Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД

Короткий адрес страницы:
Другие фото-галереи автора  (есть Избранное)
Все фото-галереи

Обо всем на свете
Киргизия - Казахстан: Ак-Сайский ледник, Кель-Сай, Иссык_Куль

На этот раз - никаких таких памиров и ледников, а просто пикникисткая прогулка. Все из-за того, что на форуме некоторым вдруг захотелось устроить встречу онлайн-фанатов, и это мне показалось так смешно-наивным, что сместил фокус внимания, предложив провести желающих  'увидеть ваши мордашки'  к волшебно-карсивому озеру среди нетоптаных гор. Через месяц желающих осталось только 1 (одна) особь под ником minski. Но слово нужно было держать и поездка состоялась.
12-го августа мы с minski (в миру Георгием) прилетели под вечер в славный город Бишкек (что буквально означает национальную палку для взбивания кумыса, так что местная газета Вечерний Бишкек строго переводится как Вечерняя Палка) и 34 градуса не показались слишком жаркими из-за комфортной влажности как в саунах. В аэропорту зарядились местными симками лидирующего здесь оператора МегаГиперКом типа  все схвачено в одном флаконе  и нанесли первый звонок нашему будущему перевозчику Игорю в надежде на альтернативу дорогущим гостиницам. У Игоря был джип и с ним договорились о деталях путешествия еще из Москвы. Так что логично было и переночевать у него, чтобы выехать на следующий день. Жил он на краю города и таксист радостно утроил цену:  'Это очень далеко, байке!' .
По плану мы добираемся до сказочного озера Кель-Сай не со стороны Киргизии как это было всегда раньше у меня, а со стороны Казахстана потому, что по суровым слухам теперь пересекать горную границу на перевале грозило заключением до выкупа немалой суммой. В инете читал как российских рыбарей на лодке казахские погранцы обстреляли с вертолета, так что ну его нафиг... Попытки же связаться онлайн с погран-службой оказались безответными.
План начал корежиться, когда Игорь сообщил, что оформил бумажку для законного передвижения по Казахстану только с 15-го числа и что у нас 2 дня лишних. И тогда возникла первая корректировка: а не сходить ли нам завтра на высокогорную 'стоянку Рацека', что за альплагерем на крутом 4-х взлетном подъеме? Это было бы отличным акклиматизатором и проверкой на выживаемость.
Поутру Игорь отвез нас к альплагерю, и мы с Георгием пошли налегке (у меня была только фотосумка 6 кг) по столько раз раньше мной хоженой тропе в глубине поросшего лесом ущелья, а затем - по крутому склону. Нас ждали приключения, как то: смородина, которой мы кормились с кустов, красивый водопад, где Георгий поразил воображение впавшей в задумчивое созерцание туристки из словении и свое собственное тем, что решительно разделся и полез под ледяные низвергающиеся струи. По пути вверх встречались и другие интуристы разных народов и возрастов, особенно на обратной дороге, когда те уже вполне проснулись и только начинали свои приключения. А мы с Георгием рано и очень правильно ползли вверх, кое где карабкаясь по камням. На последнем взлете, там, где раньше одиноко ощеривалась торчащими камнями стен альп-изба стоянки знаменитого здесь военного альпиниста, внутри которой по стенам рыскали огромные крысы, мы увидели разнокалиберный палаточный городок, что поселило во мне немалое сожаление об утраченных временах девственной тиши этих мест. Альпинисты в основном - неприкрытые снобы, строго блюдущие изощренную для несведущих этику горников, мы же - по всем внешне проявляемым признакам - случайно залетные пузогреи и никак этой этике не соответствовали, так что их внимание миновало нас без акта осознанного восприятия.
Ледник отошел далеко назад, и ледопад теперь был, казалось, под самой  Короной - вершиной с зубьями башен наподобие шведской короны - главной красы местного пейзажа.
На подъеме Георгий продемонстрировал достаточную физподготовленностью, и я не сомневался в успешности значительно более легкого перехода до горного озера.
