Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение». Другие книги:
«Познай себя», «Основы адаптологии», «Вне привычного» и Лекторий МВАП.
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/28291
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: https://inosmi.ru/science/20190515/245073348.html.

Curie (Швеция): в России бум популярной науки

 

Фестиваль IT-технологий Geek Picnic в Новой Голландии© РИА Новости, Алексей Даничев | Перейти в фотобанк

В России расцвела популярная наука, пишет шведское издание. Это заметно по широкому ассортименту лекций в крупных городах и на популярных сайтах вроде «Арзамаса» и «ПостНауки». В чем причина такого бума? Может, наука и культура — своего рода убежище для тех, кто не желает иметь дело с политикой? А может, научные платформы становятся местом общественных дискуссий?

Давид Исакссон (David Isaksson)

В России расцвела популярная наука. Интерес к ней заметен по широкому ассортименту лекций в крупных российских городах и на популярных сайтах вроде «Арзамаса» и «ПостНауки», где посетитель легко может познакомиться с последними исследованиями.

Одним мартовским воскресеньем в этом году примерно 500 человек, в основном молодежи, собрались в лекционном зале Российской государственной библиотеки в Москве, которую раньше называли Ленинской. На сцене — бородатый мужчина с дружелюбным лицом. Это Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета и Московской высшей школы социальных и экономических наук.

«Меня хорошо слышно?» — спрашивает он и обводит взглядом ожидающих слушателей.

Лекция Андрея Зорина называется «Во что верила российская знать XVIII века?» Такая тема как будто не должна была привлечь многочисленную молодую публику, но в России сейчас происходит то, что можно назвать «бумом популярной науки».

Это заметно по широкому ассортименту лекций в крупных городах России. Но главный признак того, что в России сейчас жаждут знаний, — это множество качественных популярных сайтов, где можно легко приобщиться к науке.

Самая известная платформа называется «Арзамас». Это сайт, посвященный истории культуры. Помимо лекций, там представлены видео, подкасты, статьи и другие материалы. Проект финансируется спонсорами, а также средствами, поступающими от подписчиков. Создатели сайта говорят, что ежемесячно их слушают 800 тысяч человек.

«Суперкурс» по истории российской культуры

Самый амбициозный проект «Арзамаса» — «суперкурс» под названием «История русской культуры». Он посвящен русской культуре начиная с IX века и до сегодняшнего дня — «от варягов до рок-концертов».

Всего суперкурс состоит из 56 лекций (звук и текст), фотогаллерей, графиков с датами, видео и тестов. К нему прилагаются списки литературы и рекомендации по дополнительному чтению.

«Историю русской культуры» писали примерно 40 ученых под руководством Андрея Зорина.

«Наш проект уникален тем, что мы старались, чтобы каждая лекция была написана лучшим специалистом в мире по заданной теме», — говорит Андрей Зорин.

Он рассказывает, что некоторые ученые сразу поняли, чего от них ждут, тогда как другим было сложно подобрать нужный тон. Язык должен быть четким и доступным для неспециалистов.

«Некоторые ученые с мировым именем сердились, когда мы три-четыре раза просили их переписать текст. Но в конце концов все получилось».

Культура стала убежищем

Как случилось, что наука стала так популярна в России? Что касается интереса к культуре и истории, то Зорин называет три причины. Он считает, что политическая ситуация превратила культуру в своего рода убежище.

«В России усиливаются политические репрессии, и все типы социальной и политической деятельности становятся опаснее. Многие не желают заниматься тем, чего от них ждет режим, но при этом они не хотят и проблем».

В этой ситуации культура оказывается в стороне от официальной линии, но при этом ей относительно безопасно заниматься, считает он.

Другая причина «бума истории», по мнению Андрея Зорина, заключается в том, что Россия пережила серьезные и тяжелые изменения. Люди захотели понять, что они потеряли.

Крах системы образования

Третья причина популярности подобных сервисов связана, по словам Зорина, с крахом системы образования.

«Качество образования в школах и вузах, за исключением элитных университетов, падает, и это создает потребность в альтернативных источниках информации».

А как же обстоят дела со свободой слова? Часто говорят, что российское политическое руководство политизирует историю. Что позволено говорить? В одной из лекций суперкурса, например, утверждается, что Россия сегодня вновь сталинизируется.

«Это политическое высказывание, которое делает текст более интересным, но это не политический активизм. В настоящее время лекции такого типа не слишком опасны, если не вдаваться в какие-то деликатные темы вроде военной истории. Насколько я знаю, государство вообще никак на это не отреагировало», — говорит Андрей Зорин.

2,7 тысяч видеолекций

Другая очень популярная медиаплатформа — «ПостНаука», где в первую очередь размещаются видеолекции. Сейчас их в общей сложности 2,7 тысяч.

Внимание прежде всего уделяется естественным и общественным наукам. Согласно одному из основополагающих принципов проекта, ученые сами читают лекции на свои темы.

«Изначально, создавая этот формат, мы вдохновлялись конференциями ТЭД (TED)», — рассказывает главный редактор «Постнауки» Андрей Бабицкий.

Однако у лекций «ПостНауки» более критичный и академический подход. На видео нет никаких зрителей — лишь ученый, который находится в студии и говорит прямо в камеру.

