Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Хотя в психологии ощущения и переживания определяются по-разному, но, по сути, это – одно и тоже, ведь даже если мы думаем о чем-то не связанным с непосредственными ощущениями, то таковыми в это время становится информационные компоненты переживаний. Глобальная информационная картина (fornit.ru/68540) является единственным источником того и другого. Поэтому далее мы не станем делать различия между этими словами несмотря на то, что литературно оба слова имеют разное назначение (ощущением обычно называется то, что непосредственно возникает при восприятии, а переживанием – нечто более общее в субъективности). При размышлениях, какими бы абстрактными они ни были, результаты каждого шага размышлений в виде новой информации становятся стимулами для дальнейшей цепи размышления, они конкурируют по актуальности со стимулами внешнего мира, и внутреннего состояния организма, вызывая переключение осознанного внимания на себя.
Чтобы прояснить суть ощущений, попробуем отследить эволюцию восприятия и того, что заставляет осмысливать наиболее актуальные элементы. Есть граница, до которой нет субъективных ощущений, а после которой они появляются. Нужно определить эту границу и то, что заставляет появляться ощущениям.
Есть настолько простые животные, что у них еще нет ощущений, но есть развитое восприятие, которое вызывает их рефлекторные действия. Внешне корчащийся на горячем камне муравей кажется страдающим от боли, но по его суетливым движениям нельзя сказать, чувствует ли он боль или нет.
Боль – удобный для исследования вид стимуляции. Человек чувствует боль, пока обращает на нее внимание, но стоит переключиться на что-то более актуальное и боль перестает ощущаться (fornit.ru/189). И точно так же можно сказать про любое другое ощущение. Ощущается только то, на что обращено осознанное внимание. Это и есть граница, которую нужно иметь в виду.
Поэтому при сравнении животных, различающихся уровнем развития адаптивных механизмов, примем разделяющий критерий – то, что обязательно для организации механизма осознанного внимания, который у любых живых существ, им обладающих, всегда имеет только один канал, связывающий систему восприятия с системой осознанной обработки наиболее актуального. Конечно не забываем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых обладает своей системой индивидуальной адаптивности (fornit.ru/70640).
Животные, обладающие ориентировочным рефлексом (ОР) на значимую новизну с удержанием актуальных стимулов по каждому ОР, обеспечивая преимущественное внимание к этому стимулу, имеют канал приоритетного внимания (КПВ), за привлечение которого конкурируют стимулы.
Ориентировочный рефлекс (ОР) — это автоматическая реакция организма на новый и значимый стимул, внешнее проявляющаяся как поворот головы, фиксация взгляда, изменение пульса и т.д.
Канал приоритетного внимания (КПВ) — это то, что дает возможность не просто реагировать на значимую новизну, но и удерживать этот стимул в активном состоянии, выделяя его среди всех других, чтобы обеспечить внимание к нему с целью выбора способа ответного реагирования.
Чисто эмпирически выявлено, что без обращения внимания КПВ на стимул (боль, картинка, мысль), этот стимул не ощущается, не возникает переживания с его участием, а все внимание уделяется более важному стимулу. Так, Авиценна (Ибн Сине) вылечил нарыв у падишаха, предварительно усадив его играть в шахматы с его любимым партнером и падишах не обращал внимание на операцию и не чувствовал боль.
Животные, проще рыб не обладают КВП и, значит, не имеют ощущений, а реагируют чисто рефлекторно. При этом у некоторых видов таких животный система восприятия развита не менее хорошо, чем у человека, а в некоторых компонентах даже лучше. Это пчелы (осы, шершни), муравьи, тараканы и другие высшие насекомые. Эти насекомые обладают сложными системами рефлекторного реагирования на элементы в восприятии, с которыми такое реагирования связано в зависимости от условий. В этом плане они ничуть не хуже людей.
При операции лоботомии (за нее Мониз получил Нобелевскую премию в 1949 году), которую широко практиковали еще относительно недавно, механизмы КПВ повреждаются и люди остаются с приобретенными на данный момент рефлексами, но без ощущений и переживаний. При некоторой психопатологии так же повреждаются или делается невозможным функционирование КПВ и тогда такие люди в принципе ничем не отличаются от высших насекомых, кроме того, что их система восприятия выделяет наиболее актуальное, но не подключает его к префронтальной коре и теряется вся функциональность психики, люди действуют на автомате на основе наиболее привычных реакций. Это внешне бывает трудно оценить, потому и практиковалась лоботомия, что люди казались вполне нормальными, да еще избавлялись от психических расстройств.
