Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Концепция Коллективного Разума Н.Моисеева

Относится к   «Фасеточный разум»

Концепция Коллективного Разума Н.Моисеева

Со времени публикации была проделана работа по развитию прототипа системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) и появилось много новых данных и материалов с которыми можно ознакомисться в трилогии «Основы фундаментальной теории сознания» и точки входа теории МВАП «Организации механизмов мозга человека».
Благодаря В.И.Вернадскому идея ноосферы утвердилась в умах ряда советских (и российских)
       ученых, хотя официально исследования в этом направлении не поощрались. В начале 90-х годов в
       научных изданиях России вышла целая серия статей, посвященных проблеме ноосферы (33). В 1990 г.
       был даже организован Международный институт ноосферы (при международной ассоциации "Кос-
       мос и философия")(34). Однако отношение к ноосфере противоречиво, а нередко - и негативно (Л.Н.
       Гумилев, В.А.Кутырев и др.).      
            
                   Некоторые из современных подходов к концепции Вернадского сводятся к тому, чтобы
       увидеть в ней единственный путь развития, способный предотвратить экологическую катастрофу
(35),
       или предельно расширить область применения понятия ноосферы, одновременно выделив в
этой
       области научную территорию
(36), или найти в концепции новый смысл - информационный (37).

                   Нельзя не сказать и о категоричном неприятии идеи ноосферы многими православными ве-
       рующими (см. форум на сайте дьякона А.Кураева).
       ---------------------------
                   
(33). См.: Савицкий И. Ноосфера и формирование человека. - Вестник высшей школы, 1990,
      
N3; Урсул А. Ноосфера - основа мировоззрения. - Там же, 1991, N5; Яншина Ф. Ноосфера В.Вернад-
       ского: утопия или перспектива. - Общественные науки и современность, 1993,
N1 и др.
          
         (34). См. Урсул. Указ. соч.
          
         (35). Там же.
          
         (36). Назаров А.Г. В поисках ноосферной реальности. - НООСФЕРА: Бюллетень Неправитель-
       ственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. 2001,
N11. - http://www.vernadsky.ru/Bul/
       Bul_11/11-8.htm. - см. в библиотеке сайта.
          
         (37). Платонова Э. Ноосфера и информационное пространство. - "ЧИЖ - человек и жизнь." -
       http://mykm.ru/view/view.asp?id... - см. в библиотеке сайта.

                    В целом, на мой взгляд, наблюдается рост пессимизма в отношении ноосферной теории
       Вернадского, и предвидеть ее перспективы нелегко. Вместе с тем, она стимулировала рождение на
       свет многих смелых научных идей и новых мировоззренческих ценностей.
           
       Под влиянием ноосферной традиции сформировалось одно из наиболее интересных явлений
       теоретической мысли последнего времени - концепция Коллективного Разума Н.Н.Моисеева. Попы-
       таюсь построить краткую логическую схему (систему) идей и гипотез Моисеева, касающихся исследу-
       емой проблемы, и максимально точно передать его мысли.                 

                  
Он использует понятия "ноосфера", "информационное общество", "коллективная память", "ис-
       кусственный интеллект", в том числе понятие "коэволюция" - одно из ключевых в его концепции
       развития, и введенные им понятия "Коллективный Интеллект", "Коллективный Разум".
          
         Отношение Моисеева к проблеме ноосферы было достаточно сложным. Он писал: "вступле-
       ние в эпоху ноосферы, т. е. в тот период истории, когда биосфера и общество будут развиваться как
       единый организм, как кооперативная система, эволюция которой следует целенаправляемому нача-
       лу, стремящемуся (но не гарантирующему) обеспечить гомеостаз(38) человека и биосферы, как мне
       представляется, в принципе возможно. Но оно будет означать качественное изменение характера
       эволюции общества и человека . И не только общества, но и биосферы как системы."(39)
          
         Проводившиеся им и его коллегами компьютерные эксперименты, при всем их несовершен-
       стве (по оценке самого Моисеева - Е.П.), показывали, с одной стороны, огромные трудности, которые
       необходимо преодолеть, чтобы вступить в эпоху ноосферы, а с другой - принципиальную возможность
       этого.                  
                   Произойдет ли указанное событие (явление бесспорно общекосмичекского значения) - заранее
       сказать нельзя. Переход к ноосфере вовсе не предопределен. Эту же мысль, но более категорично,
       Моисеев высказал в одной из своих последних работ - в статье
"Системная организация биосферы и
       концепция коэволюции": "Авторы теории ноосферы (Э.Ле-Руа, П.Тейяр де Шарден и В.Вернадский -
       Е.П.
) полагали, что формирование ноосферы неизбежно, а Вернадский говорил даже о начале нашего
       вступления в ноосферу. Я категорически отвергаю подобные утверждения. Ноосфера как состояние
       биосферы желательна, она гарантирует дальнейшее развитие рода человеческого, но нельзя утверж
      
