Появление и широкое
распространение с начала 90-х годов в России новых
"конфессиональных" образований тоталитарного типа ("Фонд Новой
Святой Руси" (Богородичный Центр), "Белое братство", "Сознание
Кришны", "Аум Сенрике", "Община Виссариона", "Универсальная церковь
Муна" и т.п.) стало несомненным социокультуральным фактом, а их
конкретная деятельность поставила вопрос об оценке вреда здоровью
адептов этих "конфессий". Этот вопрос поднимают не только близкие
вовлеченных в новые секты, общественные организации, например,
"Комитет по спасению молодежи", но и правоохранительные органы.
Поскольку, по некоторым данным, в тоталитарные секты уже вовлечены сотни тысяч наших сограждан, активность вербования новых членов нарастает, указания на причинение вреда физическому и психическому здоровью поступают все чаще и правоохранительные органы уже вынуждены заниматься этими вопросами, то ознакомление хотя бы в общих чертах юристов с возникшей проблемой представляется актуальным. Образование новых сект, новых религиозных учений, которые относятся Всемирным Советом церквей к еретическим, прослеживается на протяжении всей истории цивилизации, особенно в переходные и нестабильные периоды. Одни из таких ересей возникали, другие умирали, однако они никогда не приобретали такого организационно-структурированного характера, не имели такой мощной финансовой базы, тенденций экономической экспансии, политических претензий и такого глобального, действительно всемирного распространения. По разным подсчетам в мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект и новых культов по своей сути мало друг от друга отличающихся и создающих одни и те же общегуманитарные проблемы. Подтверждением этому является создание всемирных центров, изучающих с религиозных, социологических, психологических, психиатрических и юридических позиций эту проблему проникновения сект и культов в современную жизнь именно как новое глобальное, транскультуральное явление. Распространение квазирелигиозных учений в конце ХХ века следует связать с той характерной для нашего времени духовной опустошенностью, которую Виктор Франкл в своей вышедшей многомиллионными тиражами книге "Человек в поисках смысла" назвал экзистенциальным вакуумом - отсутствием у людей смыслообразующих ценностей бытия, потери нравственной, социальной ориентировки своего "Я". Наряду с отмеченным экзистенциальным вакуумом важной транскультуральной особенностью нашего временя является заполнение общественного сознания самыми противоречивыми, но неизменно сенсационными сообщениями о реальности белой и черной магии, оккультизма, шаманства, астральных воздействий, сверхъестественных событий, о жизни "за гранью реальности", о международном признании успехов доморощенных экстрасенсов и колдунов. Когда все это дополняют беспрерывные рекламные предложения "закодировать" и "раскодировать", использовать знания "ученых" астрологов и хиромантов, а также теле-шоу с магическими целителями, посетителями внеземных цивилизаций, реципиентами космических энергий и т.д.- и все это в наукообразном виде -, то прессинг такой ежедневной загрузки сознания через все информационные каналы не мог не привести к восприимчивости общественного менталитета как псевдонаучных, так и квазирелигиозных мировоззренческих позиций. Результат этого изменения в общественном менталитете явился в виде суеверия, названного нами "научной мистикой". Такое абсурдное словосочетание наиболее точно определяет ту действительно абсурдную реальность одновременного принятия псевдонаучных и квазирелигиозных представлений. Эта реальность менталитета "научной мистики" создала благоприятную почву для роста неоконфессиональных образований, снизила интеллектуально-критическую сопротивляемость восприятия явной нелепицы, содержащейся в учениях новых культов и сект. К нашему времени в наибольшей степени применима цитата из К.Ясперса по его книге "Смысл и назначение истории": "Можно, пожалуй считать, что способность принимать на веру даже самый грубый абсурд поразительным образом увеличивается в современном человеке. Он так легко поддается суеверию. Но там, где есть суеверие, победить может только вера, не наука." К сожалению, это также траскультуральный факт, снижающий арсенал средств борьбы с неокультизмом. Изучение "первоисточников" новых псевдорелигиозных учений, во-первых, показывает, что они являются самостоятельным явлением, не имеющим духовной связи с основными религиями, во-вторых, вызывает сомнение сама возможность называть их собственно религиозным движением, а не каким-то мафиозным образованием, преследующим корыстные цели под ширмой религиозности, и наконец, требуется дифференцированный подход к конкретному содержанию этих учений, чтобы разграничить заведомую абракадабру, которой пытаются запутать вербуемых, от бредовой продукции психически больных, которую используют в корыстных интересах психически здоровые люди. Так, если изучить распространяемое в нашей стране "Обращение высшего разума вселенной ко всем жителям Земли в связи с переходом