Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/50196

Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Оригинальное сообщение от nan 2022-01-28 14:03:51

Что такое эмоции – коротко и ясно


Ясно – не значит бездумно :) За простоту изложения всегда приходится платить корректностью, но в данном случае это не повредит.

Эмоции часто путают со стилями поведения, так что в первую очередь разберемся с этим.

Живое существо начинается с гомеостаза – системы поддержания жизненных параметров в норме. Когда система не справляется и жизненные параметры критически выходят из нормы, жизнь прекращается и этот сгусток протоплазмы – уже нельзя назвать живым (вот оно – определение жизни!).

Чтобы в крови было достаточно кислорода нужно дышать воздухом. Перестали дышать из-за повреждений легких или из-за отсутствия воздуха – наступает смерть. Но пока мы живы частота дыхания все время регулируется так, чтобы количество кислорода в крови было оптимально: не слишком много, ни слишком мало.

Частота дыхания зависит от того, насколько интенсивно мы расходуем кислород, значит, для бега – одна норма, а для сна – другая.

Так же и остальные жизненные параметры (а их много) поддерживаются в зависимости от текущих задач выживания.

Для этого в организме с древности возникли несколько стилей поведения, в каждом из которых норма жизненных параметров сильно отличается от других стилей. С помощью нейромедиаторов в мозгу и гормонов в остальном организме задается текущий режим работы организма.

Самые общие стили поведения: пищевое (восполняет необходимые расходные вещества), половое (поддерживает популяцию и среду взаимоподдержки других особей вида – “внешний” гомеостаз), оборонительное (защита организма), поисковое (приспособление к особенностям среды обитания и поиск еды и партнеров), агрессивное (активные затраты сил для победы над добычей или врагом). В каждом из этих стилей возникают свои, независимые рефлексы, а поэтому возможно реагирование только на то, что соответствует задачам стиля.

Мозг условно можно разделить на две половины: древняя (условные-рефлексы) и новая (автоматизмы). Все вместе – выверенный жизненный опыт, который можно использовать без раздумий.

В древнем дереве стилей поведения, в основе лежат базовые стили (из перечисленных), но могут быть ситуации, когда нужны сразу несколько стилей, например, яростная защита или пассивная защита (вплоть до ступора). Поэтому базовые стили ветвятся на более сложные, а те – на еще более уточняющие стиль поведения, что и задает контекст – все более сужающиеся (уточняющиеся) границы возможных ответных реакций. В конце ветки дерева стилей, отражающей текущее состояние организма и условий, находится один рефлекс.

Зачем же нужна новая половина мозга?

Бывает очень много причин для того, чтобы старые, привычные реакции не применять в новых условиях, например, продолжать есть яблоко, если на стороне, которую уже готов откусить, увидел гниль. Прежний опыт убедительно подсказывает, что гниль есть вредно.

Не всякое новое условие должно останавливать действие чтобы выбрать другое или подумать, а только то новое, что уже имеет ранее усвоенную на опыте значимость. Вот такая значимость и привлекает наше осознанное внимание всякий раз, когда мы уже готовы совершить какое-то действие. И мы не шагаем привычно по луже, а, увидев, обходим ее. А до бессознательности пьяный не может пользоваться новым мозгом (чем новее образование, тем легче оно отключается) и шагает по луже напролом.

Эвристически уже понятно назначение нового мозга, но тут есть много моментов. Чтобы не совершать привычное движение, а заменить его на другое, нужно сделать волевое усилие. Новый мозг характерен произвольностью. А для реализации произвольности нужно абстрагироваться мирок от всего остального в особый субъективный и воспринимать все как бы со стороны управляющего. Это очень многое меняет в восприятии. Вместо гомеостатических базовых контекстов, базовыми оказываются три состояния: Норма, Плохо и Хорошо. Это и есть базовые корни эмоциональных переживаний.

Когда нам плохо, нужно что-то с этим делать, искать способ вернуть норму. Если это получается, то на какое-то короткое время охватывает состояние Хорошо, означающее успешный возврат в норму и, значит, необходимость запоминания тех действий, которые оказались удачными в этих условиях, - возникает новый автоматизм.

Базовые корни эмоций далее ветвятся как абстракции базовых стилей поведения и возникает более сложное переживание: я нормально исследую эту новую штуковину, я с наслаждением повергаю врага, я с ужасом прячусь и т.д.

Второй уровень веток эмоций может продолжать ветвиться, еще более уточняя текущее состояние так, чтобы максимально точно понять ситуацию (или распознать ее значимость для организма), в которой нужно проверить, пустить ли привычную реакцию, или есть новизна, означающая осторожность или даже явную вредность?

Новый мозг развил очень много дополнительных усовершенствований, описать которые непросто потому, как даже маститые физиологи затрудняются с их пониманием. Но есть теория МВАП, которая все это описывает в целом, и эта теория была проверена реальным моделированием всех этих адаптивных механизмов, что означает моделирование живого существа. Отчет по этому моделированию специально написан достаточно понятно, и если хочется подробностей во всей красе и мощи эволюционных механизмов, то возможно вникнуть: fornit.ru/bot2


Комментарии:
Namor
личная фото-галерея


2022-01-28 15:56:55

Оч круто. Я, кажется, понял)


Palarm
личная фото-галерея


2022-01-29 13:23:54

Я так и не понял, реализован у тебя механизм ветвления базовых эмоциональных контекстов в смысле создания новых? Ты забиваешь условно 15 базовых контекстов в справочник, а все остальные утонченные - это их сочетания? Или есть возможность автоматически, не ручным вводом создать новый контекст?


