Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Архетипы или архетипические образы — это универсальные, врожденные психические структуры, которые содержатся в коллективном бессознательном и проявляются в образах и мотивах сновидений, мифов и сказок.
Проявление архетипических образов психологи выделяют в различных аспектах жизни. Например, в мифологии встречаются такие архетипы, как Герой, Светлый и Темный Человек, Мудрый Старец и Женщина-Матерь. Каждый из этих архетипов отражает основные человеческие переживания и эмоции, такие как страх, надежда, любовь и стремление к самосовершенствованию.
Понятие архетипов ввел К.Юнг (fornit.ru/549) как трансперсональный (типа из "космического разума") шаблон свойств личности, который обретает каждый при рождении. Эти шаблоны формируют у человека мысли, эмоции и поведение, см. книгу Юнга "Архетипы и коллективное бессознательное".
В отличие от своего учителя З.Фрейда, К.Юнг был убежден в наличии неких потусторонних сил и взаимосвязей, которые он называл "синхронностями". Он считал, что существует недоступный при жизни мир, который влияет на человеческое поведение, что сущность личности является трансперсональной частью этого мира.
Архетипы, по Юнгу, являются общечеловеческими образами и символами, которые накапливаются в коллективном бессознательном и могут проявляться в мечтах, мифах и искусстве. Это означает, что каждый человек, независимо от культуры или времени, может соответствовать таким основным архетипическим образам, как Герой, Мать, Мудрец, Тень и др.
В отличие от Фрейда, который акцентировал внимание на личных переживаниях и детских травмах как основах психологии, Юнг придавал большое значение культурным и историческим аспектам, влияющим на развитие личности.
Но если присмотреться к реальной действительности, в одно и то же время в разных условиях человек может проявлять качество любого типа личностей. Дети, не имеющие опыта в поединках, боятся ударов в лицо, подростки и даже взрослые боятся заговорить с красивой девушкой, пока не приобретут такой опыт. Но те же подростки нагло (fornit.ru/69035) ведут себя с родителями и учителями.
Основные аспекты архетипов:
Историческое развитие:
• Юнг начал с изучения архетипов как персонификаций либидо.
• Юнг развил концепцию изначальных образов, которые проявляются в сновидениях и медитациях.
Структура коллективного бессознательного:
• Коллективное бессознательное состоит из инстинктов и архетипов.
• Архетипы духа и материи представляют собой дихотомию единого unus mundus.
Классификация архетипов:
• Мелкие архетипы: Персона и тень.
• Архетипы души: Анима и анимус.
• Архетипы духа: Мудрый старец и хтоническая мать.
Примеры архетипов:
• Младенец: Символизирует начало новой жизни и потенциал.
• Дева: Олицетворяет чистоту и невинность.
• Мать: Воплощает собой Мать-Землю и заботу.
• Возрождение: Символизирует обновление и трансформацию.
• Дух: Мужской архетипический образ Небесного отца.
Символы и образы:
• Картины и образы, которые вызывают эмоции и влияют на поведение.
• Натуральные числа, которые могут иметь иррациональное содержание.
Юнг выделил несколько базовых архетипов, которые могут быть использованы для классификации людей и их поведения:
• Герой — символизирует храбрость, борьбу и преодоление трудностей. Герои часто совершают подвиги и ищут справедливость, становятся защитниками других.
• Правитель — лидер, организатор, стремится к контролю и порядку.
• Ребенок— невинный, игривый, стремится к простоте и радости.
• Эстет — эстетический, творческий, стремится к красоте и гармонии.
• Друг — социальный, дружелюбный, стремится к поддержке и взаимопомощи.
• Хранитель: Ответственный, надежный, стремится к безопасности и стабильности.
• Мудрец — олицетворяет знание, проницательность и понимание. Этот архетип связан с поиском истины и мудрости, помогает другим находить правильные пути.
• Любовник — отражает страсть, эмоции и стремление к связи. Он связан с романтическими отношениями и чувственностью, символизирует глубокие чувства и эмоциональную интимность.
