Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Введем условное обозначение: Центр Активности Личности (ЦАЛ) – как некоего механизма активирования определенной модели Эго (самоощущения Я), которое характеризует личностные качества этого Эго.
Это не гомункулус (маленький человек внутри головы, который управляет нами), хотя и схоже по особенностям реализации произвольности в определенном направлении, а некий функциональный процесс, обеспечивающий выбор и актуализацию определённой модели самоидентификации. Это то, что определяет свойства данного вида личности, то, что самоидентифицируется как Я, проявляя спеуиализированные для определенных условий свойства этого Я и, тем самым отличаясь от другого вида Я, которое может активироваться в мозге в других условиях.
Ситуации изменения специализации ЦАР:
Человек играет свою социальную роль в зависимости от обстоятельств и при этом в каждой такой роли он проявляет разные личностные качества, целостно характеризующие свойства этой роли. Эти личности развиваются по мере того, как совершенствуется опыт нахождения в каждой из них.
Это значит, что кадры эпизодической памяти сохраняют пережитое в зависимости от того, какая из личностей это переживала и то, что доступно для одной в воспоминаниях может быть затруднено для другой. Так, то, что совершалось в состоянии аффекта затруднено для вспоминания, потому что в том состоянии была очень специфичная личность. Бывает трудно вспомнить в обычной обстановке, что было во время боя, во время ужасающих или, наоборот, во время очень торжественных и приятных событий. При сильных стрессах, травмах или даже при восторженных переживаниях может происходить частичная диссоциация — отключение части сознания. Человек как бы выходит из себя, становится другим, и его текущее "Я" не сохраняет полной связи с тем, что происходило. Вот примеры:
· Солдат во время боевых действий проявляет героизм, решительность, холодный расчёт. После войны, в мирной жизни пытается вспомнить: «Не помню, как стрелял. Не помню лиц товарищей в тот день. Кажется, будто этого не было... хотя знаю, что было».
· Во время приступа паники человек теряет связь с реальностью, начинает задыхаться, видит всё как сквозь стекло. После приступа: «Помню, что было плохо, но не могу вспомнить, что именно я чувствовал. Будто кто-то другой это прожил».
· Человек переживает травму в детстве, связанную с унижением. Уже во взрослом состоянии память притупляется: «Знаю, что меня обижали, но не помню конкретики. Как будто это происходило с кем-то другим».
· Под гипнозом человеку внушают, что он — великий шахматист. После выхода из транса: «Не помню ничего. Хотя я плохо играю в шахматы, но странно, что мне казалось, будто я их знаю».
Наш мозг хранит воспоминания вместе с эмоциональным фоном, физическим состоянием, обстановкой (fornit.ru/art8). Чтобы вспомнить событие, нужно попасть в сходный контекст. Если ты был героем в бою, то, чтобы вспомнить подробности, тебе может понадобиться слышать те же звуки, испытывать ту же степень напряжения, оказаться в той же ситуации. Бывает, выйдя в другую комнату, человек забывает, зачем он вышел сюда, что хотел сделать, но вернувшись, довольно быстро вспоминает.
К старости все труднее бывает вспомнить прошлое из-за того, что изменились условия доступа и, наоборот, некоторые из старых воспоминаний становятся детализованными. Сами эпизоды не меняются, меняются условия доступа. В адаптационной целесообразности важно сохранение не фильмы-воспоминания, а обеспечить наилучшее соответствие контекста данных, что дает точный прогноз последствий.
Сегодня уже достаточно хорошо понимаемая структура кадров эпизодической памяти (fornit.ru/67560) с обязательным сохранением условий, в контексте которых было сохранено переживание.
С примерами доступности воспоминаний становится очевидным, что в комплект активного Я входит эпизодическая память, доступ к кадрам которой предполагает определенные условия, характерные для активности данной личности. А за этим тянутся и характерные для такой личности привычные реакции, и оценка значимости воспринимаемого.
И уже поэтому ЦАЛ – это не какой-то центр четкой локализации, хотя функционально проявляет себя как центр активной модели личности (это не модель понимания образа: fornit.ru/69260), это не какой-то физический механизм, а то в мозге, что обеспечивает все описанные проявления перевоплощений в иную личность. И самое первое эволюционное основание этого – гомеостатические контексты стилей поведения (пищевое, половое, поисковое, оборонительное и т.п.), что обеспечивает специфику реагирования для каждых базовых сочетаний условий. На уровне психики это преемственно обеспечивает разные личности – как сформированные модели поведения для разных условий. Мы можем вести себя разительно по-разному, когда страшно или когда возникает гон, и в каждом таком состоянии развивается система восприятия и реагирования. Так, для состояния алкогольного опьянения формируется личность пьяного – часто - совершенно другой человек во всем.