На следующий день Игорь отвез нас на восточный базар, где прикупили недостающее для путешествия, потом мы гуляли по расслабляющей сауне города, постоянно останавливаясь у трехбочковых пунктов выдачи прохлаждающих нац.напитков и отсиживаясь в кафе за мороженным. Я ловил местную экзотику в кадр, мы посмотрели сувениры в большом магазине, прошли галерею местных художников, любящих изображать лошадей и горы в гипертрофированных цветах, немного поиграли в теннис в сквере и купили бадминтонные ракетки для кельсая. Вечером у Игоря нас ждал очень правильный азиатский арбуз непередаваемо желанного вкуса и море квасов.
Ранним утром  чтобы успеть проскочить посты  мы поехали в Казахстан через горный массив Курдай. Это низкие известковые горы, прекрасное сырье для цементов, и в карьере цементного завода была обнаружена пещера, названная Именинница. Главный вход завалили огромным камнем, чтобы мародером, любящим скалывать пещерную красоту неповадно было, а еще один для пикникистов был недоступен. Я проходил к нему по почти вертикальной характерно шероховатой стенке с упором уже довольно высоко в противоположную. Вверху была дыра с коридором белоснежных кристаллов, ведущим к большому колодцу, на дне которой таились кальцитовые образования поражающей красоты.
Впереди нас ждала очень пессимистичная пробка беспорядочно сигналящих автомобилей вперемешку с местными маршрутками, нагло лавирующими среди менее искушенных водителей. Шлагбаум раз в десять минут ненадолго приоткрывался, запуская очередные 5-6 машин. Медленно, но мы пережили это и въехали, но, как оказалось, главное испытание психики только начиналось.
После того как на одной из казахский поргран.застав перестреляли весь контингент, президент Назарбаев громко поклялся укрепить границы и, похоже, мы наблюдали теперь результат.
Прочтя:  'Водитель, высади пассажиров' , разделились. Игорь завел джип в таможенный загон, мы по узкому коридорчику среди потных местных торгашей - к окошкам погранцов, а потом - к окошкам таможни. Это заняло немало терпения, мы вышли уже в Казахстане, но Игоря не было еще очень долго. Потом он позвонил в неподдельном смятении и сообщил, что таможенники разбирают его джип на запчасти, надеясь обнаружить траву или получить взятку. И что наши опрометчиво оставленные в машине рюкзаки послужили признаком контрабанды. Нам абсолютно необходимо перейти обратно в Киргизию, взять вещи и уже под тяжестью рюкзаков заново пройти снова всю процедуру у окошек (а я не понимал до того, нафига же эти суетливые восточные женщины так обвешались детьми и тяжелыми сумками в очередях к окошкам). Все это было настолько абсурдно (что мешает досмотреть рюкзаки без нас?  если что-то там найдем, все повесим на тебя  - было сказано Игорю) и так превосходило наши самые тягостные ожидания, что остановлюсь на этом способе издевательства подробнее тем более, что у него было изощренное продолжение в конце путешествия.
Мы прошли в Киргизию, конечно же, через обратную систему окошек и очередей к ним, нашли взмыленного и раскаявшегося Игоря, забрали рюкзаки и пошли к окошкам для перехода в Казахстан.  'Ну и что?'  - недоумевали неподкупно-суровые погранцы, не понимая наши претензии? -  'вы можете переходить границу хоть 200 раз сегодня, ничего страшного' . У последнего окошка Георгий был впереди (надо сказать, что белорусских граждан здесь очень не приветствуют потому как их батька приютил сбежавшего президента Бакиева) меня и когда его опять обсмотрели и вычислили через компьютер, а он прошел на свободу, обе зеленые фуражки в кабинке взглянули друг на друга и вдруг весело заржали, но потом увидели меня тоже с рюкзаком и спросили:  'Ты с ним, что ли? Тогда скажи ему, чтобы вернулся, мы проставим ему вторую печать'. Я сказал. Георгий пошел за второй печатью, встретил возвращающегося так же за второй печатью парнишу, который предположил, что погранцы со скуки прикалываются. Потом оказалось, что не только прикалываются, но и солидарно дают возможность подзаработать друганам потому как без этой печати строгий и неподкупный таможенник даже не пропускает к окошкам в сторону Киргизии.
