Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Первым, кто высказывал идею о подавлении неприятных воспоминаний, был Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа. Он утверждал, что психика человека старается защититься от болезненных и травматических воспоминаний, вытесняя их из сознательного восприятия.
Вот когда возникает сильная боль, то ее психика не вытесняет, а страхи вытесняет - это странно. В принципе и травмирующий образ и образ боли ничем не отличаются для психики: боль - тоже травмирующий образ. От постоянной боли иногда совершают суицид, и то и другое может вызывать страх и негативные переживания.
Фрейд, однако, не замечал такого сопоставления и полагал, что только подавление травмирующих воспоминаний может приводить к различным психологическим проблемам, поскольку эти вытесненные воспоминания продолжают оказывать влияние на поведение и эмоциональное состояние индивида.
Фрейд разработал концепцию бессознательного, в которой неприятные переживания могут быть скрыты от сознательного мышления, но все же сохраняются в психике. Он утверждал, что для полного понимания себя и достижения психического здоровья необходимо проработать эти подавленные элементы, а не избегать их. Эта идея стала основополагающей для дальнейшего развития психоаналитической терапии и методик работы с травмами, но многие практикующие психологи просто приняли идею вытеснения и подавления, избегания негатива, игнорируя остальное.
Многие современные психологи и психиатры предлагают использовать различные методы и подходы, которые помогают человеку справиться с травмирующими воспоминаниями и преодолеть их негативное влияние на свою жизнь. Эти методы включают в себя когнитивно-поведенческую терапию, психотерапию, медикаментозное лечение и другие.
Таком образом, психологи и психиатры создали проблему: "Как избавиться от травмирующих воспоминаний" (пример:
Однако, реакция на стресс и негативные воспоминания является естественным механизмом адаптации: во-первых, это требует решение новой проблемы (как правило - это целый комплекс проблем), во-вторых, это составляет опыт (не)правильных действий на будущее.
Многиелюди справляются с новыми внезапными проблемами самостоятельно. Но общий тренд избавления от негатива глубоко засел в культуре и негатив воспринимается как травма, подлежащая лечению. Это придает дополнительный негатив и вгоняет в депрессию вместо того, чтобы подойти к этому как к проблеме, требующую решения. Люди стараются избавиться от травмирующих переживаний и их последствий как от болезни, а не путем решения проблемы.
Пережитое остается активным воспоминаниями надолго, и даже сон бывает не способным погасить фоновые активности (fornit.ru/69334), сохраняющие образы трагических событий.
Что было бы, если суметь просто избавиться от травмирующего воспоминания, стереть это из памяти? Как бы это повлияло на жизненный опыт и те последствия, которые трагические события всегда привносят в жизнь?
Да, больше не стало бы негативных переживаний, человек равнодушно посмотрел бы на произошедшее и отвернулся, занявшись чем-то более приятным. Люди превратились бы в автоматы, не способные решать проблемы, потому что с детства им вытирают сопельки.
В условиях обеспеченности всеми благами и защитой можно сильно чудить, совершать много глупостей и вообще ничего не делать, но оставаясь живым и сытым. Это наши предки выверяли каждый шаг, потому как любая ошибка могла быть фатальной. Так может быть и впрямь можно думать только о хорошем, а плохое переживать пассивно, как того требуют приличия?
Человек сохранил бы много энергии и здоровья, более не расходуемого на стресс. Может ли такой подход быть верной стратегией? Ведь когда психолог и психиатр начинают избавлять человека от перенесенной травмы - это именно такой подход.
У метода игнорирования негативного есть границы применимости: если человек не может ничего сделать, чтобы изменить, исправить, предотвратить трагедию, то никакие стрессы не помогут, хотя в культуре это обзовут бесчувственной и бездушной реакцией. Но если это проделает доктор, избавив от моральных мук, то все в порядке с общественным осуждением.
Так ли вообще важно во всем блюсти то, чего от тебя ожидают другие? Общество - это самый консервативный и самый тупой критик и решатель, несмотря на святые идеи демократии. Самым правильным было бы внедрить в культуру правило, что никто не вправе судить поступки другого, потому что он не Бог и не правосудие, которое обязано найти и рассмотреть все, что влияет на поступки. Но общество чаще просто следует стереотипу бабушек на скамейке у подъезда.