Расслабившись или во сне, в пассивном режиме (fornit.ru/68279) начинают проявляться старые воспоминания во всей яркости, сплетаясь в очень значимые новые сценарии того, что и как могло происходить. Это значит, что личность в основном проявляется в целевом режиме работы сознания. Для личности характерна целевая произвольность.
В раннем периоде развития организма (в онтогенезе и эволюции усложнения адаптивных механизмов психики) есть только семантическая память (сохранение значимостей стимулов) и пассивный режим восприятия с преобладанием системы безусловных и условных рефлексов. Реагирование преемственно следует за системой базовых контекстов (стилей) поведения, связывая в семантической памяти значимости этих контекстов со стимулами. Так образуются семантические модели понимания образа для данных условий (fornit.ru/69260), в том числе образа самого себя в разных условиях.
С усложнением процессов осознания возникают кадры эпизодов переживаний и попыток действий, которые все более становятся привычными автоматизмами на смену безусловными и условным рефлексам. Человек начинает переходить от внешнего управления (стимул-реакция) в контексте состояния организма к внутреннему (план-действие-результат) и так возникает ЦАЛ, который выбирает, какие из автоматизмов применить, а какие модифицировать по правилам эпизодической памяти и другим принципам процесса осознанного принятия решений.
Промежуточный этап в таком формирования Я – это имитация чужих действий с сохранением эпизодов наблюдения того, как решаются проблемы опытным авторитетом.
При этом развивается система постановки цели (fornit.ru/6788), которая всегда сопровождает начало осмысления стимула в целевом режиме. Если в ранних формах механизмов цели ставятся по текущему состоянию организма, в зависимости от отклонений от нормы жизненных параметров гомеостата (с конкретностью выбора того, что нужно сделать в первую очередь – по значимости этих параметров: важнее избавиться от удушья, потом жажды, потом голода и т.п.), то следующим совершенствованием механизмы выбора цели является использование кадров эпизодической памяти для поиска наиболее удачных решений проблем с использованием ментальных автоматизмов выбора цели. Цель все в большей степени ставиться произвольно (т.е. в процессе поиска альтернативы привычному в новых условиях: fornit.ru/art11).
Быстрого выбора гомеостатической цели оказывается недостаточно, если актуальный стимул оказывается связан с высокой значимостью в модели понимания и требуется получение информации о том, к чему это может привести в предельно близких условиях, а если не удается найти эпизоды памяти с точно такими же условиями, то для выборки контекст огрубляется пока не будет найдена подходящая для выбора решения информация. Множество специализированных функций для выборки информации обеспечивает процесс осмысления, начиная с этапа выбора цели (fornit.ru/68522).
Если первоначально гомеостатическая насущная проблема определяется "рефлекторно" (вшитыми наследственно функциональными механизмами), то в ходе итерацией осмысления проблемы, цель принятия решения может произвольно (т.е. альтернативно первоначальной) меняться в зависимости от выявления новой информации при ментальных запросах.
Если начался цикл осмысления, то первым делом определяется цель с учетом текущего стиля поведения ((пищевое, половое, поисковое, оборонительное и т.п.) а на уровне психики – соответствующие эмоции, которые - не просто чувствование, а готовность к действию: fornit.ru/70312), а, значит, с учетом текущего состояния модели самого себя в данных условиях (по состоянию модели понимания семантической памяти). Это проявляется в том, в разных эмоциональных состояниях и разных ситуациях (как уточнение стиля поведения) осмысление идет в направлении достижения разных целей. Переживания и ответное реагирование приобретает специфику текущей активной личности ЦАЛ.
Так и различаются личности (детская, взрослая, одиозная, игровая, половая, исследовательская, бандитская и т.п.), те из них, что возникли как выделившаяся специфика стилей реагирования и развивалась с накоплением эпизодов опыта в этом состоянии. Первоначально нет никакой такой выделенной специфики, кроме базовых гомеостатических контекстов, но эти контексты начинают ветвиться (fornit.ru/66797) в новых условиях, нарабатывая опыт реагирования для этих условий в виде специализированных ЦАЛ. Например:
· пищевой стиль → переходит в социальное поведение (обмен, торговля, кулинария),
· половое влечение → формирует романтические отношения, семейные роли, культурные практики.