в эру Водолея", то остается впечатление смеси упомянутой "научной мистики" с миссионерским бредом. Книга под названием "Малая крупица Слова Виссариона, являющего Последний завет от Пославшего его Отца Небесного" выглядит как отнесенная к настоящему времени компиляционная нелепица с претензией на замену христианского Евангелия. Небезынтересно отметить, что новые "конфессии" поделили между собой сферы влияния. Так, если "Универсальная церковь Муна" ориентирована на студенчество, интеллектуальный слой населения , то "Учение высшего разума вселенной Виссариона" ориентировано на людей более низкого образовательного уровня. Удивляет, как при отсутствии необходимого официального разрешения, книги и "учебники" Муна и других новоявленных "учителей" и "спасителей" уже широко распространяются не только в общественных местах (например, почти на каждой станции метрополитена), но и в школах и даже в высших учебных заведениях (в Московском, Тверском и других университетах). Появление и широкое распространение в России новых псевдорелигий, тоталитарных сект и неокультов имеет общие, отмеченные выше, транскультуральные корни. Вместе с тем необходимо выделить и специфические особенности, объясняющие саму легкость быстрого роста числа таких "конфессиональных" образований в нашей стране в настоящее время. Эта специфическая причина нам видится в тех резких социо-культуральных изменениях, которые произошли со сменой политической парадигмы с конца 80-х годов, что привело как к деформациям общественного менталитета, так и нарушениям жизненного стереотипа нашего населения. Резкий слом устоявшегося атеистического менталитета homo soveticus привел к непривычной для него идеологической дезориентировке, пробил брешь в догматически-материалистическом мировоззрении. Жизненный стереотип нашего населения был нарушен непривычными для него требованиями новой социально-экономической ситуации. В настоящее время люди потеряли одну из фундаментальнейших радостей жизни - радость общения, радость взаимопонимания, общности и, если хотите, смыслового идентитета. Прежние эрзац-общения в виде партийных и прочих традиционных собраний ушли в прошлое. Быстро образовались межличностная разобщенность и экзистенциальный вакуум. Из-за психологического надлома, потери ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, отмеченного экзистенциального вакуума и чувства одиночества к религии потянулась определенная часть россиян. Люди искали тот "якорь", который помог бы прикрепиться к чему-то надежному в этой бурной действительности. Вера, по утверждению Э. Фрома, - "своеобразный пропуск, позволяющий примкнуть к большой группе людей", она освобождает человека от тяжелой необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения, создает иллюзорную уверенность, дает готовые ответы на все поставленные жизнью вопросы. Традиционные конфессии упомянутую мировоззренческую брешь заполняли вяло и предлагаемый ими "якорь спасения" представлялся аморфным, поскольку народ был оторван от религиозных корней, он не имел возможности получить целостное религиозное образование, а церковь просто еще не способна (из-за кадрового дефицита) обеспечить индивидуальное духовное общение с конкретным прихожанином. Более легко усвояемые простые эрзацы духовности, появившиеся под видом "истинных религий" с их обращенностью именно к личностным проблемам отдельного человека предлагают свой конкретный "якорь" быстрого и легкого спасения в силу чего и получили благоприятные возможности для своего бурного развития. Как правило, все новые конфессиональные образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: "Международный фонд помощи и дружбы", "Христиане мира за единство и социальные действия", "Международный фонд образования", "Фонд Новой Святой Руси" и т.п. (кстати, эти названия тоталитарные секты часто меняют, оставляя, однако прежнюю завлекающую вывеску). Уставы новых "конфессий" также выглядят благопристойно. Например, "Богородичный Центр" основными своими задачами определил "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божьей Матери в 20 веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность". Пока выясняется истинная сущность сект люди в них идут именно в надежде получить необходимую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества. Одновременно в образовавшиеся группы активно внедряется идея абсолютной истинности учения. Под видом ее охраны культивируется сознание своей исключительности и внутригрупповой взаимозависимости. Формируются отрицательное отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям и установки на изоляцию себя от жизни общества. Возникают подсознательные формы коллективного реагирования и поведения. Лидеры сект следят за тем, чтобы у завербованных не было времени опомниться, критически осмыслить в какую ситуацию они попали. Это, по свидетельству очевидцев, достигается беспрерывными молитвенными бдениями, сочетающимися с изнурительным трудом и голодной диетой, дефицитом сна, физической и информационной изоляцией от