Самой верной жизненной стратегией является - сразу решить, что можно сделать для предотвращения трагедии или ее последствий - как срочную и важнейшую задачу. Именно такой должна быть постановка цели с самого первого момента восприятия трагичного. Привычное и заманчивое желание отдаться горю, делать то, что от тебя ждут окружающие и положиться на психолога или доброго человека - это самая пагубная из всех возможностей.
Если не знаешь, что сделать, позови на помощь экстренные службы (а не психологов), но без паники и запоминай, как нужно делать на примере тех, кто не растерялся.
Даже если вокруг - только бандиты и помощи нет, не удается изменить направление их мыслей, и они начали всерьез прессовать, то стоит превратиться в дикого и беспощадного зверя, а не быть тем, кто сам роет себе могилу перед расстрелом. Даже дикая агрессия маленькой кошки ошеломляет и есть немалый шанс, пропорциональной неистовству вашей агрессии, что вы останетесь победителем. Природа не нашла этому альтернативы кроме погружения в оцепенения и претворения мертвым, так что если у вас есть такой убедительный навык, то с гопниками может и получиться.
Чаще всего неожиданная трагедия не дает времени на раздумья, события совершаются очень быстро, и если у нет опыта эффективных автоматических действий, то остается только максимально оградиться от паники и оценить проблему.
Важно поддерживать активное отношение к жизни, даже когда все кажется безнадежным. В любой ситуации есть что-то, что можно использовать прагматично (нет худа без добра).
В истории можно найти множество примеров того, как человек, находясь в невыгодной ситуации, смог преодолеть трудности и добиться успеха.
Один из таких примеров — история Нельсона Манделы. Находясь в заключении в течение 27 лет, он приобрел прочные знания о политике и международных отношениях, развил навыки переговоров и общения. После своего освобождения в 1990 году он не только стал символом борьбы против апартеида, но и удалось ему в 1994 году стать первым чернокожим президентом Южноафриканской Республики. Возможно, самым впечатляющим было то, что, несмотря на годы заключения, он смог установить примирение между различными расовыми группами и избежать массовых репрессий.
Другой наглядный пример — история Тома Эдисона. В детстве он страдал от проблем со слухом и был исключен из школы, потому что его учитель не видел в нем потенциала. Однако его мать, не согласившись с этим мнением, обучала его дома и вдохновляла на научные эксперименты. Взрослея, Эдисон сталкивался с множеством неудач: некоторые его изобретения терпели крах, и он проходил через многочисленные банкротства. Тем не менее его стойкость и настойчивость позволили ему сделать множество значительных открытий, включая лампочку и фонограф. Он стал одним из самых известных изобретателей в мире и продемонстрировал, что даже в самых невыгодных условиях возможно добиться успеха.
Стивен Хокинг — британский физик-теоретик, страдавший от бокового амиотрофического склероза, который привел его к параличу и потере речи. Несмотря на это, он продолжал свою научную работу и стал одним из самых влиятельных ученых своего времени.
Ник Вуйчич — австралийский мотивационный оратор, писатель и меценат, рожденный с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырех конечностей. Несмотря на физические ограничения, он сумел стать успешным оратором, писателем и примером силы духа для многих людей по всему миру.
Хелен Келлер — американская писательница, лектор и политическая активистка, потерявшая зрение и слух в раннем детстве из-за болезни. Она сумела преодолеть свои ограничения и стать одной из самых известных активисток своего времени, борясь за права слепых и глухих людей.
Фрида Кало — мексиканская художница, известная своими автопортретами, пережила множество травм и операций после аварии в подростковом возрасте. Ее творчество стало символом силы и стойкости перед лицом боли и ограничений.
Джоан Роулинг — британская писательница, автор серии книг о Гарри Поттере, которая столкнулась с финансовыми трудностями и разводом во время написания первой книги. Однако она продолжала работать над своей историей и в итоге создала один из самых успешных книжных сериалов в истории. Правда, если бы ее не очень-то художественное творение не понравилось внучке редактора, так бы и быть ей неизвестной пишущей в стол.
Анна Франк, еврейская девочка, умершая в концлагере во время Холокоста, вела дневник, в котором описывала свою жизнь в укрытии вместе с семьей. Ее записи стали символом стойкости и надежды в самых невыносимых условиях.
Луи Замперини, американский спортсмен и ветеран Второй мировой войны, попал в плен к японцам и подвергался жестоким пыткам. Он выжил благодаря силе духа и вере в Бога. Его история стала основой для книги и фильма "Несломленный".
