Короткий адрес страницы: fornit.ru/69282 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Вдохновение

Как сделать так, чтобы творчество не превратилось в мучение?

Пожалуй, каждый хоть раз испытал то особое, крайне приятное состояние, когда все начинает получаться очень удачно. Причем как бы само по себе. Без усилий, которые остались позади.

Можно легко описать, в чем именно проявляется вдохновение, но бывает непросто вдохновиться в нужное время.

Вдохновение это особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью и огромным подъемом и напряжением сил человека. Часто используют в сочетании «творческое вдохновение», поскольку оно является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение состояние наивысшего подъема, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение единой творческой задачи.

Вдохновение это сложное психоэмоциональное состояние, которое возникает в момент, когда человек испытывает сильный творческий порыв к действию. Это состояние можно охарактеризовать как внезапный поток идей, чувств или интуитивных озарений, которые способствуют созданию чего-либо нового и оригинального. Вдохновение может проявляться в различных формах от художественного, литературного и музыкального творчества до научной работы или решения практических задач. Видов и причин вдохновений много, но результат в том, что творчество становится легким и понятным. Это означает, что вдохновению предшествует достаточная подготовка. Хотя может возникнуть иллюзия вдохновения, когда кажется, что все можешь, а это означает, что такое состояние достаточно древнее и проявляется именно как состояние, которое можно вызвать, скажем, гипнотическим внушением.

Только вдохновение способно мучительное творчество превратить легкий и радостный процесс. Личный интерес, доведенный до предела, может вызвать все признаки вдохновения, но не при любых условиях. Вдохновение часто требует определенной среды, условий и даже эмоционального состояния. Когда интерес человека становится слишком навязчивым, он может приводить к переутомлению и выгоранию, что в итоге подавляет творческий импульс.

Условия, способствующие вдохновению, включают в себя наличие свободного времени, поддерживающую обстановку, положительные эмоции и отсутствие чрезмерного стресса. Например, если человек слишком сосредоточен на результате или испытывает давление со стороны окружающих, это может отвлечь его от самого процесса творчества. Вдохновение чаще всего возникает именно в момент, когда человек чувствует внутреннюю гармонию и может позволить себе исследовать свои идеи без страха неудачи, а это очень похоже на игровой режим, который имеет очень древнее происхождение (fornit.ru/69044).

Вопрос о том, что может вызвать вдохновение - наиболее актуален у творческих личностей.

В первую очередь необходимо, чтобы предмет творчества был в области достаточно высокого личного интереса.

Личный интерес играет критически важную роль в процессе вдохновения. Он служит тем импульсом, который запускает творческую активность и позволяет человеку глубже исследовать свои идеи, оставаясь при этом увлеченным тем, чем он занимается. Когда человек искренне интересуется определенной темой или деятельностью, он готов тратить на это время и усилия, что способствует улучшению навыков и, в конечном счете, приведению к более качественному результату.

Личный интерес служит мотивацией для исследования, экспериментов и самовыражения. За счет него возникают новые идеи и концепции. Когда мы сталкиваемся с чем-то, что действительно нас волнует, мы легче преодолеваем трудности и готовы к риску, ведь нам важно продолжать двигаться вперед, погружаясь в процесс. Это чувство увлечения помогает нам увидеть мир иначе, находить необычные связи и черпать вдохновение из самых различных источников.

Например, художник, который страстно увлечен природой, может находить вдохновение в каждом элементе окружающего мира, создавая произведения, полные глубины и значимости. Таким образом, без личного интереса вдохновение становится труднодостижимым, его крайне сложно вызвать искусственно.

Вдохновение и интерес это два различных, но взаимосвязанных понятия, которые играют важную роль в творческом процессе и обучении.

Вдохновение можно описать как мощное эмоциональное состояние, которое приводит к появлению новых идей, творческих решений или мотивации к действию. Оно часто возникает спонтанно и может быть вызвано внешними факторами, такими как искусство, природа, музыка или взаимодействие с другими людьми. Вдохновение заряжает человека энергией, позволяя ему видеть возможности и перспективы, которые ранее могли быть незамеченными. Это состояние может быть временным, но его эффект на личность, как правило, долгосрочен вдохновение может привести к значительным изменениям в жизни или в отношении человека к своему делу.

Интерес, с другой стороны, предполагает более устойчивое состояние. Это чувство привлечения или любопытства к определенному объекту, теме, или активности. Интерес может быть обусловлен желанием узнать больше, исследовать что-то новое или развивать свои навыки. В отличие от вдохновения, интерес менее зависим от эмоционального подъема и может сохраняться на протяжении длительного времени. Он чаще всего требует активных действий для его поддержания, таких как изучение, практика или общение с единомышленниками. Зрелый интерес - всегда представлен доминантой нерешенной проблемы.

