Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Пожалуй, каждый хоть раз испытал то особое, крайне приятное состояние, когда все начинает получаться очень удачно. Причем как бы само по себе. Без усилий, которые остались позади.
Можно легко описать, в чем именно проявляется вдохновение, но бывает непросто вдохновиться в нужное время.
Вдохновение – это особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью и огромным подъемом и напряжением сил человека. Часто используют в сочетании «творческое вдохновение», поскольку оно является типичной чертой и составным элементом творчества. Вдохновение — состояние наивысшего подъема, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение единой творческой задачи.
Вдохновение — это сложное психоэмоциональное состояние, которое возникает в момент, когда человек испытывает сильный творческий порыв к действию. Это состояние можно охарактеризовать как внезапный поток идей, чувств или интуитивных озарений, которые способствуют созданию чего-либо нового и оригинального. Вдохновение может проявляться в различных формах — от художественного, литературного и музыкального творчества до научной работы или решения практических задач. Видов и причин вдохновений много, но результат в том, что творчество становится легким и понятным. Это означает, что вдохновению предшествует достаточная подготовка. Хотя может возникнуть иллюзия вдохновения, когда кажется, что все можешь, а это означает, что такое состояние достаточно древнее и проявляется именно как состояние, которое можно вызвать, скажем, гипнотическим внушением.
Только вдохновение способно мучительное творчество превратить легкий и радостный процесс. Личный интерес, доведенный до предела, может вызвать все признаки вдохновения, но не при любых условиях. Вдохновение часто требует определенной среды, условий и даже эмоционального состояния. Когда интерес человека становится слишком навязчивым, он может приводить к переутомлению и выгоранию, что в итоге подавляет творческий импульс.
Условия, способствующие вдохновению, включают в себя наличие свободного времени, поддерживающую обстановку, положительные эмоции и отсутствие чрезмерного стресса. Например, если человек слишком сосредоточен на результате или испытывает давление со стороны окружающих, это может отвлечь его от самого процесса творчества. Вдохновение чаще всего возникает именно в момент, когда человек чувствует внутреннюю гармонию и может позволить себе исследовать свои идеи без страха неудачи, а это очень похоже на игровой режим, который имеет очень древнее происхождение (fornit.ru/69044).
Вопрос о том, что может вызвать вдохновение - наиболее актуален у творческих личностей.
В первую очередь необходимо, чтобы предмет творчества был в области достаточно высокого личного интереса.
Личный интерес играет критически важную роль в процессе вдохновения. Он служит тем импульсом, который запускает творческую активность и позволяет человеку глубже исследовать свои идеи, оставаясь при этом увлеченным тем, чем он занимается. Когда человек искренне интересуется определенной темой или деятельностью, он готов тратить на это время и усилия, что способствует улучшению навыков и, в конечном счете, приведению к более качественному результату.
Личный интерес служит мотивацией для исследования, экспериментов и самовыражения. За счет него возникают новые идеи и концепции. Когда мы сталкиваемся с чем-то, что действительно нас волнует, мы легче преодолеваем трудности и готовы к риску, ведь нам важно продолжать двигаться вперед, погружаясь в процесс. Это чувство увлечения помогает нам увидеть мир иначе, находить необычные связи и черпать вдохновение из самых различных источников.
Например, художник, который страстно увлечен природой, может находить вдохновение в каждом элементе окружающего мира, создавая произведения, полные глубины и значимости. Таким образом, без личного интереса вдохновение становится труднодостижимым, его крайне сложно вызвать искусственно.
Вдохновение и интерес — это два различных, но взаимосвязанных понятия, которые играют важную роль в творческом процессе и обучении.
Вдохновение можно описать как мощное эмоциональное состояние, которое приводит к появлению новых идей, творческих решений или мотивации к действию. Оно часто возникает спонтанно и может быть вызвано внешними факторами, такими как искусство, природа, музыка или взаимодействие с другими людьми. Вдохновение заряжает человека энергией, позволяя ему видеть возможности и перспективы, которые ранее могли быть незамеченными. Это состояние может быть временным, но его эффект на личность, как правило, долгосрочен – вдохновение может привести к значительным изменениям в жизни или в отношении человека к своему делу.
Интерес, с другой стороны, предполагает более устойчивое состояние. Это чувство привлечения или любопытства к определенному объекту, теме, или активности. Интерес может быть обусловлен желанием узнать больше, исследовать что-то новое или развивать свои навыки. В отличие от вдохновения, интерес менее зависим от эмоционального подъема и может сохраняться на протяжении длительного времени. Он чаще всего требует активных действий для его поддержания, таких как изучение, практика или общение с единомышленниками. Зрелый интерес - всегда представлен доминантой нерешенной проблемы.