Число ЦАЛ увеличивается с каждой адаптацией к новым условиям. Каждый ЦАЛ — это результат ветвления базового поведенческого импульса в ответ на новые ситуации и опыт .
Такие ЦАЛ формируются и развиваются через накопление эпизодов переживаний в определённых условиях, а первоначально за счет развития семантических моделей понимания.
Так что эпизодическая память (жизненный опыт) — ключевой элемент самосознания и произвольного управления поведением, начиная с определения текущей цели по каждому стимулу. Более общие и долгосрочные цели формируются в виде доминант нерешенной проблемы (гештальт: fornit.ru/68503).
На эволюционном этапе развития организма, когда уже во многих переживаниях и действиях сформирована эпизодическая память, то, как мы понимаем мир, всегда связано с тем, как мы понимаем себя в этом мире в семантической модели понимания. Вот как связана семантическая модель Я с процессом выбора цели с каждым новым осмыслением актуального стимула.
И тут вступает в игру еще и двуполушарная специализация – два разных разума в одной голове (fornit.ru/70579).
Все моменты развития ЦАЛ и его компоненты описаны лаконично, лишь своей принципиальной сути, потому что это все уже было формализовано в материалах теории
В сборнике по фактическим данным исследованиям (fornit.ru/69040) собраны материалы по специализации личностей и их локализации в структурах мозга.
Default Mode Network (Сеть по умолчанию) и семантическая память
DMN (сеть пассивного режима работы мозга) рассматривается как эволюционно старая структура. Это один из ранних механизмов психики, активный в состоянии покоя и тесно связанный с такими когнитивными функциями, как семантическая память, самореферентное мышление, простейшее планирование.
На самом деле нужно говорить не о сети умолчательной работы мозга в покое, а о пассивном режиме осознания, альтернативному и конкурентному целевому режиму, характерному для активного произвольного ответа на стимулы (fornit.ru/68279). DMN связан с самокопанием, тревожными мыслями о прошлом и будущем. Чрезмерная активность этой сети связана с такими состояниями, как депрессия и тревога.
Есть смысл рассматривать пассивный режим как более древний режим работы психики, на основе которой произошел эволюционно более эффективный для поиска реакций в условиях новизны - целевой режим (TPN — сеть активного взаимодействия).
В любом случае слово Сеть – неудачное для обозначения принципов организации адаптивности психики.
В статье (fornit.ru/70630) LanzoniL, RavasioD, ThompsonH, VatanseverD, MarguliesD, SmallwoodJ, JefferiesE. Theroleofdefaultmodenetworkinsemanticcueintegration. Neuroimage. 2020 Oct 1;219:117019. doi: 10.1016/j.neuroimage.2020.117019. Epub 2020 Jun 6. PMID: 32522664; PMCID: PMC7443705.
DMN участвует в обработке семантических сигналов, то есть в интеграции информации из разных источников, что важно для последующего познания. Также сеть помогает в доступе к эпизодическим личным воспоминаниям, интегрируя их в представление о себе.
В статье (fornit.ru/70627) Binder, J.R., Desai, R.H., Graves, W.W., & Conant, L.L. (2009). "Where is the semantic system? A critical review and meta-analysis of 120 functional neuroimaging studies." Cerebral Cortex , 19(12), 2767–2796.
Исследования методом fMRI показывают, что DMN активируется при выполнении задач, требующих доступа к семантической памяти. Например, при генерации ассоциаций, категоризации объектов или решении задач типа "назови животных".
В статье (fornit.ru/70628) Князев Г. Г. и др. Анализ активности мозга по данным функциональной мрт при эмоциональной оценке себя и других людей //Журнал высшей нервной деятельности им. ИП Павлова. – 2020. – Т. 70. – №. 1. – С. 31-39.
Главный эффект фактора объект оценивания выявился в правой верхней теменной дольке, входящей в дефолт-систему мозга и перекрывающейся с височно-теменной областью. Активация в этой области была наибольшей при оценивании себя. Главный эффект фактора “тип прилагательных” также выявлен в структурах, входящих в задний центр дефолт-системы. Поскольку эти области участвуют в построении перспективы с точки зрения других людей, можно предположить, что собственное “Я” воспринимается в неразрывной связи с социальным окружением и оценивается с учетом предполагаемого мнения других людей.