В каких условиях возникает вдохновение?

 

В статье "Источники вдохновения для дизайнера":

"Современные дизайнеры иногда сталкиваются с чувством отсутствия вдохновения и новых идей, ведь в наши дни кажется, что все давно придумано. Однако есть огромное количество источников вдохновения. Интересный и яркий пример креативного импульса дизайнерские работы, вдохновленные творчеством бельгийского художника 20 века Рене Магритта, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины".

В статье "влияние музыки на человеческое вдохновение: нейробиологические и психологические аспекты":

"Исследуются результаты эмпирических исследований и теоретические модели, объясняющие связь между музыкальными стимулами и процессами вдохновения.
Восприятие музыки активирует множество участков головного мозга, включая те, которые связаны с эмоциями, памятью и когнитивными процессами. Основные нейробиологические механизмы, способствующие вдохновению, можно разделить на следующие группы:
1. Активация системы вознаграждения: музыка может активировать дофаминовую систему, которая играет ключевую роль в переживании удовольствия и вознаграждения. Это связано с тем, что приятные музыкальные стимулы вызывают выделение дофамина, что может усиливать мотивацию и желание заниматься креативной деятельностью.
2. Эмоциональная регуляция: музыка оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние. Мелодии и гармонии могут вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что способствует эмоциональной разрядке и может создавать условия для возникновения новых идей и вдохновения.
3. Когнитивное возбуждение: восприятие музыкальных структур требует сложной когнитивной обработки, включая анализ ритма, мелодии и гармонии. Это может активизировать нейронные сети, связанные с креативностью, помогая создать новые ассоциации и идеи.
Психологические исследования также подчеркивают значимость музыки в процессе вдохновения.
Основные аспекты включают:
1. Эмоциональная мотивация: музыка может повышать эмоциональную мотивацию, создавая условия для появления креативных идей. Эмоциональные состояния, вызванные музыкой, могут активизировать креативные процессы и способствовать более глубокому погружению в творческую деятельность.
2. Создание контекста: музыкальные фоны могут создавать специфическую атмосферу, которая способствует концентрации и вдохновению. Например, музыка без слов может улучшать способность к сосредоточению и стимулировать творческие мысли.
3. Трансформация восприятия: взаимодействие с музыкой может изменить восприятие окружающей действительности, способствуя новым взглядам и подходам к решению задач. Это связано с тем, что музыка способна изменять когнитивные схемы и открывать новые перспективы.
В одном из экспериментов участникам предлагалось решать креативные задачи под воздействием различных музыкальных стилей. Результаты показали, что музыка с определенными характеристиками (например, оптимистичное настроение и сложная структура) способствовала более высоким уровням креативности по сравнению с тишиной или однообразной музыкой
".

 

В  статье " Роль сновидений в жизни человека":

"Сны помогают консолидировать и интегрировать вновь полученную информацию и опыт в долговременную память.
Во время снов мы открываем совершенно новые возможности для изучения и понимания самих себя. Часто мы даже осмысливаем какие-то проблемы или ситуации во сне.
Феномен
«инкубации сновидений» предполагает, что спящий разум может активно работать над нерешенными вопросами или задачами.
Многие известные художники, писатели и музыканты получают вдохновение идеями и образами из своих снов. Когда мы спим, наш разум освобождается от ограничений реальности, и поэтому сны становятся источником неограниченной фантазии и творческого потенциала, что подчеркивает связь между мечтой и творчеством
".

 

Чтобы привлечь вдохновение:

• Создайте пространство, в котором вам будет комфортно работать и творить. Это может быть уютный уголок в вашем доме, кабинет или даже кафе. Декорируйте его предметами, которые вам нравятся, и которые вызывают положительные эмоции.

• Природа обладает уникальной способностью восстанавливать силы и наполнять нас энергией. Прогулки по парку, лесу, у воды могут помочь успокоить ум и освободить место для новых идей.

• Чтение книг, фильмы, произведения искусства, музыка, театр, посещение выставок и мероприятий все это открывает новые перспективы и идеи. Ищите вдохновение в искусстве, науке, философии или даже в повседневных ситуациях.

• Взаимодействие с творческими людьми или людьми, которые вас вдохновляют, может дать новые мысли и идеи. Общение или обмен мнениями помогает по-новому взглянуть на свои собственные проекты и задумки. Изучение работ других художников, музыкантов или писателей может вдохновить вас на создание собственных произведений.