Наконец Игоря выпустили. Выезжая очень ранним утром, мы потеряли столько времени, что уже палил полдень. А ему еще нужно было продлевать Очень Важный Документ, регламентирующий срок присутствия гражданина Киргизии на территории суверенного Казахстана. Что интересно, граждан России и Беларуссии это ограничение не касалось. После почти безнадежных поисков, где такой документ можно продлить в городе Алматы (бывшая столица) у найденного заветного окошка у Игоря стали выпытывать, а где он будет жить?.. Он ответить, что в палатке и, к нашему удивлению этого оказалось достаточно, но, узнав, что мы собираемся посетить Кль-Сай, окошко в отместку сообщило, что там три дня назад пристрелили егеря и наши дела плохи.
На склоне дня мы закупили арбуз, нашли подходящий овраг в поле не очень далеко от трассы, накосили шалфея пополам с коноплей - в качестве подстилки на действующий муравейник (местные муравьи не собирались закрывать его на ночь) и разложили спальники. Арбуз оказался самым высшим из тех, что нам довелось испробовать в этом путешествии.
Десяток километров дороги на Кель-Сай оказались отвратительными настолько, что лучше было ехать по грунту рядом с искромсанными кусками асфальта. Параллельно змеилась прекрасная, только что откатанная укладчиками дорога, но все въезды на нее были засыпаны валом щебня. И вот шлагбаум в наци.пакр и строгая пожилая казашка, деловито сверкая очками увлеченно подсчитывает чего нам будет стоит пребывание в заявленные 8 дней. Выходило, что 17 тысяч их тенге, примерно по 2000 за сутки. Но в иненте было четко написано, что сутки там стоят всего 250 тенге, так что мы разменяли деньги в этом расчете. Любую другую валюту непреклонная казашка брать отказалась и пришлось оплатить только 3 дня.  'А лошадь стоит 5 тысяч тенге'  - вдогонку сообщила казашка.
Нижнее озеро с высоты подъездной дороги было великолепно в лучах полуденного солнца. Но теперь казалось, что времени так мало, что нужно было резво собираться и бежать к главной красоте - среднему озеру. Мы с Георгием собрали рюкзаки, я повесил спереди еще свою фотосумку и попрощались с Игорем, который пока оставался, чтобы надежно пристроить джип.
Поросшее высоченными елями ущелье было празднично красивым, внизу со склона лазурной заманчивостью сверкало огромное озеро, далее вверх змеилась речка.
Мы ползли круто вверх, было довольно жарко. Где-то посредине пути обнаружили промышленные залежи малины, остановились пока не наелись до мыслей о том а не вредно ли столько аспирина, доза которого содержится в малине. Попадалась и черная смородина, что в горах не сравнима с равнинной по целебной силе.
К концу дня подошли к началу среднего озера и на быстро вечереющем берегу поставили палатку. Надо сказать, что темнота здесь наступает довольно резко, почти как в тропиках, не то, что длинные сумерки в московии. При этом на небе возникают столько звезд, что ясно виден млечный путь с темными пятнами пылевых туманностей, заслоняющих звезды диска нашей галактики.
На газовом примусе разогрели еду из сублиматов, чай, наелись и культурно завалились спать без всяких плясок у костра, хотя если бы с нами была еще женщина, то без этого бы не обошлось.
Утро было прохладно и росисто. Озеро местами обрушило склоны до коренных пород, и высокие скалы с обоих берегов нужно было обходить поверху, что мы утром и сделали, спустившись по очень крутому склону к пляжу на другом конце, где окончательно и обосновались.
Первый день проходил идиллически, все вокруг было прекрасно, похоже, никто не собирался сюда приходить кроме нас. Мы побродили, набрали немного грибов к обеду, искупались, я побродил по с трудом узнаваемым, изменившимся местам с фотиком, залез в воду под скалой чтобы снять показавшийся эффектным ракурс и, ловя в кадр луч солнца из-за елей на верху, принялся пятиться пока не попал в яму и не ухнул в воду вместе с фотиком. Он побывал в почти дистиллированной, мало минерализованной воде всего секунду, но этого хватило для того, чтобы он намертво обиделся, так что все оставшееся время я сушил его, надеясь на прощение.
