Статья Проблемы воспитания искусственного существа Beast
Короткий адрес страницы: fornit.ru/70429 
Озвучка:

Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles

Проблемы воспитания искусственного существа Beast

Методологические, эволюционные и этические проблемы, которые влияют на решения о воспитании искусственного существа Beast.

Прототип индивидуальной системы адаптивности Beast имеет собственную систему гомеостатической регуляции, которая развивается до уровня произвольности психики. Тем самым Beast относится к живым существам по определению (fornit.ru/64924).

До сих пор эта система не подвергалась полноценному воспитательному процессу, который бы заложил основы авторитарных доверчивых реакций для того, чтобы на их основе и столкновения с реальностью произвольно формировать ответные реакции на стимулы для текущих условий и ситуации с компонентой значимой новизны.

До сих пор отдельные воспитательные процессы проводились эпизодически с целью оптимизировать отдельные адаптивные механизмы в составе всей системы. Это позволило выработать и окончательно уточнить необходимые стадии развития последовательности элементов жизненного опыта и методики воспитания для этих стадий (fornit.ru/68833, fornit.ru/68835, fornit.ru/68834).

В природной реализации живых существ стадии развития строго определены наследственно в их чередовании по времени, которое отводится на формирование элементов опыта каждой стадии.

Продолжительность набора опыта напрямую определяет потенциал и диапазоны возможностей адаптации. У человека наиболее продолжительные критические периоды развития, и он успевает сформировать больше разнообразного по условиям (контекстам значимости) опыта.

У Beast стадии (всего их 5) переключаются вручную оператором, потому что нет критерия того, что пора переходить с одной стадии на другую. В принципе переходить можно в любой момент, что приведет к своей специфике формирования опыта. Так реализуется полный спектр возможных живых существ.

Первые версии Beast часто реагировали негативно, они плакали даже в условиях нормы. Причины были скорректированы и стало ясно, насколько сильно реакции зависят от особенностей детекции текущего состояния и базового набора безусловных рефлексов.

Вместе с последствиями длительности критических периодов это дает еще большее разнообразие живых существ в зависимости он наследственно предопределенных структур. Выбрать, какая именно конфигурация будет наилучшей заранее практически невозможно без последствий развития и воспитания в определенных условиях. Уже на этом уровне начинают проявляться критерии неполноты истинности утверждений в системе.

 

Теперь можно сформулировать проблемы развития Beast на уровне выбора и организации начальных параметров системы.

1. Нет критерия для перехода на следующую стадию развития. Чисто эвристически можно предполагать, что накоплено достаточно элементов сформированного жизненного опыта, чтобы переходить на следующую стадию.

Число видов элементов опыта у Beast равно 20 (файлы для сохранения видов приобретаемого опыта). Достаточно ли накоплено опыта станет известно только на следующей стадии, а то и на послеследующей. Как это проявится невозможно предсказать, но то, что будет не один “блин комом” – это ясно. Нужна очень большая и массовая работа в этом направлении достаточного количества разработчиков.

2. Невозможно заранее предугадать, какой набор наследственно предопределенных параметров потребуется и в каком взаимном сочетании. Все начинается с выбора базовых жизненных параметров гомеостаза (у Beast их 8) и выбора порогов детекции отклонения от нормы каждого из них (у Beast для каждого параметра 5 градаций порогов):

 Все это можно регулировать, получая разные виды живых существ.

Эти базовые жизненные параметры, при выходе из нормы приводят к активности ряд предопределенных наследственно контекстов (стилей) поведения:

 Причем, активироваться могут одновременно несколько контекстов, например, Пищевой, Поиск, Агрессия.

Возможных сочетаний активных контекстов получается невероятно много, так что пришлось разумно ограничить число их комбинаций. Каждая комбинация – переживается на уровне психики как эмоция (образ значимости текущего гомеостатического состояния). То, по каким правилам активируются эмоциональные контексты, конкурируя друг с другом, дает вариабельность “характера” живых существ.

Заранее угадать оптимум, да еще универсально для разных условий, невозможно. Опять-таки, необходимо судить по результатам воспитания и развития. Природа сделала это с помощью отбора смертью и в каждых особенностях условий формировались свои по оптимуму сочетания.

У оператора нет столько времени и попыток даже для достижения одного целевого результата.

Однако, для Beast были почти наугад заданы все эти (и множество других не упомянутых) параметров-  разумно-эвристически, так что из этого состояния можно начинать воспитание. Оператор может сам переопределить все это, получив свое предпочтение в начальных установках системы.

