Короткий адрес страницы: fornit.ru/69751 
Озвучка:

Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles

О создании мобильного живого существа

Оценка возможности реализации полноценной системы индивидуальной адаптивности Beast.

Когда стало ясно, что в программной реализации Beast не нужны нейроны (fornit.ru/art10), был преодолен миф о невозможности программной реализации полноценной системы. Но все еще казалось, что если строить систему в железе на дискретных элементах, то нейроны эмулировать нужно, чтобы обеспечить природную надежность и эффективность распределенных (параллельно работающих) систем.

В результате попыток представить схему такого устройства возникают невероятно сложные конструкции (кстати, об этом в фантазмической повести fornit.ru/10880). Каждый нейрон с его тысячами синапсов требуют невероятных технологий монтажа, несмотря на разработку ведущими производителями чипов специализированных микросхем. Электропотребление такой схемы по самым оптимистическим прикидкам требует выделения электростанции.

Успех наглой попытки не использовать в программировании заставил пересмотреть и реализацию на дискретных элементах. Немалое время было потрачено на продумывание такой системы и возможен промежуточный компромиссный вариант. Да, нейроны не нужны вообще для искусственных реализаций. Но и полностью сделать систему только на дискретных элементах очень непросто из-за необходимости сохранения памяти и слишком специализированных алгоритмов, которые схемотехнически организовывать очень непросто и не нужно.

Если задаться сделать не просто модель для экспериментов с отдельными механизмами в составе общей целостной системы, а делать мобильное существо, то возникает определенный оптимальный расклад.

С рецепторами нет никаких проблем, уже существуют очень эффективные и компактные датчики, выделяющие все нужные сенсорные модальности. Возможно включать даже тактильные элементы в заменители кожи, а также проприорецепторы для контроля фаз моторных действий. Нагрузку на них можно снизить по сравнению с природной реализации, где для живых существ очень важны и информативны прикосновения. Самые главные для социального взаимодействия зрение и слух возможно реализовать с высочайшим качеством.

Наборы примитивов восприятия, на которые в мозге отведено бОльшая часть массы, делаются хорошо отработанными цифровыми фильтрами, позволяющими обеспечить полноценные слои иерархии усложнения образов в минимальном объеме. Не нужны никакие эволюционно обусловленные периоды специализации таких образов, они будут готовы заранее. Только последний слой дерева распознавания оставляет возможность дополняться разнообразными образами конечной сложности.

Тоже можно сказать про эффекторы и иерархию сложности эффекторных программ действия.

Итак, в живом существе на дискретную электронику приходится периферия восприятия и действия, а все остальное на программную реализацию.

Начиная с безусловных рефлексов, базовую коллекцию имеет смысл прошить сразу, все будет развиваться уже в программной части.

Как и в природе, очень стоит сделать два независимых канала восприятия-действия с фокусом осознанного внимания в каждом и промежуточный алгоритм их взаимодействий.

Электропотребление такой системы не должно превышать таковое у навороченного смартфона.

Вот такое живое существо, в отличие от имеющегося Bestуже окажется полноценным в функциональности и социальных взаимодействиях.

Чтобы создать такой прототип, потребуются уже не энтузиазмические усилия двух человек, а серьезные ресурсы больших коллективов как при подготовке больших космических миссий.

Вот почему сегодня более нет никакого смысла продолжать углубляться в схемотехнику существующего Beast, который уже выполнил свою задачу в достаточно полноценном виде и прояснил то, что способна прояснить такая модель.


Nick Fornit
14 Jan 2025

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.