Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Приводимые здесь ссылки – для более углубленного понимания, без них вполне возможно составить достаточно верное представление.
Понять новое возможно только по аналогии с уже известным, которое достаточно ясно до очевидности (fornit.ru/7117).
Трудность понимания сути субъективных переживаний возникает еще до попыток подобрать знакомые аналогии – в отсутствии понимания самой модели процессов, сопровождающих субъективные переживания. Такая модель была предложена в виде монографии: fornit.ru/68715. И теперь стало возможным найти наиболее подходящую аналогию.
В этой статье в качестве такой аналогии предложен эффект анимации. Когда мы видим отдельные кадры анимации, они сами по себе в отдельности не дают представления о том, что возникает в процессе их быстрого последовательного восприятия. Кадры оживают. Становится видна динамика совершающегося, представленная в отдельных зрительных образах, из которых вниманием смотрящего выделяется самое главное в совершающемся. Кадры анимации при их запуске отображаются на общем пространстве: на экране, холсте и т.п. На этом общем пространстве и возникает эффект воспроизведения динамики совершающегося.
Именно так же, как на экране, в структуре “общей информационной картины” (fornit.ru/68540) в цикле ее обновления с каждым новым актуальным стимулом (fornit.ru/68516) возникает эффект субъективного переживания. Только по сравнению с чисто зрительной анимацией динамика совершающегося сопровождается всеми доступными видами сенсорики. Но кроме сенсорики, основу динамики составляют образы состояния своего тела – эмоциональные состояния (fornit.ru/5387). И еще, кроме динамики изменяющихся образов восприятия присутствуют образы действий субъекта, а также то, что предшествует этим действиям в виде информации о шагах поиска решения как действовать.
Если в кадрах анимации зрительное восприятия оказывается единственным компонентом динамики на экране, то кадры субъективного переживания “объемны”, они имеют ветвление от самых основ (эмоциональные образы состояния своего тела) до элементов конечного образа всех видов сенсорного восприятия и далее – образов значимости всего этого и правил поведения (fornit.ru/67560). Хотя это здорово усложняет аналогию с анимацией, но принцип остается тот же.
Так что кадры субъективных переживаний намного богаче (информативнее), зрительной анимации.
Общая информационная картина с каждым моментом ее изменения сохраняется в памяти эпизодов осознания (fornit.ru/67560). Это – кадры пережитого, хранящие то, какие решения принимались и то, какое отношение вырабатывалось для каждого стимула, по которому и формируются кадры. При активизации кадра эпизодической памяти воспроизводится один кадр воспоминания, а при активации последовательности кадров воспроизводится динамика не только происходящего, но и субъективное отношение к этому. Мы – это наша эпизодическая память, все остальное может быть совершенно одинаково в основе в головах разных людей, а не только в головах близнецов.
Вспомнив что-то, мы обновляем нашу общую инфо-картину в соответствии с элементами кадра воспоминания. Но за прошедшее время мы приобрели немало нового опыта и поэтому такая инфо-картина может вызвать другие мысли и решения, и наша память сохраняет эти изменения с каждым воспоминанием. То, что мы помнили в детстве было записано совсем не так, как воспринимается при вспоминании взрослым.
Таков принцип субъективного переживания. Разные движки анимаций могут быть сделаны совершенно по-разному. Это может быть программный фильм или проектор кинотеатра, или видеозапись, неважно, принцип – в эффекте появления динамики происходящего при воспроизведении такой записи. И такой принцип реализован в нашем мозгу, порождая субъективные переживания. Что представляют собой циклы осознания показано в демонстрации: fornit.ru/an-book-21.
Движком циклов осознания является Диспетчер функции осознания (fornit.ru/69385). В отличие от фиксированной выдержки при экспозиции фотографических кадров, каждый шаг итерации осознания заканчивается не строго в одно и то же время, а когда завершит работу запущенная в этом шаге информационная функция обработки стимула (fornit.ru/68522), результатом которой является новая информация, обновляющая общую информационную картину.
Новый кадр субъективного переживания, который сохраняется в памяти последовательности таких эпизодов, возникает по “ориентировочному рефлексу”, привлекающему осознанное внимания к наиболее актуальному из всего воспринимаемого. Привлекать внимание может не только внешнее восприятие, но и собственные произвольные обращения внимания – мы осознанно выбираем то, на что обратить внимание. Произвольность – это то, что придает субъективным переживаниям свойства личного контроля и это не сумасбродство и не случайный выбор, а нахождение альтернативы уже имеющемуся привычному – нахождение новых решений (fornit.ru/12787).
Когда появляется новый, более актуальный для данной ситуации образ, прежние стимулы (внешние или произвольные ментальные образы) теряют свою актуальность. И тогда старый осознанно переживаемый образ уходит в бессознательное (fornit.ru/68713) и там в уже неосознаваемых циклах продолжается его обработка, которая может завершиться новой актуальной информацией, что порождает инсайт (озарение). Это – третья причина появления нового кадра осознания.
Так что фильм переживаний – это не просто отщелкивание подряд кадров с фиксированной частотой, а смена только наиболее важных кадров после попыток извлечь полезную для решения информацию. Выявление важности, вычисление значимости образов придает этим образам определенный смысл и этим позволяет понимать их (fornit.ru/66643) в данной ситуации, прогнозировать вред и пользу, ставить желаемые цели (fornit.ru/67888) и принимать решения по их достижению (fornit.ru/68516) или просто пребывать в мечтательности (fornit.ru/68279).
В конечном счете субъективность сводится к развитию ментальных моделей понимания (fornit.ru/69260) в виде системы взаимосвязанных абстракций (fornit.ru/103), а абстракции – настолько самостоятельный образ, что это позволяет произвольно совершать в ним любые ментальные операции. Абстракции – сугубо нематериальный, субъективный элемент переживаний, который настолько же один на всех, где такая абстракция возникает, как и абстракция “единица”, не существующая в природе в виде какой-то сущности, а появляющаяся как результат понимания в процессе осмысления.
Отсюда прямо следует настолько полная ментальная общность всех живых существ, обладающих механизмами осмысления, что можно сказать – все такие живые существа, где бы они ни находились, в прошлом, настоящем и будущем, являются одним и тем же субъектом, но развившемся в данном теле при формировании особенностей субъективности.
Это может вызвать непонимание и даже протест, но это жестко следует из принципа организации процесса осмысления.
При этом мы все уникальны и только общие абстракции, где это возможно, объединяет нас ментально, так же как ментальность взрослого совместима с ментальностью детской версией этого взрослого (fornit.ru/1648).