Короткий адрес страницы: fornit.ru/69150 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Протест

Функциональность протестного поведения в процессе развития личности

В общем смысле, протест является формой выражения несогласия или отказа от каких-либо норм, правил или требований. Психология также рассматривает протест как одну из форм защиты, направленную на сохранение внутреннего равновесия и стабильности личности. Человек, находящийся в состоянии стресса или испытывающий давление со стороны окружающих, может использовать протест для того, чтобы защитить свои интересы и ценности.

Первые формы протеста начинают проявляться уже в раннем возрасте, которые в психологии характеризуют как переходные периоды:

Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка».

Наиболее хорошо изучен кризис трех летнего возраста, для которого Л. С. Выготский выделил 7 главных признаков:

  1. Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  2. Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже  если обстоятельства изменились.
  3. Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  4. Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  5. Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  6. Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  7. Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

С позиции теории МВАП эти признаки характеризуют активацию эволюционно закрепленного механизма «подвергнуть сомнению автоматизм». Функциональность такого ревизионизма в том, что опыт родителей может оказаться не адекватным в новых условиях, либо может быть по каким-то причинам не корректно усвоен, и требуется периодически его подтверждать или опровергать. Однако это вовсе не означает активацию всего того негатива, что выделил Л. С. Выготский. Напротив, он подчеркивает, что это проблема самих родителей, которые оказались не подготовлены заранее к естественным изменениям личности ребёнка. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие исследователи:

В дальнейшем переходные периоды изучали А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Они выдвинули положение: суть переходных периодов состоит в том, что форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении.

А.Н. Леонтьев выдвинул идею о том, что «кризисы отнюдь не являются спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием».

По мнению Л. С. Выготского в общении с ребёнком должна преобладать игровая форма, чтобы направить его активность в нужное русло. Ребёнку должно нравиться быть самостоятельным, это не должно быть мукой и вынужденным состоянием; между тем оно может стать мукой, если силой заставлять его делать то, что он не хочет или что ему неинтересно. Это может привести к серьезным проблемам в будущем:

При строгом воспитании и множестве запретов у ребёнка может развиться что-то вроде страха практической деятельности, и он будет сопровождать его даже во взрослые годы. Равно как и негативная оценка самого себя: мол, всё, что я делаю по естественному побуждению, является неправильным, - следовательно, я сам по себе неправильный и вообще зря появившийся на свет. Именно такие мысли появляются у людей, которым с самого раннего детства запрещали быть людьми.

В проекте Beast ревизионизм реализован на 1 уровне мышления, когда перед активацией рвущегося на выполнение автоматизма происходит быстрая проверка его на право называться наилучшим из всех прикрепленных к ветке. При этом так же сканируется эпизодическая память с целью найти в новом опыте лучший, вдруг удалось подсмотреть у кого-то другой, более удачный вариант действия, либо сам случайно нашел такой методом тыка. Таким образом, просто по факту необходимости ревизии и уточнения личного опыта, уже начиная со стадии его авторитарного накопления, становится неизбежным его постоянный пересмотр, который в определенные стадии становится доминирующим стилем поведения.

На более высоких стадиях, когда становится возможным осознанное поведение, переступание прежних догматов происходит так же осознанно. Формирование в этом периоде моделей понимания может провоцировать частую активацию протестного стиля поведения потому, что в них изначально существенный дефицит негативного опыта, который с позиции адаптивности всегда в приоритете, так как для выживания более важно знание «как нельзя делать», чем как можно. Вполне возможно, что такой дефицит активирует беспокойство и стремление сунуть нос, куда не следует, причем в определенные стадиях развития он специально подчеркивается специфической гормональной перестройкой.

Кроме того, сформированные модели понимания уже сами становятся верификаторами правильности стратегий реагирования, возникает понятие приемлемости/не приемлемости каких то действий. Это уже будет осознанный протест преступления моральных принципов.

Алексей
23 Sep 2024


https://t.me/thinking_cycles/130
Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.