Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Ошибка - это 1) то в действиях, что вызывает непосредственные, или отложенные нежелательные последствия, а так же 2) то, что объявляется ошибочным по каким-то общепринятым правилам. Так что иллюзии - это не ошибки, пока не будет совершено действие на их основе и от них избавляются другим путем (fornit.ru/817).
Таково пусть будет постулированное определение.
И первое, и второе зависит от условий: в одних случаях это ошибка, в других - нет. Действие - то, что отличает ошибки от иллюзий восприятия и субъективных (когнитивных) иллюзий (которые основываются на статистике жизненного опыта или даже на отдельных запомнившихся утверждениях).
Первое лично и относительно: небольшая ошибка может оказаться полезной в чем-то ("нет худа без добра"), и даже привести к очень серьезному выигрышу, и тогда ошибка меняет статус на "временные неудобства ради выигрыша". Такие ошибки определяются сознательно как оценка последствий.
Второе социально обусловленные правила, нарушение которых может приводить к осуждению, противодействиям и, в конечном итоге, негативным последствиям. Но и такие ошибки могут оказаться в чем-то полезными и даже приносить серьезную удачу. И тогда возникает конфликт между существующей этикой и личной оценкой допустимого. Эта оценка зависит от многих личных качеств, особенно от влияния авторитетов. В случае ассоциальности, вообще правила этики могут полностью игнорироваться.
В первую очередь ошибка идентифицируется субъектом по последующим неприятностям, начиная от ухудшения состояния тела. Затем, на уровне мыслительной оценки сравнивается цель и полученный результат. Это может происходить только в целевом режиме мышления (fornit.ru/67888) и не характерно для пассивного режима (fornit.ru/68279). Можно сказать, что произвольной оценкой ошибочности является соответствие желаемого и получаемого, что и есть критерий адекватности реальности.
Именно из-за того, что действие может привести в каких-то условиях успеху, в системе адаптивности должен быть консерватизм в отношении немедленного устранения того, что кажется ошибкой. "Наступать на грабли" может оказаться полезным (даже именно про грабли - хотя бы, чтобы рассмешить). И у разных животных и даже у разных особей возникает личное отношение к тому, что нужно устранять как недопустимую ошибку, а на что просто не обращать внимание. Чтобы отвадить кошку что-то не делать, нужно очень серьезно ее наказать или упорно искать более привлекательный для нее вариант, иначе она так и будет этим заниматься. У кошки не так уж много наработанных автоматизмов и если их блокировать незначительными неприятностями, которых гораздо больше, чем приятного, то у нее просто не останется реакций, и возникнет ступор. Отваживая серьезной болью, легко вогнать животное в ступор.
В отличие от случайных, не воспроизводящихся от случая к случаю ошибок, систематические ошибки - это привычные автоматизмы, стереотипы действий, которые, тем самым, не замечаются, потому что привычное уверенное действие не вызывает ориентировочной реакции и выполняется без осознания.
Повторения случайных ошибок укрепляет соответствующую привычность такого действия, возникает стереотип поведения в виде конкретных автоматизмов, которые перестают осознаваться, а такая ошибка - замечаться.
Например, при написании текстов с возрастом может изменяться мозжечковая поддержка движений (а она изменяется не только с возрастом) и возникают сбои движения, непопадания в нужные клавиши после ранее нажатых или написание не тех букв после уже написанных. В цепочке неосознаваемого письма могут вообще выпадать отдельные буквы.
Все действия, что формируются методом обучения с сознательной отработкой точности, приращивают к имеющейся совокупности мозжечковых рефлексов новые, так что процесс выработки точной последовательности действий связан с появлением новых элементов в мозжечке, а верность последовательности действий - в новых кадрах эпизодической памяти. И то и другое заметно увеличивается в физических размерах. Примерами видов действий, увеличивающих эти структуры являются не только безошибочное написание текстов, но выучивание партии музыкального произведения (fornit.ru/68911), ориентировка по городу таксистов (fornit.ru/5283) и т.п.
Учиться набирать текст вручную - одно, на клавиатуре - совсем другое, так что если долго не писать вручную, это становится все более затруднительно т.к. все виды вновь образующихся рефлексов (как и условные fornit.ru/64936) обладают свойством затухать. При этом возникают ошибки из-за нарушенной последовательности корректировки действий.
Таким образом, систематические ошибки возникают из-за неудачного автоматизма, имеющего статус привычного или утрате его поддержки мозжечковыми рефлексами.
В реализации Beast (fornit.ru/beast) структура автоматизма содержит переменные "эффект от применения" - удачность и "число применений" - уверенность, которые оказались очень полезными буквально для всех функций, использующих автоматизмы. высокие положительны значения означают привычный, не требующий осознания автоматизм. Как альтернатива может использовать правила из кадров эпизодической памяти (fornit.ru/6756), которые образуют модели понимания образа действия, что и позволяет оценивать возможность удачности, но для этого нужно осознать автоматизм, а как раз этого и не происходит для привычных автоматизмов.
В контексте модели Beastв формировании оценки ошибочности бессознательные фоновые процессы оказываясь полностью в рамках пассивного режима мышления (fornit.ru/68279) 1) играют роль выявления значимости образа для определенных условий м 2) генерируют новые ситуации, в которых совершаемые действия показывают последующий эффект, что позволяет впредь решать, совершать ли такие действия или остерегаться их. Бессознательное готовит основания для пробных действий и их оценки. Но это - только небольшая часть того что влияет на решение и оценку риска его совершения.
В случае обнаружения ошибки, конечно же, будет пересмотрено соответствующее действие. Если же никто и ничто не подсказал ошибку, она так и остается незамеченной. Ошибки потому и совершаются, их что автор не обращает на них внимания, он в упор их не видит. А чтобы увидеть, нужно изменить условия, суметь взглянуть по-другому, например, вычитывая текст не как свой, а чужой.
Обычно серьезные ошибки быстро и настойчиво проявляют себя и исправляются, а мелочи просто не мешают жить. Но сделать ошибку в опубликованном тексте это как сфальшивить при исполнении музыкального произведения - сразу меняется отношение зрителей. Это - культурная традиция освистывать сфальшивившего, а не насущная необходимость. Если придавать чужим и своим ошибкам слишком большое значение там, где они не слишком мешают, возникает зависимость отношения, которая укрепляется до полной непримиримости. Критик начинает выходить из себя и негодовать, тратя адреналин и здоровье, свое и чужое.
Право на ошибку - законное право творческой личности, ошибки просто необходимы и неизбежны для творчества, потому что каждая замеченная ошибка привлекает более пристальное внимание к элементу творчества, дополняя его необходимыми деталями (fornit.ru/1012).
Как мода освистывать музыканта, так есть мода показать свою грамотность, тыкая в ошибки, обычно грубым образом для непримиримости. Это - тоже ошибка (fornit.ru/1706).
Nick Fornit
2024.09.02