дать, что ее наступление столь же неотвратимо, как и экологический кризис."(40)
       ---------------------------
                    (38). Гомеостаз - в экологии - состояние динамически подвижного равновесия экосистемы,
       поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, регулярным возобновлением основ-
       ных ее структур, вещественно- энергетического состава и внутренних свойств, а также постоянной
       функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях. Гомеостаз направлен на максимальное огра-
       ничение воздействий внешней и внутренней среды, сохранение относительного постоянства струк-
       туры и функций в системе. Греч.
Homos - похожий + Stasis - состояние. - Яndex/ГлоссЕст (EDI - Press).
          
         
(39). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. -
       224 с. - С. 86-90.
          
          (40).  Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции. - Обществен-
      
ные науки и современность. 2000, N2. - см. библиотеку сайта.
 
          
          
А теперь об основных понятиях, содержание которых раскрывает Моисеев:
          
           Искусственный интеллект (его не следует путать с понятием Коллективный Интеллект (Ра-
       зум)) - появился сравнительно недавно, и означает он техническую систему, "создаваемую человеком
       для упрощения его взаимодействия с компьютером и вообще с информационными системами. Ис-
       кусственный интеллект делает доступным использование компьютера лицам, не имеющим профес-
       сиональной подготовки в области информационной техники."
                     Коллективный Интеллект - природное явление, результат сложнейшего эволюционного про-
 
     
цесса человека и общества. Его корни - в необходимости думать и действовать сообща, т. е. обмени-
       ваться информацией. В процессе совместной целенаправленной деятельности формируются общие
    
  знания, коллективная память, возможность коллективных действий и способы их реализации. Ско-
      
рость развития Коллективного Интеллекта непрерывно возрастает, особенно в эпоху компьютериза-
   
 
  ции и становления искусственного интеллекта, который служит важнейшим техническим средством
    
  развития Коллективного Интеллекта; использование последнего формирует положительную обрат-
       ную связь.
Коллективный Интеллект - "это система, объединяющая людей информационными свя-
       зями, благодаря которой им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. В
    
  результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и
    
  действий."
           
           Коллективный Разум  возникает вместе, одновременно с индивидуальным разумом; они раз-
    
  виваются параллельно и вместе с развитием человека, общества, ростом потребности в обмене ин-
       формацией и принятии коллективных решений. Коллективный Разум развивался значительно быст-
    
  рее разума индивидуального и его роль в жизни сообществ все время возрастает. Вместе с ним со- 
       вершенствуется язык, кодирующий информацию и средства ее передачи. Существует положительная
    
  обратная связь развития Коллективного Разума и сложности человеческой деятельности, интесив
       ность этой обратной связи также возрастает; ее главная составляющая в настоящее время - обмен
    
  идей, гипотез, предположений, интерпретаций тех или иных феноменов. "Коллективный Разум
    
  объективно становится неким инструментом, управляющим (целенаправляемым) действиями лю-
       дей." Вооруженный техническими новшествами информационных технологий последних десятиле-
      
тий, он приобрел удивительное могущество.
                  
 Коллективный Разум и коллективная память - единственные формы коллективной собствен-
       ности , использование которых в нормальных демократических условиях, не допускающих "инфор-
       мационного тоталитаризма", ведет только к ее накоплению.
          
         Н.Н. Моисеев указывал, что Коллективный Разум - достаточно традиционное понятие.
По его
       мнению, существование Коллективного, или Общечеловеческого, Разума людьми было уже давно
       замечено и понято, что именно он определял наше общее развитие последние тысячелетия. В древ-
       них учениях о познании выделялось достигнутое людьми коллективное знание. Пришло время прев-
       ратить эти вопросы в предмет интенсивного научного анализа. По Моисееву Коллективный Разум
       является не только источником творчества, но формирующим началом духовного мира человека,
       среди продуктов которого - религии. Он предложил явно спорный тезис о том, что многие восточ-
       ные религии прямо отождествляют Коллективный, или Мировой , Разум с божественным началом.
       В западноевропейской философии подобные представления в той или иной мере просматриваются
       у Огюста Конта.
                  
 В тоже время Коллективный (Мировой, Общечеловеческий ) Разум (Интеллект) выступает у
       Моисеева в качестве некоего природного явления и имеет информационную, кибернетическую сущ-
       ность.
          
