«««Назад | Первоисточник | Сны наяву
Прочитано: 99% |
Так
Хокинг вступает в спор с Богом, отнимая у него роль Создателя. Идея Хокинга
носит еще достаточно смутный характер. В книге он совсем не пишет формул -
издатель предупредил его, что одна-единственная формула уполовинит тираж
(формула Е = mс^2 все же приводится, но это не помешало книге стать
бестселлером). И свою новую идею Хокипг пытается объяснить словами. Кажется, все
же в его мозгу есть более четкая картина, которую он просто еще не может
передать компьютеру. Когда я говорю об этом, меня не покидает ощущение какого-то
фантастического (или сюрреалистического) романа, в который я попал.
Почему и как возникла
Вселенная - объяснить, оставаясь в рамках классической модели, нельзя, как
нельзя объяснить свойства электрона, зная лишь одну-единственную его траекторию
(или небольшой ее кусочек). Но квантовая механика благодаря принципу
неопределенности имеет дело сразу со многими (или даже со всеми) возможными
историями.
То, с чего
начинает современная теория, - это некоторым образом определенная сумма по всем
историям, которые, интерферируя друг с другом, создают нашу реальную (в каком-то
смысле наиболее вероятную) Вселенную. Но математика отказывается реализовать
такую идею. Чтобы теория была формально последовательной, надо отказаться от
обычного времени. Для описания возможных историй вселенных приходится переходить
от реального времени к мнимому, превращая пространство Минковского в более
понятное четырехмерное пространство Евклида. В таком евклидовом четырехмерии
исчезают особые точки (так полюсы Земли ничем геометрически нс отличаются от
точек экватора). У поверхности сферы, как и у любой другой замкнутой
поверхности, "границ нет". Кавычки здесь поставлены потому, что это есть новое
граничное условие. Совсем просто, но, к сожалению, не вполне понятно! Ведь
история, начинающаяся с сингулярности, развивается вместе с нами в реальном
времени, так что наше психологическое время оказывается не тем, в котором
описывается развитие Вселенной. Надо еще думать, как совершить переход от
мнимого времени к реальному. Идея кажется заманчивой, но пройдет, наверное, еще
немало времени (реального), пока (мы надеемся) она станет понятной.
Вся книга Хокинга
написана им с целью подвести читателя к своей идее. Он не очень много может
сказать в ее защиту. Он призывает читателя к раздумьям о самых общих законах,
результатом которых (случайным или необходимым) стало появление жизни, читателя
(и, конечно, книги Хокинга).
Есть и еще важный и,
несомненно, великий закон - закон о направлении времени. "Стрела времени" - так
называется девятая глава книги. Эта глава - великолепный научный этюд. Непростая
для понимания идея о двух сосуществующих четырехмерных пространствах -
евклидовом, в котором отбираются истории, и пространстве Минковского, в котором
работают динамические уравнения и в котором протекает наша жизнь. Если в этой
"сумасшедшей" идее есть хоть крупица истины, то мы делаем шаг к совершенно
новому этапу познания, но, может, все же идея не настолько сумасшедшая, чтобы
стать истиной (по "критерию" Нильса Бора).
Здесь еще уместно
добавить несколько слов о причинности. Классическая механика дает право
утверждать, что будущее можно предсказать с точностью и полнотой не лучшими, чем
точность и полнота начальных данных.
Почти к этому сводится
и спор о полноте и вероятности в квантовой механике. Не имеет смысла обсуждать
возможности измерения с большими подробностями, если начальные данные ограничены
принципом неопределенности. Можно только утверждать, что информация,
содержащаяся в начальных данных (по крайней мере для систем, у которых есть
только дискретные уровни), не исчезает со временем (если, конечно, в системе нет
трения и если система замкнута). Именно такую неопределенность квантовая
механика вносит в теорию гравитации.
Эффектная декларация
Лапласа о том, что история предсказуема, если только известен полный набор
начальных данных - координаты и импульсы всех тел (и полей, добавим сейчас), во
Вселенной не имеет смысла. Нельзя собрать в конечное время все эти данные -
передача данных требует времени (нет сигналов, распространяющихся со скоростью,
большей скорости света), а количество необходимых данных бесконечно. Кроме того,
требуются абсолютно точные данные, даже очень маленькие погрешности могут в
корне изменить предсказание будущего (как говорят, задача неустойчива). Так что
пример Лапласа выходит за рамки реальности.
Мне хочется закончить
словами автора - неисправимого оптимиста: "Если мы откроем полную теорию, то со
временем ее основные принципы станут доступны пониманию каждого, а не только
нескольким специалистам. И тогда мы все, философы, ученые и просто обычные люди,
сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем
мы и существует Вселенная".
Нам может нравиться
или не нравиться ход мыслей Хокинга, но от поставленных им вопросов уйти
нельзя... В некоем смысле мы подошли к границе познания, и мы смущены самой
сутью: может ли система (Вселенная и мы) быть устроена так, что часть ее -
человек - способна понять все ее законы, включая законы собственного познания.
Основное положение науки состоит в том, что мир реален и познаваем. Но очевидно
ли, что он познаваем человеком? Сомнения в этом нередко приводят к мысли о
могучих разумом, нас изучающих инопланетянах. Нуждаемся ли мы в этой гипотезе?
Возможно, на это ответит Хокинг.
Я. А. Смородинский.
Декабрь 1989 г.
«««Назад | Первоисточник | Сны наяву библиотеки