• Шут — акцентирует внимание на веселье, легкости и комедии. Этот архетип может помогать справляться со сложными ситуациями, используя юмор и игривость.
• Творец — символизирует инновации, креативность и самовыражение. Творцы стремятся к созданию нового и оригинального, выражая свои идеи и видения через различные формы искусства.
• Защитник — олицетворяет заботу, защиту и поддержку окружающих. Этот архетип предоставляет безопасность и стабильность, уделяя внимание нуждам других людей.
• Искатель — связан с желанием познать мир, свободу и независимость. Исследователи стремятся к новым приключениям и открытиям, изучая неизведанное.
Типологизация, основанная на архетипах, — это попытка классифицировать людей по определенным типам личности на основе общих характеристик, связанных с архетипами.
Тот факт, что люди и в самом деле склонны проявлять определенные преимущественные стили повеления, делает представления об типах личностей как бы очевидным, так что современные представления об архетипах в психологии остается актуальным, несмотря на множество данных исследований, опровергающих все попытки типологизации.
Архетипы до сих пор используются в психотерапии для понимания и работы с бессознательными процессами. Архетипические образы часто встречаются в произведениях искусства и литературы, помогая авторам и художникам выражать глубокие и универсальные идеи.
Идея архетипов привела ко множеству попыток типологизации личности.
• Типологии упрощают сложные и многогранные человеческие личности до нескольких категорий, которые не могут учитывать многогранность и сложность человеческой психики. Например, такие модели, как типология Майерс-Бриггс или тесты на личностные типы, фиксируют людей на определенных категориях, что может привести к стереотипизации и игнорированию отдельных личностных черт. Кроме того, такие системы могут быть неустойчивыми: одна и та же личность может демонстрировать различные поведенческие паттерны в зависимости от контекста, настроения и жизненных обстоятельств. Это приводит к тому, что индивидуальные различия и нюансы остаются незамеченными.
• Типологии предполагают, что личность человека статична и не изменяется с течением времени. Однако современные исследования показывают, что личность может изменяться под воздействием жизненного опыта, психотерапии и самоанализа.
• Некоторые типологии, такие как соционика, могут быть использованы для манипулирования людьми, создавая ложные представления о совместимости и взаимопонимании.
• Такие типологии, как MBTI, подвергаются критике за необоснованность и отсутствие строгих эмпирических исследований, подтверждающих их эффективность.
Примером современной трактовки архетипов является
"Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них. Архетипы бессознательны. Процесс осознания этих врожденных паттернов составляет суть индивидуации личности, приводит к формированию зрелого отношения к себе и миру, построению гармоничных отношений с другими людьми, преодолению кризисных состояний.
Архетипы создают архетипные имиджи, предрасполагая к определенным вариантам универсального для людей переживания мира и к действиям по универсальным шаблонам. Архетипы имеют свойства матриц, «психических инстинктов». Вся индивидуальная психика, все личные переживания могут быть интерпретированы посредством архетипных форм.
Без специальной информации об архетипах человек не осознает, что находится под влиянием коллективно бессознательных архетипных сил. Если влияние коллективного бессознательного усиливается, ego оказывается «схваченным» архетипными импульсами, которые порабощают человека. Знание этого факта весьма полезно, поскольку оно помогает в какой-то мере контролировать ситуацию. Поскольку архетипы имеют как позитивную, так и негативную стороны, контроль заключается в попытке активизировать первую за счет второй, вступая в диалог с архетипными силами во время психотерапии".
В
"В статье исследуется роль теории архетипов К.Г. Юнга в формировании мифов общества потребления и ее критика в современной литературе.
Анализ современных российских практик построения брендов позволяет сделать вывод о растущем интересе к имплементации положений теории архетипов К.Г. Юнга. Это объясняется прежде всего тем, что выявленные технологии обращаются к мифологическому мышлению и коллективному бессознательному, обеспечивая тем самым легкость и естественность восприятия сообщения бренда, прогнозируемость и проектируемость реакций от рекламных сообщений, то есть эффективность рекламных кампаний.
