Статья Комментарии к «Теории интеллектуальных систем» В. А. Сычова
Короткий адрес страницы: fornit.ru/70726 
Озвучка:

Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles

Комментарии к «Теории интеллектуальных систем» В. А. Сычова

Авторские представления о том, как возникли и интеллектуальные системы в природе и как они усложнялись, обеспечивая высшие уровни адаптивности.

Василий Алексеевич Сычов (родился 31 января 1974)  - психофизиолог, член Президиума и секретарь этического комитета межнациональной психофизиологической ассоциации («Межнациональная психофизиологическая ассоциация организаций, учёных и специалистов» (НКО «МПФА»).

Канал автора: https://t.me/s/vasilysychev

Ссылка на монографию автора "Общая когнитивная теория":
https://znanium.ru/read?id=385488

Видеовыступление «Современное понимание принципов работы психики и подходы к созданию зооморфного искусственного интеллекта»,

 

Автор создал модель усложнения адаптивных механизмов с основополагающей логикой нескольких базовых принципов совершенствования, которые он назвал типами интеллектуальных систем (первый типа, второй-А тип и второй Б тип).

Краткое, но без смысловых пропусков передача лекции. Для лаконичности некоторые авторские фразы скорректированы своими словами без изменения их смысла в коричневом цвете.

Можно поставить знак равенства между процессом обучения и процессом создания цели. В процессе обучения возникают цели интеллектуальной системы.

Мы можем поставить знак равенстве между процессом обучения и процессом моделирования надсистемы.

Определение интеллектуальных систем: система, способная многократно статистически моделировать надсистему. Кроме этого, интеллектуальная система может так изменять свои процессы (внутренние подсистемы) чтобы многократно увеличивать достижения цели своего обучения.

Все природные интеллектуальные системы (ИС) возникли всего лишь один раз на нашей планете. Это были первичные репликаторы РНК. В ходе их обучения возникла первая цель. Все другие ИС возникли как следствия этих РНК и цепочка эволюции никогда не прерывалась.

Процесс обучения РНК был двухступенчатым. На первом этапе в большое количество РНК вносятся хаотические изменения, большинство из которых вредны (мутации). Т.о. это не процесс обучения (из-за хаотичности). Второй этап это отбор удачных РНК. В отборе возникает цель первого типа передача генетической информации следующему поколению. Эта цель возникла сама собой т.к. те РКН, которые не смогли передать информацию следующему поколению, выходят из игры.

Но ИС первого типа, которые имеют цель только копировать себя, не являются интеллектуальными по нашей классификации т.к. они никак не изменяются.

Единичный репликатор, потому что мы его не можем обучить. Для этого нужно много интеллектуальных систем с отбором выживших.

Человек обучается по первому типу, т.к. цепочка размножения от РНК до сих пор не прерывалась. У каждого нового ребенка примерно 100 новых мутаций. Несколько поколений людей обучаются по первому типу (выживание удачных версий).

Возможно организовать такие интеллектуальные системы, которые вообще не будут взаимодействовать с внешним миром (как некий компьютер, сотни лет сам в себе варился, не взаимодействуя с внешним миром). Процесс обучения такой системы включает начальную совокупность данных (нить рассказа прервалась).

ИС первого типа активно взаимодействуют с внешней средой, изменяя ее, они расширяются. Так первые РНК брали окружающие молекулы и включали их как части своей системы, т.е. внешнюю среду они превращали в самих себя. Так возникла оболочка, органеллы и т.д. Так что человек уже в принципе не может жить без модификации внешней среды.

ИС создают подсистемы, которые могут сами обучаться и у них появляются свои цели.

Появился второй А-тип ИС уже единичный репликатор, обросший оболочками. Клетка организма такой тип ИС. Привыкание это обучение.

Смой сложной ИС 2А типа нейрон, способный запомнить совокупность сигналов, которая пришла на его отростки, не последовательность сигналов.

Несколько нейронов могут сформировать рефлекс самое крутое ИС 2А типа, уже может очень короткие последовательности сигналов запомнить. Т.е. изменение стимула этот тип ИС не может сохранять.

Челок использует ИС 2А типа.

Популяции нефронов возбуждаются волнами, образуя осциллятор вокруг первичных возбуждений нейронов, как волны от камня как бы эпилепсия камня (рецептора) и это нехорошо. Но если есть несколько групп осцилляторов, то все становится лучше.

Волны активности вокруг первого активного нейрона распространяются вокруг него все с большим периодом и если от рецепторов приходят новые последовательности, то возникший к этому моменту радиус активных от камня (рецептора) нейронов фиксируют эти события в последовательность. Т.е. последовательность сохраняется в моменты распространения вокруг первичной активности и совпадения с новыми рецепторными сигналами последовательности воспринимаемого.

