Короткий адрес страницы: fornit.ru/6143

Антон Крылов.Одесса и смерть//Polemika.com.ua

Относится к   «Список теоретических статей»

В статье журналиста Антона Крылова приводится анализ произошедшего в Одессе 02.05.2014 с позиции эволюции культурной парадигмы общества

Относится к разделу Культура

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

Журналист Антон Крылов попытался разобраться в хронологии событий в Одессе со 2 мая, когда произошла трагедия в Доме профсоюзов, также он пишет, почему такую неоднозначную реакцию вызвали эти события у украинцев.

Три дня прошло после трагедии в Одессе. В пятницу люди ужасались произошедшему. В субботу были шокированы реакцией украинской и отдельных представителей российской интеллигенции на мученическую смерть 46 человек. В воскресенье, слегка отойдя от шока, пытались понять, что же все-таки случилось.

Итак, с чем мы встречаем новую неделю?

Версии

Уже понятно, что всей правды о произошедшем в Одессе мы не узнаем никогда – как не узнаем, кто убил Кеннеди, сколько человек погибло в октябре 1993 года в Москве и кто стрелял в людей во время киевского евромайдана.

Будет официальная версия украинских властей, о которой вряд ли кто-то вспомнит после окончания пресс-конференции с ее презентацией – как это было с позабытым выступлением Авакова и Наливайченко по поводу Майдана, когда они во всем обвинили не работающую за рубежом российскую ФСБ.

Будет версия, которой станет официально придерживаться Россия – приезжие боевики «Правого сектора» убили беззащитных одесситов. Будет версия пророссийских конспирологов – произошедшее в Одессе стало результатом спецоперации украинских спецслужб по ликвидации лагеря активистов антимайдана.

Ну и, наконец, будет версия украинских конспирологов, ничем, по сути, не отличающаяся от официальной, но с еще большим участием России. Поскольку религиозные диспуты без гарантированного костра для проигравшей стороны не приводят ни к какому результату, мы не будем настаивать на конкретной версии – пусть каждый выбирает самостоятельно, что думать и кого винить в первую очередь, а кого – во вторую.

В ситуации, когда на одном и том же видео первый комментатор видит «российских оккупантов», другой – «неизвестных провокаторов», а третий и четвертый – «переодетых милиционеров», стремление кому-то что-то доказывать является пустой потерей времени.

В Сеть выложены десятки роликов различной степени кровожадности и глубины смакования обгорелых трупов – выбирайте на свой вкус. Есть и репортажи, авторы которых пытаются быть объективными.

Факты и домыслы

Попробуем обозначить факты, а также попробовать отделить их от ярлыков или каких-либо домыслов. Второго мая в Одессе состоялся футбольный матч между местным «Черноморцем» и харьковским «Металлистом». Сыграли, кстати, вничью, если кому-то это интересно. Матч начался в 17.00 и закончился в 19.00 – к тому времени в полутора километрах от стадиона уже было немало жертв.

Около 15.00 на совместный марш болельщиков обеих команд, а также одесских сторонников евромайдана напала небольшая (по сравнению с количеством участников марша) группа людей. Никаких явных доказательств того, что это были именно пророссийские активисты, до сих пор нет.

Нацепить «георгиевскую ленточку» может даже Дмитрий Ярош, особенно если лицо скрыто балаклавой. Также из предоставленных видеозаписей невозможно понять, является ли автомат Калашникова в руках у одного из нападавших настоящим или просто муляжом. И если настоящим – боевыми или холостыми патронами он заряжен.

Таким образом, утверждение о том, что с одной стороны были болельщики двух команд и активисты одесского евромайдана, – факт. Утверждение о том, что с другой стороны были пророссийские активисты, или боевики из Приднестровья, или нанятые «Правым сектором» совместно с СБУ провокаторы, или переодетые милиционеры – это домыслы. Достоверно неизвестно, кто именно напал на марширующих болельщиков.

Странное поведение милиции и на Греческой площади, и на Куликовом поле – еще один факт. А вот утверждение на основании публикации фотографии впоследствии раненого заместителя начальника одесской полиции Фучеджи на фоне нападавших, что он их «инструктирует» – домысел. Как и утверждение, что он пытается их остановить или пристыдить.

Мы достоверно не знаем, что он говорил этим людям. Мы не можем утверждать, что милиция была «на стороне нападавших». Мы не можем сказать, что милиция «бездействовала». Мы видим, что милиция ведет себя очень странно – и это факт, требующий самого тщательного расследования.