Виктор Франкл, австрийский психиатр и психолог, пережил нацистские лагеря смерти, где потерял почти всю семью. Он написал книгу "Сказать жизни "ДА": психолог в концлагере", в которой описал, как смог выжить благодаря поиску смысла в страданиях.
Хелен Келлер, американская писательница и активистка, родилась слепой и глухой, но смогла научиться читать, писать и говорить. Она стала символом настойчивости в преодолении трудностей.
Все эти люди не пытались не замечать проблему, не тонули безвольно в своем горе, не надеялись на выручку и чудесную помощь.
Самый прямой и непосредственный пример трагических переживаний - сильная боль. Боль - естественная сигнализация о нарушении нормы в конструкции организма (fornit.ru/189) - наравне с индикацией выхода гомеостатических жизненных параметров из нормы (fornit.ru/vak3). Боль вызывает трагические переживания, и люди, склонные тонуть в негативе в ожидании помощи, сами обычно ничего не предпринимают, хотя именно для них это является насущной проблемой, а другие к этому относятся "как к чужой боли", часто с профессиональным отчуждением.
Есть немало жизненных примеров, когда человек смог сам справиться с болью в опасных ситуациях и выйти победителем. Один из ярких случаев — это история Арона Раластона, альпиниста, который в 2003 году попал в экстремальную ситуацию во время восхождения на гору в утесах Каньона. Во время похода его рука застряла под массивным камнем, и он не мог освободиться. После нескольких дней борьбы с истощением и обезвоживанием, Арон принял трудное решение ампутировать свою руку с помощью складного ножичка. Несмотря на сильную физическую и эмоциональную боль, он смог выжить и выбраться из каньона.
Наиболее обоснованные из современных подходов к терапии травмы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и EMDR (десенсибилизация и переработка движением глаз), направлены на осознание и переработку подавленных воспоминаний. Эти методы помогают клиентам заново столкнуться с травматическими воспоминаниями в безопасной обстановке. Это похоже на природную функцию игры - в безопасности пробовать опасные вещи.
В силу индивидуальных способностей, неопытности и культурных стереотипов поведения многие люди вместо прагматичных и разумных действий впадают в состояния пассивного стресса. Таким людям, конечно же,
Они применяют когнитивно-поведенческую терапию, методики релаксации, а также техники управления стрессом. Они могут научить методам дыхательных упражнений, медитации или визуализации, чтобы снизить уровень тревоги и стресса в момент кризиса. Также важной составляющей работы таких психологов является создание безопасного пространства, где клиент может открыто выражать свои эмоции и переживания. Эмпатия, активное слушание и участие в процессе являются ключевыми аспектами успешной терапевтической работы.
Но кризисной психологии, как, впрочем, и любой другой психологии, необходима ясная модель работы психики, понимание ее главных принципов при том, что это сегодня все еще открытый вопрос для академических ученых.
Теория МВАП дает представления о такой модели, предлагая верифицированную схему систему механизмов, выполняющую адаптивную функциональность.
В этой модели нет функции вытеснения психикой травмирующих переживаний в бессознательное. Сама концепция бессознательного является в корне отличной от того, что утверждал Фрейд и более современные исследователи (fornit.ru/68713).
В бессознательном, фоновом режиме продолжают работать ранее осознаваемые циклы удержания стимулов при появлении более актуальных стимулов, внешних или ментальных, и этой принципиальной схемой полностью исчерпывается механизм организации субъективного (fornit.ru/68364).
Актуальные образы, оказавшиеся в фокусе осознания, тем самым являются проблемными, выходящими за рамки стереотипной автоматической реакции и поэтому требующими осмысления. Кризисные стрессовые состояния - лишь небольшая часть таких образов, и они в норме осмысливаются совершенно однотипным образом (fornit.ru/68516) в одном из двух режимом: целевом решении проблем или пассивном режиме (fornit.ru/68279).
Аффективные состояния, как позитивные, так и негативные, требуют преимущественного осмысления и поэтому это происходит именно в целевом режиме осмысления, но высокозначимые образы уточняются по их смыслу (fornit.ru/66643) в данных условиях и ситуации, а так же создаются фантастические сценарии с высокозначимыми последствиями - в пассивном режиме, как в главном цикле осмысления (при бедствовании или в сновидениях), так и в фоновых бессознательных.
Знание сути и принципов этих процессов могли бы качество изменить направления развития и эффективность психологии и психиатрии.