Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: ««ФИЗИОЛОГИЯ РАЗУМА»: совесть, чувство ответственности»

1 2 3 4
 
skuLL
Infra Real


Сообщений: 1480


Телефон: i.skuLL
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32501 показать отдельно Сентябрь 09, 2012, 11:50:50 PM
ответ -только после авторизации
......"действовать согласно своей совести" и есть - проявления мотиваций на основе личной системы значимости, наработанного опыта и новых ситуаций, требующих переосмысления прежнего опыта и связанного с ним отношения. Это переосмысление в случае противоречия оценки новой ситуации старому опыту проявляется в виде волевого усилия......

Думаю, тема происхождения "механизмов совести" в ракурсе волевых психических проявлений личности — заслуживает отдельного детального рассмотрения на этом сайте.

Именно сегодня, возможно впервые, мне в голову пришло интуитивное понимание того, что способность качественно (старательно, "на совесть") выполнять какую-то "полезную и правильную" работу напрямую связана с понятием "ответственность", обусловлена определёнными мотивационными факторами и зависит от внутреннего психического состояния индивида (его энтузиазма,энергетических ресурсовзаинтересованности в результате — и т.п.).

Это обобщение возникло у меня в процесса поиска причин, по которым мой ребёнок не способен по собственной инициативе совершать "правильные" (полезные для окружающих) поступки: желание "быть правильным и полезным" (чувство "совести") возникает у него лишь в те моменты, когда такое поведение сулит ему какое-то объективное вознаграждение, — т.е. никак не обусловлено какими-толичностными морально-нравственными критериями, а направлено лишь на достижение личного удовлетворения (или на избегание негативных последствий безответственного поведения, как вариант)..... И это наводит на мысль, что явлению "совести" как таковому присуща чисто "опортунистическая" природа и "ресурсозависимая" основа возникновения: один и тот же человек способен проявлять различные "степени бессовестности и безответственности" в зависимости от своего физического состояния и исходя из тех перспектив, которые ему сулит текущее поведение.

Это утверждение в некотором смысле иллюстрирует вопросы, рассмотренные в процитированной статье. Однако, учитывая преобладающую акцентированность статьи больше на религиозном аспекте таких характеристик личности как нравственность и "совестность" — я считаю, что есть смысл рассмотреть природу этих качеств в социально-бытовомповседневно-прикладном ракурсе.

И ещё добавлю. 

На мой взгляд, в каком-то смысле проявление характеристик "совести" и "ответственности" коррелируют с проявлением "наглости" — но в обратной "пропорции": если учесть, что в волевых процессах, мотивирующих на проявление "совести", чаще всего (по крайней мере — в период социального назидания в детстве) задействованы некие тормозящие адекватизирующие факторы регуляции поведения (".....совесть - это ощущение внутреннего конфликта........"), то можно предполагать, что на каком-то этапе такого "назидания извне", субъект начинает интуитивно противиться накоплению в нём негативных ощущений, возникающих в ходе рассматриваемой адекватизации его поведения, — и рефлекторно проявляет агрессию по отношению к факторам, стимулирующим формирование таких негативных ощущений, что выливается в откровенной и наглой бессовестности поведения.

Ну в общем, думаю, все немного представили, о чём я хочу поговорить. :) Если на сайте уже есть формализация этих мыслей, и я её по каким-то причинам не "пронюхал", — прошу извинить меня за отнятое время и направить к прочтению соответствующих материалов. :) Но если таких материалов пока нет — думаю, будет нелишним и даже полезным и интересным для участников обобщить рассматриваемые явления в единый психо-физиологический контекст проявлений естественных мехаизмов психики.

 

Некоторые нюансы, касающиеся "проявлений совести", уже затрагивались здесь ранее в обсуждениях:

Наблюдаемые особенности религий

Необходимость добра (и с комментариями nan-а),

......однако я не нашёл там предметного нейрофизиологического обоснования явлению, поэтому решил внести такую вот рацуху. :) А вообще — было бы очень хорошо заиметь квалифицированную обобщающую статью узко по предмету обсуждения.