• Займитесь тем, что вам действительно нравится, без каких-либо ожиданий или давления. Это может быть рисование, музыка, спорт или что-то другое. Часто именно процесс самовыражения помогает найти новые идеи.

• Иногда вам просто нужно остановиться и позволить своему мозгу бродить. Медитация, йога (без эзотерических моментов), ведение дневника или просто прогулка без определенной цели могут помочь организовать мысли и открыть новые горизонты. Просто время, проведенное в тишине и спокойствии, может помочь найти вдохновение.

• Поддерживайте дух любопытства, пробуйте новые вещи и методы. Иногда, чтобы зажечь искру вдохновения, нужно взять на себя риск и выйти за привычные рамки.

• Путешествия и новые впечатления: посещение новых мест, знакомство с новыми культурами и людьми может вдохновить на творчество.

• Занятия спортом, танцами или другими видами физической активности могут стимулировать творческое мышление.

• Работа над сложными задачами или проектами может привести к неожиданным идеям и вдохновению.

Игровой контекст придает особый увлекательный, соревновательный и радостный настрой творчеству.

Многие имеют следующий парадоксальный опыт. Иногда освобождается много времени и кажется, что вот теперь-то получиться хорошо продвинуться в застрявшем творческом деле. Но нет, много свободного времени реально почти нисколько не улучшает творчество, а во многом даже ухудшает. И тогда возникает понимание, что внетворческая работа или творчество в ином направлении эффективно подготавливает к моментам, когда удается заняться самым главным. Поставленная проблема постоянно сидит в голове, почти ничем не напоминая, но явно прокручиваясь в бессознательном. Нужно научиться доверять своему бессознательному и делать все, чтобы в нужный момент возникло максимум идей и необходимая легкость их реализации.

 

Вдохновение это очень индивидуальное состояние и может проявляться по-разному у каждого человека.

В книге "Режим гения. Распорядок дня великих людей":

"В умелых руках режим дня точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы гения, она ограждает его от тирании переменчивых настроений. «Рано или поздно, написал Притчетт, все великие люди делаются одинаковыми: они работают и не могут остановиться. Не теряют ни минуты. Это так угнетает!». Достижения великих людей прошлого порой ободряют, но чаще лишают остатков мужества. Были вечно бодрые и вечно трудящиеся гении вроде Гиббона, не ведавшие сомнений и отчаяния, что гложут нас, простых смертных, но были и такие, как Уильям Джеймс и Кафка, великие умы, напрасно тратившие время в ожидании вдохновения, проходившие через периоды творческой засухи и мучительного писательского ступора, сомнений и неуверенности в себе.
Всем приходится так или иначе выделять время для работы, но способы, которыми люди организовывают свою жизнь, чтобы справляться с работой, бесконечно разнообразны. Кафка жаловался:
«Времени у меня в обрез, сил мало, работа моя ужас, а дома донимает шум, вот и приходится выкручиваться путем всевозможных уловок, раз уж хорошей и прямой жизни все равно не получилось»".

 

Чем больше и дольше занимается творчеством человек, тем в большей степени он оказывается способным включать творческий режим, просто начиная работать над текущей проблемой. Это становится привычным стереотипом поведения, не требующим осознания: начал работу - погрузился в творческий режим и уже не требуется экстремальное вдохновение.

 

До сих пор в академической науке не описаны конкретные механизмы, адекватно описывающие модель процесса творчества (fornit.ru/69267) и, тем более - вдохновения.

В системе Beast (fornit.ru/beast) нет специальных механизмов, регулирующих вдохновение. Нет такого и в теории МВАП, потому что-то, что называют вдохновение - это результат совместного воздействия нескольких факторов, влияющих на творческий процесс решения доминантной проблемы (fornit.ru/68503).

Только при активной доминанте нерешенной проблемы возможны условия, облегчающие или затрудняющие процесс, которые влияют на творчество, потому что творчество - это всегда наличие проблемной доминанты (fornit.ru/69267).

Но эти условия также оказывают влияние на направление процесса осознания и в более простых случаях, на более ранних этапах развития.

Прежде всего - это высокая значимость (fornit.ru/66643) цели (fornit.ru/67888) решения проблемы, требующая ее решения.

При этом решение затрудняют авральные ситуации, требующие немедленных действий и, наоборот способствуют более глубокому погружению в проблему и эффективному решению благополучность состояния, отсутствие конкурирующих по значимости других проблем, особенно гомеостатических проблем выхода жизненных параметров из нормы.