В статье (fornit.ru/70629) Шараев М.Г., Завьялова В.В., Ушаков В.Л., Карташов С.И. и Величковский Б.М. (2016) Эффективная связь в сети режима ожидания: динамическое причинно-следственное моделирование данных фМРТ в состоянии покоя. Front. Hum. Neurosci. 10:14. doi: 10.3389/fnhum.2016.00014
DMN можно рассматривать как одну из эволюционно старых консервативных систем.
Большинство современных исследований, сочетающих фМРТ в состоянии покоя с крупномасштабным «сетевым анализом», сообщают о функциональной связности, которая отражает статистические зависимости (например, временные корреляции) между областями мозга.
В статье (fornit.ru/70631): Сеть режимов по умолчанию (DMN) относится к областям мозга, которые активны, когда человек не фокусируется на каких-либо внешних стимулах.
DMN активизируются, когда люди сосредоточены на обработке эмоций, самореференции, воспоминаниях о предыдущем опыте и воображении будущих событий.
Исследования показывают значительную связь с самоощущением.
Модель, согласно которой личность состоит из множества «состояний эго» или частей Я, активирующиеся в разных ситуациях. В норме обычно не замечается, что мы можем быть очень разными личностями в разных условиях. В случаях патологических проявлений множественность личностей становится очень заметной (не только по классическим примерам пациентов - Наполеонов).
Вот некоторые фактические данные исследований: fornit.ru/5135, fornit.ru/5265, fornit.ru/6373.
В книге Грегори Бернса «Иллюзия себя: Что говорит нейронаука о нашем самовосприятии» об этом немало написано:
О том, что в одном человеке может существовать несколько личностей, широкая публика узнала в 1906 г., когда невролог из Бостона Мортон Принс выпустил книгу, представлявшую собой историю одной из его пациенток Morton Prince, The Dissociation of a Personality. A Biographical Study in Abnormal Psychology (New York: Longmans, Green, 1906). Принс провидчески избегал словосочетания «множественность личности», предпочитая термин «раздробленная», подчеркивающий, что вторичные личности – это лишь часть изначального, цельного «я». у пациентки под воздействием гипноза начали проявляться альтернативные личности. Первая из обозначившихся называла себя Крис – уменьшительное от Кристины.
Т.е. подличности называют себя разными именами, почему? Они знают друг про дружку: Салли не любила Кристину, называла ее «стоеросовой дубиной» и выкуривала сигарету, чтобы ее мерзкий вкус остался во рту у Кристины.
Если вам это кажется подозрительно похожим на «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда», то, возможно, вам не кажется. Повесть Роберта Льюиса Стивенсона вышла в 1886 г., за 13 лет до того, как мисс Бичем обратилась к доктору Принсу. Можно не сомневаться, что сюжет был ей известен. Сегодня, однако, основную идею Стивенсона помнят, наверное, не все. Мистер Хайд был не просто альтернативной, злобной и порочной личностью. Джекил сознавал свою раздвоенность и боролся с ней, как два капитана могут бороться за штурвал. Перед публикой он представал глубоко нравственным, серьезным представителем благородной профессии, но наедине с собой желал вкусить от жизненных удовольствий сполна. Снадобье давало ему возможность предаваться порокам, не сковывая себя ненужными цепями стыда и вины. Джекил был в курсе своих превращений в Хайда. Некоторые доказывают, что именно Хайдом он все время и хотел быть.
Как и доктор Джекил, превращающийся в Хайда уже без снадобья, мисс Бичем в конце концов начала превращаться в Салли без гипноза. Салли проделывала злые шутки со второй своей личностью – например, писала письма, заводя знакомства с теми, с кем мисс Бичем знаться не стала бы. Спустя год появилась еще одна личность, которую Салли прозвала Идиоткой, поскольку новенькая ничего не знала о двух других. Еще через несколько лет этой борьбы за штурвал доктор Принс отметил в своих записях, что в ходе многократных сеансов гипноза ему наконец удалось объединить личности изначальной мисс Бичем и Идиотки. Но для этого потребовалось изгнать Салли, заставив ее вернуться «туда, откуда пожаловала».
