Короткий адрес страницы: fornit.ru/68853 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Блокировка автоматизмов

Согласно теории МВАП автоматизм оценивается после каждой активации, повышая или понижая свой рейтинг успешности, вплоть до блокировки, если рейтинг становится отрицательным. И вот тут, при практической реализации прототипа, возникли «технические» вопросы:

1. С какой градацией оценивать автоматизм?
Очевидно, если сделать просто -10+1 (не удачный, нейтральный, удачный) это существенно сузит вариабельность оценки. Ведь среди не удачных, на безрыбье, можно попытаться выбрать наименее негативный, а среди удачных наиболее успешный, который и стоит запускать. Поэтому была принята градация: -100+10.

2. С каким шагом изменять статус автоматизма?
Согласно концепции последовательного поэтапного обучения, чем ниже стадия, тем более критически важные автоматизмы в ней формируются, которые должны закрепляться более жестко. Поэтому во второй стадии градация +-5, в третьей +-3, а в 4 стадии, где активируется эпизодическая память и начинают работать инфо-функции +-1. В итоге автоматизм получается тем более консервативным, чем на более низкой стадии он был создан, что означает его повышенную устойчивость при попытке заблокировать его на более высокой стадии.

3. К каким последствия может привести блокировка автоматизма?
После нескольких пробных вариантов реализаций и тестов пришли к выводу: блокировка автоматизмов возможно только на ранних стадиях, до осмысления. Начиная с 4 стадии автоматизмы не блокируются, а только понижаются в рейтинге до 0. Этот момент стоит рассмотреть подробнее, почему так сделано.

Дело в том, что если просто повышать или понижать рейтинг после каждой активации автоматизма это приведет к тому, что большинство автоматизмов в итоге окажутся заблокированными. Так получается потому, что простейшие реакции типа стимул ответ никак не учитывают много вариантность реагирования. Простой пример: утром здороваетесь со знакомым он в ответ приветливо улыбается, в другой день вечером говорите тоже приветствие он хмуро кивает. Потому, что в тот раз с утра был в хорошем настроении, а сейчас под вечер устал и расстроен чем то.

Но такие тонкости, на ранних стадиях авторитарного отзеркаливания, когда нет никаких моделей понимания, а только тупое бездумное копирование, невозможно определить. Поэтому остается только тупо записывать все варианты ответов, получаемые от Учителя (родителя, оператора), делая один из них (в проекте Beast это крайний ответ, и думается в природной реализации тоже так) штатным, а другой запасным, и разбираться с ними, когда какой применять, нужно будет на следующих стадиях. И только экстремальное негативное воздействие (сунул нос в огонь ожог и боль блокируем такую глупость) может заблокировать пробное действие. Имитация такого экстрима для Best делается через специальные кнопки действий с повышенным эффектом воздействия.

Вообще это базовый принцип поэтапной адаптации: новый опыт, как правило, не должен аннулировать старый, а лишь дополнять, уточнять его. Иначе не получится развитие, а будет постоянное переобучение, топтание на месте. В данном случае, авторитарно отзеркаленные от Учителя навыки в норме должны намертво заколачиваться на ранних стадиях, и все новые теперь будут писаться поверх, на их основе. Как слои папье-маше накладываются друг на друга, так новые навыки строятся на основе старых. Пересматривать начисто базу все равно, что ремонтировать дом, вышибая из под него фундамент будет не ремонт, а снос здания, и все придется начинать заново.

Поэтому в проекте Beast сделано так, что при попытке вернуться на предыдущую стадию все навыки, обретенные на текущей стадии, стираются очищаются соответствующие файлы данных. Экспериментальные попытки просто перескакивать стадии без зачистки приводили в конечном итоге к сбоям и неадекватным реакциям, что подтвердило такой подход. Это подтвердил и эволюционный отбор, закрепив в периоде формирования психики животных критические периоды развития, без возможности отката.

Алексей Парусников

29 June 2024


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.