Книги сайта: «Мировоззрение», «Познай себя», «Основы адаптологии»,
«Вне привычного», Лекторий МВАП и «Что такое Я».
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2247
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/12/19/228768.

Чтение Шекспира видоизменяет мозг человека

Чтение Шекспира, как показали исследования, положительно воздействует на активность структур мозга. Это связано, в частности, с лингвистическими особенностями произведений Шекспира и, очевидно, поэзии вообще.
Ученые из Ливерпульского университета обнаружили, что язык шекспировских пьес возбуждает позитивную активность мозга, сообщает PhysOrg. По мнению исследователей, Шекспир применял особый лингвистический метод — т.н. функциональный сдвиг, в котором, например, существительное используется как глагол. Благодаря этому методу мозг начинает понимать, что означает слово, еще до того, как осознается функция слова в предложении. Это и вызывает всплеск активности мозга и заставляет его усиленно работать — в попытках понять, что именно хотел сказать Шекспир.
Профессор Филип Дэвис (Philip Davis) с факультета английского языка Ливерпульского университета приводит следующий пример. Читая, к примеру, фразу he godded me’ («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить своего рода цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки («пазла»), поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве глагола. Поэтому чтение Шекспира — нелегкое занятие даже для англичан.
А если человек пытается вникнуть в суть фразы, это приводит к настоящему взрыву мозговой активности. Шекспир как бы «вбрасывает» странные и, казалось бы, неуместные слова в обычные по виду фразы, и попытки осознать эти странности рождают ощущение драматичности момента уже от самой фразы.
Эксперты пока не могут понять, почему, скажем, незнакомое или не слишком известное слово не вызывает особых эмоций, а то же слово или самое обычное слово в необычном контексте вызывает усиление мозговой активности, причем позитивной.
Ливерпульские ученые провели испытания 20 добровольцев с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Деятельность мозга наблюдалась в ходе чтения испытуемыми пьес Шекспира.
Оказалось, что мозг по-разному реагирует на фразы разных типов. Например, фраза с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной волновой модуляции (т.н. эффект N400). А если фраза грамматически неправильная, в ЭЭГ наблюдается другой эффект (т.н. Р600) — когда появление слова не на своем месте или в другом значении вызывает продолжительный положительный эффект.
Исследователи из Ливерпуля в настоящее время пробуют применять и другие диагностические методы (в частности, метод магнитоэнцефалографии и фунционального магнитно-резонансного сканирования) с целью выявления тех зон мозга, которые реагируют на слова и фразы. Развитие исследований в этом направлении поможет выяснить более общие вопросы — как слова и фразы влияют на развитие мозга и можно ли управлять им с помощью вербальных средств.
Многочисленные сторонники методик нейролингвистического программирования найдут в сообщении из Англии подтверждение своим теориям, хотя до понимания сути этого открытия еще очень далеко. Для российских исследователей высшей нервной деятельности открытие англичан также будет мощным стимулом — в русском языке и литературе можно отыскать немало примеров столь же ярко выраженного воздействия слова на сознание.
Собственно процесс чтения также остается в центре внимания психологов и нейрофизиологов. Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена «отвлеченного» чтения. Цель эксперимента — выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массового явления и разработать методы повышения концентрации внимания для читателей всех возрастов.

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Обобщение материалов исследований сетчатки глаза
Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза.
07-11-2020г.

Проблемы академической науки
Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки.
11-10-2020г.

Ориентировочный рефлекс
Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс.
20-09-2020г.

Колонки новой коры
Обобщение фактических данных исследований по кортикальным колонкам новой коры: Колонки новой коры.
29-08-2020г.

Ячеистая структура нейросети
Обобщения серии экспериментов с разными типами схем соединений элементов нейросимулятора в виде ячеистых структур: Ячеистая структура нейросети.
02-08-2020г.

Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей»
Эта программная статья анонсирует формирование среды коллективного исследования на сайте Форнит : Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей».
19-07-2020г.

Конструктор нейросхем
Для тех, кто желает развить навыки схемотехнического мышления в игровом режиме и лучше понять работу природных нейросетей: Конструктор нейросхем.
04-07-2020г.

Деменция
Деменция как норма индивидуальной адаптивности: Деменция.
19-06-2020г.

Книга «Что такое Я - схемотехнический подход»
Содержание книги основывается на постулате, что природная нейросеть мозга является схемотехнической структурой - в точности, как это можно сказать про схемотехнику электронного прибора - при всей огромной разнице в способах реализации. Книга «Что такое Я - схемотехнический подход».
11-06-2020г.

Редактор Карты Знаний
Авторы создают Карты Знаний, а пользователи их проходят, постепенно вникая в то, что является хорошо понятым автором.: Редактор Карты Знаний.
14-02-2020г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:11501214