Короткий адрес страницы: fornit.ru/3701 
На форум
  Автор

Серьезно о несерьезном))

(Просмотров: 9229)
Род: Мужской
N_A
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 444


ICQ: 191-87-85-92
1. « Сообщение №6046, от Ноябрь 05, 2006, 12:39:55 AM»

Хотелось бы затронуть одну из святая святых тем – смех и чувства юмора.
А именно физиологию этого явления, обоснование с точки зрения эволюции, есть ли принципиальное разделение на типы смеха, ну и любые другие негуманитарные мысли по поводу субъекта приветствуются, включая линки по типу ниже представленных(наберем материал).

Тут пишут, что животные тоже смеются, только не так как человек. Также делают предположение, что это механизм достаточно древний
http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/funs/2005/04/13/13144845_bod.shtml

Тут делают очень понравившееся мне предположение, что смех и страх имеют под собой сходный механизм, а именно смех и страх могут быть вызваны "когнитивным рассогласованием". Для меня как "бла бла бала" , поэтом поясню: смех или страх могут вызвать известные образы в нехарактерном для них состоянии.
Типа привыкли, что голова не бывает отдельно от тела – и боимся или смеёмся, когда видим отдельно.
http://forum.neuroscience.ru/showthread.php?t=679



Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12275


E-Mail
2. « Сообщение №6048, от Ноябрь 05, 2006, 11:18:37 AM»

Легко заметить, что веселье это - состояние психики (один из эмоциональных контекстов восприятия), в которое можно переключаться из других, даже из очень не похожих состояний. В этом состоянии все воспринимается легко и расслаблено ("черный юмор" или другие более сложные состояния все равно имеют ту же основу). Состояние веселья, означает текущее (относительное) благополучие, наличие некоторого избытка энергии, отсутствие непосредственно актуальных проблем (не объективное, а в восприятии). В зависимости от сложности особи, его возраста, индивидуальных качеств, как и все привычные состояния психики, усложняющиеся и уточняющиеся жизненным опытом, состояние веселья может располагать к играм или пассивному переживанию. Это характерно для всех высших животных потому, что такое состояние почти неизбежно наступает время от времени: даже на фоне общего неблагополучия возникают моменты относительной расслабленности. И особенно часто такие состояния бывают у молодых, пока они еще опекаются взрослыми и у них нет слишком серьезных проблем.
В такое состояние может перевести ситуация внезапно минувшей опасности, не обязательно реальная ситуация, а даже прогнозируемая, но внезапно оказывающаяся совершенно не опасной: это случилось не со мной, это вообще не та опасность, о которой подумалось и т.п. Все анекдоты, так или иначе оказываются способны перевести в это состояние, если, конечно, реальность это позволяет. Бывают люди, которые с некоторого момента, чаще всего с самого детства, не достаточно часто оказываются в таком состоянии или оно у них слишком специфично развилось. Про таких говорят, что они не понимают юмора. Но почти любой перестанет понимать юмор, если окажется в этот момент в критической и опасной ситуации, в тягостном напряжении, без энергии, в глубоком негативном состоянии.
Состояние веселья - особенно антистрессово по самой своей сути и поэтому может эффективно избавлять от стрессов (как отрицательных так и положительных) и тем предотвращать их пагубные последствия в случае затяжного характера этих стрессов (а проблемы, удерживаемые в подсознании порождают длительные стрессы).



Род: Мужской
STR
УДАЛЕН

Сообщений: 1348


ICQ: 425961341
3. « Сообщение №6052, от Ноябрь 05, 2006, 03:43:13 PM»

Характерно, кстати, и то, что если человек подпадает под категрию людей, которых в общем смысле именуют умными, то как правило он обладает чувством юмора. То есть им проще чем другим ввести окружение в это самое расслабленное состояние и создать атмосферу непринужденности. Вот Петросян, например! (шутка).
Работает отчасти и обратная схема, когда по способности пошутить, можно судить о других качествах человека.
Интересна так же тема чувства юмора у различных народов. С одной стороны, оно отличается в силу характерных культурных и бытовых различий, но с другой стороны..
Есть такое племя, не помню где, кажется в Австралии. Мужчины носят на половом члене такой изогнутый конический колпак из какого-то растения. Так вот кто-то из исследователей рассказывал, что они между собой шутят снимая у соплеменника этот колпак. Чтож, вполне понятная шутка несмотря на солидную дистанцию в развитии .



Род: Мужской
N_A
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 444


ICQ: 191-87-85-92
4. « Сообщение №6053, от Ноябрь 05, 2006, 04:09:01 PM»

Согласен, состояние веселья, можно характеризовать в какой-то мере "сиюминутным" ощущением благополучия, но в обсуждении я все же не хотел бы обделять вниманием как можно более низкоуровневые способы описания состояния, возможные причины его возникновения и как можно более формализованный механизм действия.
Да, я осознаю, что это может быть не разруленно наукой до такой детализации, но тогда хотелось бы обозначить хотя бы грубые наброски.

Веселье, как эмоциональный контекст, какими критериями можно охарактеризовать и отличить от других контекстов, ощущения бодрости от зарядки, удовлетворения после "сделал дело, гуляй…"?
Чем вообще формально можно отличать эм.контексты? (состояния страха, изучения мира, чтения, сопереживания и т.п.).
Да я осознаю, что грань иногда тонка или очень расплывчата, а объективно её может и не быть, но формальное разделение полезно для изучения.

