Короткий адрес страницы: fornit.ru/2397
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/709187/.

Память работает по принципу «испорченного телефона»

Наша память подвергается постоянному искажению — потому что, вспоминая какое-то событие, мы восстанавливаем в голове не его, а лишь последнее воспоминание о нём.

 

Споря о том, чт<i>о</i> было, отдавайте себе отчёт, что ни один из вас не обладает полной и одновременно достоверной памятью о прошлых событиях. (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>Kevin Dodge</a></noindex>.)
Споря о том, что было, отдавайте себе отчёт, что ни один из вас не обладает полной и одновременно достоверной памятью о прошлых событиях. (Фото Kevin Dodge.)

 

Все знают игру в «испорченный телефон»: едва слышно играющие шепчут друг другу на ухо некую фразу, а последний в цепочке уже громко говорит, что услышал. Обычно исходное сообщение в процессе такой передачи сильно перевирается. Исследователи из Северо-Западного университета (США) утверждают, что точно так же работает и наша память, с каждым разом всё сильнее изменяя воспоминания.

Трёхчастный эксперимент длился три дня. В первый день его участники должны были запомнить расположение виртуальных объектов на экране монитора. На следующий день те же самые предметы, которые они рассматривали до этого, появлялись в центре, и человек должен был расставить их по своим местам. На третий день предлагалось выполнить то же самое, то есть расставить предметы по местам. При этом одни испытуемые проходили все три этапа, а другие — только первый и третий, то есть теста на память на второй день у них не было.

Как и ожидалось, выполнявшие задание на второй день показывали лучшие результаты на третий, ведь лишнее упражнение помогало вспомнить правильное местонахождение предмета. Но при этом даже те, кто выполнял промежуточное задание, не всегда могли дать верный ответ. И на следующий день они стремились расположить предметы так, как пытались это сделать вчера, пусть и неправильно. То есть на ту память, которая хранила информацию о правильном расположении, накладывалась другая, помнившая предыдущие неправильные действия.

То есть, делают вывод исследователи, всякая новая попытка вспомнить обращается не столько к исходной информации, сколько к последнему воспоминанию на эту тему. Иными словами, воспоминания редактируют память.

Наблюдения за электрической активностью мозга подтвердили этот вывод. Неправильному действию на второй день эксперимента соответствовали определённые сигналы, и если на третий день эти сигналы были достаточно сильны, предмет закреплялся на неправильном месте. Если же неправильные сигналы второго дня ослабевали, то воспоминание о расположении предмета больше соответствовало тому, что человек видел в самый первый день.

В таком случае фраза «я помню это так ясно, как будто это было вчера» не имеет никакого смысла: мы помним не само событие, а наше последнее воспоминание о нём. Неудивительно, что у некоторых людей память буквально выворачивается наизнанку: они приписывают кому-то чужие слова, меняют чёрное на белое, а о плохих временах говорят с мягкой ностальгической улыбкой. В то же время нельзя не признать, что в мозгу должен быть какой-то механизм, препятствующий такому искажению, иначе само понятие памяти давно потеряло бы всякий смысл.

Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Neuroscience.

Подготовлено по материалам Северо-Западного университета.

Комментарии представителей сайтов-участников nan:
Ой, наконец и до этого дошли :)



kak:
Терпение, и я надеюсь, что мы увидим понимание не только следствия, но и источник и механизмы этих следственных ялений. К сожалению, социальный прогресс (коллективное познание) длителен...

Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 22.09.2012г. 2:15:26




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:278342