В каких условиях возникает вдохновение?
В
"Современные дизайнеры иногда сталкиваются с чувством отсутствия вдохновения и новых идей, ведь в наши дни кажется, что все давно придумано. Однако есть огромное количество источников вдохновения. Интересный и яркий пример креативного импульса – дизайнерские работы, вдохновленные творчеством бельгийского художника 20 века Рене Магритта, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины".
В
"Исследуются результаты эмпирических исследований и теоретические модели, объясняющие связь между музыкальными стимулами и процессами вдохновения.
Восприятие музыки активирует множество участков головного мозга, включая те, которые связаны с эмоциями, памятью и когнитивными процессами. Основные нейробиологические механизмы, способствующие вдохновению, можно разделить на следующие группы:
1. Активация системы вознаграждения: музыка может активировать дофаминовую систему, которая играет ключевую роль в переживании удовольствия и вознаграждения. Это связано с тем, что приятные музыкальные стимулы вызывают выделение дофамина, что может усиливать мотивацию и желание заниматься креативной деятельностью.
2. Эмоциональная регуляция: музыка оказывает значительное влияние на эмоциональное состояние. Мелодии и гармонии могут вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что способствует эмоциональной разрядке и может создавать условия для возникновения новых идей и вдохновения.
3. Когнитивное возбуждение: восприятие музыкальных структур требует сложной когнитивной обработки, включая анализ ритма, мелодии и гармонии. Это может активизировать нейронные сети, связанные с креативностью, помогая создать новые ассоциации и идеи.
Психологические исследования также подчеркивают значимость музыки в процессе вдохновения.
Основные аспекты включают:
1. Эмоциональная мотивация: музыка может повышать эмоциональную мотивацию, создавая условия для появления креативных идей. Эмоциональные состояния, вызванные музыкой, могут активизировать креативные процессы и способствовать более глубокому погружению в творческую деятельность.
2. Создание контекста: музыкальные фоны могут создавать специфическую атмосферу, которая способствует концентрации и вдохновению. Например, музыка без слов может улучшать способность к сосредоточению и стимулировать творческие мысли.
3. Трансформация восприятия: взаимодействие с музыкой может изменить восприятие окружающей действительности, способствуя новым взглядам и подходам к решению задач. Это связано с тем, что музыка способна изменять когнитивные схемы и открывать новые перспективы.
В одном из экспериментов участникам предлагалось решать креативные задачи под воздействием различных музыкальных стилей. Результаты показали, что музыка с определенными характеристиками (например, оптимистичное настроение и сложная структура) способствовала более высоким уровням креативности по сравнению с тишиной или однообразной музыкой".
В
"Сны помогают консолидировать и интегрировать вновь полученную информацию и опыт в долговременную память.
Во время снов мы открываем совершенно новые возможности для изучения и понимания самих себя. Часто мы даже осмысливаем какие-то проблемы или ситуации во сне.
Феномен «инкубации сновидений» предполагает, что спящий разум может активно работать над нерешенными вопросами или задачами.
Многие известные художники, писатели и музыканты получают вдохновение идеями и образами из своих снов. Когда мы спим, наш разум освобождается от ограничений реальности, и поэтому сны становятся источником неограниченной фантазии и творческого потенциала, что подчеркивает связь между мечтой и творчеством".
Чтобы привлечь вдохновение:
• Создайте пространство, в котором вам будет комфортно работать и творить. Это может быть уютный уголок в вашем доме, кабинет или даже кафе. Декорируйте его предметами, которые вам нравятся, и которые вызывают положительные эмоции.
• Природа обладает уникальной способностью восстанавливать силы и наполнять нас энергией. Прогулки по парку, лесу, у воды могут помочь успокоить ум и освободить место для новых идей.
• Чтение книг, фильмы, произведения искусства, музыка, театр, посещение выставок и мероприятий — все это открывает новые перспективы и идеи. Ищите вдохновение в искусстве, науке, философии или даже в повседневных ситуациях.
• Взаимодействие с творческими людьми или людьми, которые вас вдохновляют, может дать новые мысли и идеи. Общение или обмен мнениями помогает по-новому взглянуть на свои собственные проекты и задумки. Изучение работ других художников, музыкантов или писателей может вдохновить вас на создание собственных произведений.