всего, что могло бы вызвать сомнения в действительном смысле деятельности сект. За всем этим следит специальная служба охранников. Подтверждением сказанному являются письма родственников вовлеченных в секты. В них приводятся факты изменения поведения и психического состояния вовлеченных в секты уже спустя 1-2 месяца после общения с вербовщиками: отчуждение от родителей и других родственников, в том числе собственных детей; уход из родительского дома; отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты; прекращение чтения газет, журналов, книг, пользования телевидением и радио; отгороженность от окружающих; резкое ограничением приема пищи; значительное ограничение сна до 3-4 часов в сутки в неудобном положении, физическое и психическое истощение, повышенная возбудимость, утрата ранее присущих других интересов. За первоначально добровольным подчинением своей воли лидеру происходит некритичное усвоение новых догм, ритуалов квазирелигиозной формы, нередко с изощренно суггестирующим содержанием. Здесь широко практикуется активные массированные внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии: "литургии" и обряды с ритмичными ритуальными движениями рук и тела, стереотипными заклинаниями и возгласами, однообразной музыкой, хождениями в экстазе толпы людей по кругу. Используется также известная техника массовой гипнотизации; срабатывает и механизм психического заражения - взаимной индукции психического состояния между членами организации, находящихся вместе. В некоторых сектах особо широко практикуется психотехника воздействия на человека, заимствованная из мистического учения и практики йоги, так называемые инициации и многочасовые медитации, целью которых является глубокое изменение сознания человека с полным отключением его от реальной действительности. В результате длительных психофизических упражнений в определенных позах развиваются состояния самогипноза, экстаза со зрительными и слуховыми иллюзиями и галлюцинациями, утратой чувства своего тела и личности. Важно отметить, что все сказанное в своей основе является абсолютно характерным для всех тоталитарных неокультов и сект, и это можно назвать общим следствием пребывания в них. Главным же следствием перечисленного является факт радикального изменения личностных ориентаций и поведения завербованных в секты с изменением всего модуса жизни с появлением признаков расстройств, которые могут свидетельствовать о психической патологии. Здесь важно, что поведение вовлеченных в тоталитарные секты все более теряет индивидуальный характер, собственную инициативу, способность к волеизъявлению своего "Я". Иными словами, первоначальная добровольность под внешним воздействием незаметно для нового обращенного трансформируется в полную подневольность. Именно это дает основание поставить вопрос: можно ли такое состояние оценивать как нормальное (как крайний вариант психологической нормы, гротескно модулированный под психологическим влиянием) или же это уже психопатологический феномен расстройства сферы воли (то есть речь идет о расстройстве психики как психиатрическом факте, способным повлечь юридические последствия)? Анализируя этот вопрос, нельзя не видеть, что в ряде случаев у завербованных развиваются такие новые психические качества, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как "Расстройства зрелой личности" и перечислены в рубрике F60.7 "Зависимое расстройство личности": а) активное или пассивное перекладывание на других большой части важных решений в своей жизни; б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; в) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости; г) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; д) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; е) ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц. Если исходно вербуемый не знал, не предполагал, что он станет "зависимой личностью", а вербующие это знали и этого добивались, то, видимо, можно говорить о заведомом причинении вреда здоровью в виде формирования "зависимого расстройства личности". По механизму образования здесь в известной мере допустима аналогия с наркоманиями, когда до появления наркотической зависимости идет приобщение к наркотику на "бесплатных началах" представителем наркобизнеса с последующей меркантильной эксплуатацией развившейся зависимости. Факты такого превращения в роботов до того здоровых людей приводятся членами "Комитета по спасению молодежи", которые сами потеряли своих детей в результате их изоляции в тоталитарных сектах. По их свидетельству попытки вернуть детей встречали ожесточенное сопротивление со стороны охранников сект. В тех редких случаях, когда удавалась вырвать молодежь из этих сект, они обнаруживали ряд приобретенных соматических заболеваний (туберкулез, язву желудка и др.) и выраженные психические изменения, весьма трудно поддающиеся психотерапевтической коррекции. Обрушившееся на Россию новое социальное бедствие первыми осознали психиатры и психологи. Созданная ими "Комиссия по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций" на основании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по спасению молодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к жестким выводам: "1 - Деятельность организации "Белое братство", "Богородичный Центр", "Аум Синрике", "Сознание Кришны" сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности. 