 

На картинке сначала рецептор активирует зеленым центральный нейрон, который начинает активировать свое окружение, все увеличивая размеры области активности. При рецепции желтого она совпадает по времени с первым радиусом активности от центра, при активации красного со вторым радиусом, синего следующего радиуса. В точках совпадения по времени активностей рецептора и расширяющегося первичного возбуждения фиксируются текущие значения рецепторного восприятия.

Это происходит как в старого типа киноаппарате движущаяся пленка фиксирует текущий кадр изображения. Это революция, потому что теперь в ИС появилась временная последовательность. Автор считает этот механизм фиксации последовательностей рецепторного восприятия основой дальнейшего развития адаптивной системы. Это обучение по второму Б типу.

Чтобы такое обучение стало доступным в следующих поколениях, связи фиксированных последовательностей передаются с помощью генома, т.е. речь идет о изменении генома обучением в онтогенезе.

На этом описание лекции прервем, т.к. накопилось много вопросов.

1. Понятие цели оказывается очень широким и поэтому многозначительным. Можно ли называть целью передачу генетической информации? В мистических учениях любое физическое явление имеет свою текущую цель, например, если камень летит, то к какой-то цели, с которой он столкнется. Это полностью девальвирует слово, придавая ему любое значение. Это приводит к тому, что в логике развития такого представления становится возможны любые выводы. Так, у автора цель становится неким базовым атрибутом любого репликатора и плавно-незаметно становится целью в ее психологическом понимании как определение образа того, что нужно достигнуть своими действиями.

То же самое касается слов Обучение и Интеллект. Уже у ГНК появляется все это, что никак не согласуется ни с бытовым, ни с более строгим пониманием. Если обучением можно назвать любой акт адаптации, а интеллектом (fornit.ru/474) то, что демонстрируют в приобретенных навыках адаптивности даже простые организмы (но не РНК), то цель всегда бывает только у особей с психикой (fornit.ru/67888), ведь даже у допсихических организмов рефлексы не имеют цели, а являются следствием отбора выживших (fornit.ru/evolution).

2. Модель сохранения последовательности рецепторного воздействия у автора неверна, потому что явление такого сохранения претерпевают целую иерархию развития механизмов от самых простейшей кратковременной памяти до цепочек эпизодов памяти воспринятого. Но даже самый простейший механизм реализован в природе в виде иерархии усложняющихся примитивов восприятия (fornit.ru/69066).

Последовательность звуков сохраняется в виде временной последовательности активации нейронов. То есть, каждый звук активирует определённый набор нейронов, и следующий звук активирует другой набор, но предыдущая активация остаётся "живой" достаточно долго (сотни мс), чтобы система могла соединить их воедино. Происходит последовательная активация распознавателей звука, которая сохраняется на время стимуляции фонемой и активирует конечный образ фонемы.

У человека есть очень кратковременная память для звуковой информации (около 34 секунд). Она позволяет нам "слышать" звук даже после его окончания. Эта память помогает сохранить временную структуру звукового сигнала, особенно важную для фонем.

Мозг использует многоуровневую систему:

·         На нижних уровнях детекторы конкретных звуковых признаков.

·         На средних уровнях детекторы фонем.

·         На верхних уровнях слова и грамматические формы.

При этом активация может быть последовательной, но благодаря взаимодействию между уровнями, система способна восстанавливать целое слово или фонему, даже если часть звука пропущена или искажена.

Самое важное это то, что нет необходимости в фонемах различать временную последовательность звуков, а достаточно активации конечного образа фонемы (слова и даже целой привычной фразы), это как детекторы бабушек в мозге. С одной последовательностью связывается одна реакция, а данных условиях, с другой другая. Не нужен механизм считывания последовательности для реагирования на нее.

3. Иерархия примитивов восприятия формируется в раннем возрасте (слуховых еще до рождения) и зависит от текущего богатства окружающих воздействий. Если котенка лишить восприятия вертикальны полос в критический период формирования его примитивов, то он на всю жизнь лишается такого признака восприятия и учится обходится без него.

Никакие такие последовательности не передаются генетически (fornit.ru/69050), потому что в геноме нет кодировки такого уровня, а признаки передаются определенным образом: fornit.ru/806.

 

Автор сильно упрощает процесс эволюционного совершенствования адаптивных принципов чтобы все уложилось в его логичную схему. На самом деле все начинается не с репликантов РНК, а с организмов, имеющих гомеостатическую регуляцию, откуда и возникают значимости (fornit.ru/66643) и целевая мотивация (fornit.ru/68845). Отсюда возникает и понятие живого (fornit.ru/68827).

У автора есть монография, которую можно сравнить с другой монографией - альтернативным описанием системы индивидуальной адаптивности: fornit.ru/68715.

К сожалению, в основе модели автора нет (не показана явно) система аксиоматики в виде основ фактических данных исследований и его эвристические находки (вроде той, что иллюстрирована картинкой) оказываются недообоснованными субъективными предположениями.


Nick Fornit
17 Jun 2025


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.