Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Принцип Полианны, основанный на персонаже из книги 1913г. Элеоноры Портер, утверждает, что в любой ситуации можно найти что-то положительное, даже если обстоятельства кажутся тяжелыми. Русская поговорка: “Нет худа без добра”.
Но для масс практикующие психологи придумали более понятное и заманчивое: "нужно думать только о хорошем", что полностью исключает возможность учета ошибок. А ошибок в предположениях всегда намного больше, чем удач (fornit.ru/1012) и не зря возникло изречение: "Мысль изреченная есть ложь".
В механизмах организации индивидуальной адаптивности (fornit.ru/68715) негативному отведено намного больше ресурсов, чем позитивному, потому что негатив критически важен, его нужно вовремя распознавать, чтобы найти более позитивный вариант. А позитив (в норме, а не извращении) - это - всего лишь констатация удачного решения негативной проблемы.
В
"Героиня Портер Поллианна после смерти отца переезжает жить к тете, где девочке не особо рады. Но даже в такой непростой ситуации Поллианна не теряет оптимизма и радуется, казалось бы, даже самым грустным вещам. Родственнице девочка кажется странной, непонятной, но в конечном счете тетя начинает относиться к девочке иначе и по-другому сама смотрит на мир.
Принцип Поллианны активно изучался учеными, и они обнаружили, что бессознательно мы цепляемся и выделяем что-то хорошее даже при беспросветном негативе. Рациональная часть мышления, наоборот, замечает негативную информацию.
Важно научиться принимать к сведению негативную информацию, но не забывать и о чем-то положительном, акцентироваться именно на нем.
Коучи и психологи уверяют, что научиться такому вполне возможно, а стать чуть больше Поллианной может каждый из нас. Вот подходы, которые стоит попробовать:
- смотри легкие фильмы, читай приятные книги, слушай музыку, которая тебе нравится;
- если ты чувствуешь радость или положительные эмоции, не спеши одергивать себя и переключаться на рутину;
- не исключено, что дополнительные положительные эмоции тебе даст какой-то вид творчества".
И в самом деле, мы все стремимся именно к позитивному, просто потому что полученный позитив означает удачное решение негативных проблем - это изначально заложено во всей системе адаптивных механизмов мозга, от самой древней условно-рефлекторной до самой сложной - психической.
Тут есть всего одно, но определяюще важное условие: позитив должен следовать именно после своего удачного решения, которое было опробовано и на деле показало полезность. Без этого позитив оказывается лишенным своей адаптивной функции, настолько, что уже нет критерия избегания действия, которое приносит позитив. Человек, употребляющий наркотические вещества, оказывается в ловушке и погибает без посторонней помощи жесткого отлучения от такого удовольствия. Животные, в том числе люди, которым был вживлен в мозг электрод, стимулирующий зону удовольствия, не желали более ничего другого. Те, что хоть раз нажимал на кнопку, раздражающую мозг, уже не могли не нажимать ее до полного истощения (fornit.ru/5374).
В природе жестко поддерживается равновесие между конкурирующими видами животных и удовольствие перепадает очень редко. Поэтому нет такого общего механизма в мозге, который мог бы запретить получать удовольствие. Это работает лишь на уровне негативных последствий переедания или слишком частой половой активности. При наблюдении того, к чему может привести получение постоянного удовольствия, могут возникать правила, препятствующие этому. Стоит ребенку обожраться вкуснятины, он надолго запомнит последующие мучения и значимость приносящего удовольствия надолго станет отрицательной.
Позитив и негатив изначально в организме представлены на уровне очень древних механизмов, которые заставляют восстанавливать значительно отклоненные от нормы жизненные параметры: если давно не ел, если давно не пил и, тем более не дышал, возникает преимущественный контекст поиска возможности вернуть норму. И когда удается найти такой способ, то возникает удовольствие, поддерживающее процесс насыщения до тех пор, пока не будут восстановлены жизненные параметры (fornit.ru/68571).