Итак, совершенно очевидно, что ощущения возникают при активации КВП. Есть та часть мозга, что продолжает работать как у насекомых, а есть та, что при этом осознает наиболее актуальное и это вызывает ощущения. Решения канала КПВ оказываются приоритетнее более древних рефлексов и поэтому при обращении канала осознанного внимания на стимул, связанные с ним рефлексы блокируются, а выполняется то, что решено системой КПВ.
Мы можем очень ловко и непринужденно делать привычное (танцевать, играть на скрипке, ходить по канату на большой высоте), но стоит при этом обратить осознанное внимание на то, что мы делаем, как хорошо отработанное привычное более не выполняется слажено в нужные моменты. Мы начинаем неуклюже балансировать на канате или даже просто на камнях, припрыгивая по ним вдоль речки. У меня был именно такой знакомый, который в опасные моменты включал все свое внимание и интеллект и всегда валился в воду даже на несложных камнях (fornit.ru/1133).
Если бы кошка вдруг задумалась о том, что она делает на тонкой ветке, по которой ловко и уверенно шла к птичьему гнезду, она бы сорвалась и в ужасе повисла на когтях, переживая случившееся. Но кошки очень консервативны в плане подумать о чем-то и без насущной необходимости этого не делают.
Люди тоже как насекомые могут просто воспринимать текущие образы воспринимаемого без их осмысления и даже ни о чем не думая в это время, но это сложно по причине, что у людей всегда есть тема текущего переживания и часто - цель, определенная для какого-то стимула, а это уже выделяет приоритетное. Хотя если какой-то медитацией очистить такой контекст и возможно остаться в созерцательном безмыслии.
Насекомые не выделяют какие-то образы как актуальные, а каждый из них в данных условиях может параллельно-независимо запускать свою ответную реакцию. У людей же все реакции, даже безусловно-рефлекторные, оказываются в одном из наследственно предопределенных контекстах стилей поведения (пищевой, половой, поисковый, оборонительный и т.п.) и, кроме того, у человека в его ассоциативной теменной коре есть распознаватели конечных образов, активирующихся как совокупный образ всех элементов восприятия.
Для каждого момента восприятия только один такой конечный образ оказывается активным. Образ бабушки в контексте пищевого стиля будет обладать отличительными признаками вкусностей, которые она приготовила, а в контексте страха дополнен жуткими элементами (злой глаз, скрипучий голос и т.п.). Но всегда есть только один активный конечный образ, включающий в себя более примитивные в иерархии составляющие образы (fornit.ru/imgsel). Именно такой образ активируется, когда мы вспоминаем прошлое, возбуждаемый указателем на него (fornit.ru/70648) в кадре эпизода памяти (fornit.ru/67560). Для нас это все равно, как если бы вернусь то первоначальное восприятие, и тогда мы могли бы произвольно выделять в этом конечном образе составляющие элементы, придавая им произвольную значимость (fornit.ru/66643) и поочередно ощущая эту значимость.
У ребенка в ходе его развития поначалу нет КВП, а есть только насекомоподобное восприятие и связанные с этим рефлексы. Затем развиваются лобные доли и формируется система КВП, но образы, которые в нее попадают пока не имеют никакой значимости, потому что еще не было опыта взаимодействия с ними. Такие образы не информируют ни о чем и поэтому никак не ощущаются (fornit.ru/830). Но хорошо познанные образы с выверенной значимостью придают определенный смысл их восприятию (fornit.ru/70455) и, тем самым, начинают ощущаться в виде этой определенной значимости для себя. Эта значимость понимания свойств и возможностей образа в разных условиях (fornit.ru/69260) идентифицирует Я в отношении к этому образу, потому что любая значимость оценивается эгоцентрично, с точки зрения взаимодействия с Я (fornit.ru/70018).
Так, каждый новый актуальный образ обновляет текущую идентификацию субъективного ощущения в системе осознания как Центр Активности Личности (очень важные детали: fornit.ru/70640).
Наше ощущение – это понимание смысла (значимости) текущего актуального стимула (внешнего или ментального), которое определяет текущий Центр Активности Личности – то, что вызывает последствия в принимаемом решении об ответных действиях (целевой режим: fornit.ru/68516) или то, что уточняет значимости текущих актуальных стимулов (пассивный режим: fornit.ru/68279).
Этой последовательностью утверждений в полной мере определяется смысл сути ощущений как итогов динамики субъективной информированности от процессов нахождения произвольных решений.
Но для понимания необходимо полностью прояснить все составляющие общей картины, создать свою собственную модель понимания.