• Займитесь тем, что вам действительно нравится, без каких-либо ожиданий или давления. Это может быть рисование, музыка, спорт или что-то другое. Часто именно процесс самовыражения помогает найти новые идеи.
• Иногда вам просто нужно остановиться и позволить своему мозгу бродить. Медитация, йога (без эзотерических моментов), ведение дневника или просто прогулка без определенной цели могут помочь организовать мысли и открыть новые горизонты. Просто время, проведенное в тишине и спокойствии, может помочь найти вдохновение.
• Поддерживайте дух любопытства, пробуйте новые вещи и методы. Иногда, чтобы зажечь искру вдохновения, нужно взять на себя риск и выйти за привычные рамки.
• Путешествия и новые впечатления: посещение новых мест, знакомство с новыми культурами и людьми может вдохновить на творчество.
• Занятия спортом, танцами или другими видами физической активности могут стимулировать творческое мышление.
• Работа над сложными задачами или проектами может привести к неожиданным идеям и вдохновению.
• Игровой контекст придает особый увлекательный, соревновательный и радостный настрой творчеству.
Многие имеют следующий парадоксальный опыт. Иногда освобождается много времени и кажется, что вот теперь-то получиться хорошо продвинуться в застрявшем творческом деле. Но нет, много свободного времени реально почти нисколько не улучшает творчество, а во многом даже ухудшает. И тогда возникает понимание, что внетворческая работа или творчество в ином направлении эффективно подготавливает к моментам, когда удается заняться самым главным. Поставленная проблема постоянно сидит в голове, почти ничем не напоминая, но явно прокручиваясь в бессознательном. Нужно научиться доверять своему бессознательному и делать все, чтобы в нужный момент возникло максимум идей и необходимая легкость их реализации.
Вдохновение — это очень индивидуальное состояние и может проявляться по-разному у каждого человека.
В
"В умелых руках режим дня – точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы гения, она ограждает его от тирании переменчивых настроений. «Рано или поздно, – написал Притчетт, – все великие люди делаются одинаковыми: они работают и не могут остановиться. Не теряют ни минуты. Это так угнетает!». Достижения великих людей прошлого порой ободряют, но чаще лишают остатков мужества. Были вечно бодрые и вечно трудящиеся гении вроде Гиббона, не ведавшие сомнений и отчаяния, что гложут нас, простых смертных, – но были и такие, как Уильям Джеймс и Кафка, – великие умы, напрасно тратившие время в ожидании вдохновения, проходившие через периоды творческой засухи и мучительного писательского ступора, сомнений и неуверенности в себе.
Всем приходится так или иначе выделять время для работы, но способы, которыми люди организовывают свою жизнь, чтобы справляться с работой, бесконечно разнообразны. Кафка жаловался: «Времени у меня в обрез, сил мало, работа моя – ужас, а дома донимает шум, вот и приходится выкручиваться путем всевозможных уловок, раз уж хорошей и прямой жизни все равно не получилось»".
Чем больше и дольше занимается творчеством человек, тем в большей степени он оказывается способным включать творческий режим, просто начиная работать над текущей проблемой. Это становится привычным стереотипом поведения, не требующим осознания: начал работу - погрузился в творческий режим и уже не требуется экстремальное вдохновение.
До сих пор в академической науке не описаны конкретные механизмы, адекватно описывающие модель процесса творчества (fornit.ru/69267) и, тем более - вдохновения.
В системе Beast (fornit.ru/beast) нет специальных механизмов, регулирующих вдохновение. Нет такого и в теории МВАП, потому что-то, что называют вдохновение - это результат совместного воздействия нескольких факторов, влияющих на творческий процесс решения доминантной проблемы (fornit.ru/68503).
Только при активной доминанте нерешенной проблемы возможны условия, облегчающие или затрудняющие процесс, которые влияют на творчество, потому что творчество - это всегда наличие проблемной доминанты (fornit.ru/69267).
Но эти условия также оказывают влияние на направление процесса осознания и в более простых случаях, на более ранних этапах развития.
Прежде всего - это высокая значимость (fornit.ru/66643) цели (fornit.ru/67888) решения проблемы, требующая ее решения.
При этом решение затрудняют авральные ситуации, требующие немедленных действий и, наоборот способствуют более глубокому погружению в проблему и эффективному решению благополучность состояния, отсутствие конкурирующих по значимости других проблем, особенно гомеостатических проблем выхода жизненных параметров из нормы.