Основными приемами мифодизайна являются: использование архетипов и других мифологических приемов; построение рекламы особым дуалистическим образом, свойственным мифологическому мышлению; построение рекламы на основе потребностных мифологий.
Теория К. Юнга нашла свое продолжение в типологии Майерс-Бригс [6], где были выделены восемь базовых архетипов как комбинация психических установок и типов восприятия, таких как Правитель, Герой, Мудрец, Искатель, Ребенок, Эстет, Друг, Хранитель. Такая типология акцентирует свое внимание на то, что тот или иной архетип присущ человеку, тем самым определяя его психологический тип и модель поведения, делая его психику восприимчивой к определенной информации.
Ярким примером использования архетипов служит коммуникация с потребителем бренда «Нэсквик». Здесь проявляется образ всеобщего любимца, героя и победителя, а именно кролика Квики.
Росси предполагает, что за формирование архетипов отвечает правое полушарие мозга. Он ссылается на исследования, указывающие, что оно реализует прежде всего зрительно-пространственную ориентацию и лучше приспособлено для решения сложных задач. Таким образом, правое полушарие работает в режиме «гештальт».
Современные исследования мозга подтверждают наличие «древнего» и «первобытного» мозга в рамках существующих структур.
Критики теории архетипов К.
Юнга говорят об опасности мистического или метафизического эссенциализма. Поскольку архетипы определены так нечетко и архетипические образы были отмечены многими юнгианцами в бесконечном разнообразии ежедневных явлений, они не являются ни обобщены, ни систематизированы достаточно ясно. Следовательно, они не могут быть подвергнуты полноценному анализу.
Некоторые современные критики заявляют, что архетипы упрощают сложную реальность в нечто «простое и легкое для понимания». Другие критики утверждают, что архетипы способствуют затвердению культурных предрассудков интерпретаторов мифов, а именно - современных западников. Современная наука с ее акцентом на власть и политику видит архетипы как инструмент колониального устройства для «выравнивания» специфики отдельных культур и их мифов на службе великой абстракции метрополии.
В целом теория архетипов К. Юнга, несмотря на справедливую, на наш взгляд, критику, является весьма эффективным инструментом построения коммуникационных моделей бренда с потребителем и может служить прочным каркасом мифодизайна в современном российском брендинге".
Это - совершенно прагматичный поход использования архетипов. Тут приходит на ум то, что в современном мире ложь, психо-манипуляция считается наиболее действенным, эффективным средством внедрения идей и мнений, что в наибольшей степени развито в западном мире, где публикуются результаты исследований в таком плане воздействия на массы, методические материалы как специального, так и популярного качества (fornit.ru/19875).
В современном мире ложь и психо-манипуляции стали мощными инструментами, используемыми для внедрения идей и мнений. Эти техники развиваются, в том числе благодаря достижениям в области психологии, социологии и нейронаук. Западный мир, с его высокоразвитыми средствами массовой информации и социальной сети, стал площадкой для применения этих методов в масштабах, которые ранее были невозможны. Важным аспектом этого явления является то, что манипуляции часто основаны на научно обоснованных подходах.
Главным направляющим вектором таких процессов является бизнес, основанный на либерализме (fornit.ru/7585).
Схема одурачивания людей очень проста и очень действенна. К примеру, фильмы должны окупаться, это прямо означает, что они должны нравиться подавляющему большинству и поэтому содержать то общее и достаточно примитивное, что заводит большинство. Вместо того чтобы вести к высотам культуры, фильмы усредняют ее и прямо требуют, чтобы люди в максимально большой степени были падки на простые, выверенные приемы привлечения внимания, так что начинается целенаправленное приведение людей к общему упрощенному типу восприятия.
Такая схема воплощена буквально везде: в искусстве, соцсетях, основанных на рекламе, политике, СМИ, информационных войнах и даже в науке.
Людей поголовно оболванивают. Это выгодно любому бизнесу и его рекламе (fornit.ru/67211). Так что архетипы и типизация оказываются находками и средством приведения к общему знаменателю.
