Короткий адрес страницы: fornit.ru/69375 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Фрейдистские оговорки

Есть ли грань между парапраксисом и синдромом Туретта? Что не может психоанализ?

В своем труде "Психопатология повседневной жизни" З.Фрейд подробно рассмотрел различные типы ошибок, включая оговорки, описки, потеря вещей и забывание. Он считал, что эти ошибки являются проявлениями бессознательных желаний и конфликтов, которые человек пытается подавить или скрыть.

Примеры ошибок Фрейда включают:

• Оговорки: человек может сказать: "Я люблю тебя" вместо "Я ненавижу тебя", что может указывать на скрытые чувства любви, которые он пытается подавить. Или «Я хочу пойти на кладбище» вместо «Я хочу пойти на конференцию».

• Описки: человек может написать слово неправильно, например, человек может написать имя своего бывшего партнера.

• Потеря вещей: Человек может постоянно терять ключи или документы, что трактуется как желание избежать каких-то обязанностей или встреч.

• Забывание: Человек может забыть имя или событие.

• Действия, нарушающие намерения: человек, который решает начать диету, может случайно заказать пиццу вместо здорового салата.

Фрейд считал, что анализ таких ошибок может предоставить ценную информацию о внутренних конфликтах и мотивациях человека. Он утверждал, что за каждым таким инцидентом стоит некая "психическая динамика", где формируется связь между сознательным и бессознательным.

Например, социальная ситуация может привести к тому, что человек скажет что-то, что на самом деле отражает его подавленный страх или ненависть, о которых он не осознает полностью.

Характерные виды ошибок "по Фрейду" называют термином Парапраксис.

Парапраксис используется как инструмент в психоанализе для доступа к этим темным уголкам психики, в намерении выявить и проработать подсознательные проблемы.

Считается, что эти ошибки доброкачественные, без патологии психики, особенно органической. Есть отдельный термин, который связывает похожие ошибки (недержание слов и жестов) ошибки с психопатологией - Синдром Туррета, который тоже может протекать с ошибками в речи и поведении. Но невозможно в этом провести четкую границу.

Стоит иметь в виду, что различных ошибок в действиях (в том числе вербальных) может быть очень много по самым разным причинам. Эти факторы могут варьироваться от стресса и усталости до невротических расстройств или органических заболеваний. Отнесение всех ошибок к парапраксису может быть неправильным, поскольку не все они имеют психодинамическое объяснение некоторые могут быть следствием более серьезных расстройств или проявлением индивидуальных особенностей.

Примеры ошибок, похожих на парапраксис, но им не являющихся:

Человек может случайно нажать не ту кнопку на клавиатуре или перепутать имена в спешке, что может быть связано с обычным человеческим фактором и недостатком внимания, а не подсознательными желаниями.

Ошибки из-за усталости или стресса: Долгие рабочие дни, недостаток сна или высокий уровень стресса могут привести к ошибкам, которые не обязательно имеют подсознательный смысл.

Технические проблемы, такие как проблемы с оборудованием или программным обеспечением, могут привести к ошибкам, которые не связаны с подсознательными желаниями.

Иногда люди намеренно делают ошибки, чтобы избежать ответственности или получить выгоду. Это не является парапраксисом, так как это сознательное действие.

Неопытный или недостаточно осведомленный человек может допускать ошибки, которые не имеют подсознательного смысла, а связаны с отсутствием нужной информации или навыков.

Ошибки, возникающие при написании текстов, где автор может случайно продублировать буквы, не завершить слово или ошибиться в написании. Это могут быть привычные стереотипы, усвоенные по какой-то причине, но может быть сбой мозжечковой поддержки действий из-за долгого отсуствия практики или усталости.

Ошибки в произношении слов, часто вызванные особенностями речевого аппарата или отсутствием практики. Например, неправильное произношение слова "красный" как "красненький" может быть обусловлено недостатком опыта в языке, а не внутренними психологическими конфликтами.

Случается, человек неверно воспринимает информацию, например, слышит одно слово вместо другого ("Я видел машину" может быть воспринято как "Я видел мышку"). Эти ошибки могут возникать из-за фонового шума или отвлекающих факторов в окружении.

Эффект парапраксиса может напоминать эффект "прайминга" (fornit.ru/69381). В "семантическом" типе прайминга слова или изображения, связанные по смыслу, активизируют друг друга. Например, слово "стол" может ассоциировать слово "стул".