Итак, для мозга есть три состояния, которые отражают уровень жизни: Норма, Плохо и Хорошо. Существуют распознаватели таких состояний, которые антагонистически конкурируют между собой, так что возможно только одно из состояний. Эти распознаватели и образуют зону удовольствия, зону ада и зону нормы (которая из-за своей банальности не интересовала исследователей).
Зона удовольствия - это область мозга, ответственная за ощущения счастья и удовлетворения, которая активируется при выполнении приятных действий, таких как пища, секс или социальное взаимодействие. В этом контексте "Хорошо" может соответствовать высокому уровню активации этой зоны и появлению положительных эмоций. Нужно заметить, что удовольствие получается тогда, когда удачно найден его источник и до тех пор, пока не будет восстановлен отклонившийся от нормы жизненный параметр. Если все параметры были итак в норме, но мы каким-то образом (например, наркотиками) стимулируем зону удовольствия, то возникнет ненормальная активность, закрепляющая патологические реакции (зависимости: fornit.ru/422).
Зона ада в мозге активирует такие структуры, как амигдала (основа негативной значимости) и префронтальная кора (основы психики), что ассоциируется с негативным переживанием. Эти области могут конкурировать с зонами удовольствия, создавая противоречивые сигналы. Сигнал негативного переживания для психики означает проблему, которую нужно решить. Без такого сигнала можно не заметить нарастания негатива до его фатальных значений. Есть люди, не чувствующие боли и в этом их главная проблема: они не замечают повреждений или других сигналов фатальных состояний. Поэтому зона ада являются самой полезной для жизни.
В психике каждый актуальный образ при его осмыслении того, к каким последствием он приводит в данных условиях и ситуации, приобретает величину негативной или позитивной значимости, что определяет смысл понимания его значения для субъекта (fornit.ru/66643). Первоначально историческая память о происходящем формируется именно как кадры значимости образов, появившихся в восприятии - в виде "семантической памяти". Это позволяет впредь остерегаться негативных образов и стремиться к позитивным. Так ксило-горькая незрелая ягода образует негативную значимость и избегается после нескольких попыток ее съесть. Но когда она созреет, то обретает позитивную значимость. Для образа "ягода" возникает модель понимания в зависимости от условий и ситуации (fornit.ru/69260). Фактически вся психики - это учет и обработка значимостей образов.
При следующем эволюционном совершенствовании, на основе семантической памяти возникает эпизодическая память, в кадре которой сохраняется еще и конкретная причинно-следственная зависимость типа: Стимул->Ответ->Эффект, где эффект - это значимость последствий ответных действия на стимул.
В раннем возрасте у животного еще нет собственных значимостей и правил, нет жизненного опыта, но жить уже нужно. Поэтому для него возникает импринтинговое состояние повышенного внимания к тому, что совершают вокруг близкие сородичи. Он отзеркаливает их действия с предельно высокой значимостью эффекта, считая, что сделанное опытным - всегда позитивно. Такой вид "учительских" правил в кадрах эпизодической памяти, заданный наследственно, позволяет авторитетам произвольно модифицировать память, заменяя собственно приобретенные знания догмами (fornit.ru/69416, fornit.ru/69237).
В более позднем периоде развития появляется зудящее желание преступать детские догмы, чтобы проверить их на себе и приобрести собственное знание, что очень важно для меняющихся условий - животное приобретает собственную произвольную адаптивность.
Принцип Поллианны отражает описанные механизмы в общей тенденции: учитывать негатив для достижения успеха. Но этот принцип очень по-разному интерпретируется, порождая противоречия вплоть до резко патологического стремления учитывать только позитив, хотя зачем его учитывать? Обычно такое используется для манипулирования чужим сознанием.
Попытки искусственного изменения значимостей образов и правил допустимы только в раннем детстве или в областях, где человек еще не имеет опыта. Это дает начальные авторитарные представления, которые должны быть затем заменены на собственный опыт. Можно заметить, что все попытки практического использования принцип Поллианны являются авторитарными манипуляциями.
