Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Это более развернутый к
Автоматизмы запускаются иерархическим пусковым триггером, представляющим из себя древовидную структуру, с минимум тремя уровнями: базовое состояние, эмоциональный контекст, внешний стимул. Древовидный означает, что такой «пускатель» это буквально дерево, где от ствола (базовое состояние) отходят ветки (эмоциональные контексты), которые так же продолжают ветвиться (внешние стимулы). И на конце таких веток «висят» автоматизмы, что и задает для них сложный (интегральный) пускатель, так как для их запуска нужно определенная комбинация всех трех уровней дерева автоматизмов.
Базовое состояние определяется системой гомеостаза как одно из трех возможных, в котором она находится: плохо, норма, хорошо. Внешний стимул понятно, это воздействия внешней среды. С эмоциями немного сложнее. По умолчанию, без произвольного регулировани, они так же как и базовое состояние определяются системой гомеостаза, как ассоциации от гомеостатических базовых стилей реагирования, когда нет их произвольной регуляции, и выполняют ту же функцию переключения стилей реагирования. Но зачем потребовалось произвольное вмешательство в переключение стилей, если они и так переключаются на уровне гомеостаза?
Гомеостатическое регулирование стилей поведения – это ситуативная модель реагирования, когда реакция возникает только при непосредственном воздействии реального стимула в определенных условиях. Здесь достаточно активации стилей, задающих фон выполнения ответного действия, от системы гомеостаза. Но при переходе на прогностическую модель, когда перед каждым запуском автоматизма происходит прогноз возможных последствий его выполнения, имеет место предполагаемое воздействие, а не реальное. Проигрывание развития ситуации означает и проигрывание переключения стилей, которое уже не соответствует текущему активному стилю реагирования, заданном от системы гомеостаза.
Появляется возможность избегнуть негативных последствий, если они обнаружены в прогнозе, или добиться позитивных, даже если есть ближайшие негативные последствия, но после них ожидаются более существенные позитивные. Для этого необходимо произвольно задать стиль поведения, который будет этому способствовать, например, для преодоления текущего негатива, активировать позитивный настрой. В этом случае он уже не будет прямой ассоциацией гомеостатического контекста, формируя поведение вопреки гомеостатической значимости.
Это значит, что эмоции неразрывно связаны с памятью, и чем более развиты ее виды, механизмы по работе с ней, тем более сложными могут быть эмоциональные переживания, по мере накопления личного опыта. Но зачем чего то такое переживать при переключении стилей реагирования, и что это значит – переживать? Почему бы просто не переключать стили без всяких переживаний, если это, по сути, простая механическая операция?
Ощущение эмоций происходит в главном цикле мышления, только в этом случае сканирование кадров эпизодической памяти вызывает эмоциональные переживания при считывании свойства кадра Эффект. Возникающее при этом переключение стилей реагирования меняет инфо-картину и соответственно восприятие стимула, выделяя в нем только те признаки, что соответствую этому стилю, что определяет значимость стимула в текущих условиях. Так увидев что то, показавшееся подозрительным, активируется стиль «осторожное исследование», и теперь все реакции будут проходить в этом стиле, так же как и сенсорное восприятие будет сконцентрировано для поиска опасных признаков. Кроме того, все фоновые циклы мышления будут теперь получать данные от измененной инфо-картины, что изменит результат их работы и может способствовать внезапному инсайду, который сделает фоновый цикл главным.
То есть «эмоциональное переживание» это осознаваемые ощущения в главном цикле мышления записанных в кадрах ЭП свойств «Эффект», вызывающих изменение инфо-картины. То, что они «осознаются» и «ощущаются» - это результат работы главного цикла. Если он станет фоновым, сопутствующие его работе эмоциональные переживания так же перейдут в фон. В итоге возникает эффект «эмоционального гомункулуса», когда эмоции словно ниоткуда возникают, хотя в действительности просто циклы мышления попеременно переходят в фоновый и обратно в главный цикл, образуя прерывистую картину эмоциональных переживаний.
Так как Эффект кадра ЭП это зафиксированный в определенных условиях гомеостатический эффект непосредственного физического контакта с каким то объектом, все эмоции первоначально неразрывно связаны с опытом взаимодействия с реальными физическими объектами. В дальнейшем на их основе могут быть получены вторичные ассоциации, но все попытки объяснить значение какого то понятия в конечном итоге всегда будут приводить к первичным ассоциациям, связанным с непосредственным ощущением – эмоциональном переживании – стилем реагирования, активирующимся на распознавании базовых признаков объекта.