>> Второй уровень веток эмоций может продолжать ветвиться


То есть от 13 контекста "Любопытство" может возникнуть дочерний контекст 13.1 уже третьего уровня?


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2022-01-29 14:21:52

В Дереве у меня первый уровень - три базовых состояния. А во втором могут быть любые сочетания 12 оставшихся базовых контекстов. Каждое сочетание - уникальная эмоция. Уровень формирвется только реальными сочетаниями базовых контекстов, т.е. заранее все сочетания не прописываются и многие могут никогда не реализоваться.


Palarm
личная фото-галерея


2022-01-29 15:23:05

Что все не прописываются, это понятно. Просто ты пишешь о дереве и ветвлениях, и сразу ассоциация родитель - потомок, у потомка только один родитель. А у тебя скорее не ориентированный простой граф, где один узел может иметь множество родителей. Кроме того, первый, второй уровень так же ассоциируется со слоями, где первый слой это родители второго, то есть опять же с деревьями. Но как я для себя понял 6 первичных и 15 вторичных базовых контекстов на самом деле это контексты одного уровня. Просто те, что "первого" возбуждаются внутренним состоянием (пульсацией), а 15 "второго" внешними раздражителями. Поэтому первые выделены отдельно как "базовые потребности" и служат фоновым контекстом для вторых и комбинаций на их основе.


Иначе, если держать в голове "деревья" 15 вторичных контекстов являются потомками 6 первичных родительских и не понятно, каких конкретно. Так же я все не мог найти, где у тебя происходит ветвления вторичных на третичные как родитель-потомоки далее. Но получается, у тебя "горизонтальное ветвление" в виде графа. И соответсвенно возникает вопрос, насколько уместно тут использовать теорию графов например для приведения неориентированного графа к ориентированному или вообще к дереву и далее существующие алгоритмы обхода узлов, если нужно к примеру кратчайший путь между узлами. То же самое кстати и касаемо ассоциативного дерева - там тоже граф.


А еще интересно: если комбинации вторичных контекстов образуют эмоции, то может сами эти контексты так же сформировались в виде комбинаций 6 первичных базовых? То есть изначально у древних существ было несколько простейших стилей поведения, потом возникла мутация и нейронные связи от них стали перемешиваться, образуя комбинации. Часть из них зафиксировалась эволюционным отбором и возникла "вторичные". А все последующие перемешивания "первичных" и "вторичных" были настолько уникальны, что просто возникали по ходу жизни особи как индивидуальные адаптации.


Другой вопрос, который я уже несколько раз задавал: веса значимости и линии тормозных связей вторичных можно считать как некий будущий стандарт? То есть определить опытным путем, какие у животных общие типы стилей поведения и прописывать их во всех схемах. А сейчас ты просто как черновой вариант указал комбинацию, чтобы можно было двигаться дальше.


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2022-01-29 16:27:42

>>у потомка только один родитель. А у тебя скорее не ориентированный простой граф, где один узел может иметь множество родителей.


нет, строго у потомка - только один родитель. Как-то ты своеобразно воспринял мое дерево....


>>Другой вопрос, который я уже несколько раз задавал: веса значимости и линии тормозных связей вторичных можно считать как некий будущий стандарт?


не понял, что ты имеешь в виду.


 


Palarm
личная фото-галерея


2022-01-29 16:38:58

В структуре дерева у тебя строго один родитель, но у тебя не запрещено копировать узел и делать от него еще родителя. Это по сути просто обход ограничения 1 родитель чтобы сделать несколько родителей для узла, который представлен в виде нескольких копий. Иначе как сделать узел-эмоцию в виде комбинации нескольких узлов-контекстов? Узлов-родителей несколько, потомок-эмоция один.


По поводу стандарта: ты задал 15 базовых контекстов. Почему не 20, и почему именно с тамими весами и именно такими тормозными связями между ними? Понятно, что надо же было что то задать. И в принципе можно согласиться, что есть некий набор базовых эмоций по аналогии с 12 полутонами, на которых можно сыграть огромное количество "эмоциональных музык". Вопрос лишь в том, какие конкретно ноты использовать и почему. С музыкой понятно, там есть строгая теория кажется со времен древней греции, а тут какие соображения? По идее наверное провести масштабные исследования, если их еще не было,  выявить эти "полутона" и объявить их "нормально темперированным эмоциональным рядом". А пока временно прописать чего нибудь, что ты и сделал.


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2022-01-29 16:42:45

>>у тебя не запрещено копировать узел и делать от него еще родителя


такого нет, каждая ветка дерева уникальна


>>ты задал 15 базовых контекстов. Почему не 20


это не имеет никакого принципиального занчения. Отношения между ними взял из своего представления об их конкуретности, они редактируются, можно задать другие.


Palarm
личная фото-галерея


2022-01-29 16:47:11

>>такого нет, каждая ветка дерева уникальна


Видимо тогда я не понял структуру дерева, как ты задаешь комбинации контекстов для рефлекса. У тебя 15 первичных узлов, нужно сделать комбинацию например 3-5-7. От них образуется один общий узел?


>>можно задать другие


То есть ты подвесил вопрос, который неизбежно встанет при проектировании, потому как не понятно: будет ли при других вариантах адаптация лучше и какой вариант самый лучшйи для конкретной задачи.


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2022-01-29 16:49:02

Да. ты можешь посмотреть как это делается в psy_base_emotions_arrays.go



Чтобы оставлять комментарии нужно авторизоваться.