Короткий адрес страницы: fornit.ru/2295
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://infox.ru/science/enlightenment/2012/04/27/Analitichyeskoye_myy.phtml#issueContinue.

Аналитическое мышление подавляет веру в Бога

Люди, настроеные на аналитическую деятельность, верят в сверхъестественное менее охотно, чем те, кто склонен к интутитивному восприятию.

Канадские психологи из Университета Британской Колумбии в Ванкувере предложили экспериментальное доказательство широко распространенного мнения,что аналитическое мышление ведет к уменьшению веры в Бога. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Science.

Ученые исходили из того, что ментальная деятельность человека распадается на два процесса – интуитивный и аналитический. В первом случае человек действует,руководствуясь неосознанными впечатлениями, во втором – выстраивает цепочку логических рассуждений. Два эти процесса протекают параллельно, но в случае активации мыслительной деятельности аналитическая составляющая выходит на первый план.

Сначала испытуемым, в роли которых выступали канадские студенты (всего их было 179 человек), предлагали решить три простенькие математические задачи.Один ответ, напрашивавшийся сам собой, был неправильным, в то время как правильное решение требовало проведения несложной мыслительной операции. Те,кто отвечали сразу, но неправильно, причислялись исследователями к людям с интуитивным складом мышления и наоборот, те, кто думали и давали правильный ответ, были отнесены к людям с аналитическим складом ума. Затем все испытуемые заполняли три теста, по которым определялось их отношение к религии.Выяснилось, что между результатами теста на аналитическое мышление и теста на веру в Бога наблюдалась отрицательная корреляция.

Больше размышлений – слабее вера

Чтобы определить, простое ли это совпадение или же аналитический склад ума действительно является причиной неверия в Бога, психологи провели с испытуемыми еще четыре серии экспериментов. В них ученые использовали неявные механизмы,которые позволяют переключить людей с интуитивного уровня мышления на аналитический. Так, чтобы настроить испытуемых на размышления, их просили рассматривать изображения, ассоциирующиеся с аналитической деятельностью(например, фотографию скульптуры Родена «Мыслитель») или составлять предложения, включающие такие слова, как «мысль», «разум», «рациональный».Контрольной группе показывали изображения, связанные с физической деятельностью(например, античную скульптуру дискобола) или просили испытуемых составлять предложения из слов, обозначающих предметы и качества («ботинки», «молоток»,«коричневый»).

Выяснилось, что люди, которых настраивали на аналитическую деятельность, в среднем оценивали свою религиозность по стобальной шкале ниже, чем представители контрольной группы. Более того, это правило работало даже для тех, кого заставляли читать отрывки текста, написанные более сложным для восприятия шрифтом (считается, что это также активизирует аналитическую составляющую мышления).

У психологов пока нет точного ответа, как именно аналитическое мышление способствует ослаблению религиозной веры. Возможно, оно подавляет базовые интуитивные реакции, лежащие в основе религиозности или же заставляет сомневаться в религиозных верованиях высшего порядка. Кроме того, подчернкули ученые, необходимы дальнейшие исследования с испытуемыми других культур и других возрастов. Возможно, в ином культурном контексте мыслительные процессы будут работать по-другому.


Обсуждение Сообщений: 5. Последнее - 29.04.2012г. 10:16:00




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

'); } Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:44
Всего:10681203