Книги сайта: «Мировоззрение», «Познай себя», «Основы адаптологии»,
«Вне привычного», Лекторий МВАП и «Что такое Я».
 
 

О философии - как периоде развития личности

Относится к   «Список тематических статей»

В этой статье будет показано почему философия является определенным периодом развития как отдельной личности, так и предметной области исследования.

Относится к разделу Философия

 

В этой статье будет показано почему философия является определенным периодом развития как отдельной личности, так и предметной области исследования. Эти выводы сделаны на основе уже хорошо изученных областей психофизиологии.

Каждый человек с самого рождения проходит в развитии последовательность критических периодов развития, каждый из которых начинается с созревания соответствующего нового слоя нейросети и заканчивается формированием специализированных для данного слоя распознавателей примитивов восприятия (а в третичных зонах и действия). Отсутствие в восприятии каких-то элементов в этот период навсегда лишает возможности распознавать и реагировать на эти элементы. Так, если в определенный период лишить котенка восприятия вертикальных линий, убрав все, что имеет вертикальную составляющую, то котенок не сможет видеть, узнавать и реагировать, например, на вертикально поставленную швабру и будет натыкаться на нее пока не научиться распознавать ее наличие косвенно.

 

При формирование поведенческих цепочек затрагиваются распознаватели третичных, ассоциативных зон мозга, для которых так же существует критический период формирования примитивов восприятия-действия.

 

Затем, уже в лобных долях, где формируются навыки творческого нахождения новых вариантов поведения для изменившихся условий, когда старые приводят к нежелательным последствиям, возникает система взаимосвязей, основанная на предшествующем опыте. Эта система или модель ситуации позволяет моментально прогнозировать возможные последствия действий в данных условиях и имеет распознаватель уверенности в результатах возможных действий.

 

В случае новых ситуаций, когда еще нет достаточно уверенных прогностических откликов, возникает ситуация, требующая осмысления потому, что, как показывает личный опыт, новое часто таит в себе неожиданные опасности и нежелательные последствия. В таком случае осознание ситуации переключается из режима корректирующего отслеживания наиболее важного и нового и корректировки поведения без его прерывания - в режим прерывания для осмысления, если, конечно, ситуация позволяет этим заняться, а не требует немедленных действий.

 

В режиме осмысления сознание получает возможность расширять границы внимания так, чтобы выйти из фокуса лишь только данной ситуации и распространить внимание на схожие в чем-то ситуации, чтобы получить доступ к прогностическим моделям тех ситуаций. С некоторым риском может быть опробован такой вариант. Но часто реальное применение откладывается. Если задача остается достаточно актуальной, то активность не ограничивается суточным ритмом и не гасится в течении сна генерализованным торможением, а остается активной в виде постоянной доминанты нерешенной проблемы. Или же после сна с первыми признаками необходимости решения снова становится активной.

 

Доминанта нерешенной проблемы - основа для субъективных построений предполагаемых моделей, которые могут развиваться без какой-либо проверки реальностью или с частичной проверкой очень долгое время и даже передаваться из поколения в поколение, обрастая непроверенными и, тем самым, неадекватными реальности представлениями, как это ярко проявлялось в стиле теоретизирований Аристотеля, пытавшегося исследовать природу сугубо "логическими" умозаключениями.

 

Такой характер построения умозрительных моделей, не проверяемых непосредственно в реальности, обычно называют философствоваванием. Строгого же определения собственно философии не существует в виду чрезвычайного разнообразия стилей и форм умозрительных моделей. В отличие от философствований, научный метод регламентирует построение предположений в непосредственной близости от уже надежно проверенной аксиоматической базы и обязательную проверку этих предположений.

 

Однако, когда в какой-то предметной области исследования еще нет надежной аксиоматики, приходится начинать именно с неопределенных умозрительных моделей, т.е. начинать с философии.

Таким образом, философствование является неизбежным этапом в развитии новых представлений, но если он не приводит к выработки надежной аксиоматики, то возникает субъективная система неадекватных реальности представлений.




Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2014-06-18

Статья по адресу: http://www.scorcher.ru/thems/12/O-filosofii-kak-periode-razvitiya-lichnosti.htm?printing=1