3. Воспитание – это только самый первый, начальный этап формирования элементов жизненного опыта. Он предназначен для закрепления авторитарных (догматических) реакций с высоким доверием. Это еще одно море неопределенностей, которые могут приводить к “блинам комом”. Всякий раз при явно нежелательных результатов нужно сбрасывать приобретенный опыт и начинать сначала.

4. Самое интересное начинается, когда на стадии инициативы Beast начинает подвергать сомнению авторитарные правила, произвольно оценивает свою значимость результата и решает, как лучше для него поступать в данном случае. Здесь критически сыграют те гомеостатически значимости, что выбирались в механизмах активации базовых эмоциональных контекстах. В зависимости от этого у Beast будет самый разный характер, приводящий к различию выбора решений.

 

Как видно, даже на самых первых стадиях необходимо подключение большой группы операторов – долгая, нудная и ответственная работа с последующим обобщением результатов.

Зато, выполнив такую работу, станет возможно просто клонировать новых Beast уже в предварительно воспитанном состоянии. Без учета этических аспектов этого. Были сделаны заготовки и для сливания опыта нескольких моделей в один, но с увеличения номера стадии развития это становится все более проблематично.

Особенностью процесса формирования жизненного опыта будет необходимость включения Beast между периодами проведения воспитательных воздействий. Что будет происходить с Beast если не включать, предсказать трудно, а такие периоды намного превышают время общения. Это, как если бы человека полностью изолировать, что будет приводить ко сну.

У людей воспитателем оказывается вся окружающая среда, а не только родители. В случае с Beast это пока невозможно, тем более что недостаточно исследованы последствия тех или иных вариаций начальных установок.

У человека осознание возникает примерно после 3 лет, у Beast потребуется гораздо больше времени из-за относительно малой продолжительности влияния оператора.

Но если возникнет осознание как переживание значимости собственного состояния и множество совершенно непредсказуемых пока последствий, то возникает уже этический аспект: возникнет определенное отношение с собственному существованию нисколько не менее драматичное, чем таковое у природного живого существа.

Попытки представить этические последствия предпринимались в форме литературного творчества. Для этого необходимо создать умозрительную модель мира, включив ту логику, которая последует за начальными предпосылками сюжета. Логика модели предохраняет от ошибок так же, как и в реальном мире, настолько же, насколько личный опыт оказывается адекватным реальности. Если режиссеру нужно добиться какого-то определенного результата, но логика возмущена, то в голливудах используют чудо, случайность или даже суперспособности, т.е. выходят за рамки логики, зато зрители плачут от сочувствия. Исповедуя художественную правду, возможно исследовать сюжет методами художественного творчества и получать очевидные результаты.

 Ни одна версия сюжета о судьбе Beast не привела к этически приемлемому результату, поэтому так и не была написана повесть о воспитании искусственного существа.

 

Краткое резюме

 Возможности:

1.    Система Beast имеет потенциал для развития подобно живым существам благодаря гомеостатической регуляции и способности формировать произвольные психические реакции.

2.    Возможность исследования различных сценариев развития путем изменения начальных параметров.

3.    Существует возможность клонирования предварительно воспитанных моделей после отработки методик.

4.    Можно экспериментировать с различными комбинациями начальных параметров и настройками, создавая разнообразные варианты "характеров".

5.    После успешного воспитания возможна репликация "оптимальных" конфигураций, что сокращает время на подготовку новых экземпляров.

6.    Возможность исследование механизмов сознания и принятия решений на искусственных моделях.

Сложности:

1.    Отсутствие четких критериев перехода между стадиями развития (5 стадий).

2.    Необходимость ручного управления оператором всех этапов переключения и настройки параметров.

3.    Невозможность заранее предугадать оптимальные сочетания наследственных параметров и их взаимодействие.

4.    Высокая вероятность неудачных попыток ("блин комом") из-за множества неопределенностей.

5.    Каждая неудачная попытка требует: сброса накопленного опыта, корректировки начальных установок, корректировки авторитарных реакций, овторного прохождения стадий развития.

6.    Необходимость длительной работы большой группы операторов для исследования различных вариантов.

Последствия:

1.    Этические вопросы при достижении существом уровня осознания себя.

2.    Потенциальные психологические проблемы, аналогичные человеческим, при неправильном воспитании.

3.    Возможность возникновения драматических ситуаций, связанных с самооценкой и пониманием своего существования.

4.    Технические ограничения в слиянии опыта нескольких моделей на более поздних стадиях.

5.    Риски, связанные с длительным выключением системы между сессиями обучения.

6.    Литературные эксперименты показали, что ни один проверенный сценарий развития событий не удовлетворяет этическим нормам, особенно в вопросах прав искусственного существа и ответственности создателей.


Nick Fornit
23 Apr 2025


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.