ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНОЙ
УСТАНОВКИ И РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ
Е.А.Черемушкин, Н.С.Курова
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва, Россия
В результате влияния осознаваемых и неосознаваемых стимулов, действующих на человека в конкретной жизненной ситуации, в высших отделах головного мозга, а именно в префронтальной коре, на неосознаваемом уровне формируется некое внутреннее состояние, которое влияет на восприятие осознаваемых стимулов. Это свойство внутренних состояний хорошо выявляет методика, используемая при изучении когнитивных установок. Она состоит из двух частей. В первой части испытуемому многократно предъявляются определенные стимулы, в результате чего в ЦНС образуется специфическое внутреннее состояние, готовность к восприятию последующих экспозиций, т. е. установка. Во второй, тестирующей установку части опыта, при изменении стимулов у испытуемого, находящегося под влиянием сформировавшегося внутреннего состояния, наблюдается несоответствие между стимулами и реакциями.
При исследовании зрительной неосознаваемой установки, у взрослых здоровых людей (n=60) использовалась методика «нейтрального шрифта». Предъявлялось два вида словесных стимулов: при формировании установки – изображенные рукописным шрифтом латинского алфавита псевдослова; при тестировании эффекта установки – русские слова, составленные из букв, совпадающих в рукописном шрифте по написанию с латиницей. О степени инертности установки судили по количеству предъявлений, в которых испытуемый воспринимал русские слова как иноязычные, лишенные смысла (явление так называенмой «интеллектуальной слепоты»). В первой серии опытов испытуемые осуществляли опознание псевдослов/слов и произносили их вслух после того, как на экране появлялась точка; во второй - в каждой пробе после опознания и появления точки они должны были сначала нажимать на кнопку, и только после этого произносить вслух прочитанное псевдослово/слово. В последнем случае усложнение задания увеличивало нагрузку на рабочую память испытуемого.
Исследования показали, что введение дополнительной деятельности в процедуру эксперимента не увеличивает количества проб, в которых не опознаются слова. Вместе с тем, обнаружены различия в показателях функций когерентности ЭЭГ, отводимой перед исследованием и в межстимульные интервалы. Когерентные связи потенциалов в диапазоне тета-частот в лобной области коры больше выражены у испытуемых той серии опытов, где задание было более сложным. Этот результат наблюдался только в двух стадиях эксперимента: непосредственно после инструкции и при «актуализации» установки, когда происходит рассогласование между сформировавшейся установкой на псевдослова и новыми стимулами. При этом на стадиях эксперимента, где испытуемый правильно опознает стимулы, различия в параметрах функций когерентности между сериями отсутствуют.
На стадии актуализации установки, когда сохраняется нисходящее влияние сформировавшейся ранее установки на восприятие новых стимулов, происходит усиление активации фронтальных областей коры больших полушарий. Можно предполагать, что при усложнении когнитивной деятельности, когда усиливается нагрузка на рабочую память, процесс смены установок требует большей активации структур лобной коры. Даже относительно небольшое увеличение нагрузки на рабочую память, которую мы использовали в данной работе, по-видимому, затрудняет процесс смены установок, однако с помощью дополнительной активации лобной коры это компенсируется на поведенческом уровне.
| ||||||||||||