Таких трансформаций, особенно под воздействием разного рода снадобий, массовая культура знает немало. Аналогично Джекилу, превращающемуся в Хайда, становится Невероятным Халком после облучения гамма-радиацией ученый Брюс Бэннер, который затем делается Халком всякий раз, когда рассердится. Несколько иначе и не в такой степени трансформируется Питер Паркер, превращаясь в Человека‑Паукапослеукусарадиоактивногочленистоногого.
То, что многие из самых популярных супергероев появились на свет в результате некоего волшебного превращения, говорит о силе этого нарративного клише. Причина проста: истории о превращениях созвучны нашему врожденному желанию самим примерять на себя разные личности. Такие превращения позволяют нам отделить друг от друга разные версии нашего «я», на которых держатся разные наши личности.
Как у доктора Джекила и мистера Хайда, у Кристины Бичем разные субличности носили разные имена. Даже допуская, что внутри любого из нас тоже живет целый спектр субличностей, давать каждой из них отдельное имя кажется крайностью, однако на самом деле имена у них все равно образуются. Они то, как нас зовут в разных обстоятельствах.
...диссоциативные переживания образуют целый спектр – от эпизодической и вполне распространенной деперсонализации до редкого полноценного расщепления личности. Где в этом спектре окажетесь вы, зависит в основном от того, что вам рассказывали о подобных переживаниях.
Грегори Бернс считает доказанным, что все случае патологий множественности личностей развились под влиянием сведений об этом в СМИ и книгах, живописующих это, т.е. это все – нормальное развитие специализации ЦАЛ для специфических условий.
Память лучше восстанавливается, если контекст (эмоциональный, физический, ситуативный) при запоминании и воспроизведении совпадает.
Каждая из ЦАЛ оказывается самобытной и самостоятельной, не привлекая опыт от других ЦАП. И в самом деле, жизненный опыт пьяного, труса или победителя не только не пересекается в основных правилах поведения, но и взаимонепригоден. И чтобы вообразить, а как бы ты повел себя в совершенно иных условиях, нужно суметь перевоплотиться, для чего нужен опыт. Чтобы вспомнить то, что было в состоянии иной ЦАЛ, нужно суметь вместо существующего своего состояния организма и активных контекстов поведения, суметь активировать условия возникновения нужного ЦАЛ и тогда его память станет вполне доступной.
В статье (fornit.ru/70633): Эффективность нашего припоминания определенной информации зависит от среды, контекста, при котором мы ее запоминали и в каком стараемся вспомнить.
Например, мы выучили стихотворение у себя дома, и кажется, знаем его безупречно, но рассказывая его в классе, сразу замечаем непонятные трудности, а когда возвращаемся домой - вновь идеально его помним.
В статье (fornit.ru/70632): Примерами контекстуальной опосредованности могут служить эффекты зависимости восприятия объекта (фигуры) от перцептивного окружения (фона), прайминг-эффекты, эффекты осознания многозначной информации, эффекты контекстно-зависимой памяти, эффект контекстуальной подсказки, эффект функциональной фиксированности при решении мыслительных задач и т.д.
Экспериментально установлено, что совпадение условий запоминания и воспроизведения оказывает позитивное влияние на результативность последнего. Повышение продуктивности имеет место и в том случае, когда испытуемые лишь представляют ситуативный контекст, при котором происходило запечатление информации.
Контекст может заметным образом повышать эффективность узнавания, способствуя извлечению эпизодов прошлого опыта.
В статье (fornit.ru/70634): Кодирование и сохранение информации в памяти имеет связь с ситуацией запоминания, следовательно, сходство контекстуальных условий при кодировании и извлечении материала способствует повышению мнемической продуктивности.
Перевоплощение в другие личности может происходить как у актёров, так и у обычных людей.
Актер способен перевоплощаться в другого человека, проявляя его характер и свойства. Но и почти любой человек может представить временно себя на месте другого и может в разных обстоятельствах становится героем или трусом, добрым или злым, причем не в каких-то отдельных проявлениях, а перевоплощаясь в своем отношении, целях и решениях.
В статье (fornit.ru/70635): Для актёров умение перевоплощаться — один из главных признаков профессионализма. Это не просто смена костюма или акцента, а глубинная внутренняя работа, когда актёр перестаёт быть собой и становится другим человеком. Например, Гэри Олдман в «Тёмнейших часах» стал Черчиллем не по гриму, а по сути: манера речи, интонации, походка — всё работало на образ.