         Лавиноообразное развитие средств связи, и такой же процесс накопления и обработки ин- 
       формации и компьютерных технологий создает, по убеждению Моисеева, совершенно новые воз-
       можности для развития Коллективного Разума. Весьма привлекательна своей конкретностью гипо-
       теза Моисеева: увеличение числа нейронов в мозге живого существа привело однажды к появлению
       сознания, свойства которого никак не являются следствием свойств отдельных нейронов, и которые
       практически идентичны у всех живых существ. Почему же нечто похожее не может произойти с Кол-
   
   лективным Интеллектом, где роль отдельных нейронов играют индивидуальные разумы и отдель-
       ные информационные системы? "Если моя гипотеза верна, - писал Моисеев, - то однажды неизбеж-
       но произойдет качественное изменение места Коллективного Разума в планетарной организации
       человечества."(41)
                   Моисеев выразил надежду на то, что Коллективный Интеллект уже в ближайшие годы смо-
       жет не только отслеживать происходящие события, но и формировать систему необходимых дейст-
       вий, обеспечивающих гомеостаз человеческого общества. Однако для их реализации нужна еще и
       коллективная воля, а значит, и соответствующая организация общества. Потребуется качественное
       изменение социальной структуры последнего. и что еще важнее - системы нравов. Превращение
       "четвертой власти" (СМИ) во властителя мыслей остальной части населения должно быть исключе-
       но. Изменение системы нравов должно вести к превращению СМИ в составную часть Коллективно-
       го Разума, более того  - в важнейший механизм самоорганизации общества, направляющий его раз-
       витие на формирование нового гомеостаза.(42)
 
       ----------------------------
                  
 (41). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации.., с. 89.
          
         (42). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации.., сс.77-81, 86-90 др.
                
           
         Постепенно в Рунете увеличивается  число публикаций, авторы которых так или иначе вы-
    
  ражают свое понимание глобального и планетарного сознания. Некоторые из них носят вполне на-
    
  учный характер, но большинство - тексты, самые разные по форме и содержанию, представляющие
       собой в лучшем случае философские декларации об определенных позициях. Авторы публикаций
    
   затрагивают множество проблем современной жизни в области экологии, политики, культуры (43),
    
  объединяясь в одном - проблемы увязываются с процессом формирования глобального или плане-
       тарного сознания.                  

                   С большим трудом углубляется понимание значения сознания в планетарном развитии как
       особого феномена всеобщего существования, а не только его функции - мышления, причем исключи-
       тельно научного. Хотя и последнее имеет место. Так, в статье Т.Андреевой "Антропоцентризм и био- 
       сфероцентризм - две линии развития человечества" делается попытка разобраться в современной ме-
       тодологии понятий "глобальное" и "планетарное" сознание.
                   В понимании
планетарного сознания Андреева предлагает выделить два аспекта: "1.В узком
      
смысле - это индивидуальная способность человека осмысливать универсальные параметры своего
      
особенного существования. 2.В широком - это такая рефлексия, при которой всеобщее превращается 
       в предмет философского исследования, т.е. осуществляется самосознание человечества." (44)
                   Мне представляется, что в случаях, когда осмысливается "универсальное " и "всеобщее", пра- 
       вильнее было бы говорить о действии космического сознания.
                   Психология рассматривает самосознание как образ собственного "Я" и установку по отноше-
       нию к самому себе. Но для так называемой "Я-концепции" самосознание еще и представленность ин-
       дивида в себе, как в другом. Достаточно ли этого для понимания сути общечеловеческого самосозна-
       ния? Думается, возникает необходимость в более глубоком философском исследовании обозначив-
       шегося вопроса.
                   Продолжим прерванную цитату из статьи Т.Андреевой: "Думается, что употреблять термин
       "глобальное сознание" можно и нужно лишь в смысле "общественное сознание, отражающее глобаль-
       ные проблемы". И далее: "Таким образом, "глобальное сознание" - это осмысление проблем экзистен-
       ции индивидуального "Я" в неразрывной связи с бытийностью всех людей, что на высшей ступени
       рефлексии обозначается как новая диалектическая взаимосвязь "я - человечество"."  Но Т.Андреевой
       все же не удалось провести ясного разделения между понятиями глобального и планетарного созна-
       ния.
                   Интересно, что Т.Андреева, а также Э.Платонова (см. выше) обращаются к идее П.Флоренско-
       го о пневматосфере, изложенной им в письмах к В.Вернадскому. Речь идет об "
особой части вещест-
       ва, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа", которая, по мысли Флоренско-
       го может существовать в биосфере или даже на биосфере (45). Называются еще гипотезы
Ю. Лотмана
       о "семиосфере", Й. Левина и В. Налимова о "пневмобиокосмосе", Э. Ильенкова о "космологии духа". (46)
       ------------------------
                    (43). См. тексты в библиотеке сайта (раздел "Глобальное и планетарное сознание") и др.
          