 

Попытки определить, что именно является причиной оговорок по Фрейду приводят к недоказуемым результатам, которые могут принести случайно пользу или вред, потому что такие оговорки совершаются в условиях необдуманных действий и причиной данного действия могут быть или правила, сформированные в кадрах эпизодической памяти (fornit.ru/6756), или значимость (fornit.ru/66643) из семантической памяти (ранняя форма эпизодической), или осмысление в существующем контексте общей информационной картины (fornit.ru/68540), которое придает стимулу определенный смысл (fornit.ru/7489, fornit.ru/69260), или ассоциация с доминантой нерешенной проблемы (гештальт: fornit.ru/68503).

 

Любое искажение, возникающие в процессе осмысления, на любом его этапе может приводить к эффекту, похожему на парапраксис.

Как и любые когнитивные иллюзии и искажения такие ошибки при их осознании корректируются до тех пор, пока не возникнет уже верный привычный автоматизм реагирования, более не требующий осознания.

Это означает, что все техники психоанализа, использующие парапраксис являются неадекватными действительности и отражают опыт того, кто их проводит, так что, скорее оговорки характеризуют опыт психолога, который их интерпретирует, чем есть реальная возможность найти их причину.

Даже когда догадка о причине кажется очевидной, это не значит, что именно она верно объясняет причину оговорки в данном случае.

Не существует строгой и эмпирически верифицированной модели, позволяющей делать адекватные реальности выводы из каждого проявления парапраксиса. Научных работ, изучающих парапраксис чрезвычайно мало, зато критики очень много.

Соответственно, разные школы психоанализа выдают за действительность свои предположительные представления в попытках интерпретации, и у каждой школы, чаще всего, получаются разные результаты. Например:

• Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, акцентировал внимание на бессознательных мотивах и сексуальности. Он полагал, что многие психологические проблемы возникают из-за подавленных сексуальных желаний и конфликтов. Например, Фрейд интерпретировал сны как «царские дороги к бессознательному», а их содержание часто касалось сексуальных и агрессивных тем.

• Карл Юнг, один из учеников Фрейда, разработал свою теорию, которая включала концепты коллективного бессознательного и аркетипов. Юнг считал, что сны и символы имеют универсальное значение и могут отражать не только личные переживания, но и общечеловеческие мотивы. В отличие от Фрейда, Юнг обращал внимание на духовные и культурные аспекты личности.

• Альфред Адлер, еще один ключевой фигура в психоанализе, предложил концепцию, в которой основное внимание уделялось социальной среде и стремлению к власти. Адлер считал, что чувства неполноценности и стремление к компенсации играют центральную роль в развитии личности. Его подход акцентирует внимание на социальных факторах, в отличие от фрейдистского акцента на инстинктивных желаниях.

• Школа объектно-ориентированной психологии (программисты удивленно поднимают брови), основанная на работах Мелани Кляйн, сосредоточена на ранних отношениях ребенка с его основными «объектами» (обычно - родителями). Кляйн подчеркивает важность внутреннего мира ребенка и ранних переживаний, которые формируют личность и влияют на последующие отношения. Это ведет к интерпретации, основанной на динамических отношениях, а не на конфликтующих желаниях.

•  Школа Жак Лакана пересмотрела фрейдистскую теорию, подчеркивая значение языка и символического порядка в формировании субъективности. Лакан вводит концепцию «достаточности» и говорит о том, что идентичность формируется через язык и взаимодействие со сверстниками. Его интерпретации фокусируются на том, как язык структурирует наш опыт и восприятие.

Существует еще немало других школ психоанализа, с кардинально различными концепциями. Можно сказать, что каждая из практикующих психоанализ организаций имеет скою концепцию.

Сама идея, что парапраксис является следствием подавления желаний оказывается неверной (fornit.ru/69350).

Даже трактовка термина "парапраксис", что - это непреднамеренная ошибка в поведении или действии оказывается некорректной, потому что определение того, что является ошибкой, а что нет, может быть субъективным и зависеть от контекста.

Большинство оговорок нормальных людей совершенно невинны и не имеют глубокого смысла: "иногда банан - это просто банан, а сигара - это просто сигара".


Nick Fornit
21 Oct 2024


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.