Одним из самых очевидных доводов в пользу наличия архетипического разделения людей является представление о том, что каждый в обществе занимает свою социальную нишу, выполняя определенную роль. Однако, известны случаи, когда в локальном изолированном сообществе, если человек, выполняющий какую-то определенную роль, выбывал, то его место занимал другой, ранее никак не проявлявший такие качества.
Примером может служить ситуация, когда в небольшом коллективе внезапно увольняется незаменимый сотрудник, который выполнял важные задачи и нёс большую ответственность. Его обязанности распределяются между оставшимися членами команды, и один из них неожиданно для всех проявляет себя как талантливый лидер и организатор, хотя раньше не демонстрировал таких качеств.
Хорошим примером может служить история о знаменитом футбольном вратаре Яшине Льве Ивановиче. Он начал свою карьеру в клубе "Динамо Москва" в 1949 году, став дублером основного вратаря Алексея Хомича. Но когда Хомич получил травму перед важным матчем, Яшин был вынужден выйти на поле вместо него. Его игра оказалась настолько впечатляющей, что он занял место основного вратаря и стал легендой советского и мирового футбола. До этого момента Яшин играл на позиции полузащитника и не демонстрировал выдающихся способностей вратаря. Тем не менее, оказавшись в ситуации необходимости заменить травмированного игрока, он проявил свой талант и стал символом вратарского искусства на многие годы.
Существует психопатология, когда сознание человека расщепляется на несколько независимых личностей, каждую из которых можно отнести к различным типам. Например, в голове Билли Миллигана (fornit.ru/5135) существовали 24 совершенно разных личностей, попеременно беря на себя управляющие функции.
Это может быть "объяснено" тем, что каждая из личностей при появлении получила свой архетип. Но в реальности каждый человек состоит из таких вот отдельных личностей, которые специализировались каждая к определенным условиям и живут в одном теле. В семье это может быть циклотимичный царь-тиран, на работе - это уже шизотимично исполнительный и очень вежливый инженер, на стадионе - буйный сангвиник, а когда выпьет, становится невыносимым меланхоликом. И эти личности специализировались не одновременно, а постепенно, в ходе адаптации к определенным условиям.
Теория МВАП совершенно определенно описывает механизмы адаптивности, которые проявляют разные качества в ходе развития личности (fornit.ru/68715).
Развитие личности начинается на основе наследуемой системы безусловных рефлексов, формируя из них автоматизмы, способные к произвольной коррекции. Все негативное, с чем сталкивается субъект, выправляется попытками достижения позитивных результатов и сохраняется в личном опыте.
Стадии формирования личного опыта в каждом из важных для личности направлениях начинаются с наивной доверчивости, потому что, когда еще нет собственного опыта, приходится использовать примеры чужого.
Затем приходит черед попыток преступления авторитарных догм (fornit.ru/69200) и игрового режима познания. Это обеспечивает постепенный выход на достаточно обширный собственный опыт, выверенных в реальных условиях - знания. При этом для многого еще нет значимого личного опыта и человек в таких вопросах остается наивно-доверчивым.
Все выделяемые в любой типологизации качества проявляются на разных стадиях формирования личного опыта. Даже самые взаимно противоречивые из них могут сосуществовать одновременно в области разных видов опыта. Человек в одном может быть трусом и ребенком, а в других - опытным героем и мудрецом. В семье проявляются одни качества, на работе - совсем другие, в критических ситуациях - третьи.
Никаким образом невозможно заключить данную личность при рассмотрении ее жизни от младенца до пожилого к фиксированными качествами. Но в целях воздействия могут использоваться подходящие эпитеты. Так же и сам человек может по-разному характеризовать себя в определенных ситуациях, что дает ему возможность ставить цели корректировки своих качеств.
Для всех, кого, как и Юнга, тянет в эзотерику, всегда будет сакраментально актуальной архетипическая трансперсональность, так что продолжается написание "научных" статей и диссертаций (поиск по "диссертация архетип").