В статье (fornit.ru/70637): Для обычных людей также существует практика перевоплощения, например, в рамках упражнения, когда нужно провести день от лица выбранного персонажа. Такой эксперимент может способствовать самопознанию: человек оценивает, насколько те или иные черты ему близки или, наоборот, нежелательны.
Наше представление об отношении и действиях других людей отличается от нашего собственного.
Мы задумываемся о том, как мы можем выглядеть для кого-то, идущего по коридору, что выводит нас из нашего погруженного, нерефлексивного способа оценки наших действий. Мы смотрим на себя как бы глазами другого человека и таким образом более полно осознаем, что мы делаем. Мы смотрим на себя с точки зрения другого — или, точнее, мы смотрим на себя так, как мы смотрели бы на другого человека, делающего то, что мы делаем.
Обычно считается, что если поставить себя на место другого человека, то это поможет нам лучше понять других людей. Но это также может помочь нам понять самих себя.
Эксперимент Жана Пиаже. Психолог сажал ребёнка за стол, за которым уже сидели две игрушки, например, кукла и мишка. Ребёнок и игрушки сидели с разных сторон стола. Ребёнка просили нарисовать всё, что он видит. Потом ребёнка просили нарисовать то, что видит кукла и мишка. Ребёнок рисовал в точности то, что видел сам. Пиаже сделал вывод, что маленьким детям трудно поставить себя на место другого и посмотреть на реальность с его ракурса.
В статье (fornit.ru/70636): Однако, у перевоплощения есть и обратная сторона: влезая в шкуру другого человека, и актёры, и обычные люди рискуют «заиграться» и потерять собственное «я». Актеры, которые иногда проводят недели, месяцы или даже годы, погруженные в роль другого человека, могут пережить кардинальное изменение своего самосознания.
Считается, что гипноз позволяет временно активировать альтернативные модели Я, в которых формируются воспоминания и установки, недоступные обычному сознанию. К сожалению, по теме гипноза все еще нет достаточно корректных исследований механизмов, хотя само явление несомненно (fornit.ru/307).
Есть исследования, связанные с влиянием гипноза на творческое мышление. Например, врач-психотерапевт В. Л. Райков проводил опыты (fornit.ru/70638), в ходе которых внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одному из испытуемых было внушено, что он известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии этот человек играл с гроссмейстером М. Талем. По заключению М. Таля, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда. Более того, разительно отличалось поведение испытуемого. Вне гипноза он был скован и робок, а «в образе» был решителен и агрессивен, требовал высокие гонорары. Самое же интересное в этом опыте заключается в том, что испытуемый практически ничего не знал о Поле Морфи, кроме того, разумеется, что это великий шахматист: то есть модель поведения шахматиста, в образ которого он вошел, не могла возникнуть из глубин памяти, из прочитанного.
Понятно, что сыграть в шахматы может тот, кто знает правила игры и имеет некоторый опыт. Но полная уверенность в своих возможностях позволяет играть намного лучше, чем если бы человек чувствовал себя самим собой и, конечно же, воплощаются тот характер и поведение, о котором данный человек имеет свои представления. То, что уверенность дает преимущества там, где некогда думать, а нужно действовать, это факт, основанный на том, что имеющиеся автоматические привычные реакции наилучшим образом выверены, а если при этом начать задумываться, то предположения окажутся, как правило, ошибочными. Это стратегия поведения во время опасностей, не думать, а уверенно действовать: fornit.ru/1133.
Игорь Георгиевич Царёв развивал идеи Райкова и описывает, как гипноз может использоваться для моделирования личностных состояний и раскрытия творческого потенциала.
Дебора Коутс (Deborah Coates) исследовала феномены гипнотического перевоплощения в западной психологии. Она подчёркивала, что такие эффекты нельзя списывать только на игру воображения — они затрагивают глубинные уровни сознания.
Эти феномены перекликаются с методами театрального обучения, например, Метод Станиславского: «вживание в роль», концепция действия "как если бы" (as if) от В. Штайнера, идея расширения сознания через ролевые игры.
Под влиянием психоделиков человек может увериться, что он - мудрый дуб у дороги. Человек может потерять чувство разумной границы между собой и окружающим миром. Возникает ощущение единства с природой, объектами, Вселенной. Может возникнуть опыт "воплощения" в неодушевлённый предмет или растение.