         (44). Андреева Т.А. Антропоцентризм и биосфероцентризм - две линии развития человечест-
       ва. - см. в библ-ке сайта.
          
         (45). См.: Платонова Э. Ноосфера и информационное пространство ...
          
         (46). Андреева Т.А. Антропоцентризм и биосфероценризм ...

                   На мой взгляд, позицию Андреевой ослабляет привязанность к ноосферной теории В.И.Вер-
       надского и упрощенное понимание природы сознания. Мы снова встречаемся со старой ошибкой -
       сознание отождествляется  с его функцией - мышлением. Рефлексия, как известно, - главным обра-
       зом акт осознаваемого отражения. Но разве бессознательному нет места в нашей проблеме? Кроме
       того, Андреевой упускается роль техники (о которой говорил тот же Вернадский).       
                   Совершенно другое видение проблемы читатель найдет в статье (скорее философском эссе)
       В.Папкова "Путь к планетарному сознанию", которое представляется ему
вырастающим из религиоз-
       ного сознания, синтезирующим позитивное содержание каждой религии и принимающим во внима-
       ние все достижения современной науки. (47)

          
        
Суть вопроса, как всегда, в методологии подхода.                  
                    Естественно, что у идеи глобального и планетарного сознания есть противники, и их немало.
       Кроме обыкновенного подсознательного страха, существуют, очевидно, неявные, но сознательные мо-
       тивы их позиции. У заметки
"Планетарное сознание искажает сознание" более, чем красноречивое
       название. Хотя в самом тексте вы не встретите ничего, что оправдывало бы его. (48)
                  
 Готов согласиться с версией автора статьи "Потрясение светлым будущим-2": "Концепция
       единого мирового сознания отпугивает современного человека прежде всего тем, что в центре его
       нам представляется некий всевидящий и всемогущий Большой Брат, контролирующий и направляю-
       щий каждый шаг отдельных индивидов. Но так ли необходим Большой Брат для единого сознания?
       Как мы знаем, у человеческого мозга нет единого центра, так же как нет единого центра у вселенной
       или у вездесущего бога." (49)
                    Что бы там ни было, энтузиастов глобального мировоззрения можно найти всюду.
                    Достаточно популярное в США движение "New Age" развивает принципиально иное направле-
       ние в понимании глобального сознания и путей его формирования. Возьмем проект "World ViewZ"  и
       деятельность Друнвало Мельхиседека, "всемирно известного лектора и автора книг
", которого многие
       знают по семинарам "Цветок Жизни". Например, в интервью, напечатанном на сайте "Глобальное
       Видение", он поднимает экологические проблемы планеты. Он исходит из того, что внешний мир
       (физический) и внутренний (духовный) взаимосвязаны, и потому призывает "войти" в свое сердце, "бла-
       годаря которому мы можем привести мир в гармонию и исцелить его... мир спасёт не технология, а че-
       ловеческая суть." (50) Проект же предусматривает глобальные молитвы и медитации во имя исцеления
       планеты; там же можно найти пророчества и послания Мира от группы "новых детей-экстрасенсов". (51)
       ---------------------------
                    (47). Папков В. Путь к планетарному сознанию. - см. в библ-ке сайта.
                    (48). Планетарное сознание искажает сознание. - см. в библ-ке сайта.
                    (49). Алекспрома. Потрясение светлым будущим-2. - см.в библ-ке сайта.
                    (50). Земля и Небо - Путь Сердца. Репортажи о переходе планеты Земля на новый уровень
       сознания - уровень Сознания Единства. - см. в библ-ке сайта.
                    (51). Там же.

                   
Таким образом, наличествующие представления о глобальном и планетарном сознании пре-
       дельно разнообразны, как и представления о путях движения к ним, средствах и способах их дости-
       жения. Наиболее реальной и перспективной, вне сомнения, выглядит концепция Н.Моисеева о Кол-
       лективном Разуме.




Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Концепции фантазии | Концепция личности | Привлечение вдохновения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Ashok Muthukrishnan - РЕВИЗИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОТОНА | Возможные концепции бессмертия в современной культуре | КОБ: Концепция общественной безопасности | Способность к сложному коллективному поведению может возникнуть благодаря единственной мутации | Принимая коллективное решение, пчелы-разведчики убеждают оппонентов замолчать | Простая система межклеточной коммуникации обеспечивает разнообразное коллективное поведение | Выбирая место для колонии, муравьи используют «коллективный мозг» | Измерение «коллективного интеллекта» оказалось возможным | Центр Коллективного Сознания | Эволюция и коллективный разум | Измерение «коллективного интеллекта» оказалось возможным | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Голографический принцип | Как найти смысл жизни | Космический разум | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Организация памяти | Поиск смысла жизни
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:1050312268

Авторские права сайта Fornit