Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
В общем смысле, протест является формой выражения несогласия или отказа от каких-либо норм, правил или требований. Психология также рассматривает протест как одну из форм защиты, направленную на сохранение внутреннего равновесия и стабильности личности. Человек, находящийся в состоянии стресса или испытывающий давление со стороны окружающих, может использовать протест для того, чтобы защитить свои интересы и ценности.
Первые формы протеста начинают проявляться уже в раннем возрасте, которые в психологии характеризуют как
Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка».
Наиболее хорошо изучен кризис трех летнего возраста, для которого Л. С. Выготский выделил 7 главных признаков:
С позиции теории
В дальнейшем переходные периоды изучали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Они выдвинули положение: суть переходных периодов состоит в том, что форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении.
А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что «кризисы отнюдь не являются спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием».
По мнению Л. С. Выготского в общении с ребёнком должна преобладать игровая форма, чтобы направить его активность в нужное русло. Ребёнку должно нравиться быть самостоятельным, это не должно быть мукой и вынужденным состоянием; между тем оно может стать мукой, если силой заставлять его делать то, что он не хочет или что ему неинтересно. Это может привести к серьезным проблемам в будущем:
При строгом воспитании и множестве запретов у ребёнка может развиться что-то вроде страха практической деятельности, и он будет сопровождать его даже во взрослые годы. Равно как и негативная оценка самого себя: мол, всё, что я делаю по естественному побуждению, является неправильным, - следовательно, я сам по себе неправильный и вообще зря появившийся на свет. Именно такие мысли появляются у людей, которым с самого раннего детства запрещали быть людьми.
В проекте Beast ревизионизм реализован на 1 уровне мышления, когда перед активацией рвущегося на выполнение автоматизма происходит быстрая проверка его на право называться наилучшим из всех прикрепленных к ветке. При этом так же сканируется эпизодическая память с целью найти в новом опыте лучший, вдруг удалось подсмотреть у кого-то другой, более удачный вариант действия, либо сам случайно нашел такой методом тыка. Таким образом, просто по факту необходимости ревизии и уточнения личного опыта, уже начиная со стадии его авторитарного накопления, становится неизбежным его постоянный пересмотр, который в определенные стадии становится доминирующим стилем поведения.
На более высоких стадиях, когда становится возможным осознанное поведение, переступание прежних догматов происходит так же осознанно. Формирование в этом периоде моделей понимания может провоцировать частую активацию протестного стиля поведения потому, что в них изначально существенный дефицит негативного опыта, который с позиции адаптивности всегда в приоритете, так как для выживания более важно знание «как нельзя делать», чем как можно. Вполне возможно, что такой дефицит активирует беспокойство и стремление сунуть нос, куда не следует, причем в определенные стадиях развития он специально подчеркивается специфической гормональной перестройкой.
Кроме того, сформированные модели понимания уже сами становятся верификаторами правильности стратегий реагирования, возникает понятие приемлемости/не приемлемости каких то действий. Это уже будет осознанный протест преступления моральных принципов.
Алексей
23 Sep 2024