Однозначно можно сказать что - смех (характерные звуки,и мышечная активность, вероятное выделение каких нить активных веществ(каких?)) является достаточным признаком наличия состояния веселья.
Что можно отнести к необходимым признакам?
Переход, из каких состояний наиболее вероятен, а из каких нет ?
В каких пределах лежит время пребывания в состоянии веселья?
В какие состояния наиболее вероятно попасть из контекста веселья, а в какие нет?

Попробую порассуждать на эти вопросы обозначив фундамент для отталкивания или критики:
Для перехода в состояние веселья требуется событие переключения внимания на объект с определенным сочетанием свойств. (Спонтанные переходы под вопросом…)
Интересно, но этот объект-причина смеха может "возникить" в мозгу как посредством восприятия окр.мира (услышали анекдот, увидели смешную картинка) так и путем внутренних "рассуждений". Такое разнообразие говорит о том что локализация и запуск перехода осуществляется более высокоуровневыми функциями т.е. посредством некоторого аналитического осмысления. (опять же интересно потом будет затронуть тему смеха от щекотки – не связанную с осмыслением).
Какие же общие свойства можно приписать образу, сформированному в мозгу после анекдота, картинки и т.д.? Уже говорилось, но повторюсь: мне очень понравилась идея в которой
1) образ должен быть классифицирован мозгом как знакомый (частично), полностью новый не классифицированный объект не способен вызвать смех (переключение мало вероятно).
2) Образ должен содержать некую новизну-противоречие, не укладывающуюся в существующую классификацию, а пополняющую её новыми для данного объекта свойствами. (голова без тела, стул на потолке, упавший человек )
3) Значимость естественно не должна быть нулевой, и юмор "расцветает" лучше в индивидуальных для каждого человека темах. (но возможно в некоторых случаях она может быть и тормозом и толчком к переключению в другое состояние)

Согласен, что в состояние веселья можно переключиться из самых различных контекстов, но вот хотелось бы уточнить про те, из которые нельзя.
Как пример приведу не такое уж редкое явление как "неадекватное" и трудно удержимое желание смеяться в некоторых, неприемлемых случаях (строгий учитель ведет урок в школе, нарушения речи у собеседника, нелепо упавший прохожий и даже похороны). Возможно, в приведенных примерах переход и не осуществляется из состояние депрессии, но они, имхо, показывают наличие зависимости "силы" эмоциональной реакции, и сложность самоконтроля в зависимости от уровня "неприемлимости" смеха в такой ситуации. (есть у кого какие мысли?)
По поводу ума, не согласен. Скорее наоборот. Кто много шутит - сам смеется реже, но в чувстве юмора отказать нельзя никому. Есть корреляция образования с умением создавать шутки, и корреляция с "уровнем" шуток над которыми смеешься. (плоские, детские, умные). Но думаю смеятся могут все просто в мире некоторый класс шуток более распространен и везет тем кто на них "настроен".

З.Ы.:
Мысли вслух: Задача походу непростая и объемная, если обсуждение разовьется я прошу стараться контролировать сильное "расползание" по веткам и тем более сползание в офтоп.



Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12275


E-Mail
5. « Сообщение №6054, от Ноябрь 05, 2006, 07:34:20 PM»

Мне кажется, что вряд ли удастся строго классифицировать и, тем более, строго ограничить, состояние веселья, хотя самые общие его черты - бесстресовый (а это уже о многом говорит http://www.scorcher.ru/neuro/stress/stress.php), положительный эмоциональный контекст. Если люди чаще всего выражают это состояние улыбкой, специфической мимикой, возгласами, то другие животные могут это выражать совершенно по-другому. С точки зрения собаки смеющийся человек враждебно скалит зубы.
У многих людей простой щекоткой можно вызвать это состояние и это, видимо, очень древний рефлекс, возможно связанный с интимными зонами контакта, которые парадоксально воспринимаются при не половом поведении и сигнализируют именно о положительном воздействии, хотя вызывает протест именно не соответствием половой ситуации. Щекотка не подействует при выраженном отрицательном отношении, хотя во время насилия женщина (или даже мужчина с некоторыми женскими реакциями) может невольно отдаться действию этого рефлекса - это последствия полигамного насилия в истории вида, который с точки зрения полезности вида имеет определенные преимущества и поэтому те, кто следовал таким реакциям оказывался в более выгодных условиях.
Как и любые другие эмоциональные контексты, веселье сужает круг возможных реакций, делая их характерными для этого состояния. И его механизмы и реализация ничем, в принципе, не отличается от других эмоций. Для переключения точки осознания необходимо чтобы произведение новизны на значимость активности, соответствующей этой эмоции и пока не осознаваемой, должна превысить это значение для активности, в которой находится фокус внимания. И если внимание обслуживает какой-то очень значимый контекст восприятия-действия (критическая ситуация), то вряд ли возможно переключения в контекст, который предназначен как раз для безмятежного благовременья
Думаю, что веселье - очень важное состояние, которое сопровождает периоды благополучия, когда непосредственно не требуется бороться за выживание или удовлетворять какие-то потребности. В это время, при резерве свободной энергии становится возможным игровое взаимодействие с миром и относительно безопасное приобретение нового опыта.