2 - Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека. 3 - Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности ставящей ее вне семьи, общества и государства. 4 - Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений. 5 - Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации. 6 - Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций. 7 - Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свободы человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц". Приведенное жесткое заключение указанной комиссии активизировало общественность и родственников лиц, вовлеченных в секты. Опасность тоталитарных сект стала осознаваться и правоохранительными органами. Однако они оказались недостаточно ориентированы в подходах к борьбе с этим злом без соответствующих официальных экспертных оценок специалистов. Первое такое специальное (по постановлению прокуратуры, возбудившей уголовное дело по признакам ст. 143-1 УК РСФСР) комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование было проведено в конце 1994 года. Это исследование, согласно конкретно поданным заявлениям, ограничивалось только организации "Фонд Новой Святой Руси" (Богородичный Центр). Отвечая на вопросы, поставленные прокуратурой, экспертами, в частности было отмечено, что в литературе, издаваемой "БЦ" содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а так же содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, таких как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда; что поведение лиц, вовлеченных в секту является результатами усвоения ими учения "БЦ" и соответствует положениям этого учения. Данная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу. Выдержки из них дают наглядное представление о новом "религиозном" образовании, при этом автор настоящей статьи заранее извиняется за непечатные выражения, сделанное в печатных "трудах" отцов-авторитетов этой "конфессии". По учению Богородичного Центра"("БЦ"), мировое зло сконцентрировано в женщине. "БЦ" вводит мистическое понятие "бляди" - собирательный образ женственного начала в мире ("Рыцарь Веры", М., 1992, 7). "Архимандрит" П. Краснов в статье "Советская мать - содомская священница" пишет, что сатана "прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол", что сатана сделал "гениталии центром личности Евы"... "Вот почему нечестивая мать... распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречь в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной. Она осваивает по подсказке даймоны - родового демона новые астральные виды темного блуда, премерзкого в очах Господних, экстрасенсорику и восточную оккультную эзотерику. Время прозреть на нечестивую, обличив скрываемые за внешней лживой человеческой благопристойностью мерзости сатаны. Время положить им конец"..."Женоцентризм - болезнь болезней, исчадие зла, предвестие распада"... "Над Россией нависает проклятая родовая безысходность"... В том же духе и стиле пишет "игумен" Николай (Румянцев), который в своей статье "Коммунистические бляди" утверждает, что в Москве "кругом шныряют бляди и несть им числа"... "Блядь - незаконно владеющая престолом или желающая власти над мужчиной"... "именно бляди стояли у истоков коммунистической революции - заряжали, инспирировали, стравливали мужчин... установили свой престол голой шлюхи"... В книге Береславского "Родовой поток" (Москва, 1993 г.) утверждается необходимость полного самоотречения, смирения, беспрекословного послушания "святым отцам". "Не имей суждений и весь мир станет твоим"... Попавший в секту "новичок" должен многократно твердить: "У меня нет своего ума, совести, тела, воли". "И надо решиться убить себя - это именно та жертва, к которой призывает Господь"... "не имей ничего своего, ничего не делай для себя" - наставляет верующих Божья Матерь в своем откровении о. Иоанну (Береславскому), ("Рыцарь Веры" 1/15, 1994 г.). Береславским и другими наставниками "БЦ" в их трудах превозносятся нищета духа, отказ от всей культуры, высших человеческих идеалов, а также отказ от родителей, брака, семьи, своих детей, от учебы и работы, от воспитания детей. В уголовном деле приводятся дополнительные ротапринтные выдержки из книг Береславского: "...Земная мать - прообраз дьяволицы. Земной отец - прообраз сатаны"... "И каждый отец - сыноубийца, и каждая мать, распявшая господа, - жена дьявола". "Во грехе родила меня и матерь моя... и сеется ею только смерть и тления... Отрекись, брат!..." "Пречистая дева Мария даст тебе истинную жизнь". "Три ее божка - чрево, блуд и сын. Три мерзкие богини - грудь, гениталии и задница... Целые поколения жучков аферистов, авантюристов, болтунов и комнатных мафиози было возвращено подобными матерями. И над всем этим - огромный идол "мамы", задавившей своим задом две трети человечества...". Выдержка из статьи "генерал - епископа" П. Большакова в газете "Рыцарь Веры" 8 за 1992 г.: "...