Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Однажды наткнулся на Уютубе на ролик, где обучали жонглированию 3 мячами и от
нечего делать захотелось научиться. Посмотрел, вроде все просто: 1 этап – подбрасываем мячик в одной
руке, 2 этап – перекидываем
из одной руки в другую, 3 этап –
соединяем оба действия. Первые два легко, а с третьим вышел затуп, хотя казалось
бы, в чем проблема? Если умеешь делать 2 действия, почему не выходит выполнить их
последовательно? Потребовалось около 2 недель, чтобы наконец начало что то получаться.
Вот тут и возникает вопрос: что значит «умеешь,
понимаешь», почему в одном случае
учишься быстро, в другом долго и со скрипом?
Если опираться на модель Beast, то «умение» это цепочка отработанных действий,
выполняемых «механически» без раздумий. А понимание – «цепочки из цепочек»
таких действий, образующих сложную сеть ветвлений вариантов исполнения действия
в разных условиях. Такая сеть в проекте Beast называется «правилами реагирования», сканирование которой позволяет делать
быстрые прогнозы перед выполнением действия. Это начальный уровень мышления,
который в психологии называют подсознанием. Он и определяет уровень «мастерства»: мы ходим, не задумываясь, какую ногу переставлять в какой
последовательности, при этом движемся не как механическая игрушка, а способны быстро,
«без раздумий» перешагивать небольшие препятствия,
восстанавливать равновесие и т. д.
В случае с жонглированием получилось, что имеющиеся у меня навыки (правила реагирования)
побрасывать мячик в одной руке, и перебрасывать его из одной в другую уже были,
потому выполнялись легко и не принужденно. По отдельности. А вот опыта
соединения таких действий в одно целое не было, его надо создавать. И тут
внезапно оказывается, что существующие у меня навыки подбрасывания и
перекидывания мячика не годятся для образования цепочки непрерывных действий.
Они немного не такие, какие надо для такого цельного действия, их нужно
корректировать. Но так как эти действия давно стали автоматизмами,
выполняющиеся бездумно-механически, не так то просто их «осознать»
и поправить. Это особенно хорошо видно при попытке разговаривать на иностранном
языке без акцента. Очень не многие способны осознанно докопаться до таких «древних» автоматизмов звукоподражания, которые были закреплены
еще в глубоком детстве. Поэтому приходится долго и нудно повторять одно и то же
действие, волевым усилием притормаживая его привычное исполнение и пытаясь сделать
чуть иначе.
И ровно то же самое происходит при ментальных действиях. Например, понимание прочитанного
означает наличие достаточно развитой модели понимания, то есть иначе говоря,
если ты понимаешь что то, то это только потому, что ты это уже знаешь, только
выражал это другими словами, а теперь услышал/прочитал другую интерпретацию,
которая и откликнулась в тебе «пониманием». В этом смысле слова Цицерона о том,
что «научить нельзя, но научиться
можно» – звучат в более интересной тональности. Действительно,
никакой учитель ничему научить не может в принципе, если базовые навыки уже не сидят
в голове ученика. Это так же не возможно, как нельзя построить кирпичный дом не
имея кирпичей.
Алексей
3 July 2024