Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершенные. Б. В. Зейгарник в 1920-х годах изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрел название, связанное с ее именем. Феномен воспроизведения незавершенных действий также исследовался Куртом Левином. Зейгарник написала книгу "Теория личности Курта Левина".
Суть эффекта Зейгарник состоит в том, что если человеку дают задание, а затем прерывают его, то он с большей вероятностью запомнит незавершенное действие, чем выполненное до конца.
В психологии предполагается, что это связано с тем, что незаконченное действие вызывает у человека напряжение и интерес, которые сохраняются до тех пор, пока задача не будет выполнена. Но в отсутствии модели принципиальной организации психических процессов невозможно точно описать причины возникновения (а их две на разных уровнях осмысления) и механизмы.
Соответственно, многие работы оказываются в контексте постулированного утверждения, что "незаконченное действие вызывает у человека напряжение и интерес, которые сохраняются до тех пор, пока задача не будет выполнена".
В
"Как соотносится воспоминание действий, которые были прерваны до своего завершения, с воспоминанием завершенных действий? Мы предполагаем, что неудовлетворенная квазипотребность оказывает влияние на процессы памяти.
Опыты проводились в течение 1924—1926 годов в Психологическом институте Берлинского университета.
Решающее значение для сохранения квазипотребности имеет не внешняя законченность или незаконченность работы, но внутренняя незавершенность действия.
Разница в запоминании законченных и прерванных действий выражена для действий с «четким концом» гораздо сильнее, чем в случае «продолжающихся» действий. Это связано с тем, в какой мере структуры действия способствуют образованию особых самостоятельных напряженных систем".
Конечно же, эффект начали тупо использовать в практических целях улучшения запоминания материала при обучении. В рекламе часто используются незавершенные истории, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес у потребителей.
В
"Упражнения, содержащие незавершенные материалы, способствуют развитию различных видов догадки, формированию навыков вероятностного прогнозирования. В статье приводятся примеры практической реализации данного принципа в виде упражнений, разработанных для изучения грамматический темы «Причастие» в иностранной аудитории".
Это примерно так же действенно как дразнить яствами голодного, но не давать их ему чтобы лучше запомнить ситуацию. При понимании адаптивного смысла эффекта и его механизмов становится очевидность неприемлемость и вредность такого новаторского метода.
Безо всякого психологического исследования все постоянно сталкиваются с тем, что если во время какого-то дела вдруг появляться что-то более актуальное, то дело откладывается на время отвлечения, но потом оно продолжается.
Таких видов прерываний есть два: 1) прерывание на более срочное и 2) длительное решение актуальной проблемы, которое приходится прерывать на еду, сон и т.п.
Например, читаем новости, зазвонил телефон, откладываем новости, разговариваем, тут звонят в дверь квартиры, просим секундочку подождать, выходим, начинаем выяснять у пришедшего проверяющего счетчики, вопит чайник, извиняемся, бросаемся выключать газ чтобы не залило. Потом цепочка отложенных дел раскручивается в обратном порядке.
Это означает, что у человека есть память прерванных действий, позволяющая после окончания более актуального, вспомнить о прерванном и вернуться к нему. И у этой памяти есть ограничение примерно в 5-8 прерванных. В программировании такой вид памяти называют стеком. Это - первая, самая древняя находка эволюции по осознаваемой "мультизадачности" - прерывание на самом низком уровне.
На самом высоком уровне осмысления эволюция оптимизировала память о долгосрочных актуальных задачах - в виде доминанты нерешенной проблемы (fornit.ru/68503), к которой сводится психологическое понятие гештальт (fornit.ru/69108). Если проблему не удается решить сразу, но оно очень значима, то с каждой такой попыткой укрепляется понимание необходимости все же найти решение. В памяти сохраняется поставленная главная цель и по мере удачных попыток промежуточных решений, исследования, понимания, это так же формирует память о достигнутом, которая при каждой активации доминанты вновь становится доминирующим контекстом осмысления, формируя на время усилий решения информационную картину процесса (fornit.ru/68540) решения, обновляемую с каждой (не)удачей. Когда проблема оказывается решенной окончательно, то доминанта перестает быть актуальной, гештальт закрывается, и этот вид памяти становится видом личного опыта удач и неудач, пополняя ментальные автоматизмы методами решений. В одной связке со структурой памяти доминанты идет и структура памяти эпизодов осознания, сохраняя опыт в кадрах памяти (fornit.ru/6756).
Если прерванное действие сохраняет свою значимость в кадрах эпизодической памяти, то совершенное теряет актуальность и такие кадры становятся второстепенными при различных условиях выборки. Они не удаляются, а просто становятся не настолько нужными, чтобы вспомнить о них, когда возникает какой-то вопрос.
Но память доминанты сохраняется в полной мере, как важный опыт решения проблемы и нисколько не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится примером решения.
Оба вида поддержки актуальных действий реализованы в системе индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast). И это позволило выверить как реализацию, так и модель представлений, сделав понимание адаптивных механизмов убедительно понимаемыми до очевидности.
В эффекте Зейгарник не различаются эти два совершенно разных вида специфики осмысления ситуации. В контексте гештальт-психологии, эффект Зейгарник подчеркивает важность целостности и завершенности, которые играют ключевую роль в восприятии и обработке информации. Гештальт-психология утверждает, что человеческий ум стремится к упорядочиванию и завершению, поэтому незавершенные действия остаются в сознании. Считается, что незавершенные ситуации могут вызывать внутреннее напряжение и стремление завершить их. Это может проявляться в виде навязчивых мыслей, снов или даже действий, направленных на завершение гештальта.
Но закрытый гештальт нисколько не меньше сохраняется в памяти как пример решения проблемы. Закрытый гештальт представляет собой психологический концепт, который М. Г. Янг использовал для описания незавершенных ситуаций или нерешенных проблем, которые продолжают сохраняться в нашей памяти и влиять на наше поведение и эмоциональное состояние.
Потому как эффект Зейгарник описывает реальную, эмпирически наблюдаемую ситуацию, то он сохраняет свою актуальность и в современных представлениях психологов. Психологи утверждают, что эффект может служить мощным инструментом для повышения мотивации и фокусировки внимания. Невыполненные задачи могут создавать чувство неудовлетворенности и напряжения, которое побуждает человека вернуться к ним и закончить.
Эффект Зейгарник помогает бороться с прокрастинацией: просто нужно начать решать проблему, это "запустит процесс когнитивного напряжения" и будет легче продолжить работу.
Психотерапевты используют эффект Зейгарник для выявления незавершенных ситуаций из прошлого пациента, чтобы помочь ему освободиться от негативных эмоций и улучшить свое эмоциональное состояние.
Но эффект Зейгарник не всегда работает как прописано. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи может ухудшить продуктивность. Также, если у вас слишком много незавершенных задач, мозг может перегрузиться, что приведет к стрессу и снижению концентрации.