всему миру, всему человечеству необходимо отречься от дьяволоцивилизации, от проклятых родов, отцов и матерей идолопоклонников...". Аналогичные высказывания и в других литературных творениях Береславского. Так в книге "Богородичное Лоно" (1993 г.) он пишет: "Черты настоящего падшего порядка: привязанность к миру, брак, семья, страсти... Новое Лоно: хождение перед пречистой, покаяние, странничество, нищета..." (стр. 16); "...Ныне телесное соитие (даже узаконенное) - грех не меньший, чем растление малолетних и вожделение к отцу и матери, за что следует соответствующий спрос..." (стр. 30); "...Никаких домашних храмов. Странничайте по земле..." (стр. 41); "...Но придет час, когда за одну страницу Слова будут отдавать годами накопленное имущество. Говорю Вам: час тот придет. Иные побросают дома свои, услышав глас призыва..." (стр.41); "Развитие интеллекта и рассудка пошло в пагубу роду адамову..." (стр. 62); "Не вступайте в браки земные без особого благоволения параклитского иерея. Придет время, когда утробы материнские будут рожать лишь подобия рода человеческого, так что не сможете назвать их людьми, ибо это будут духи злобы, материализовавшиеся в человеческих телах" (стр. 62). В книге "Голгофские таинства": "Кто оставит семью, обретет семьею всю вселенную..."). В книге "На скрижалях сердца" (1992 г.): "...Попечением о детях своих умножаете грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги, производят поражения и раны..." (стр. 178); "Степень привязанности к миру есть степень нелюбви и предательства Христа" (стр. 179). В книгах Береславского, в частности перечисленных, высказываются суждения о вреде ночного сна, о необходимости ограничения приема пищи. Сон - это "родовой гипноз", в который ввергают человека демоны. "Убью себя, но не усну", - советует мысленно говорить вовлеченным в секту Береславский. "Сон преисподняя греха. Сон - погружение в ад" и т.д.. Из книги Береславского "Три века Славы" (1992): "Первый пост в том, чтобы не услаждаться пищей. Второй пост - не услаждаться ничем земным - ни ближними, ни занятиями никакими, ни трудами, ни помыслами, ни газетами, ни книгами". (стр. 44). Не будет лишнем сказать, что руководитель секты "БЦ", успевший издать более 20 книг об "откровениях", полученных им от иконы Богоматери "Одигитрия", с 1971 года наблюдался психиатрическим диспансером по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, но с 1990 г. диспансер посещать прекратил. Так или иначе представленная абракадабра учения "БЦ", наполненная характерным для тоталитарных сект религиозном словоблудием, вывела из традиционного культурного и экономического поля нашей страны огромное число молодежи, что имеет несомненно негативные последствия для общества (по данным "Комитета по спасению молодежи" только по Москве, около ста тысяч студентов и молодых служащих покинули свои семьи и ушли из дома за проповедниками в общины). Экономический ущерб не только в том, что значительная часть населения закрылась в этих сектах, но и в том, что владея огромными финансовыми фондами вряд ли отцы-авторитеты дают налоговые отчисления в бюджет государства. О финансовых возможностях тоталитарных сект свидетельствует масштабная издательская деятельность (книги и брошюры сект распространяются в огромных тиражах по всей стране), аренды дорогостоящих помещений для проведения массовых мероприятий, а также доходы от махинаций с приватизированными квартирами переехавших в "экономические зоны" сектантов, и конечно тот товарный продукт, полученный в этих зонах, на которых используется бесплатный труд завербованных. Имеются сведения и о "добровольном" переселении "братьев" на работу за границу (например, "Универсальная церковь Муна" имеет два автосборочных завода и другие предприятия, на которых эксплуатируется практически бесплатный труд переселенных членов общины). Следует отметить, что некоторые секты ведут компьютерный учет как потенциальных членов, активистов своей "церкви", так и ее противников, угрожая последним физической расправой. Но все сказанное уже сфера, подлежащая иному криминологическому анализу. Как показывает мировой опыт, борьба с тоталитарными сектами очень затруднительна и опасна ввиду финансово-мафиозной подоплеки их деятельности. Административно-запретительные и даже уголовные меры в нашей стране не применялись, а за рубежом оказались эффективными лишь тогда, когда они были действительно жесткими. Для противопоставления распространения влияния новых сект требуются объединенные усилия представителей всех гуманитарных профессий, включая деятелей культуры и религии, социологов и психологов, психиатров и юристов с широким использованием средств массовой информации. В первую очередь эти усилия должны быть направленными на лишение благодатной почвы упомянутых корней псевдорелигиозности. |
| ||||||||||||