Пополудни следующего дня, прогуливаясь по пляжу, увидел как по обрывистому склону далеко вверху идет лошадь и еще несколько фигурок. Блин!... Это были сектанты-шизотерики в количестве 4 особей (две мужских, две - женский для парных занятий тантрой). Они наняли лошадь и оплатили целую неделю. Последним показался наш Игорь с рюкзаком. Главный адепт узнавался по очень серьезному, погруженному в потустороннюю задумчивость виду. Дамы были в возрасте и с жирком, что, видимо, не мешает занятиям тантрой, когда ничьи недостатки - не помеха, если ты и партнер - боги и предаются божественной любви. Они бесцеремонно приватизировали нашу еще не остывшую печку и наши собранные дрова. В целом мы игнорировали их и соорудили новую печку. Я жалел, что макнул фотик и не могу заснять их ритуалы.
Попытка найти дорогу к верхнему, третьему озеру оказалась неудачной: прежняя тропа заросла полностью, видимо давно уже никем не востребованная, многое изменилось, так что мы с Георгием прошли по склонам почти до гребня, сделали большую дугу и спустились у озера. Поджарили колбасу на прутиках, срезая ее с боков как шаурму, но не осилили и воткнули прут с остатками в травянистую землю на виду у шизотериков. Он недвусмысленно олицетворял торчащий фаллический символ их веры.
Шизики вечерами резвились долго и громко у своего костра и в палатках, не давая нам спать, так что утром третьего дня, еще когда они, уставшие от выполненного шизо-долга, дрыхли, мы, уже не сожалея о раннем уходе, собрались и пошли к нижнему озеру, опять, уже втроем с Игорем, наевшись малины в промзоне ущелья.
Игорь предложил возвращаться не через Алматы, а проехать еще дальше, чтобы миновать погранзону напротив дальнего конца гигантского озера Иссык-Куль (250 км длина, 50 км ширина) и там наверстать гуд тайм. Там мы и проделали. Но... в погранчасти в погранпоселке нам непреклонно пояснили, что застава закрыта со времен второй революции (чтобы крысы с корабля не бежали в этом месте) и даже интуристов отправляют далеко обратно через Курдай. Абсурдность этого была настолько велика (ехать лишних 700 км тогда как Иссык-Куль был вот он, совсем рядом), что мы попробовали поспрашивать местных жителей, а нет ли какой-то обходной дороги, но никто не помышлял возможности нашего нелегального проезда.  'Неужели 100 процентов нет шанса?' - потрясенно спросил Игорь у местного водилы.  '1000 процентов нет шанса!'  - суеверно округлил глаза тот. И мы поехали задним путем, пройдя на следующий день зловредную таможню.
Времени до отлета оставалось много и нужно было придумать чем его лучше занять. Можно было бы сходить на вершинку типа Комсомолец дня на три, но Георгий не пожелал таких приключений. Игорь предложил, все же, съездить на Иссык-Куль, где у него был ключ от пустующего дома. Этот вариант был принят. Пару дней мы провели в попытках отремонтировать фотик у местных ломастеров - безрезультатно. В качестве прогулки полазили по местным предгорьям с заходом на речку, заросшую ежевикой, которой мы и объелись с Георгием.
Иссык-Куль вполне удался. Игорь захватил туда своего сына. Брошенные огромные сады яблок, которые раньше собирали, чтобы отвезти на продажу в Казахстан через погранпост рядом, теперь никому не нужные после закрытия поста просто облетали и яблоки ели осы. Заросли барбариса и облепихи так же были несметны. А барбарис легко собирается и хорошо отжимается. Его сок с сахаром необыкновенно приятен и полезен. Мы купались, играли в бадминтон, сходили в местное ущелье, заросшее елью, конечно, далеко не такое красивое как Кель-Сай. Все это было очень приятным дополнением к путешествию. Игорь проникся к специфике гида-водителя и заявил, что готов вот так сопроводить желающих и впредь, если таковые найдутся.
Самолет из Бишкека в Москву приземлился под низкими облаками, переходящими в туман, и пассажиры облегченно зааплодировали мастерству летчика. Потом мы долго ехали от пробки к пробке из аэропорта, пронизывая потоки промозглого дождя в серо-унылом месте обитания людей, довольных цивилизацией, а недовольные аборигены прозябали в далекой тепло-курортной Киргизии и ели плоды, которые никто и никогда не сможет завести в пожухлые от дождя края московии в свеже-ароматном виде, а не дозревающими недоспелками :)