Приведу несколько цитат, косвенно затрагивающих интересующие нас явления с различных аналитических ракурсов:

Психология семейных отношений

.....Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так, как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха, что при этом столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью.....

.......

Классификация эмоций (Леонтьев В.О.)

     - Чувство ответственности = Удовлетворение + Надежда на то, что индивид будет соответствовать собственным нормам. 
     - Безответственность = Удовлетворение + Страх возможного несоответствия собственным нормам.

Стыд возникает при несоответствии индивида общественным или чьим-то правилам, нормам, ожиданиям. Для того, чтобы испытать стыд нужно испытывать положительную эмоцию к общественным или чьим-то нормам и одновременно испытывать отрицательную эмоцию к своему поведению. Положительную эмоцию к чужим правилам можно испытывать в том случае если они совпадают с правилами самого индивида (аттракция по сходству). Но если некоторый объект (чужие правила) соответствует личным правилам индивида, то по определению к нему возникает эмоция уважения. Итак, положительная компонента стыда это уважение.

Если действия индивида не соответствую чужим правилам, к которым испытывается уважение, то они не соответствуют и своим правилам, за выполнение которых индивид готов нести ответственность. Следовательно, также как при анализе эмоции вины доказывается, что отрицательная компонента стыда это горе от необходимости нести ответственность за нарушение чужих (а следовательно, и своих) правил, т.е. жертвовать некоторыми своими потребностями. Доказана формула:

     - Стыд = Уважение (к чужим правилам) + Горе (от необходимости нести ответственность за нарушение чужих правил).

..........



Развитие творческих способностей в онтогенезе

.....Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М. Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно-индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название “психосоциальной чувствительности” (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности). Исследование Е. Ф. Алфеевой ( под руководством А. М. Матюшкина), которая рассматривает креативность как личностную характеристику, показало, что развитие личности способствует развитию одаренности.......

 


 

Итак, для обозначения предметной области дискуссии предлагаю использовать слегка пафосную — но вместе с тем вполне удачно отражающую суть обсуждаемых явлений формулировку, использованную в качестве названия для темы. Foot in mouth

Я взял на себя смелость стать модератором темы, хотя вынужден в который раз подчеркнуть, что не считаю себя хоть сколько-нибудь специалистом в данной области и могу осуществлять лишь сугубо нравственную, во многом интуитивную оценку адекватности высказываний участников дискуссии. При этом "строгое выполнение условий соглашения" решено было не водворять, потому как тема может стимулировать участников высказывать свои личные, субъективно оцениваемые ими как правильные суждения, "ажурность" и пограничность смысла которых может слегка "грешить" индивидуальностью интерпретаций, — но при этом их полезность для обсуждения в целом может оказываться значительной. Пусть даже с "провокационной" точки зрения. :)

Спасибо за ваши мнения.



.........жизнь — один из способов борьбы с шизофренией.........
Метка админа:

 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32502 показать отдельно Сентябрь 10, 2012, 12:38:46 AM
ответ -только после авторизации
автор: skuLL сообщение 32501
в волевых процессах, мотивирующих на проявление "совести", чаще всего (по крайней мере в период социального назидания в детстве) задействованы некие тормозящие адекватизирующие факторы регуляции поведения (".....совесть - это ощущение внутреннего конфликта........")

Я, конечно, тоже далеко не специалист в этом вопросе, но если высказать свое мнение, то я склоняюсь к процитированному выше фрагменту.
Совесть - это конфликт между выделенным нашей памятью и сознанием поведением и между блокировкой реализации этого поведения. Когда возникает отрицаельная эмоция, имеющая социальную направленность.
Если в обычной ситуации данная отрицательная "социальная" эмоция не возникает, и "наглое"("безответсвенное") поведение реализуется, а в ситуации, которая грозит наказанием или сулит вознагрождением, возникает отрицательная эмоция, блокирующая реализацию поведения, то скорей всего, это отрицательная эмоция не связана с социальностью, а имеет другую природу (просто, совпадают конечные результаты поведения).
Но, это мое мнение "навскидку", как я сейчас представил себе это.
Мне тоже интересно услышать мысли остальных.

