Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2177
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://nauka21vek.ru/archives/53540.

Поразительное сходство трелей крапивника и классической музыки

Проблема происхождения музыки давно занимает умы философов, историков культуры и натуралистов. Недавно исследователи из Института орнитологии им. Макса Планка в Зеевиссене нашли поразительные параллели между музыкой и трелями небольшой птицы коричневого цвета, обитающей в джунглях Амазонии. Крапивник-органист предпочитает консонанс диссонансу – очень редкое явление в мире животных. Но музыкальность птицы этим не ограничивается: она предпочитает совершенные консонансы (октавы, совершенные квинты и кварты) несовершенным. В результате некоторые трели человеческому уху кажутся структурированными вокруг тонального центра.

Поразительное сходство трелей крапивника и классической музыкиКрапивник-органист, или певчий толстоклювый крапивник (Cyphorhynus arada) назван очень точно: в трелях этих птиц используются те же интервалы, что считаются консонансами во многих музыкальных культурах мира. К таким выводам пришли композитор и музыковед Эмили Дулитл (Emily Doolittle) и биолог Хенрик Брумм (Henrik Brumm). Гармонические интервалы, напомним, воспринимаются человеческим ухом как нечто спокойное и стабильное, и являются основой тональностей классической музыки Запада. Трели крапивника-органиста воспринимаются как нечто музыкальное из-за того, что птицы выдают одну за другой совершенные октавы, квинты и кварты. Некоторые птичьи песни поразительно напоминают пассажи из произведений Баха и Гайдна.

«Но это не означает, что певчий толстоклювый крапивник поет в одной тональности – как делал бы музыкант-человек. Просто любовь птицы к консонансам иногда “дает” сочетания тонов, которые звучат так, будто они взяты из одного лада», - объясняет Дулитл.

Также ученые узнали, что песни «уйрапиру» (так на португальском языке называют крапивника-органиста) являются важной частью бразильской музыкальной традиции. Например, Эйтор Вилла-Лобос в 1917 году написал симфоническую поэму «Уйрапиру». Другие птицы, какими бы мелодичными не были их трели, не могут похвастаться гармоническими интервалами.

Дулитл и Брумм также провели эксперимент: они попросили 91 добровольца сравнить последовательности интервалов, взятых из песен крапивников-органистов, и из машинно-генерированных трелей, звучание и продолжительность которых были такими же, а интервалы были немного изменены. Слушатели единодушно назвали птичьи голоса более музыкальными.

Остается загадкой, как сами птицы воспринимают музыкальные интервалы и что они думают об устройстве своих песен. Восприятие интервалов и других черт человеческой музыки животными – это один из возможных «ключей» к пониманию ее истоков.

На схеме: 1: песня крапивника органиста (частота/время). 2: ее же запись нотами. 3: начало второй части сто третьей симфонии Гайдна. 4: начало XX фуги Баха в тональности ля минор.

Данные исследования опубликованы в журнале Journal of Interdisciplinary Music Studies.

По материалам пресс-релиза института.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Система децентрализованного управления обществом
Какой может быть эффективная система децентрализованного управления обществом: Система децентрализованного управления обществом.
08-09-2023г.

Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания
Для верификации: Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания.
07-08-2023г.

Коротко и ясно про мозг человека
Организации механизмов мозга человека: Коротко и ясно про мозг человека.
08-07-2023г.

Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума
Анонсирование Beast: Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума.
06-02-2023г.

О программной реализации живого существа
Анонс отчета: О программной реализации живого существа.
01-01-2023г.

Жизнь - Самоощущение - Разум
Терминологические определения понятий Жизнь, Самоощущение и Разум на основе выявленных механизмов реализации этих явлений в прототипе системы индивидуальной адаптивности: Жизнь - Самоощущение - Разум.
06-12-2022г.

Эссе «Одушевление»
Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление».
20-03-2022г.

Суть самоощущения
Просто и ясно показывается сущность явления самоощущения: Суть самоощущения.
23-02-2022г.

Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания»
Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания».
10-02-2022г.

Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история»
Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история».
02-02-2022г.

 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:19372079