Принцип Поллианны используется сегодня буквально повсеместно:
• Прежде всего, конечно же, коучинг.
• В образовании преподаватели могут применять принцип Поллианны, чтобы мотивировать учеников и студентов видеть положительные стороны в обучении и преодолевать трудности. Это способствует развитию оптимизма и уверенности в своих способностях.
• Маркетологи используют принцип Поллианны для создания позитивного образа бренда и привлечения клиентов. Они акцентируют внимание на преимуществах продукта или услуги и замалчивают недостатки, что есть ложь по определению (fornit.ru/69008).
• Творцы художественных произведений часто применяют принцип Поллианны в своих произведениях, создавая позитивные образы и истории, которые вдохновляют читателей и зрителей.
• Организаторы социальных проектов используют принцип Поллианны, чтобы привлечь внимание к положительным изменениям, которые они стремятся внести в общество. Это помогает мобилизовать ресурсы и поддержку для реализации проектов.
• В компаниях принцип Поллианны может быть использован для создания позитивной корпоративной культуры. Менеджеры могут поощрять сотрудников находить положительные моменты в работе, что способствует улучшению морального духа и повышению производительности.
• В медицинских учреждениях принцип Поллианны может быть применен для поддержки пациентов, помогая им справляться с болезнью и находить радость в жизни даже в сложных условиях. Например, пациенты могут научиться видеть ситуации с другой стороны, находить светлые моменты даже в сложных обстоятельствах.
• Социальные программы и благотворительные организации могут использовать принцип Поллианны для поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Например, помощь бездомным может включать в себя не только предоставление базовых нужд, но и создание условий для поиска радости и положительных моментов в жизни.
• Люди могут использовать принцип Поллианны в своей личной жизни для повышения уровня счастья. Оптимизм помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Люди, применяющие принципы Полианны в своей жизни, склонны лучше переносить трудности и быстрее восстанавливаться после неудач.
• Принцип Поллианны также находит применение в риторике, помогая ораторам и авторам эффективно доносить свои идеи и убеждать аудиторию.
Вот несколько советов, как этот принцип может быть использован в риторике:
• Начинайте свои выступления или тексты с позитивных утверждений, которые сразу же привлекут внимание аудитории и создадут положительное настроение. Например, “Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать наши достижения и вдохновиться на новые свершения.”
• В своих выступлениях и текстах делайте акцент на положительных аспектах ситуации, даже если они кажутся незначительными. Например, “Несмотря на временные трудности, мы видим значительный прогресс в наших усилиях.”
• Приводите примеры из реальной жизни, которые иллюстрируют положительные моменты и достижения. Это помогает аудитории лучше понять и запомнить информацию.
• Завершайте свои выступления или тексты позитивными призывами к действию, которые вдохновят аудиторию на конкретные шаги. Например, “Давайте вместе сделаем этот мир лучше, начав с малого, но важного шага.”
• Рассказывайте истории, которые вызывают у аудитории положительные эмоции и сопереживание. Это помогает установить более тесный контакт и лучше донести свою точку зрения.
• Используйте позитивные установки и утверждения, чтобы помочь аудитории видеть положительные стороны в любой ситуации. Например, “Мы можем преодолеть любые трудности, если будем верить в свои силы и возможности.”
• Включение элементов юмора и радости в выступления и тексты помогает разрядить обстановку и сделать общение более приятным и запоминающимся.
Во всем этом присутствует попытка манипулировать значимостями субъективных образов. Это может достигать позитивного результата, но может и приводить к негативным последствиям в некоторой исторической перспективе (fornit.ru/69381).
Важное по теме:
О том, нужно ли подавлять негатив: fornit.ru/69350
Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов: fornit.ru/7148
Неудовлетворенность существующим: fornit.ru/870