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32505 показать отдельно Сентябрь 10, 2012, 09:16:32 AM
ответ -только после авторизации

Случайно забыл поставить возможность обсуждения в статью, сорри, исправлено :)

 

>> Думаю, тема происхождения "механизмов совести" в ракурсе волевых психических проявлений личности — заслуживает отдельного детального рассмотрения на этом сайте.

Тут надо бы сначала корректно ограничить использование понятия Совесть, определить его настолько, чтобы и соответствовало общепонимаемому значению и чтобы сопоставлялось с определенными механизмами психики. У меня не получается проделать такое с этим ну очень расплывчатым понятием (слишком во многих примерно равноправных смыслах оно используется), хотя это вполне оказалось возможным в отношении слова Нравственность. Возможно и не стоит пытаться вот так конкретизировать все используемые слова, не получится физически :) А вот "действовать согласно своей совести и свободной воле" - уже намного более конкретно, что и было использовано, хотя и содержин натяжки недоопределенности, от которых и попытался избавиться в статье.



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:

 
skuLL
Infra Real


Сообщений: 1480


Телефон: i.skuLL
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32509 показать отдельно Сентябрь 10, 2012, 12:25:28 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение № 32505:
......слишком во многих примерно равноправных смыслах оно используется....

Думаю, для всех этих смыслов можно отыскать единый общий знаменатель на уровне базовых психических явлений, природа которых проявляется в различных ракурсах соответственно контексту проявления.

Давайте попробуем определить контуры вопроса следующим образом.

С точки зрения этики и морали, понятие "совесть" соприкасается с такими личностно-поведенческими характеристиками индивидуума как отзывчивость, когнитивная эмпатия (в смысле внутренней склонности к пониманию и разделению "чужих" ценностей), нравственность, моральная ответственность и т.п.

С точки зрения социально-"производственных", культурных отношений, под "совестью" подразумевается проявление у субъекта таких внутренних качеств как ответственность, старательность (усердие), добросовестность, стремление соответствовать культурно-социальным нормам, социальная сознательность и т.п.

В сфере семейных отношений, "совесть" является категорией оценки приемлемости поведения субъектов отношений и его соответствия общим интересам.

Возможно, кто-то предложит и другие ракурсы (контексты) рассмотрения явления.

 

На мой взгляд, общими для рассматриваемых сфер проявления "совести" индивидуальными качествами можно считать способность к пониманию и внутренняя склонность к волевой реализации отклика на основе такого понимания. Тут налицо наличие мотивационной составляющей поведения, природа которой, возможно, заложена в социально-культурных традициях (воспитание, семейно-бытовые и производственные отношения и т.д.), — и поэтому, индивидуальная характеристика "совести" как таковая может рассматриваться нами как естественное культурологическое следствие состояния и уровня развития отношений в социуме, а также эффективности принципов и методов их реализации, как в целом — так и в частных случаях.

Но для того, чтобы такая ёмкая "презумпция личной невиновности" всех бессовестных (безответственных, безнравственных, равнодушных, апатичных, безынициативных, аморальных) членов общества (семьи) возымела своё законное место в наших внутренних интерпретациях, нам необходимо строго убедиться в справедливости указанных выше обобщений, касающихся физиологических механизмов формирования и проявления всех этих качеств.

Вот в таком ракурсе и можно попробовать рассматривать "феномен совести". :)



.........жизнь — один из способов борьбы с шизофренией.........
Метка админа:

 
skuLL
Infra Real


Сообщений: 1480


Телефон: i.skuLL
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32567 показать отдельно Сентябрь 11, 2012, 06:42:33 PM
ответ -только после авторизации

автор: nan сообщение 10770

.......Это - вопрос о подготовленности общества, о достаточном понимании и приятии других методов управления и самоуправления (на что и нужна нравственность). Одно дело необходимость в концлагере, другое - уровень взаимопонимания достаточен для самоуправления даже при дремучем естественнонаучном невежестве.........

