Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Для этого нужно прояснить что такое Новое и Значимое. Детекторы нового,
открытые Е.Соколовым, оказались довольно загадочным образованием, потому как
угадать их алгоритм работы оказалось непросто. Умозрительные предположения о
том, что существует сохраненный слепок прежнего состояния восприятия, который
сравнивается с новым, а разница и есть сила нового, требуют неприемлемо
громоздких решений, нехарактерных для природы. Е.Соколов приглашал математиков,
потому что стало правильным говорить о всесилии математики и что только она
способна описать сложное явление. И даже вышла математизированная статья про
детектор нового, ничего не проясняющая, которую лучше не смотреть нормальному
человеку.
И что можно сказать сегодня про Новое?
В мозгу есть дерево восприятия образов (fornit.ru/66797).
Когда рецепторы активируются внешним воздействием, в этом дереве загораются
узлы одной из веток, на конце которой - распознаватель полной картины
воспринятого, а промежуточные узлы отражают отдельные элементы составляющие
образ.
Практически никогда не бывает, что воспринятое во всем повторяло ранее
зафиксированный образ. Так что некоторая фоновая новизна есть всегда. Обозначим
ее N0. У дерева фиксированное число уровней - по числу слоев иерархии
распознавания примитивов восприятия (от точек, дуг, линий - к более сложным
сочетаниям). Поэтому если загорелся последний уровень, то это - нормальная
ситуация с некоторой незначительной новизной N0.
Но вот если не загорелся последний узел, это значит, что последний слой
распознавателей не узнал образ, такого еще не было раньше. Это уже серьезная
новизна N1, требующая обратить на себя внимание и попытаться понять, что ждать
от такого образа - по свойствам, присущим последнему активному узлу, т.к. этот
узел выполняет функции категории для всех дочерних узлов, т.е. обладает некими
более общими свойствами.
Если не загорелся и предпоследний узел, то это уже N2 - совсем неожиданно и
может быть опасно. На такой случай заготовлены рефлексы на всякий случай:
сильно вздрогнуть, прыгнуть и т.п.
Так вот сила новизны тем больше, чем меньше не дотянула активная ветка до своих
конечных узлов.
При N0 выбор наиболее актуального стимула идут по силе его значимости (удушье -
жажда - голод и т.п.). Если активно N1, то сила значимости относится к такой
новизне, и актуальность увеличивается и т. д.
Из всех активных образов восприятия в данный момент актуальным становится тот у
которого сила новизны, умноженная на силу значимости - наивысшая. Только такой
стимул начинает удерживаться и изучаться сознательно. Древовидная структура
контекста восприятия делает алгоритм выявления актуальности очень простым.
Конечно, в мозге нет умножения, а есть функция модуляции одного параметра
другим параметром. Тут никакой точности не требуется. Достаточно наиболее
важную значимость отнести к имеющейся силе новизны.
Практически это дает понять, как устроено выделение вниманием главного -
проблема маркетинга, выразительности искусства и привлекательности.
Nick Fornit
22 July 2024