателей квантовой теории Нильс Бор точно не мог быть талантливым, поскольку до глубокой старости был физически и психически здоровым человеком.

 5. Причиной таланта являются особое строение мозга, особые биохимические процессы, происходящие в мозгу. Эта идея хитрее предыдущих. В первую очередь потому, что требует огромных денег. Уже больше столетия ее сторонники регулярно заявляют, что близки к разгадке талантливого мышления. И требуют денег, денег, денег на дальнейшие разработки. Правда реальных результатов так и нет, зато диссертации, книги, конгрессы – как из рога изобилия.

 Чтобы понять ошибочность этого представления, попробуйте ответить на такой вопрос. Допустим, вы до малейших деталей изучили устройство и принцип работы автомобиля. Можете ли вы из этих знаний вывести правила дорожного движения?

 В науке есть такое понятие – принцип эмерджентности. По этому принципу законы одного уровня материи никак не связаны и не выводятся из законов других уровней. Принцип работы автомобиля – это уровень одного-единственного технического устройства. А правила дорожного движения – это уровень всей системы транспорта. Принцип эмерджентности обессмысливает попытки понять мышление, изучая процессы, происходящие в мозгу. Потому что мышление, в том числе и талантливое, это явление не биологии, а культуры.

 Трудно найти черную кошку в темной комнате, если кошки там нет. Более того, если кошки в этих местах вообще не водятся.

 У этой идеи есть ответвление. Сторонники его ищут причины талантливого мышления не в биохимических процессах, а в строении мозга. После чего публикуют удивительные открытия. Например, группа психологов изучала мозг таксистов. Они открыли, что отделы мозга, связанные с памятью, у таксистов увеличены, по сравнению с остальными людьми. Значит, сделает вывод легковерный читатель, у кого этот отдел не увеличен, тот в таксисты не годится.

 Более внимательный читатель допустит другую возможность. А что если таксисты вынуждены много запоминать, поэтому соответствующий отдел мозга у них тренируется, увеличивается? Судя по тому, что исследователи не разделили изучаемых таксистов на опытных и новичков, они эту возможность просто не заметили.

 Еще более внимательный читатель спросит: а какое отношение таксисты имеют к талантливому мышлению? Как его можно изучать на таксистах? Психологи отвечают так: «Но ведь для талантливого мышления нужна хорошая память!»

 Я не нашел источников, откуда взят этот «научный» вывод. Зато известно другое. У многих талантливых, гениальных людей была не такая уж хорошая память. А у одного из величайших физиков за всю историю этой науки – у Майкла Фарадея – память вообще была патологически плохой.

 Почему же эти идеи, несмотря на свою очевидную нелепость, так живучи? Во-первых, они просты. «Почему А талантлив, а Б нет? Да этот А просто больной! Шизик!» И все довольны, объяснение дано.

 Вторая причина отвечает на более сложный вопрос. Почему А талантлив, а меня, такого умного и всесторонне развитого, талантливым никто не называет? А вот «дано» этому А. От бога (генов, космического поля и пр.). И мне уже не так обидно, я не виноват. Мне не надо стараться, учиться, работать над своим мышлением, потому что раз «не дано», то учись – не учись, талантливым не станешь.

 Да и самим людям, которых принято называть талантливыми, это «объяснение» удобно. Не такие, мол, мы, как прочие смертные. Мы особые! Нам «дано»!

 А если все же принять, что никаких «данностей» нет, что талантливое мышление – это результат определенной учебы и работы, то придется одним признать, что они неталантливы просто потому, что лентяи, а другим – что они хоть и талантливы, но никак не «особые». Нет, это невыгодно! Лучше уж пусть будет шизофрения.

 2. Магнетизм и гениальность

 Древние греки заметили, что камни с горы возле города Магнесия, притягивают железные предметы. Они и назвали эти камни магнитами.

 Почему у магнитов есть это странное свойство? Платон, например, объяснял тем, что у магнита такая особая душа. Впрочем, душой в те времена объясняли всё. Удобное объяснение. Можно больше не думать.

 Лукреций считал, что из магнита выделяются "семена" или "ток". Они раздвигают воздух. В образовавшуюся пустоту втягиваются "первоначала" железа. Золото слишком тяжело, его "ток" не поднимет, дерево - пористо, "ток" сквозь него проходит. Поэтому они магнитом не притягиваются. В железе и магните есть микроскопические петли и крючки, поэтому они так крепко держатся вместе.

 В Средние века к магнетизму добавили взаимодействие серы с металлами, рыбу-прилипалу, моллюсков, присасывающихся к днищу корабля, и даже «притяжение» мужчин и женщин. Теорий тоже хватало. Одна из них предполагала существование некоей силы, именуемой «симпатия». Если в объектах есть эта симпатия, то они притягиваются друг к другу. Симпатию никто, правда, не видел, но это не мешало делать глубокомысленные выводы. Например, такой. Раз есть притягивающая симпатия, то должна быть и отталкивающая антипатия. И сотни алхимиков искали «феамеды» - отталкивающие магниты, антимагниты. За сотни лет поисков так и не удалось найти феамеды, но разве это препятствие для мифологии?

 Обратите внимание на одно важное обстоятельство. Объединение всех перечисленных явлений кажется совершенно естественным. Моллюски же действительно «притягиваются» к кораблям! Как и женщины к мужчинам. И отделять одно явление от другого, выделять какую-то одну незначительную часть кажется нелогичным.

 В результате в течение почти 2000 лет человечество не продвинулось в изучении магнетизма.

 В 1600 г. врач Вильям Гилберт опубликовал книгу «О магнитах, магнитных телах и большом магните – Земле. Новая физиология, подтвержденная множеством аргументов и опытов».В этой книге он решительно отделил притяжение магнита и железа от всего остального.

