Ученые начали разработку Международного линейного коллайдера
Только что в ЦЕРНе (Женеве) пущен Большой адронный коллайдер (БАК), с которым связаны надежды ученых всего мира. А на очереди уже следующий огромный ускоритель - Международный линейный коллайдер ILC, на размещение которого претендует подмосковная Дубна.
У построенного в Женеве коллайдера и того, что сейчас только проектируется, разные задачи. В БАКе сталкиваются тяжелые частицы, так называемые адроны. Один из главных секретов, который здесь наука надеется открыть: почему тела имеют массу? Это ключевой вопрос мироздания, и он скорее всего будет разгадан, если БАК поймает так называемый бозон Хиггса, предсказанный теорией.
В проектируемом же сейчас линейном коллайдере ILC сталкиваются легкие частицы - электроны и позитроны. В итоге могут появиться так называемые суперсимметричные частицы, которые должны, в частности, раскрыть одну из самых заманчивых тайн Вселенной - природу темной материи и темной энергии. Как известно, на их долю приходится 96 процентов материи Вселенной, в то время как на видимую часть - звезды и планеты - всего около 4 процентов.
Если созданный в Женеве коллайдер - это кольцо длиной около 27 километров, то ускоритель ILC будет вытянут в 40-километровую линию. Стоимость этого проекта оценивается в 6-8 миллиардов долларов. (Для сравнения - БАК обошелся в 6,3 миллиарда). И хотя страна, где будет сооружаться ускоритель, берет на себя лишь часть затрат, около 1,5-2 миллиардов долларов, а остальное вносят другие участники, но все равно сумма приличная. Стоит ли России ввязываться в столь дорогой проект?
Стоит, считает директор Объединенного института ядерных исследований в Дубне, член-корреспондент РАН Алексей Сисакян. Во-первых, сумма сегодня для нашей страны вполне посильная. Кроме того, именно крупные проекты являются локомотивом, который тянет за собой и науку, и промышленность. Например, тот же БАК стимулировал прорывы в развитии многих строительных, материаловедческих, информационных технологий. Словом, новый проект ILC - это шанс для российской науки возродиться и набрать новую силу.
В борьбу за право построить новый ускоритель вступили американцы, японцы и европейцы, которые вначале предложили сразу три адреса: Женева, Гамбург и Дубна. Однако скоро стало ясно, что из европейских кандидатов остается одна Дубна, два других сейчас заняты реализацией других очень крупных проектов, и строительство ILC там в ближайшие 10-15 лет не ожидается.
Но и в проектах американцев и японцев есть слабые места. Скажем, в этих странах условия местности таковы, что придется рыть два многокилометровых тоннеля, причем каждый на глубине не менее 100-150 метров. А если к этому прибавить сложные сейсмические условия, особенно в Японии, да еще серьезные меры для защиты от излучения в густонаселенной местности, то становится ясно, что расходы обойдутся в "копеечку".
Россия предложила куда более выгодные условия: построить всего один тоннель вместо двух и на глубине всего 10-15 метров. Территория абсолютно сейсмически безопасна и практически безлюдна. Словом, ускоритель в Дубне может оказаться гораздо дешевле, чем его сооружение у конкурентов. Будет ли это предложением, от которого невозможно отказаться? Последнее слово за правительствами государств - участников проекта.