Интеллектуальное развитие общественности

Григорий Юдин — профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук. Его лекции на «ПостНауке» посвящены, например, Максу Веберу (Max Weber), биополитике и разнице между естественными и общественными науками.

Он считает, что, участвуя в проекте, помогает развивать общество интеллектуально.

«Я хочу, чтобы люди лучше разбирались в социологических тенденциях, и стараюсь поместить темы моих лекций в современный политический контекст. Моя цель — сделать зрителей более компетентными, чтобы они могли успешнее участвовать в сегодняшних дебатах».

Общественные дебаты не одобряются

Однако общественные дебаты не одобряются российскими властями, говорит Григорий Юдин.

«Возьмем, к примеру, российские телешоу, где приглашенные гости никогда не слушают друг друга, а иногда даже дерутся».

Он считает, что это намеренная стратегия, цель которой — дискредитировать дискуссию и саму идею того, что люди могут понять друг друга, что обсуждение имеет смысл и может что-то изменить.

«В России население нуждается в общественных дебатах, и именно так можно смотреть на „ПостНауку". Это касается как зрителей, так и ученых».

Григорий Юдин полагает, что большой интерес к естественным наукам связан с советским наследием, ведь в СССР естественные науки были очень популярны.

Нехватка позитивных научных традиций

В то время как исследователи Зорин и Юдин связывают успехи «Арзамаса» и «ПостНауки» с политической ситуацией в современной России, главный редактор «ПостНауки» Андрей Бабицкий считает интерес к науке частью международной тенденции: наука становится популярна во всем мире.

«Успех платформ вроде „ПостНауки" и „Арзамаса" также связан с ситуацией в российских СМИ. Мало где есть хорошие научные редакции. Если бы „ПостНаука" выходила полностью на английском, конкуренция была бы значительно серьезнее».

Повлияет ли успех этих платформ на отношение к ученым и знанию, сказать трудно, рассуждает Андрей Зорин.

«Я проработал в сфере гуманитарных наук 40 лет и не хочу преувеличивать потенциальное значение нашего проекта. Я надеюсь, что нам удалось создать продукт высокого качества для тех, кто хочет изучить русскую культуру».

Ученые должны больше думать о публике

Андрей Зорин хотел бы, чтобы эти курсы использовались в русских школах. Он подчеркивает, что очень хорошо, когда в проектах такого рода участвуют ученые.

«В России миллионы человек интересуются историей, но серьезных ученых, занимающихся популярной историей, очень мало».

Поэтому эту сферу захватывают шарлатаны, которые продвигают националистские идеи, теории заговора и прочие странные вещи, говорит он.

«Поэтому наши профессиональные историки должны немного меньше общаться друг с другом — потому что нельзя все делать одновременно — и чуть больше с общественностью, в доступной манере».

Комментарии представителей сайтов-участников nan: Мнение эксперта голословно.
Все названные причины – ложны. Главная причина – активность волонтеров науки, людей, которые посвящают свое время распространению знаний и популяризации, противостоят всяким мистическим и мошенническим теориям, которые как раз и переживали бум из-за высказанных причин и тем самым вызвали осознание необходимости этому противодействовать, ведь эти экстрасенсы, целители, семинары привлечения удачи и секты задели очень многих близких людей. Вот почему появлялось много сайтов, специализирующихся на разоблачении анти и псевдо-науки, появились фестивали науки и просвещения и многие мероприятия, пусть и завлекающие зрелищностью, но и показывающие возможности науки.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Почему артисты становятся президентами
Про то, как опытные журналюги, блоггеры и артисты используют свои навыки для вранья в пользу своих представлений и активно продвигают это вранье методами изощренной, давно отрепетированной риторики.
: Почему артисты становятся президентами.
26-06-2019г.

Особенности понимания схемотехнических систем
В чем заключаются основные причины современного недопонимания функций адаптивных уровней эволюционного развития мозга: Особенности понимания схемотехнических систем.
22-03-2019г.

Про свободу слова
Эссе про свободу слова, демократию и о том, что делать с потоками лжи, которые проистекают от слова высказанного: Про свободу слова.
20-03-2019г.

Оптимальная скорость творчества
Нужно ли стремиться к максимальной скорости творчества и его производительности? Оптимальная скорость творчества.
13-03-2019г.

Конструирование модели социума мира будущего
Модель будущего на основе представлений об организации психики: Конструирование модели социума мира будущего.
24-02-2019г.

Занятия по адаптологии
Асинхронная онлайн-школа: занятия.
14-10-2018г.

О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит
Инструменты для создания своей онлайн-школы: О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит.
08-10-2018г.

Общество мифов
Как не достичь этического дна, когда высказанное слово – есть ложь: Общество мифов.
16-09-2018г.

О реорганизации академической науки
Cделана попытка найти направления к решению проблем академической науки именно на основе модели организации психики: О реорганизации академической науки.
05-09-2018г.

Рефлексы и автоматизмы: обобщение
Это – обобщение эволюционного развития механизмов реализации адаптивных реакций в новых условиях от условных рефлексов до осознанно сформированных автоматизмов:
Рефлексы и автоматизмы: обобщение.
27-08-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:7681