Активация сетевой системы по умолчанию (DMN) подавляется под психоделиками, что связано с разрушением привычного «эго». Взамен увеличивается функциональная связность между различными областями мозга, что может привести к новым, необычным формам сознания.
Как видно, в становлении ЦАЛ участвует все компоненты психики (сиреневые квадратики слева-снизу в схеме на странице fornit.ru/70320). Становятся понятны этапы и сроки появления ЦАП и направления развития всех версий ЦАЛ для разных условий.
Сделанное обобщение позволяет ясно ответить на вопрос о сути и адаптивной функциональности ЦАР, так что более не стоит вопрос, а будет ли обладать самосознанием искусственная система при реализации принципов индивидуальной адаптивности по схеме теории
Статья рассматривает, как формируется и функционирует человеческое Эго (Я) с точки зрения теории
Наше Я не является статичным: оно меняется в зависимости от контекста, состояния и доступных воспоминаний. В статье подчеркивается, что целостность личности обеспечивается постоянной работой мозга по интеграции разнородных воспоминаний и опыта, а также что нарушения этой работы могут приводить к фрагментации Я и трудностям в самовосприятии.
Основные утверждения статьи:
1. ЦАЛ — это условное обозначение для функционального процесса, а не физический центр мозга.
Он обеспечивает актуализацию определённой модели самоидентификации ("Я-состояния") в зависимости от обстоятельств. Это позволяет человеку менять поведение, восприятие и реакции в разных условиях, сохраняя целостное ощущение себя.
2. Семантическая память и ее эволюционное расширение - эпизодическая память играют ключевую роль в формировании индивидуальности, обеспечивая основу для построения субъективного опыта и сохранения значимых событий.
3. Самосознание и произвольность возникают на основе развития эпизодической памяти.
В отличие от ранних форм психики, основанных на рефлексах и семантической памяти, осознанное поведение связано с хранением переживаний в виде конкретных эпизодов. Эти эпизоды становятся основой для планирования, прогнозирования и выбора действий.
4. Разные состояния Я зависят от контекста и эмоционального фона.
Память активируется наиболее эффективно, когда текущее состояние совпадает с тем, в котором происходило запоминание. Это объясняет, почему мы можем «терять» воспоминания, пережитые в экстремальных или изменённых состояниях сознания.
5. Множественность Я — естественный феномен, а не только патология.
Каждый человек может проявлять разные «версии себя» в разных ситуациях (например, как герой, трус, родитель, профессионал). Диссоциативное расстройство личности рассматривается как крайняя степень специализации ЦАЛ, часто связанная с влиянием культуры и медиа.
6. Гипноз, театр, психоделики и другие методы демонстрируют гибкость ЦАЛ.
Они позволяют временно активировать новые или подавленные модели Я, иногда значительно меняя поведение и восприятие. Это свидетельствует о пластичности самосознания и его зависимости от внутреннего состояния организма и внешней среды.
7. Default Mode Network (DMN) — эволюционно древний механизм работы мозга.
DMN связан с самореферентным мышлением, доступом к семантической и эпизодической памяти, формированием образа Я. Он противопоставляется целевому режиму (TPN), который отвечает за осознанное, произвольное взаимодействие с внешним миром.
8. ЦАЛ формируется через опыт и развитие нейропластичности.
С каждым новым опытом создаются новые версии Я, соответствующие различным социальным, эмоциональным и ситуативным контекстам. Чем больше таких контекстов, тем сложнее и богаче структура личности.
Заключение:
Главный вывод - самосознание и Эго — это не фиксированные сущности, а динамические процессы, зависящие от наполнения эпизодической памяти, эмоционального контекста и адаптационных механизмов. Это открывает возможность создания искусственных систем, обладающих аналогами самосознания, если будут воспроизведены принципы индивидуальной адаптивности, описанные в теории
Ключевые термины в одном предложении:
· ЦАЛ — механизм, выбирающий и реализующий ту или иную модель "Я" в зависимости от контекста.
· Эго — совокупность моделей Я, проявляющихся в разных условиях.
· Диссоциация — разделение сознания на части, связанные с разными ЦАЛ.
· DMN (Default Mode Network) — базовый режим осознания, связанный с самореферентным мышлением - пассивный режим осознания.
· Эпизодическая память — основа осознанного поведения и формирования Я-состояний.
Nick Fornit
03 Jun 2025