......довольно удачные мысли к контексту разговора о совести, в части её социально-культурного аспекта......... Foot in mouth



.........жизнь — один из способов борьбы с шизофренией.........« Последнее редактирование: 2012-09-12 18:02:11 skuLL »

Метка админа:

 
kovip
Infra Real


Сообщений: 1361

Оценок: 6
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32599 показать отдельно Сентябрь 13, 2012, 04:31:12 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 32505
У меня не получается проделать такое с этим ну очень расплывчатым понятием (слишком во многих примерно равноправных смыслах оно используется), хотя это вполне оказалось возможным в отношении слова Нравственность.
Вроде не очень сложно: "совесть грызёт", это осмысление, не соответствующего личным нормам поведения, поступка. Какие ещё варианты проявления совести? Я, пока, не вижу ни чего другого.

Метка админа:

 
skuLL
Infra Real


Сообщений: 1480


Телефон: i.skuLL
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32867 показать отдельно Сентябрь 27, 2012, 05:55:52 PM
ответ -только после авторизации

Интересная своими стилем и содержанием статья по теме: Формирование совести



.........жизнь — один из способов борьбы с шизофренией.........« Последнее редактирование: 2012-10-01 03:08:06 skuLL »

Метка админа:

 
minski
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1340


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32870 показать отдельно Сентябрь 27, 2012, 09:16:37 PM
ответ -только после авторизации

Фстряну. Из Гурджиеффа вспомнил, что он определял совесть как конфликт между тем, что человек думает и тем, что он чувствует. Если представить себе некого совершенно безмозглого любвеобильного ловеласа-придурка, то вполне можно определить, что с совестью у таких туговато. И, наоборот, некий интеллектуал с высоким лбом, весьма равнодушный ко всему живому - тоже весьма хрестоматийный тип, не особо мучающийся укорами совести, когда надо что-то тёплое и красивое пустить под нож идеи. Вполне допускаю, чтобы совесть заработала, того и другого  (рассудка и чувства) должно быть, и они должны прийти в состояние конфликта.



Все, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно (Витгенштейн)
Метка админа:

 
Арсений Трандов
Jr. Poster


Род: Мужской
Сообщений: 29
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32894 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 02:42:38 PM
ответ -только после авторизации

В том то всё и дело что совесть основанная на личной логике и чувствах может быть ошибочной и конфликтной, это даже не совесть а иллюзии. 

http://www.youtube.com/watch?v=_RIzugwYBUE&feature=player_embedded

 

Подскажите пожалуйста как в сообщение вставлять видео, через якорь почему то не выходит...


Метка админа:

 
kovip
Infra Real


Сообщений: 1361

Оценок: 6
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32896 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 03:22:13 PM
ответ -только после авторизации
автор: Арсений Трандов сообщение 32894
В том то всё и дело что совесть основанная на личной логике и чувствах может быть ошибочной и конфликтной, это даже не совесть а иллюзии.
У тебя совесть есть!!! -Есть но, я ею не пользуюсь - накладно.

Метка админа:

 
Арсений Трандов
Jr. Poster


Род: Мужской
Сообщений: 29
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32897 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 03:48:57 PM
ответ -только после авторизации
автор: kovip сообщение 32896:
У тебя совесть есть!!! -Есть но, я ею не пользуюсь - накладно.

Разьясните что имеете в виду...

Вы моей совестью не пользуетесь, или своей? В первом случае звучит странно... Во втором, возможно просто у вас её нет, или она сформированна иллюзиями, тогда это не совесть а обманка. 

Истинной совестью нельзя не пользоваться, она часть души, она её свет!