Большое значение имеет уверенность в обладании достаточным опытом решения подобных проблем, потому что при попытке вспомнить подобную ситуацию, если нет никаких подходящих кадров в эпизодической памяти (fornit.ru/6756), то возникает режим попыток применить приемы исследования и накопления опыта, но в авральной ситуации возникают панические реакции или просто ступор.

Возможность свободно и непринужденно осмысливать проблему - важнейшее условие нахождения новых решений и на этом специализирован пассивный режим мышления, который бывает, как в осознаваемом процессе бодрствования или при сновидениях, так и в фоновых (бессознательных циклах fornit.ru/68713).

Вот и все главное, что можно сказать о системе механизмов, участвующих в творчестве и сопутствующем состоянии вдохновения.

Но работа над системой Beastясно показывает, что можно было бы легко ввести специальный режим "вдохновение", который бы запускался в допустимых условиях произвольно, и тогда существо получает возможность перед творчеством включить такое состояние и не отвлекаться ни на что иное.

С точки зрения выживания это - довольно опасный режим глубокого увлечения без контроля происходящего вокруг и даже контроля собственного состояния. Но некоторые творческие люди наработали возможность произвольного включения оптимизирующего режима своего творчества и в самом деле их тогда ничто не способно отвлечь.

Есть несколько возможных вариантов принципиальной организации состояния вдохновения.

Возможно, вдохновение в природной реализации представляет собой базовый контекст поведения, не затрагивающий жизненные параметры (как гон, любопытство, неудовлетворенность существующим, альтруизм и т.п.), но приносящие важные для особи и вида возможности. В таком случае на уровне психики вдохновение - это один из эмоциональных контактов или же организуется как сочетания нескольких базовых контекстов в ряд сложных эмоций. 

Если вдохновение - базовый стиль поведения, то оно могло давать преимущества в деятельности на рефлекторном уровне:

•  мощный стимул для других базовых контекстов;

• полное погружение и сосредоточение для других базовых стилей;

•  снижение стрессовых реакций организма, но без потери работоспособности.

Так что истоки вдохновения могут быть очень древними.

Неважно, сложная ли эмоция, которая может иметь несколько подвидов в заливисто от состава, или же адаптивность на уровне исключительно психики или то и другое - все варианты имеют право быть в составе механизмов адаптивного поведения.

В эволюционной истории можно найти много того, что позволяет отнести такое поведение к зачаткам вдохновения - как особо повышенное сосредоточение на поиске новых действий.

В отношении насекомых корректнее использовать термин «инстинкт», который представляет собой совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. Инстинкты помогают животным выживать и адаптироваться к окружающей среде. Они могут проявляться в различных формах, например, в строительстве гнезд или поиске пищи. Насекомые, такие как пчелы, могут проявлять индивидуальные находки через свои танцы, которые используются для передачи информации о местоположении источников пищи другим пчелам. Эти танцы могут варьироваться и адаптироваться в зависимости от изменений в окружающей среде, но это нельзя расценивать как проявление креативного поведения.

Млекопитающие демонстрируют свои "вдохновенные" моменты. Например, дельфины известны своей игривостью и способностью к импровизации во время игр с другими дельфинами и людьми. Они могут создавать новые игры, новыми способами взаимодействовать со своей средой, что свидетельствует о наличии интереса и креативности.

Кроме того, некоторые грызуны, такие как крысы, демонстрировали способность к решению сложных задач, что также может быть связано с элементами вдохновения. Они могут находить новые способы достижения цели, что указывает на уровень интеллекта и, возможно, креативности.

Животные могут проявлять интерес к игре, которая не имеет прямого отношения к выживанию, а является способом развлечения и самовыражения.

Вдохновение у животных может проявляться как спонтанное и творческое поведение, которое может проявляться в различных формах. Например, некоторые виды птиц способны создавать сложные и красивые песни, которые могут быть результатом не только их инстинктивного репертуара, но и индивидуального творчества. Зебристые амадины могут комбинировать разные мелодии и изменять их в зависимости от души и окружения, что может указывать на уровень их творческой активности.

У человека наиболее развиты способности к творчеству при условии активной доминанты нерешенной проблемы, что выводит более ранние механизмы оптимизации творческого поиска на уровень качества, проявляемый как вдохновение.

 

Дополнительно:

Большая подборка Творчество и вдохновение - fornit.ru/71

Восприятие художественного творчества fornit.ru/271

Этические символы общения - fornit.ru/1679

Навыки выразительности в фото-искусстве и не только fornit.ru/796


Nick Fornit
11 Oct 2024

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.