 Гилберт не только описал известные к тому времени свойства магнита, но и открыл ряд новых. Он заметил, например, что все железные колонны, стоящие вертикально в Ирландии, сами по себе становятся магнитами, причем нижний их конец всегда южный. А в Австралии происходит то же самое - железные колонны всегда становятся магнитами. Только южный полюс у них – наверху.

 Изготовив из магнетита шар терреллу ("маленькую Землю"), Гильберт заметил, что этот шар по магнитным свойствам сильно напоминает Землю. У терреллы так же как и у терры (Земли), оказались северный и южный полюсы, экватор, изолинии, магнитное наклонение. Эти свойства позволили Гильберту провозгласить Землю "большим магнитом". До Гильберта о магнетизме Земли никто не подозревал, и притяжение северного, окрашенного в черный цвет конца магнитной стрелки к северному полюсу Земли объяснялось в Средние века тем, что «железо направляется к северным звездам, так как ему сообщна сила полярных звезд, подобно тому, как Солнцу следуют растения, например подсолнечник».

 Гилберт сделал более двух десятков открытий. Они способствовали опытам Фарадея, выводам Максвелла, а на их основе – созданию теории относительности Эйнштейна. Всего за 300 лет!

 Пожалуй, можем сделать вывод:

 Даже если какой-то комплекс явлений кажется совершенно естественным, следует точно выделить главное и полностью отбросить все остальное. Каким бы неотделимым ни казалось это «остальное».

 А теперь проделаем то же самое для понятия «талант».

 Обычно под словом «талант» подразумевают большой круг разных явлений. Это:

      создание чего-то нового,

      способность хорошо повторить уже известное,

      популярность,

      повышенные способности к какому-то виду деятельности,

      дажеофициальный статус (доктор наук – значит талантлив!).

 Не напоминает ли это список средневекового «магнетизма»?

 Представьте себе, что мы решили изучить котов. А для этого рассмотрим собственно котов, обезьян (потому что у них тоже длинный хвост), лисиц (потому что они тоже ловят мышей) и рептилию Pakasuchus kapilimai, жившую одновременно с динозаврами (потому что она была очень похожа на кота). Какие выводы о котах мы сможем сделать?

 То же самое относится к причинам появления талантливого мышления. Например, сторонники болезненного происхождения таланта приводят списки тех, у кого они обнаружили подходящую болезнь. Так в списке гениев-дислексиков соседствуют Леонардо да Винчи, Джон Леннон и... Никита Хрущев. Вам это не напоминает магнетизм рыбы-прилипалы?

 3. Жемчужное зерно таланта

 Мы никогда не найдем жемчужное зерно в навозной куче, если не отделим предельно четко свойства жемчуга от свойств навоза. Поэтому давайте начнем с того, что постараемся определить, что же такое «талант», «гениальность».

 Представьте себе, что перед вами поставили двух незнакомых вам людей и попросили определить, кто из них талантлив, а кто нет. Я постоянно проделываю этот опыт со студентами до того, как мы начинаем с ними изучать талантливое мышление. Вот спектр их ответов:

         По внешнему виду. У кого непривычнее одежда, прическа и т.п. – тот талантливее.

         По поведению. Кто ведет себя не похоже на других – тот талантливее.

         По выражению лица. У кого оно умное – тот талантлив.

         Нельзя отличить.

 Последний ответ самый частый. И это неудивительно.

 У панков, готов, эмо и других групповых культур яркое, явно отличающееся от окружающих поведение и внешний вид. Назовите хоть одно открытие или изобретение, сделанное этими людьми? Самые умные лица обычно у политиков. Вы слышали, чтобы политик что-нибудь открыл или изобрел?

 Придется согласиться – по внешнему виду талантливого человека от неталантливого отличить нельзя. А как же их отличить? Чем отличается, скажем, Эйнштейн или Пикассо от соседского забулдыги?

 Ответ на этот вопрос все ставит на свои места. Они отличаются РЕЗУЛЬТАТАМИ! Причем не просто банальными результатами, какие есть у миллионов других людей. Результаты талантливых людей уникальны, они не похожи на другие. А главное – прошу обратить особое внимание! – эти результаты что-то дают человечеству, как-то изменяют его жизнь, его представления о мире.[1]

 Подведем итоги.

 Талант, гениальность – это способность создавать новые представления, достаточно отличающиеся от предыдущих, и открывающие новые возможности перед человечеством.

 В этом определении много черных дыр и белых пятен. Постепенно мы их заполним.

 А пока просто выкинем физиологические особенности (например, строение голосовых связок, из-за чего многие певцы с просто сильным чистым голосом считаются талантливыми). Выкинемпопулярность(она пропорциональна не новизне, а, наоборот, банальности). Выкинем статус (титул академика и даже премия мирового масштаба еще не свидетельствуют о таланте).

 Вот эту способность создавать новые представления мы и попробуем рассмотреть.

 Только не с позиций биохимии, строения мозга или способов подключения к космосу. А с позиций результатов! Будем изучать не человека, а продукты его интеллектуальной деятельности. Будем задавать себе вопрос не «что там такое хитрое у него в голове?», а «какие мыслительные процедуры были необходимы, чтобы получить такой результат?»

 И такая постановка задачи выводит нас на совершенно неожиданную дорогу!

 

Полностью текст доступен в TRIZ.pdf

 



[1]Как говорил выдающийся физик В.И.Векслер: «Изложите результаты, а все остальное имеет интерес только для вашей биографии».

 

 



Автор Юлий Мурашковский
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.