Метка админа:

 
minski
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1340


личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32898 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 03:50:23 PM
ответ -только после авторизации
автор: Арсений Трандов сообщение 32894:
совесть основанная на личной логике и чувствах может быть ошибочной и конфликтной

Конечно. Но другой и не бывает. То, что основано на навязанных извне представленитях - это уже не совесть, это страх перед законом.



Все, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно (Витгенштейн)
Метка админа:

 
arctic
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 2388


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 7
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32901 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 04:51:28 PM
ответ -только после авторизации
автор: minski сообщение 32870:
совесть как конфликт

Этот конфликт - защитная реакция, наверное, точнее - одна из адаптационных, причем, не только для конкретной особи, а и для всего человечества. То есть он не дает творить абсолютно все, вгоняет человека хоть в какие-то, но рамки, ведь ему может придти в голову что угодно, причем вполне осознанно и осмысленно. а не спонтанно, как собаке. к примеру, которая неожиданно бросилась на своего хозяина, а птом просто об этом "забыла". Вряд ли у нее будут какие угрызения совести впоследствии.

 

Вот челы да - могут все это спланировать и потом совершить, хотя и предполагают, что это "нехорошо", вот тут и срабатывает такая защитная реакция /уже когда "все случилось"/, уже НЕ прогнозируемая, а вполне реальная, в виде медиаторов-"депрессантов", ощущения от которых мы и называем "совесть". Но, чтобы эта "химия" не пошла вразнос, люди начинают ее НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ, как могут, иначе может и трындец наступить, да и ощущение запомнится, оно же далеко не из приятных, а значит, следующие субъективизации-прогнозы последствий от "может-опять-сделать-нехорошо" будут уже адекватнее. Ну, и сами поступки могут уже и не совершаться, ввиду этих адекватных и проверенных прогнозов.

 

Как их нейтрализовать, эти угрызения? - Читал тут где-то, даже приводил эту цитату /оч понравилась, когда прочитал/, но, она почему-то многй не выделенная, забыл наверное, и вышло, что это я сказал, но это точно не я, и не пмоню кто написал, и найти не могу, даже по поиску...

Вот она, приведенная мной как "моя" )


Ведь если даже самый отъявленный негодяй не найдет себе оправдание, на свой, самый плохой, зверский и аморальный поступок, он тут же сойдет с ума.



- Ну вот что, ребята! Пулемет я вам не дам!
Метка админа:

 
Арсений Трандов
Jr. Poster


Род: Мужской
Сообщений: 29
список всех сообщений
clons
Сообщение № 32902 показать отдельно Сентябрь 29, 2012, 04:58:44 PM
ответ -только после авторизации
автор: minski сообщение 32898:
Конечно. Но другой и не бывает. То, что основано на навязанных извне представленитях - это уже не совесть, это страх перед законом.

Ну всё равно совесть не может возникнуть из ничего, она результат научения, то есть воспитания и образования, отличия только в том какое это воспитание и какое образование. Все знают что будет если человека десоциализировать с раннего детства, он не только совесть не приобретёт, он будет подобен зверю.

"Закон из вне" это осознание некоторой логики, верной или неверной, полезной или вредной для жизни, а совесть это больше чувства, которые запрограмированны воспитанием.

Можно воспитать Истиной а можно ересью, потому совесть может быть благой, или это будет что то извращённое, личностно-ориентированное и не благое как у еретиков.


Метка админа:

 
sergish
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 1482


Оценок: 6
список всех сообщений
clons
автор: Арсений Трандов сообщение 32897
Истинной совестью нельзя не пользоваться, она часть души, она её свет!

Трандов, это красиво, но это лирика, а не физиология - смотри название темы

автор: skuLL сообщение 32867
Интересная своими стилем и содержанием статья по теме: Формирование совести

А я не высоко оцениваю эту статью, потому что она в духе примитивного бихевиоризма. И качество аргументации - никакое. Слишком умозрительная.

Метка админа:

 
1 2 3 4 Статистика:
Всего Тем: 1923 Всего Сообщений: 47822 Всего Участников: 5156 Последний зарегистрировавшийся: kaptyan
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...