Большое значение имеет уверенность в обладании достаточным опытом решения подобных проблем, потому что при попытке вспомнить подобную ситуацию, если нет никаких подходящих кадров в эпизодической памяти (fornit.ru/6756), то возникает режим попыток применить приемы исследования и накопления опыта, но в авральной ситуации возникают панические реакции или просто ступор.
Возможность свободно и непринужденно осмысливать проблему - важнейшее условие нахождения новых решений и на этом специализирован пассивный режим мышления, который бывает, как в осознаваемом процессе бодрствования или при сновидениях, так и в фоновых (бессознательных циклах fornit.ru/68713).
Вот и все главное, что можно сказать о системе механизмов, участвующих в творчестве и сопутствующем состоянии вдохновения.
Но работа над системой Beastясно показывает, что можно было бы легко ввести специальный режим "вдохновение", который бы запускался в допустимых условиях произвольно, и тогда существо получает возможность перед творчеством включить такое состояние и не отвлекаться ни на что иное.
С точки зрения выживания это - довольно опасный режим глубокого увлечения без контроля происходящего вокруг и даже контроля собственного состояния. Но некоторые творческие люди наработали возможность произвольного включения оптимизирующего режима своего творчества и в самом деле их тогда ничто не способно отвлечь.
Есть несколько возможных вариантов принципиальной организации состояния вдохновения.
Возможно, вдохновение в природной реализации представляет собой базовый контекст поведения, не затрагивающий жизненные параметры (как гон, любопытство, неудовлетворенность существующим, альтруизм и т.п.), но приносящие важные для особи и вида возможности. В таком случае на уровне психики вдохновение - это один из эмоциональных контактов или же организуется как сочетания нескольких базовых контекстов в ряд сложных эмоций.
Если вдохновение - базовый стиль поведения, то оно могло давать преимущества в деятельности на рефлекторном уровне:
• мощный стимул для других базовых контекстов;
• полное погружение и сосредоточение для других базовых стилей;
• снижение стрессовых реакций организма, но без потери работоспособности.
Так что истоки вдохновения могут быть очень древними.
Неважно, сложная ли эмоция, которая может иметь несколько подвидов в заливисто от состава, или же адаптивность на уровне исключительно психики или то и другое - все варианты имеют право быть в составе механизмов адаптивного поведения.
В эволюционной истории можно найти много того, что позволяет отнести такое поведение к зачаткам вдохновения - как особо повышенное сосредоточение на поиске новых действий.
В отношении насекомых корректнее использовать термин «инстинкт», который представляет собой совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. Инстинкты помогают животным выживать и адаптироваться к окружающей среде. Они могут проявляться в различных формах, например, в строительстве гнезд или поиске пищи. Насекомые, такие как пчелы, могут проявлять индивидуальные находки через свои танцы, которые используются для передачи информации о местоположении источников пищи другим пчелам. Эти танцы могут варьироваться и адаптироваться в зависимости от изменений в окружающей среде, но это нельзя расценивать как проявление креативного поведения.
Млекопитающие демонстрируют свои "вдохновенные" моменты. Например, дельфины известны своей игривостью и способностью к импровизации во время игр с другими дельфинами и людьми. Они могут создавать новые игры, новыми способами взаимодействовать со своей средой, что свидетельствует о наличии интереса и креативности.
Кроме того, некоторые грызуны, такие как крысы, демонстрировали способность к решению сложных задач, что также может быть связано с элементами вдохновения. Они могут находить новые способы достижения цели, что указывает на уровень интеллекта и, возможно, креативности.
Животные могут проявлять интерес к игре, которая не имеет прямого отношения к выживанию, а является способом развлечения и самовыражения.
Вдохновение у животных может проявляться как спонтанное и творческое поведение, которое может проявляться в различных формах. Например, некоторые виды птиц способны создавать сложные и красивые песни, которые могут быть результатом не только их инстинктивного репертуара, но и индивидуального творчества. Зебристые амадины могут комбинировать разные мелодии и изменять их в зависимости от души и окружения, что может указывать на уровень их творческой активности.
У человека наиболее развиты способности к творчеству при условии активной доминанты нерешенной проблемы, что выводит более ранние механизмы оптимизации творческого поиска на уровень качества, проявляемый как вдохновение.
Дополнительно:
• Большая подборка Творчество и вдохновение - fornit.ru/71
• Восприятие художественного творчества fornit.ru/271
• Этические символы общения - fornit.ru/1679
• Навыки выразительности в фото-искусстве и не только fornit.ru/796