Короткий адрес страницы: fornit.ru/1962
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.membrana.ru/lenta/?8062.

Мартышки строят из своих криков предложения


Самец мартышки мона передаёт сообщения для своих самок с веток деревьев (фото Kate Arnold).

Последнее открытие зоологов из шотландского университета Сент-Эндрю (University of St. Andrews), вероятно, заставит учёных пересмотреть свои взгляды на эволюцию человеческого языка. Клаус Цубербюлер (Klaus Zuberbühler) и его коллеги обнаружили, что мартышки мона способны составлять комбинации из своих "стандартных" выкриков в "предложения" с различным значением.

Так, некоторые комбинации, совсем не понятные человеческому уху, могут означать: "Я взрослый самец такой-то, я увидел орла". Сочетание тех же выкриков в другом порядке будет означать "Рядом леопард, я ухожу подальше".

Прежде наличие языка было достоверно установлено у таких умных животных, как дельфины (у них даже есть имена) и киты. Среди приматов (само собой, не считая человека) "язык" был обнаружен, к примеру, у шерстистых паучьих обезьян.

"Наше исследование показало, что отдельные "слова" не несут какого-либо смысла, зато определённые последовательности имеют важное значение для животных", — говорит Цубербюлер.


Команда учёных записала голоса мартышек мона в лесах нигерийского заповедника Gashaka Gumti (фото University of St. Andrews).

Отчёт о проделанной работе учёные опубликовали в журнале Current Biology.

Чтобы понять общую картину, зоологи сконцентрировали своё внимание на криках тревоги мартышек мона, которые обычно живут группами, состоящими из одного самца и от шести до девяти самок с потомством.

Проследив с помощью GPS-передатчика передвижения самок в ответ на выкрики самца (которые были сымитированы с помощью воспроизводящего устройства), учёные выяснили, что самки "откликаются" на определённые последовательности звуков.

При этом самки проигнорировали "предложения", представляющие собой сумбурную смесь выкриков (хаотичное сочетание звуков, придуманное самими учёными), или звуки, которые издавал другой самец.

Судя по тому, что на слух выкрики разных самцов почти не отличаются, в каждом подобном оповещении самец сначала представляется, а уже потом доносит информацию об окружающей ситуации и тех действиях, что он собирается предпринять.

Природа в данном случае не переусердствовала, ведь в случае хаотичного реагирования на все крики, семья мартышек не смогла бы вести нормальную жизнь.

Кстати, комбинации слов со смыслом зоологи обнаружили у гиббонов, зелёных (бенеденовых) толстотелов и мартышек Кэмпбелла, что свидетельствует — это распространённое явление.

Кстати, мы писали, что макаки-резус сюсюкают с потомством, а японские макаки говорят с акцентом.

Теория появления языка предполагает, что смысловые сочетания слов (предложения) появились в человеческой речи, когда их использование (на фоне всё увеличивающегося словарного запаса) стало экономически более выгодным, нежели создание новых отдельных слов с тем же значением.

Данное открытие может это опровергнуть, ведь у мартышек существует всего-то несколько "слов", а "предложения", тем не менее, уже присутствуют. Бедный словарный запас, вероятно, является следствием недостаточно развитых мышц голосового аппарата, замечает в пресс-релизе университета Цубербюлер.

Узнайте также о том, как эта же группа учёных установила, что птицы-носороги способны понять сигналы тревоги обезьян Дианы.

Ещё почитайте о языке сусликов и сурикатов.


Источник: Discovery

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:11
Всего:318388