Софизм о Бетховене.
Поразмышлял я после сна и разоблачил софизм Бетховена. Не то, чтобы я противник противников абортов, но я разоблачил саму логику.
Вопрошающий: Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?
Отвечающий: да, посоветую сделать аборт.
Вопрошающий: поздравляю! Вы убили Бетховена.
Насколько мне известно, к Бетховену такая ситуация не имела отношения, так как многие факты ложны.
Вобщем, ошибочность этого рассуждения в том, что 2 человека обладают разной информацией и одному из них приходится оперировать не фактами, а ожиданиями.
1. Вопрошающий знает, что конкретно произойдет в этом случае: родится Бетховен.
2. Отвечающий не знает этого.
Вопрошающий оперирует редким успешным исходом (рождение Бетховена), а отвечающий оперирует ожиданиями: огромная вероятность, по его мнению, осложнений, которые угрожают жизни и здоровью матери и ребенка.
Усилим софизм, приведем более явную аналогию:
А:Вы бы стали покупать данный лотерейный билет, если призовой фонд этих билетов ниже их суммарной стоимости в 10 раз?
Б: Нет
А: Поздравляю! Вы только что потеряли выигрыш -- миллион.
(имеется ввиду, что тот билет был выигрышным, А знал это, а Б -- не знал)
Софизм в том, что А имеет ввиду конкретный билет, когда выигрыш заранее ему известен. Редкое успешное событие. Б оперирует математическими ожиданиями, которые в 10 раз меньше, чем потраченная сумма: вложит 1 рубль в покупку билета: получит в среднем 10 копеек.
* * *
В данном случае я не касаюсь содержания софизма, только логика, я не выступаю здесь за аборты или против, за покупку лотерейных билетов или против.
Докинз писал об этом софизме, но он не опровергал логику, а опровергал факты.