Четверо погибших на Греческой тоже факт, но до сих пор не названы их имена, а ведь, в отличие от сгоревших в Доме профсоюзов, никаких проблем с их опознанием быть не может. В единственном имеющемся на момент написания этой статьи списке погибших – пятеро умерших от огнестрельных ранений, кто из них где погиб, не уточняется.

То, что все погибшие были сторонниками евромайдана, тоже домысел, есть пост в ЖЖ, согласно которомуна груди у двоих убитых были «георгиевские ленточки». ЖЖ создан в 2007 году, автор не скрывает своего реального имени – это заведующий отделом Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Борис Яворский.

То есть человек реальный и человек осведомленный. Но для сохранения объективности не будем верить незнакомому человеку на слово – просто отметим, что утверждение о том, что «вооруженные боевики убили четверых евромайдановцев и те в ответ пошли мстить», – это домысел.

Факт заключается только в том, что на Греческой площади погибли люди. Были они сторонниками Майдана или «пророссийскими активистами», до сих пор достоверно не известно.

Следующий факт – группа агрессивно настроенных сторонников Майдана и футбольных болельщиков прошла от Греческой площади до Куликова поля – чуть больше двух километров. По дороге серьезных эксцессов отмечено не было, за исключением уничтожения билбордов «Партии регионов». Милиция продолжает вести себя странно – в это время в некоторых СМИ идут победные реляции о пресечении столкновений на Греческой.

Как можно не заметить в течение получаса идущую через весь центр города многосотенную агрессивную толпу – еще один вопрос.

И, наконец, начались столкновения на Куликовом поле, закончившиеся гибелью 46 (на данный момент) человек.

На видеозаписях можно увидеть и людей, в панике срывающихся из окон, летящие в обе стороны коктейли Молотова и камни, спасающих людей из здания евромайдановцев, избивающих спасенных из здания людей евромайдановцев.

Не будем уподобляться министру внутренних дел Украины Арсену Авакову и заявлять, что с одной стороны – пресветлые эльфы, а с противоположной – злобные орки. И с той, и с другой стороны – люди, просто некоторые помнят, что им противостоят другие люди, а кто-то об этом успешно забыл. На любой войне каждый сам принимает решение, оставаться ли человеком.

Итог известен – благодаря усилиям одних сторонников европейского выбора и вопреки усилиям других сторонников европейского выбора, большинство заблокированных в горящем здании спаслись, а 46 человек погибли. Это факт.

Сразу после осознания этого факта появился пост художника Александра Ройтбурда, где он написал: «Из погибших в пожаре – 15 граждан России, 10 из Приднестровья. Ни одного одессита». Это ложь, и, видимо, Ройтбурд ее быстро осознал, потому что сперва отредактировал, а потом вовсе удалил эту запись.

Но фальшивка уже пошла «гулять» в массы. Реальность выглядит ровно противоположно – из 16 опознанных жертв все 16 – уроженцы Одесской области.

Спустя три дня ни одного достоверного подтверждения того, что в Доме профсоюзов были граждане других государств, нет. Все заявления о противоположном – домыслы.

Из фотографий и видеозаписей видно, что среди погибших есть женщины среднего возраста, которые никак не могли быть среди «боевиков» на Греческой площади. И это тоже факт.

После этого валом пошли записи о том, как славно «патриоты» «запекли колорадов» – ссылками полон весь интернет, приводить самые яркие не вижу смысла. То, что их было очень много, – это неоспоримый факт. То, что подобного злорадства не было после гибели «Небесной сотни», тоже неоспоримый факт. То, что отдельные представители российской интеллигенции оправдывают произошедшее, – тоже, увы, реальность.

Вот, например, отрывок из «проповеди» «священника»неканонической УАПЦ Якова Кротова: «Гибель сорока человек – огромная трагедия. Но ничего оскорбляющего Украину, украинцев, идеалы Майдана в этой трагедии нет. Люди стали стрелять, развязали бой – что удивительного в том, что они получили отпор? Они разве стреляли в конгресс пацифистов или в буддистское шествие?»

Человек, называющий себя священником, полагает, что ничего удивительного в сожжении заживо почти пятидесяти людей нет. Что в этом случае ждать от тех, кто священниками себя не считает? Одна только радость от «победы над колорадами» и сожаления, что «мало свиней поджарили».

Итак, факты – шествие фанатов, нападение неизвестных, странное поведение милиции, четверо убитых, чья политическая принадлежность неизвестна, марш через весь центр города сторонников евромайдана, поджог Дома профсоюзов, смерть 46 человек, ложь о том, что одесситов среди погибших в огне нет, список погибших, в котором только одесситы, радостная реакция на смерть людей. Все остальное – домыслы, верить в которые или не верить – личное дело каждого.

Попытка понять

В связи с нынешними событиями на Украине часто вспоминается термин «окно Овертона» – это границы идей, которые могут быть приняты обществом. Условно говоря, в США 60 лет назад идея того, что чернокожие граждане могут ездить в автобусах на тех же местах, что и белые, а их дети могут учиться в тех же школах, что и белые, казалась абсурдной и экстремистской.

Сегодня же экстремистом назовут любого, кто усомнится в том, что чернокожие вообще чем-то отличаются от белых. Общество не изменилось. Просто окно Овертона сдвинулось.

То же самое касается феминизма, запрета телесных наказаний, декриминализации педерастии и прочих достижений прогресса.

Еще совсем недавно европейское общество не готово было это принять – женщины в Швейцарии получили избирательные права только в 1971 году, причем решение было волюнтаристским – на состоявшемся ранее референдуме 67% швейцарских мужчин высказались против голосования для женщин.

А уравнены в правах с мужчинами в целом швейцарки были только в 1985 году, причем перевес сторонников эмансипации составил менее 200 тысяч голосов. Телесные наказания в британских школах были запрещены только в 1999 году.

Мужские гомосексуальные отношения были декриминализованы в Шотландии в 1980 году, а в Северной Ирландии – еще позже. Печальная судьба отца информатики Алана Тьюринга, покончившего с собой после химической кастрации в 1954 году, также общеизвестна.

Границы нормы меняются довольно быстро, и о поразительном умении западных стран объявлять другие государства империями зла за то, что у них окно Овертона смещается недостаточно быстро, написано немало.

На Украине окно Овертона также сместилось, и его расположение свидетельствует о том, что гражданская война всех против всех в этой стране – свершившийся факт, а вовсе не гипотетическая угроза.

Потому что одобрение мученической смерти других людей объявляется, в зависимости от степени «продвинутости» пишущего, либо одобряемой нормой, либо простительной нормой.

Дегуманизация врага, а точнее его инсектизация, превращение в насекомое, колорадского жука – также объявлена нормой – и, снова вынужден напомнить, – термином «колорады» или «колорадская лента» любят блеснуть многие российские комментаторы.

Такого, кстати, не было даже во время Великой Отечественной – мы звали немцев «фрицами» или «гансами», они нас – «иванами» – то есть человеческими именами. Сейчас украинцы считают, что, подобно героям фильма «Звездный десант», воюют с насекомыми.

И, наконец, спасение людей и человеческое отношение к противнику, то есть норма, подается как экстремальный подвиг – я о том, с каким гипертрофированным пафосом пишут о том, что евромайдановцы «даже помогали» заблокированным огнем в Доме профсоюзов людям. Нормальное для любого вменяемого человека поведение выдается за экстраординарное.

Проблема в том, что попытки дегуманизировать врага приводят к собственной дегуманизации, к расчеловечиванию. Отказывая погибшим в Доме профсоюзов одесситам в праве считаться людьми, те, кто радуются их смерти, оказываются нелюдью.

Потому что – готов повторять это снова и снова – один человек не может радоваться смерти другого человека. Ни по какому поводу. Солдат может испытывать удовлетворение от выполненной задачи. Родственник жертвы может испытывать удовлетворение от отмщения в странах, где смертная казнь не запрещена. Но радоваться чужой смерти могут только людоеды, через какое окно на это все ни посмотри.

P.S. В воскресенье вечером одесская милиция освободила задержанных на Куликовом поле антимайдановцев – подтвердив таким образом, что российских граждан среди задержанных не было. Евромайдановцы с лозунгами «Слава нации! Смерть врагам!» и «Украина превыше всего!» вновь прошли маршем по Одессе и подняли над Домом профсоюзов украинский флаг. Корреспондент местного телевидения особо указывал на то, что евромайдановцы не осквернили возложенные на место гибели полусотни человек цветы – а ведь могли! Снова норма выдается за подвиг. Боже, храни Одессу...

Источник: http://polemika.com.ua/article-144957.html



Автор Industrial-Lady
Список произведений >>
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.